Политические позиции Андрея Монастырского (ХЖ №42)

Проект этого номера «ХЖ» среди художников поколения 90-х подвергался серьезной критике. Именно от меня никто не ожидал желания серьезно разобраться в творчестве одного из  «главных врагов» радикального искусства. Большинство критических замечаний вращалось вокруг фразы о том, зачем вообще поднимать этот антиквариат: «Ты что, совсем с ума сошел?»

Новая эпоха диктует новые ориентиры, новые ценности и новые задачи. Вполне естественно, что заотсутствием какой-либо вменяемой и осязаемой исторической альтернативы в сфере искусства точкой переопределения выступает (в который раз) московский концептуализм. Для поколения художников девяностых годов московский концептуализм был точкой отталкивания. В жесткой критике московского концептуализма, иногда переходящей известные границы дозволенного обыденным поведением, искусство 90-х годов выстраивало собственную идентичность - идентичность под стать окружающей агонизирующей социальности: хаотизированную, волюнтаристскую, аффектированную и до крайности агрессивную.

Искусство 90-х годов не признавало не только какой-либо организованности, но даже хоть сколько-нибудь различимой систематичности и последовательности. Лидеры и ведущие художники этих лет почти без остатка растворялись в собственных бессознательных фантазиях, психических девиациях или лаже элементарной собственной мускульной энергетике. Ведущие художники концептуализма, напротив, заняли позицию «над схваткой», чувствуя, что художественные процессы, которые они полностью контролировали на протяжении двадцати лет, не поддаются регулированию, а весь их утонченный опыт андеграундного противостояния слишком сложен и неактуален, в своем большинстве принципиально отмежевались от художественной активности 90-х. Время от времени из их «лагеря» раздавались анафемы художественной жизни 90-х, но на них мало кто обращал внимание.

Среди всех деятелей концептуализма, на мой взгляд, наибольшего интереса достойна фигура художника Монастырского. Этот интерес обусловлен отнюдь не традиционной для него ролью одного из концептуалистских «начальников», способных «казнить и миловать», а достаточно противоречивой позицией, которую Монастырский занимал на протяжении своей творческой активности.
Итак, художник Монастырский интересен:

  1. Как организатор и активнейший функционер художественной системы 70 - 80-х годов. В этом аспекте он радикально отличается от Кабакова, представляющего собой достаточно традиционный модус современного художника советского андеграунда с присущими ему нарциссизмом и упованиями на «воздаяние в будущем» («в будущее возьмут не всех»).
  2. Парадоксально, но одновременно с этой ролью Монастырский и самый рисковый и бескомпромиссный автор. Если большинство художников-концептуалистов достаточно комфортно располагались в традиционной для советского быта триаде: творчество, семья, работа иллюстратора, Монастырский весь, целиком и без остатка, был погружен в художественное и экзистенциальное творчество/исследование. Его шизоаналитический эксперимент с православной аскезой, отраженный в романе «Каширское шоссе», широко известен.
  3. При этом интеграция Монастырского в «постреволюционную» (или, точнее, постконтрреволюционную) организацию социума достаточно проблематична. Это тем более странно, ведь как организатор арт-процесса он должен был быть востребован. Именно в этом моменте проявляется политический аспект деятельности Монастырского. Если на уровне идеологических понятийных структур условно мы можем констатировать приемлемость его версии концептуализма, то конфигуративно из присущей ему телесности Монастырский постоянно выталкивается нынешней властью из поля глорификации или даже хотя бы какого-либо серьезного внимания. Это серьезная проблема. Мы не можем идти дальше, не поняв ее составляющих.
  4. И, наконец, творчество Монастырского интересно в ракурсе нонспектакулярных практик. Анализ перформансов «Коллективных действий» в отрыве от традиционной концептуалистской парадигмы дает нам обширный материал для незрелищных видов искусства.

Методологическое вступление: что такое политическая позиция?

