09/05/2010 | Анатолий Осмоловский

В среде патриотов часто идет спор, что американское искусство убьет всю нашу традицию. Во-первых, современное искусство - не американское явление, а было изобретено в России (Малевич со товарищи). Во-вторых, невозможно искусством поработить. Ни одному человеку не приходит в голову, что центральная перспектива, придуманная в Италии в эпоху Ренессанса, может поработить кого-то



01/10/2008 | Александр Евангели

С именем «художника года» Анатолия Осмоловского связаны все самые заметные вехи в отечественном искусстве последних двух десятилетий. Его работы хранятся в главных пинакотеках мира, выставки проходят по всему миру. Осмоловский - фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его радикализм эволюционировал от социального и политического жеста в 90-х к чистоте авангардной формы, к автономии искусства. Сегодня его объекты утверждают формальную экспрессию в качестве актуального высказывания.

Александр Евангели

Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)

Работы разных периодов


В. Лисовский на выставке «День Знаний» 1-15 сентября 1991 г.

2013 г. - «Схождение параллелей» (Parallel Convergences)

акция «Баррикада на Большой Никитской» - 1998 г.

1991 г. 10 ноября - акция «Тихий Парад» («Переползание»)

«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г.

Нонспектакулярное искусство

"Авангард и китч": предисловие к публикации (ХЖ №60)

Статья Клемента Гринберга "Авангард и китч" – одна из фундаментальных теоретических работ ХХ века. По степени влиятельности и популярности она может сравниться разве что с работой Вальтера Беньямина "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости", многие положения которой неявно Гринбергом оспариваются. Актуальность подобного мышления, построенного из четких бинарных оппозиций, повышается в периоды острого противостояния, когда скрытые конфликты выходят наружу, требуя своего разрешения. Соответственно, любой кризис, в том числе и художественный, может быть преодолен именно путем прояснения фундаментальных оснований этого противостояния.

Является ли современность нашей античностью? (ХЖ №61-62)

Античность для европейской художественной культуры со времен Ренессанса является идеалом. Этот идеал ассоциируется с   
Однако в каком виде известно нам художественное наследие античности? Исключительно в руинах. Даже в том случае когда до нас дошли неповрежденные артефакты мы никогда не видели их именно в том виде как их видели современники. Но главное – это общее впечатление: мегалитические развалины античных храмов, фрагменты статуй и фресок, куски барельефов. Все это выкопано, рассортировано, помещено в стерильное пространство музеев. Эта титаническая работа по сохранению и реконструкции античности еще рельефнее высвечивает ее руинированное состояние.

Пролегомены к методологическому принуждению (ХЖ №48-49)

Многим известно, что московское радикальное искусство (московский акционизм) с самого начала своего возникновения определяло себя искусством левым, наследуя великой политической традиции авангарда ХХ века. Абсолютное большинство текстов, совместных и индивидуальных заявлений, манифестов и интервью почти всех ведущих представителей этого направления содержит совершенно отчетливый левый политический месседж.

Политические позиции Андрея Монастырского (ХЖ №42)

Проект этого номера «ХЖ» среди художников поколения 90-х подвергался серьезной критике. Именно от меня никто не ожидал желания серьезно разобраться в творчестве одного из «главных врагов» радикального искусства. Большинство критических замечаний вращалось вокруг фразы о том, зачем вообще поднимать этот антиквариат: «Ты что, совсем с ума сошел?»

Критическая тавтология, или критика тавтологии (ХЖ №31)

Татьяна Хэнгстлер дебютировала на московской сцене в 1994 иду в известной московской галерее "Риджина". Ее работа заключалась в экспонировании на стенах галереи фотографий трехсот московских ларьков, подобранных с необычайной тщательностью и дотошностью. Ларек — это компактная торговая точка в виде небольшого домика. Отсутствие в Москве развитой сети торговых предприятий заставляла предприимчивых торговцев сооружать эти ларьки с необычайной поспешностью, нe заботясь об их дизайне и даже функциональности. Эта коллекция из трехсот фотографий стала скандальным памятником русской неряшливости и дурного вкуса.

Несколько тезисов нонспектакулярного искусства (ХЖ №43-44)

Если искусство ХХ века после Марселя Дюшана стало искусством выбора, то в нонспектакулярных практиках эта предзаданность в значительной степени ослабляется.

Без искусства и без политики (ХЖ № 30/31)

На протяжении всего двадцатого века изобразительное искусство обладало беспрецедентным статусом и влиянием. Может бытъ, впервые в истории искусств эстетика приобрела реальное политическое значение. Но уже в начале века была отчетливо видна существенная разница между чисто эстетическими проблемами и политической позицией, которую эта эстетика занимала. Этот скрытый внутренний конфликт достиг своего пика и осознания в деятельности Ситуационистского интернационала.

Искусство без оправданий

Должно ли искусство как-то реагировать на внешние для него политические события? Или искусство находится исключительно в логике собственного имманентного развития? Влияют ли художественные акции на общество и чем они отличаются от политического действия? Есть ли у искусства ясная социальная функция? Или, наоборот, искусство только теряет от четкого прояснения своего социального места?

