Новости

24 сентября 2011 — 13 ноября 2011 «Заложники пустоты» - специальный проект 4-й Московской биеннале современного искусства

Место и даты экспозиции Государственная Третьяковская Галерея (Крымский вал, 10)
Открытие: 23 сентября 2011
24 сентября 2011 — 13 ноября 2011

Министерство культуры Российской Федерации
Государственная Третьяковская галерея
Соорганизатор: 16th LINE (Ростов-на-Дону)
Заложники пустоты
Эстетика пустого пространства и «пустотный канон» в русском искусстве 1920-2000 годов.

Проект отдела Новейших течений

Руководитель проекта: Ирина Лебедева

Кураторы: Кирилл Светляков, Кирилл Алекссев

Кураторский коллектив:
Сергей Епихин
Алёна Рассказова
Галина Юдина
Елена Воронович
Ольга Куприна
Сергей Куликов
Татьяна Проворова

Тема «пустоты» - фундаментальная тема в искусстве ХХ века. Влечение к пустоте и боязнь пустоты равным образом стимулировали художественное мышление на всем протяжении столетия, что позволило критикам говорить о кризисе визуальности и расценивать «пустоту» или «ничто» как основную среду обитания современного человека, несмотря на мнимое заполнение пустот с помощью масс-медиа и новых коммуникаций.

Среди главных причин, определивших господство «пустотного канона» в художественной практике ХХ века, можно назвать 1. отсутствие подлинного мифа и как следствие - «абсолютизацию отсутствия абсолюта» (Ж. Батай»); 2. иконоборчество современных художников как реакция на промышленное производство художественных образов и панацея против зрелищности массовой культуры; 3. исчезновение референта в процессе медиализации образов; наконец 4. кризис репрезентации, вызванный критикой «чистой визуальности».

Тем не менее, при всём своём интересе к пустым пространствам и неверии в зрение художники ХХ века обнажали пустоту, чтобы актуализировать момент зрительного восприятия и сделать видимым процесс наблюдения за художественным объектом. Так «пустотный канон» стал единственным условием для включения зрителя в пространство рефлексии и саморефлексии. В русском искусстве ХХ века тематизация «пустоты» также стимулировалась за счёт литературных интенций, начиная от «философических писем» Чаадаева до произведений Соллогуба и Хармса.

Цель проекта «Пленники пустоты» - проследить возникновение и историю пустых пространств в русском искусстве ХХ века от 1920-х годов (постсупрематический период) до современного искусства 2000-х, обнаружить внутреннюю структуры «пустот» в контексте перехода от традиционных искусств к новым медиа, от иллюзорных живописных и графических пространств к перцептивным пространствам инсталляций и видеопроекций.

Это будет первая попытка нащупать нерв, описать эстетическое бессознательное русской культуры и смоделировать целостную историю отечественного искусства ХХ века, которая до сих пор в зрительском сознании распадается на отдельные эпизоды, фрагменты и «проекты».

Экспозиция будет состоять из семи тематических разделов, в которых исторические произведения будут сопоставлены с работами современных художников. Своего рода эпиграфом к выставке послужит небольшой корпус произведений ХIX века, открывающих историю «пустотного канона».

Разделы:

I. 1920-1950-е гг: горизонты видения и власть пустоты
II. 1960: «метафизика» и сюрреализм
III. «Пустотный канон» в практике московского концептуализма
IV. Заполнение пустот: голоса, молчание и пустые действия
V. Остаточное, боковое и периферийное зрение
VI. Нон-спектакулярные практики: незримость как мнимая пустота
VII. Новые медиа: пустые сообщения и критика коммуникаций.

Участники:

  • Илья Кабаков
  • Виктор Пивоваров
  • Олег Васильев
  • Андрей Монастырский
  • группа «Коллективные действия»
  • Игорь Макаревич
  • Никита Алексеев
  • Юрий Альберт
  • Ирина Нахова
  • Виктор Скерсис
  • Сергей Шаблавин
  • Павел Пепперштейн
  • группа «Инспекция медицинская герменевтика»
  • Ольга Чернышева
  • Иван Чуйков
  • Александр Юликов
  • Евгений Асс
  • Кирилл Асс
  • Аркадий Насонов
  • Семён Файбисович
  • Антон Ольшванг
  • Анатолий Осмоловский
  • Антон Литвин
  • группа «Синий суп»
  • Дмитрий Гутов
  • Игорь Мухин
  • Александр Соколов
  • Валерий Айзенберг
  • Константин Аджер
  • Диана Мачулина
  • Надежда Анфалова
  • Алексей Курипко
  • движение «Мы»
  •  группа «Куда бегут собаки?», и другие.

Сайт 4-й Московской биеннале современного искусства

Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)

Актуальное

Работы разных периодов


2013 г. - «Схождение параллелей» (Parallel Convergences)

«Хлеба серия 6», 2010 г.

«Украинка» части, Анатолий Осмоловский, 2014 г. Галерея «Триумф»

выставка «Вместо искусства», 2001 г. Москва

1997 г. «Приказ по армии искусств»
English Русский