  1. Под политической позицией (и - шире - под политичностью) я понимаю не те или иные публичные заявления того или иного лица, а модус поведения, влияющий как на творческий процесс, так и на эстетику.
  2. Кажется, что для Монастырского такой подход не релевантен - что неверно. Любой деятель искусства может (и должен) быть проанализирован с точки зрения его политического влияния. Тем более, что организующая, структурирующая роль Монастырского для художественной жизни 70 - 80-х годов беспрецедентна.
  3. Любое организационное усилие само формирует собственную политику и в значительной степени обусловливает эстетику. Исключение политической проблематики из художественной деятельности приводит к серьезным погрешностям внутри самого арт-процесса, способствует недостаточно точному социальному позиционированию и, как следствие, чревато болезненными для искусства конфликтами. Так, совершенно очевидным является факт, что ряд бессознательно занятых политических позиций московского концептуализма привел к фундаментальному разрыву с поколением художников 90-х годов - и эта проблема совершенно не исчерпывается эстетическими различиями.
  4. Однако в отношении Монастырского, конечно, нельзя говорить о сознательно выбранной политической позиции (если можно, то в некоторых аспектах, например в сознательно избегаемой публичности). Поэтому, мне кажется, необходимо констатировать наличие именно политических позиций, почти не связанных, а иногда и противоречащих друг другу.
  5. Для меня до сих пор остается серьезнейшей теоретической проблемой, каким образом реакционная политическая ориентация позволяет тому или иному лицу производить убедительные артефакты. Этот механизм еще недостаточно понят (ближе всех подошел, наверное, Делез).
    Гипотеза adhoc - влияние неверной ориентации - сказывается значительно позднее (это верно в отношении, например, Гитлера - его националистическая идеология была эффективна очень короткое время, впоследствии она сожрала сама себя). Здесь возникает очень часто задаваемый в России вопрос (довольно циничный, если разобраться): если политическая позиция автора не влияет на качество артефактов, зачем ее делать предметом анализа, тем более вменять автору рефлексию по этому поводу? На качество, видимо, почти не влияет, но она несомненно влияет на механизмы воспроизводства культуры и ее место в социальном контексте общества. Даже более того: на само право делать экспериментальное искусство.
  6. Еще раз: в этом тексте будет идти разговор о политичности не столько декларационных открытых заявлений Монастырского (которых крайне мало), сколько имплицитных, бессознательно занятых им позиций. Эти позиции не складываются в законченную систему. В деятельности Монастырского парадоксально смешаны максимальная открытость эксперименту и глубочайшая подозрительность к новым веяниям, элитизм и демократичность, радикальный критицизм и конформистские интенции. Вероятно, в советской социальности, насквозь политизированной, было крайне трудно выстроить собственную непротиворечивую политическую позицию (это не удалось даже «профессиональным» диссидентам).

Политические составляющие концептуалистской  метапозиции

Концептуалистский дискурс применяет такой термин, как  метапозиция. Под ним подразумевается некая сознательно занятая, независимая сверхпозиция, позволяющая обозревать социальный ландшафт советской (и любой другой) жизни. Само по себе слово «позиция» предполагает какие-то социально-политические координаты, выявить которые было бы чрезвычайно интересно. Безусловно, метапозиция  - это один из вариантов т. н. критической позиции в обществе. Одним из серьезных заблуждений (и самообольщений) концептуализма являлось убеждение, что эта позиция занята им по собственной прихоти. Несомненно, что позднее советское общество предполагало наличие подобных критических зон.

Практически в любой организации социума существуют такие эксклюзивные зоны, критический потенциал, который, конечно, не беспределен. Левый политический анализ не может признать претензию на полностью независимую, никак не связанную с окружением позицию (эта идея не что иное, как эрзац-религиозная иллюзия), но он признает возможность самого общества преодолевать себя. Это преодоление начинается именно в таких эксклюзивных областях. Метапозиция в концептуалистском дискурсе выполняет, на мой взгляд, двойную политическую функцию: с одной стороны, она показывает склонность концептуализма к критическому высказыванию, с другой - оправдывает претензии его на элитизм, интеллектуальное превосходство.

Пустое поле как метафора собственной земли

Гройс в 1996 году в Мюнхене делал выставку под названием  «Приватизация». Приватные (интимные, домашние) отношения проходят красной нитью через всю деятельность концептуалистов. В этом смысле выбранная ничейная (народная) земля, на которой всякий раз проходят акции КД, является метафорой частного владения. Но одновременно это и самозахват (сквоттерское движение). Стоит понимать, что в этом - экономическом - аспекте деятельность КД возможна только при советском строе. В капиталистической стране вся земля кому-нибудь принадлежит и вряд ли может организованно подобным образом использоваться.

Наивысшее телесное отражение советской партийной жизни

Известно, что концептуалистское сообщество было жестко структурировано. Иерархия, составленная Монастырским и Сорокиным, при всех условностях и шутливости, по заявлению самого Монастырского, все же отражала реальное положение вещей. Если бы такая констатация жесткого статуса была стержнем политической организации, ее можно было бы однозначно определить как фашизоидную, но у художников (что бы они ни делали) всегда есть алиби: отражение жизни. Так, всю эту иерархию можно понимать как пародию на жесткую статуарность советского партийного аппарата. Это непосредственное телесное отражение советской политической номенклатуры.