Как случилось, что я стал художником? (ХЖ №45)

В изобразительное искусство я пришел из литературы. В 1987-1990 годах я, Дмитрий Пименов, Георгий Туров и Григорий Гусаров создали литературную группу "Министерство ПРО СССР", которая занималась различными литературными экспериментами. Их западные аналоги: французские группы "Тель Кель", "УЛИПО", поэты Раймон Кено, Дени Рош, американская "Школа языка" и др. Сочиняя достаточно сложные тексты на границе между современной поэзией и литературной критикой с элементами левацкой риторики в духе 68-го года, "Министерство ПРО СССР" стало известно в московском литературном сообществе благодаря ряду достаточно жестких скандалов, переходящих порой в мордобой. Скандальное поведение не было обусловлено стремлением к саморекламе, желанием известности: мы сознательно создавали образ авангардистов, представляя собой "подобие" современного авангарда. Скандалы чередовалась с сольными литературными выступлениями (приблизительно раз в месяц). Больше всего в литературном сообществе того времени нас – меня и моих друзей – раздражала безграмотность и глупость советских литературных "авангардистов". Сейчас, перечитывая их стихи того времени, я думаю, что мы были не так уж не правы.

По большому (ХЖ №53)

На мой взгляд, наиболее актуальна для российского (а возможно, и западного) художественного контекста тема, которую условно можно было бы назвать: "Произведение искусства". Она или какие-то более уточненные ее вариации могла бы стать темой и первого московского Большого проекта. Проблематика "произведения искусства", с одной стороны, радикально отличается от тенденций и художественных методов прошедшей декады ХХ столетия, с другой – является фундаментальной, заранее обеспечен интерес к ней как профессионалов, так и простой публики.

Удовольствие от искусства (ХЖ №69)

"Искусство во все времена, начиная с ранней античности и до наших дней, было связанно золотой пуповиной с правящим классом" – эта справедливая мысль Клемента Гринберга осаживает чрезмерно ретивых поборников "сопротивления" до сих пор. Стоит подчеркнуть, что в этой мысли очень важна метафора "золотой пуповины": она подчеркивает неявную связь, связь, которую в критическом угаре можно и позабыть. С другой стороны, эта метафора констатирует относительную независимость искусства – его способность жить самостоятельной жизнью и даже занимать в известной мере критическую позицию.

2001 г. - «Cубъект и власть»

перформанс «Мешки с углем», 2001 г. -  Выставка «Субъект и власть (лирический голос)» в рамках ярмарки «Арт – Москва»
перформанс «Мешки с углем», 2001 г. -  Выставка «Субъект и власть (лирический голос)» в рамках ярмарки «Арт – Москва»
перформанс «Мешки с углем», 2001 г. -  Выставка «Субъект и власть (лирический голос)» в рамках ярмарки «Арт – Москва»
перформанс «Мешки с углем», 2001 г. -  Выставка «Субъект и власть (лирический голос)» в рамках ярмарки «Арт – Москва»
перформанс «Двойник», 2001 г. -  Выставка «Субъект и власть (лирический голос)» в рамках ярмарки «Арт – Москва»
«Критика состояния стен», 2001 г. - Выставка  «Субъект и власть (лирический голос)»  в рамках ярмарки «Арт – Москва»

2001 г. - «Инпозиция»

Открытие выставки  «Инпозиция», 2002 г.
Открытие выставки  «Инпозиция», 2002 г.
«Свернутые флаги и непрочитанные книги» -  «Инпозиция», 2002 г.
 «No future for you» - «Инпозиция», 2002 г.
 «No future for you» - «Инпозиция», 2002 г.
«Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов!» - «Инпозиция», 2002 г.

2001 г. - «Вместо искусства»

выставка «Вместо искусства», 2001 г. Москва
выставка «Вместо искусства», 2001 г. Москва
выставка «Вместо искусства», 2001 г. Москва
выставка «Вместо искусства», 2001 г. Москва
выставка «Вместо искусства», 2001 г. Москва
выставка «Вместо искусства», 2001 г. Москва

2002 г. - «Флаг»

2002 г. - «Флаг»
2002 г. - «Флаг»
2002 г. - «Флаг»

2002 г. - «Пыльные фразы»

2001 г. - «Пыльные Фразы», музей современного искусства MUHA, Антверпен
2001 г. - «Пыльные Фразы», музей современного искусства MUHA, Антверпен
2001 г. - «Пыльные Фразы», музей современного искусства MUHA, Антверпен
2001 г. - «Пыльные Фразы», музей современного искусства MUHA, Антверпен
2001 г. - «Пыльные Фразы», музей современного искусства MUHA, Антверпен
2001 г. - «Пыльные Фразы», музей современного искусства MUHA, Антверпен

2003 г. «7 смертей в Москве»

2003 г.  «7 смертей в Москве», Драка в ЦПКО им Горького
2003 г.  «7 смертей в Москве», Изнасилование проститутки
2003 г.  «7 смертей в Москве», Смерть бомжа
2003 г.  «7 смертей в Москве», Смерть под колесами автомобиля
2003 г.  «7 смертей в Москве», Террористический акт
2003 г.  «7 смертей в Москве», Убийство бизнесмена
English Русский