Новости

Общество «Метафутуризм» проводит Круглый стол на тему «Механизмы самообновления искусства. Эстетика Сопротивления»

Общество «Метафутуризм» проводит Круглый стол на тему «Механизмы самообновления искусства. Эстетика Сопротивления»Общество «Метафутуризм» проводит Круглый стол на тему «Механизмы самообновления искусства. Эстетика Сопротивления»в рамках международной художественной выставки «Рабочие и Философы» в помещении бизнес-школы Сколково, Москва
5 декабря, воскресенье, начало в 12.00

В ноябре-декабре 2010 года в рамках проведения года Франции в России Общество развития актуального искусства «Метафутуризм» (фонд Александра Погорельского) и бизнес-школа Сколково открыли российско-французский выставочный проект «Рабочие и Философы» (кураторы Е. Кикодзе, Россия,  и А. Фо, Франция).

Этот проект-диалог демонстрирует две наиболее влиятельные художественные тенденции, которые определяют сегодня так называемый неомодернизм: это конструирование и анализ, диалог между которыми, на наш взгляд, является прологом к формированию нового авангарда XXI века.  Кураторы определяют эти тенденции в названии своих проектов: «РАБОЧИЕ» и «ФИЛОСОФЫ», и в каждой из этих частей – смешанный состав художников – русские и французы. Сознательно уходя от разделения по национальному признаку, кураторы еще раз подчеркивают, что Россия является полноправным участником современного международного художественного процесса - как родина исторического, и, возможно, нового авангарда. 

Вместе с тем остается открытым вопрос о формах существования авангардного искусства в современной действительности. Как показывает история искусства, авангард ярче всего и богаче всего представлен в эпохи революций и переломов, когда общество заинтересовано во всякого рода инновациях и прогнозах на будущее. При тоталитарных режимах авангард чахнет. Да и сегодня, в «либеральное столетие», начавшееся, по словам Алана Бадью, в середине 1970-х, с его абсолютной властью капитала, диктатом свободного рынка и триумфом общества потребления, в которое Россия вступила двадцать лет спустя, степень доверия к художнику, к его интуиции катастрофически падает, и ему предлагается главным образом дублировать предметно-товарный мир, формируемый нео-либеральной действительностью.  

Сегодня, в ситуации глобального релятивизма и диктата коммерческого искусства и рыночной эклектики, путь сопротивления и, в конечном счете, условия существования самого искусства многими художниками понимается как возвращение к традициям и канонам модернизма. В этом возвращении, как свое время отметил Ю. Хабермас, нельзя видеть обращение назад, ретро-тенденции: «…если просто модное, погрузившись в прошлое, становится старомодным, то модерное сохраняет скрытую связь, соотнесенность с классическим». И это классическое начало - сформулированная еще французским Просвещением вера в то, что развитие науки и искусства способствует не только покорению природы, но и пониманию мира и человека, его нравственному совершенствованию, справедливости общественных институтов и даже счастью людей.

С другой стороны, существует опасность понимания модернистских практик исключительно в парадигме «модернизации» общества, о которой сейчас так много говорится в российских политических кругах, в то время как понятия модернизм и модернизация – исторические антагонисты. На примере движения передвижников в России второй половины XIX столетия можно видеть, как наиболее передовые с социальной точки зрения идеи могут сочетаться с самой консервативной, практически китчевой художественной формой. Опасность состоит в отходе от понимания искусства как специфической интеллектуальной практики, не переводимой на общедоступный разговорный язык, что происходит при непосредственном включении искусства в процесс модернизации общества.

При этом для нас очевидно, что модернизация невозможна в условиях общества потребления. Развитие – это накопленное движение. Без накопления как источника инвестиций, развитие невозможно. Общество потребления, ценности которого пронизывают не только элиту, но и все слои общества, по определению не способно к модернизации. Изменение критериев успеха, признаков статуса,  жизненных парадигм и самого мироощущения людей просто необходимо, и искусство играет в этом не последнюю, а возможно и ключевую, роль.

Петер Вайс в своем романе «Эстетика Сопротивления» описывает феномен постижения произведения искусства широкими массами, когда знания, дотоле хранимые и наращиваемые специалистами, оказывались доступными революционно настроенным рабочим. Возможен ли сегодня прямой контакт широкого зрителя с произведением современного искусства и каковы должны быть при том установки самого произведения современного искусства – этими вопросами обозначаются рамки той дискуссии, которая будет происходить за Круглым столом в Сколково 5 декабря 2010 года. Дискуссия носит открытый характер – в качестве слушателей приглашаются все желающие. Начало дискуссии в 12.00, по окончании дискуссии – фуршет.

В 17.00 в рамках российско-французского выставочного проекта «Рабочие и Философы» состоится серия презентаций: будут представлены каталог выставки, специальные номера журнала «Логос», посвященные проблемам современного искусства, а также книга Терри Иглтона «Теория литературы».

Модератор Круглого стола Валерий Анашвили. Доклады к дискуссии: Виктор Мизиано, Владимир Паперный. В дискуссии примут участие: Дмитрий Голынко-Вольфсон, Сергей Зимовец, Борис Кагарлицкий, Михаил Маяцкий, Александр Морозов, Анатолий Осмоловский, Валерий Подорога, Андрей Фоменко, Кети Чухров.

Проезд на маршрутном такси  № 818 и 523 от станции метро «Славянский бульвар» до кампуса «Сколково» или на личном транспорте. Схема проезда

Ссылки по теме: Сайт общества Метафутуризм

Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)

Актуальное

Работы разных периодов


2004 г. «Куски», экспозиция

2013 г. - «Схождение параллелей» (Parallel Convergences)

перформанс «Мешки с углем», 2001 г. - Выставка «Субъект и власть (лирический голос)» в рамках ярмарки «Арт – Москва»

акция «Баррикада на Большой Никитской» - 1998 г.

«Хлеба серия 6», 2010 г.
English Русский