Учитывая опыт Монастырского по полному телесному погружению в православную аскезу, этот артефакт, видимо, можно понимать как доскональную (вплоть до бытовых различий) структурацию коллективной повседневности. В то же время нельзя не отметить, что данная структурация так же, как и партийная советская, несла в себе значительный репрессивный элемент и в долгосрочной перспективе таила в себе элементы широкого конфликта в ситуации открытой, не андеграундной художественной сцены. Это была цена за последовательность. На мой взгляд, ее можно было и не платить, если бы авторы - создатели данной структуры не упустили из внимания ее очевидный пародийный смысл.

Конфигуративное противостояние: говорить «нет» государству

Одновременно с телесным отражением партийной номенклатуры (в прямом политическом смысле здесь различия незначительные) концептуалистский проект - это конфигуративное ей противостояние. Если для партийного аппарата риторическим аргументом в споре с оппонентами было «светлое будущее коммунизма», то для концептуалистов - «пустотный канон» (т. е. Ничто); если лица Ленина, Брежнева, знак Серп и Молот висели на всех самых видных местах города, то лозунги концептуализма вешались в лесу и их видело считанное число людей; если книги классиков марксизма-ленинизма издавались миллионными тиражами, то сборники «Поездки за город» - тиражом три экземпляра (уверен, что чисто технически можно было сделать раз в десять больше). Возможно, именно Монастырский интуитивно дошел до осознания, что эстетика может быть конфигуративно иным политическим проектом, который при всей незначительности ресурсов в долговременной перспективе может быть подобен взрыву нейтронной бомбы (это, конечно, самообольстительная формулировка, но в ней есть значительная доля правды).

Неподвижность власти

Монастырский сознательно избегает публичности. Он редко посещает какие-либо художественные мероприятия и почти не путешествует. Это нельзя объяснить отсутствием любопытства и интереса к актуальной художественной жизни. Скорее это сознательно выбранная стратегия власти. Обладает властью тот, кто неподвижен. В этом он также уподобляется советским политическим лидерам, со времен Сталина стремящихся к собственной максимальной неподвижности (за исключением Хрущева, который именно за это и поплатился).

Стратегия исчезновения

Если неподвижность в реальном политическом контексте – это, несомненно, чисто властная стратегия, то, перенесенная в художественный, она обладает также значительным критическим потенциалом. Ведь у художника в отличие от политика нет осязаемых ресурсов, поэтому вся его властная амбиция располагается исключительно в области чистой трансцендентной неподвижности. И именно в данном аспекте возникает элемент критики власти. Художник рискует просто исчезнуть. Надо иметь громадную смелость, чтобы идти по этому пути до конца. Этот парадокс: наличие собственных властных амбиций с одной стороны и одновременная их критика с другой - есть, видимо, единственный подлинный диалектический способ преодоления власти, который, говоря словами Делеза, взывает к Новому народу и Новой земле. Это передний край современного социального эксперимента.

Институциональное творчество как инструмент принуждения

«Коллективные действия» - это не только акции, не меньшую (а возможно, даже и большую) роль играли отчетные сборники, состоящие из воспоминаний зрителей и участников, теоретических статей авторов и наблюдателей, а также совместных обсуждений. Плюс к этому в 80-е годы была собрана коллекция МАНИ (Московский архив нового искусства). Вся эта активность есть не что иное, как один из видов институциональнсти. Волю к институциональности нельзя объяснить только амбициями авторов, их желанием сохранить для потомков плоды своей деятельности. Так же, как и гигантская западная структура музеев (с белыми стенами и ровным светом) необходима для того, чтобы сфокусировать внимание зрителя на элементарных, доведенных до предела простоты вещах (которых он никогда бы не заметил в условиях гиперинтенсивного капиталистического производства), так и вся сложная структура концептуалистского сообщества нужна в процессе концентрации внимания зрителя на «хуйне» (это слово в данном контексте не несет негативного смысла). 

«Поле неразличения», «лишний элемент акции», «элементарная поэзия» - есть различные названия фактически одной и той же (конечно, с некоторыми вариациями) предельной редукции художественного объекта. Во всей системе концептуалистского принуждения (куда входят и недосягаемость лидеров, и иерархические списки, и шизофренизированная терминология, и т. д.) концептуалисты очень походят на большевиков, которые, как удачно сказал один из персонажей фильма Шлендрофа «Тишина после выстрела», «за народ, поэтому против него» (в этом также нет негативного смысла, а скорее унылая констатация).

Культура, не требующая своего признания

Именно из-за созданной многоуровневой структуры концептуалистская культура не рассчитана на признание широкой аудитории. Она самопризнается сама для себя. В этом аутизме, конечно, одновременно содержатся как прогрессивные, так и реакционные интенции. С одной стороны, подобная культура забывает, где она находится и как стала возможна, но с другой - такой разрыв с обществом дает необычайную свободу самовыражения. Это фундаментальное противоречие породило как целый ряд интереснейших перформансов и артефактов, так и глубоко элитистскую (и очень популярную в концептуалистском сообществе) фигуру речи (и, видимо, непосредственное бытовое отношение) «Ливингстоны в Африке», выражающую отношение концептуалистского круга к населению СССР.

Элитизм: «Линвингстоны в Африке»

Один из парадоксов (и искусов) гиперрефлексии — потеря связей со своим социальным окружением. Гиперрефлексия порождает элитизм — осознание собственной исключительности. В свою очередь именно элитизм фундирует массовую культуру. И Монастырский, конечно, не прав, утверждая в интервью «ХЖ», что существует два независимых друг от друга типа деятельности: культура и цивилизация (с точки зрения левого политического анализа, в мире нет ничего независимого, есть, правда, свободные, не занятые до поры до времени зоны мышления и поведения).

Тошнота и рвотный рефлекс от потребления массовой культуры находят свое разрешение в извращенном наслаждении от осознания собственной исключительности. Две эти противоположные эмоции фундируют два распространенных сейчас образа общественной коммуникации: политкорректность и расизм. Фигура речи «Ливингстоны в Африке» — яркое выражение элитистского сегрегирующего отношения к окружению. Здесь уместен вопрос: какими такими внутренними ресурсами обладает рядовой концептуалист для того, что бы родиться  в «Африке» «Ливингстоном»? Комментарий   как  отражение враждебной или неточной интерпретации

Концептуалистская гиперефлексия (переходящая в ряде случаев в шизофренический бред) также выполняет важную политическую функцию: необычайно агрессивную атаку на возможных интерпретаторов. Здесь буквально в физическом смысле комментирующего концептуалиста необходимо переговорить, переинтерпретировать. Не скрою: этот мой текст, написанный в форме тезисов, - малая часть того, что было мной в реальности написано (формат журнала предполагает краткость). А при условии полного отсутствия в России вменяемой политической культуры (я уж не говорю о левой культуре), возможно, он будет малопонятен (в особенности его необходимость). Все же я считаю, что с чего-то надо начинать, и деятельность Монастырского — это очень подходящая площадка. Как из-за крайней сложности и непроявленности политического в ней, так и из-за содержащейся в ней амбиции.

Честно говоря, помимо очевидных литературных достижений сборников «Поездок за город», как это ни стран но, в них мало чистой аналитики. Кроме ряда удачных терминов, ни Монастырскому, ни  его окружению, на мой взгляд, не удалось уловить подлинного теоретического смысла собственной деятельности Отсутствие реальной аналитической работы можно оценить исключительно негативно. Чего стоят замечания о том, что «волшебный счетчик И-ЦЗИНА и на этот раз не оставил своим вниманием КД отобрал именно 114 слайдов для слайд-фильма «Закрытый город»?

Преодоление метафизики: шизоанализ православия

Будучи необычайно увлеченным и увлекающимся человеком, без остатка растворяющимся в художественном процессе, Монастырский бессознательно провел над собой рискованный эксперимент, экзаменуя распространенное в советском андеграунде повальное увлечение христианской религией. Сам Монастырский сейчас недоумевает, почему это стало возможным, и почему была выбрана именно православная религия. Представляется, что ответ на этот вопрос достаточно прост (в каком-то смысле выбора и не могло быть): православная религия использовалась большинством художников советского андеграунда в качестве инструмента для. Оправдания собственной беспомощности, выброшенности из реальных советских арт-структур. В ситуации отсутствия какой-либо внешней оценки собственной деятельности, а такжe отсутствия собственных аналитических процедур самым простым и беспроигрышным было взывать к трансценденции. Так появились совершенно абсурдные для современного искусства - фигуры типа Шварцмана, Штейнберга, Шифферса и др. Их позиции, у каждого по-своему, легитимировалнсь религиозной (квазирелигиозной) ориентацией.

Однако эта ориентация имеет в себе серьезное противоречие, ведь в социуме существует легитимная позиция религиозного художника - это иконописец. Религия требует от каждого и в конечном итоге обуславливает тотальное, абсолютное растворение (служение). Максимально восприняв это теоретическое противоречие, Монастырский поставил эксперимент на себе. В лучшей традиции шизоанализа, рекомендующей иметь силу и смелость «заглянуть за край», Монастырский без оглядки ринулся в православную аскезу. Результатом чего стала книга-исследование «Каширское шоссе». Фактически этой необычайно артистично написанной книгой Монастырский поставил точку на всей андеграундной традиции религиозного «творчества». Он почти преодолел склонность андеграундных художников к подобной форме легитимации. «Почти» - потому что православие заместила другая форма метафизики - дзэн. Возможно, относительно данного эксперимента уместна фигура «Ливингстона в Африке», когда сам исследователь становится аборигеном (в нашем случае - религиозным фанатиком) и, возвратившись в Европу, с ужасом вспоминает, что он в Африке ел людей.

Дзэн как эрзац-идеология

По утверждениям самого Монастырского, его увлечение философией дзэн помогло выскочить из бредового «путешествия» в православную аскезу. Если это увлечение и выполнило терапевтическую функцию, то, скорее, в негативном смысле - помогло уклониться от радикального анализа склонности андеграундного художника к метафизическому методу мышления.

Надо сказать, что любому концептуалистскому деятелю вообще свойственно постоянно избегать ответственности. Идеологемы «колобка», «персонажного автора» вкупе с «метапозицией» и «Ливингстонами» создают довольно-таки циничный образ художника-концептуалиста. Убежденность в отсутствии связи между собственными действиями и повседневной жизнью общества - очень удобная форма существования, однако она иллюзорна. Вряд ли можно претендовать на «метапозицию», если ты сам не способен ответить на болезненные вопросы своих собственных заблуждений.

Художественная индукция: перспективы критики визуальности

Многие участники акций КД вспоминают, что с какого-то времени у них стало возникать почти параноидальное ожидание столкновения с художественным событием. Действительно, перформансы, состоящие из ряда почти незаметных и ничего не значащих жестов, провоцируют зрителя на эстетизацию повседневности, эстетизацию, которая покоится исключительно в их ценностных установках. Погруженный в атмосферу напряженного ожидания, любой человек вынужден внимательно относиться к происходящему вокруг него, активизируя свою способность к выбору и отбору художественного (или, точнее, организованного) и случайного событий.

Таким образом, происходит заражение наблюдателя искусством. На мой взгляд, этот экспериментально подтвержденный эффект - самое значительное в деятельности КД. В своем существе он является фундаментальнейшей альтернативой традиционной политической (и рекламной) пропаганды. Его критический потенциал может быть вполне осознан именно в нынешней социокультурной ситуации, когда на каждого человека обрушивается поток ничем не сдерживаемой агрессивной визуальности. С этого момента начинается история нонспектакулярного искусства, основной задачей которого является исследование и применение этого индуктивного эффекта.

Примечания

Нельзя сказать, что эта брутализация/радикализация художественной сферы была исключительно российским феноменом. Одновременно с московским радикализмом в западноевропейской культуре возникли Дэмиан Херст, Мэтью,Барни, Кики Смит, сиэтлское гранж-движение, Говард Стерн и мн. др. Построенные по стандартным авангардистским лекалам, используя эстетику смерти, ужаса, безумия, дурного вкуса, абсолютное большинство деятелей этого поколения достаточно быстро было абсорбировано капитализмом. И сейчас ни у кого не вызывает и тени изумления, когда «отвратительные» инсталляции Херста стоят миллионы долларов (а, в свою очередь, тиражи дисков «Нирваны» неоднократно становились «платиновыми»). Капитализм за последние сто лет не только приобрел достаточно опыта по интеграции подобных культурных протестов, но, по видимости, с большим удовольствием сам поддерживает подобную активность, ведь способность ее локализовать подчеркивает его либеральность и могущество.

Москва, 2002 г.«ХЖ» №42,с38-39.


Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)

Актуальное


29/10/2015
29.10.2015 - Открытие выставки Анатолия Осмоловского "Авангардистская канцелярия"
Новый проект Анатолия Осмоловского обращается к метафоре канцелярской принадлежности и с долей иронии сводит на нет ее практическое применение. Представленные на выставке объекты в своей детальной проработке относят к предметам бумажного обихода, чей облик не сменялся на протяжении десятилетий и прочно врезался в память постсоветского человека. Точность в исполнении при ближайшем рассмотрении оборачивается подвохом и придает узнаваемым образам характер абсурда.

с 30 октября по 6 декабря 2015 г.
Pop/off/art gallery
ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Москва

Подробнее…




26/05/2015
CURRENT, Exhibition (ATHENS, 26 May - 26 July 2015)

TERRAPOLIS

Exhibition duration | 26 May – 26 July 2015

in collaboration with the Whitechapel Gallery

Curator | Iwona Blazwick, Director, Whitechapel Gallery

FRENCH SCHOOL AT ATHENS, DIDOTOU 6

Opening Hours
Monday Closed
Tuesday - Saturday 10:00 - 21:00
Sunday 12:00 - 18:00

NEON and the Whitechapel Gallery are proud to present TERRAPOLIS, the second major collaboration in Athens between the two organizations following the presentation of ‘A Thousand Doors’ at the The Gennadius Library of the American School of Classical Studies at Athens (4 May – 30 June 2014). NEON works to widen access to contemporary art and is committed to contributing to the vital cultural activity in Athens.


Подробнее…




04/05/2015
Лекция по истории российского акционизма в ICA (London)

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system.

Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career.

Далее...



27/03/2015
Анатолий Осмоловский в Проекте "СОВРЕМЕННИКИ"

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОЕКТ СОВРЕМЕННИКИ

Проект «Современники» — уникальная живая энциклопедия современных русских художников, герои которой представляют себя сами — в интервью-анкетах, с видеозаписями и расшифровками которых можно познакомиться на этом сайте. Анкеты состоят из намеренно простых, базовых вопросов, таких, которые именно в силу своей простоты не всегда задаются в обычных журналистских интервью — но ответы на них далеко не очевидны и часто неожиданны. Ведь даже то, к какому направлению тот или иной художник причисляет себя сам, в какой контекст в мировом искусстве он себя помещает, кого он считает своими учителями и единомышленниками, часто идет в разрез с общепринятыми классификациями.


Подробнее…


27/02/2015
Сева Новгородцев – программа БибиСева c участием Анатолия Осмоловского 27.02.2015

Сегодняшний гость БибиСевы - один из самых известных российских художников, лауреат "Премии Кандинского" и идеолог Московского акционизма Анатолий Осмоловский. Вечером он выступит с лекцией в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а в 16:00 по Гринвичу не пропустите его интервью на БибиСеве!


Подробнее…


12/02/2015
Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

 Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

27 Feb 2015 6:30 pm | Nash & Brandon Rooms | £8.00 to £10.00

Book Tickets

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).


Подробнее…


08/02/2015
06.02 - 19.04.2015 «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAST 2000+» в МСИ «Гараж»

  ВЫСТАВКА «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAS 2000+»
6 февраля – 19 апреля 2015
Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур
6 февраля вход на выставку свободный.

Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне



Подробнее…


02/02/2015
Анатолий Осмоловский: «К искусству я отношусь как к революционной машине»

Художник Анатолий Осмоловский в своих «Избранных текстах» анализирует московский акционизм, одним из основателей и активным участником которого он был. По этим статьям можно четко проследить формирование и развитие тех идей и вопросов, разрешение которых составляло для него серьезную проблему. T&P публикует вошедшую в каталог беседу Осмоловского с критиком Марией Чехонадских о диалектике и автономии искусства. Полная версия текста, опубликованного в каталоге фонда V-A-C, выйдет также в «Художественном журнале» №93.
Подробнее....



28/12/2014
Анатолий Осмоловский: «Они к смерти движутся — и нас всех за собой тащат»

 В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с порталом «Воздух. Афиша.ру», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится


Подробнее…


25/12/2014
25.12. 2014 г. в библиотеке Ф.М.Достоевского презентация книги «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей»

Начало в 20:00
Библиотека Ф.М. Достоевского представляет новую книгу «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей / Избранные тексты Анатолия Осмоловского», состоящую из двух частей и опубликованную итальянским издательством Marsilio Editori совместно с V-A-C Foundation.


Подробнее…


22/12/2014
Анатолий Осмоловский, «Рас-членение» 25.12.2014 – 11.01.2015, Галерея «Триумф»

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Бакунин. Бронза, литье. 2012 Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского, известного московского акциониста, куратора, основателя образовательного проекта для художников и искусствоведов «База».
 
Проект «Рас-членение» состоит из двух частей: серии девяти скульптурных бюстов «Головы мертвых революционеров» и новой бронзовой композиции «Украинка».


Подробнее…


08/12/2014
Интервью Анатолия Осмоловского для нового проекта syg.ma

«В современной России невозможно заниматься акционизмом»: Анатолий Осмоловский о живописи, независимой критике и панк-роке

«Нужно создать интеллектуальный, академический дискурс, которого в России нет или почти нет. Без него художественное производство здесь так и останется на стадии поп-арта или того, над чем работают Дубосарский и Виноградов»

«Искусство не может быть связано с тюрьмой, не потому что «слабо», а потому что когда человек попадает в тюрьму, невозможно по поводу его действий высказывать эстетические суждения»

Читать интервью полностью



03/12/2014
Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских

Как московских художников лишают мастерских, и почему это не только плохо, но и очень хорошо Московский союз художников взывает к мэру Москвы Сергею Собянину. У художников отбирают мастерские.


Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских
Подробнее…


18/11/2014
26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)

26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)Масштабная выставка работ поп-арта из Америки, Китая, Великобритании и России в Saatchi Gallery - 300 работ 112 художников

Wed 26 November 2014 - Mon 23 February 2015 Saatchi Gallery, Duke of York's HQ, London SW3 4RY

www.saatchigallery.com  

Почему именно поп-арт из всех течений в искусстве XX века оказывает такое длительное и сильное влияние на художников по всему миру? США и Великобритания, Китай и постсоветское пространство — поп-арт жив до сих пор везде. Организаторы этой уникальной по масштабам выставки решили попытаться понять, в чем тайна его власти.


Подробнее…


20/09/2014
9 сентября – 30 ноября 2014 выставка работ из коллекции Фонда V-A-C в Whitechapel Gallery (Великобритания)
 

Коллекция Фонда V-A-C
Выбор работ: Майк Нельсон

9 сентября – 30 ноября 2014, галерея Whitechapel Gallery
Время работы: вторник - воскресенье 11:00 - 18:00, четверг 11:00 - 21:00

Whitechapel Gallery, галерея 7
77-82 Whitechapel Hight Street, Лондон

Whitechapel Gallery открывает первую в Великобритании выставку работ из коллекции Фонда V-A-C, которые отобрал для показа британский художник Майк Нельсон.


Подробнее…


17/07/2014
Институт БАЗА: новый учебный год

Институт БАЗА - прием абитуриентовС 1 августа по 25 сентября в Институте «База» открыт прием заявок на следующий учебный год. Всем желающим поступить необходимо заполнить анкету в электронном виде и прислать на bazaeducation@gmail.com. По этому же адресу можно получить дополнительную информацию или задать вопросы, касающиеся процедуры поступления и образовательных программ.

В октябре 2014 года Институт открывает новую экспериментальную образовательную программу «БАЗАльт» для молодежи (16+), в рамках которой запланированы циклы лекций по истории российского и зарубежного искусства, а также практические занятия. В связи переизбытком различных творческих инициатив, основной акцент делается на определении четких границ и отличий искусства от дизайна. Программа рассчитана на год обучения. Занятия проходят три раза в неделю по будним дням с 17.00 до 19.00.

Общую информацию о поступлении можно найти здесь



17/05/2014
22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

 22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

22 мая в 17 часов в рамках программы культурной столицы Европы в рижской церкви Св. Иоанна и в 18 часов в Латвийском музее истории железной дороги открывается международная выставка современного искусства "В поисках горизонта". В выставке участвуют 39 художников из таких стран, как Латвия, США, Россия, Австрия, Нидерланды, Индия и Германия. Выставку дополняет семинар, посвященный личному опыту художников и теоретиков искусства. Семинар пройдет в Латвийском музее истории железной дороги 24 мая с 11:00 до 17:00.



Подробнее…


03/04/2014
Анатолий Осмоловский: «Искусство начинается с достоинства и самостоятельности художника»

В Музее Москвы проходит выставка «Живопись расширения» под кураторством Евгении Кикодзе (Музей Москвы) и Анатолия Осмоловского (Институт «База»). «Что такое современная живопись и где ее место в актуальных практиках искусства?» — этот вопрос все отчетливее звучит на местной сцене, и эта выставка — не исключение. Работы одиннадцати авторов — как известных современных художников, так и совсем молодых — объединены общим свойством: это живопись, которая так или иначе «расползлась» в другие контексты или жанры. О том, почему живопись обладает наибольшим потенциалом автономии и зачем эта автономия художнику нужна, Анатолий Осмоловский рассказал Ольге Данилкиной.


Подробнее…


28/12/2013
Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.

Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.Из «грязи» в князи (мира сего)

Гигантским разочарованием для меня стала пресс-конференция Pussy Riot на «Дожде». Было почти физически больно это наблюдать.

Действительно, российская пенитенциарная система обладает поистине колоссальными возможностями для «перевоспитания». Пресс-конференция показала это в такой отчетливой форме, что Путин может быть доволен. Доволен до такой степени, что, собственно, зачем ее менять-то? По крайней мере, по отношению к современным художникам она работает превосходно.


Подробнее…


15/12/2013
Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»

Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»15 декабря 2013 г.  в 16.00 на площади Краснопресненская Застава состоялся перформанс студентов Института «БАЗА» по случаю публикации книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ». Текст книги поделен на три части – «Программа минимум», «Программа максимум» и «Инструкции для боевых подруг», каждая из которых состоит из пронумерованных лозунгов и рекомендаций, организованных по особому стилистическому и фонетическому принципу. Все фразы выписаны заглавными буквами, и завершаются восклицательными знаками, создавая бесконечный мысленный поток пограничного состояния смутного времени. 


Подробнее…


18/11/2013
Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы

 "Мне нужно было сначала себя прибить, а потом уже убрать одежду, чтобы осталось тело, прибитое к брусчатке. И вокруг ничего. Оно там возникло – и всё..."

 

Петр Павленский обнаженным присел на брусчатку Красной площади и приковал, прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Это всё было зафиксировано на многих фотографических аппаратах. Саму эту акцию в виде фотографий и видео вы можете видеть на всех сайтах, думаю, мира, а не только России. После этого Петр Павленский был препровожден в отделение милиции, накрытый простыней или покрывалом. После этого отправились в суд. После этого дело не завели и отпустили. Но 15 числа прокуратура сказала свое слово, и уголовное дело по статье «хулиганство» все-таки было заведено.

В контексте этого события Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы провели дискуссию на тему "Современное искусство как политическая акция"


Подробнее…


12/11/2013
14 ноября 2013 г. в 20-00 лекция Анатолия Осмоловского в Solyanka VPA

/news/logo/solyanka200.jpg«Эстетические проблемы традиции акционизма в современном искусстве. Искусство или политика?»

 Осмоловский — фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его лекция — об эстетических проблемах традиции акционизма в современном искусстве

лекция состоится 14 ноября 2013 г. в 20-00
место проведения - Solyanka VPA (video/performance/animation)
ул. Солянка, 1 (вход с ул. Забелина), Москва

Вход свободный


Подробнее…


31/10/2013
7 – 17 ноября 2013 г., «НАШЕ ДЕЛО» - Первый выставочный проект Института «База»

Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров
Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко
Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус
Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года
Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18
Открытие состоится 7 ноября в 19.00

Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.


Подробнее…


05/10/2013
05.10 - 30.11.2013 «Изысканный труп и двенадцать самоубийц», Галерея Томаса Брамбиллы (Бергамо, Италия)

Анатолий Осмоловский 05/10/2013 - 30/11/2013 выставка Анатолия Осмоловского «Cadavre Exquis - Двенадцать Самоубийств» (галерея Томаса Брамбиллы, Бергамо, ИталияВремя проведения выставки: 05/10/2013 - 30/11/2013
Открытие: Суббота, 5 Октября 2013 h.18.30.
Часы работы: Вторник - Суббота с 14:00 до 19:00.

Томас Брамбилла
Via Casalino 25
24121, Бергамо, Италия
Тел: +39 035 247418
www.thomasbrambilla.com
info@thomasbrambilla.com

Галерея Thomas Брамбилла с гордостью представляет «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Cadavre Exquis and Dodici Suicidi) - персональная выставка Анатолия Осмоловского.

Название выставки, относится именно центральной работе и цитирует знаменитую практику сюрреализма - Cadavre Exquis - процесс создания коллективных текстов или изображений, в котором каждый участник пишет или рисует без знания того, каков вклад других.


Подробнее…


07/09/2013
«Против всех» на выставке RE-ALIGNED ART (Tromsø, Норвегия с 13.09.2013 по 11.2013) )

Против всех на выставке RE-ALIGNED ART С 13 сентября по ноябрь 2013 в Tromsø (Норвегия) пройдет выставка RE-ALIGNED ART. На выставке будет представлен проект Анатолия Осмоловского «Против всех»


Подробнее…


23/07/2013
Лекция Анатолия Осмоловского о 55-й Венецианской биеннале

В конце июня в институте БАЗА состоялась лекция Анатолия Осмоловского для студентов о 55-й Венецианской биеннале, основанная на собственных впечатлениях от посещения. Здесь мы публикуем аудио-запись часть 1 и часть 2 этой лекции и фотографии выставки.


Подробнее…


25/06/2013
Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre Oci

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciВ параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).


Подробнее…


06/06/2013
«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей»

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciДвое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима. 


Подробнее…


01/06/2013
«Схождение параллелей» Альтхамера и Осмоловского

Фонд V-A-C представляет выставку двух художников в Италии.

Фонд V-A-C, некоммерческая московская институция, которая занимается популяризацией и развитием русского современного искусства, летом представит итальянской публике выставку «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей». Этот проект впервые сводит вместе работы двух художников, поляка и россиянина, происходящих из того поколения, которое стало свидетелем резкой смены социальной и политической парадигмы в России и странах Варшавского договора. Это привносит в их работы множество интересных параллелей. Экспозиция ставит Альтхамера и Осмоловского в позицию постоянного диалога, который разворачивается в поле различий и сходств между их работами. Произведения обоих художников часто касаются идеи телесности и модусов восприятия.



Подробнее…


28/05/2013
Болевые точки

художник Анатолий ОсмоловскийВ преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах.
Читать полностью


English Русский