Новости

24 сентября 2011 — 13 ноября 2011 «Заложники пустоты» - специальный проект 4-й Московской биеннале современного искусства

Место и даты экспозиции Государственная Третьяковская Галерея (Крымский вал, 10)
Открытие: 23 сентября 2011
24 сентября 2011 — 13 ноября 2011

Министерство культуры Российской Федерации
Государственная Третьяковская галерея
Соорганизатор: 16th LINE (Ростов-на-Дону)
Заложники пустоты
Эстетика пустого пространства и «пустотный канон» в русском искусстве 1920-2000 годов.

Проект отдела Новейших течений

Руководитель проекта: Ирина Лебедева

Кураторы: Кирилл Светляков, Кирилл Алекссев

Кураторский коллектив:
Сергей Епихин
Алёна Рассказова
Галина Юдина
Елена Воронович
Ольга Куприна
Сергей Куликов
Татьяна Проворова

Тема «пустоты» - фундаментальная тема в искусстве ХХ века. Влечение к пустоте и боязнь пустоты равным образом стимулировали художественное мышление на всем протяжении столетия, что позволило критикам говорить о кризисе визуальности и расценивать «пустоту» или «ничто» как основную среду обитания современного человека, несмотря на мнимое заполнение пустот с помощью масс-медиа и новых коммуникаций.

Среди главных причин, определивших господство «пустотного канона» в художественной практике ХХ века, можно назвать 1. отсутствие подлинного мифа и как следствие - «абсолютизацию отсутствия абсолюта» (Ж. Батай»); 2. иконоборчество современных художников как реакция на промышленное производство художественных образов и панацея против зрелищности массовой культуры; 3. исчезновение референта в процессе медиализации образов; наконец 4. кризис репрезентации, вызванный критикой «чистой визуальности».

Тем не менее, при всём своём интересе к пустым пространствам и неверии в зрение художники ХХ века обнажали пустоту, чтобы актуализировать момент зрительного восприятия и сделать видимым процесс наблюдения за художественным объектом. Так «пустотный канон» стал единственным условием для включения зрителя в пространство рефлексии и саморефлексии. В русском искусстве ХХ века тематизация «пустоты» также стимулировалась за счёт литературных интенций, начиная от «философических писем» Чаадаева до произведений Соллогуба и Хармса.

Цель проекта «Пленники пустоты» - проследить возникновение и историю пустых пространств в русском искусстве ХХ века от 1920-х годов (постсупрематический период) до современного искусства 2000-х, обнаружить внутреннюю структуры «пустот» в контексте перехода от традиционных искусств к новым медиа, от иллюзорных живописных и графических пространств к перцептивным пространствам инсталляций и видеопроекций.

Это будет первая попытка нащупать нерв, описать эстетическое бессознательное русской культуры и смоделировать целостную историю отечественного искусства ХХ века, которая до сих пор в зрительском сознании распадается на отдельные эпизоды, фрагменты и «проекты».

Экспозиция будет состоять из семи тематических разделов, в которых исторические произведения будут сопоставлены с работами современных художников. Своего рода эпиграфом к выставке послужит небольшой корпус произведений ХIX века, открывающих историю «пустотного канона».

Разделы:

I. 1920-1950-е гг: горизонты видения и власть пустоты
II. 1960: «метафизика» и сюрреализм
III. «Пустотный канон» в практике московского концептуализма
IV. Заполнение пустот: голоса, молчание и пустые действия
V. Остаточное, боковое и периферийное зрение
VI. Нон-спектакулярные практики: незримость как мнимая пустота
VII. Новые медиа: пустые сообщения и критика коммуникаций.

Участники:

  • Илья Кабаков
  • Виктор Пивоваров
  • Олег Васильев
  • Андрей Монастырский
  • группа «Коллективные действия»
  • Игорь Макаревич
  • Никита Алексеев
  • Юрий Альберт
  • Ирина Нахова
  • Виктор Скерсис
  • Сергей Шаблавин
  • Павел Пепперштейн
  • группа «Инспекция медицинская герменевтика»
  • Ольга Чернышева
  • Иван Чуйков
  • Александр Юликов
  • Евгений Асс
  • Кирилл Асс
  • Аркадий Насонов
  • Семён Файбисович
  • Антон Ольшванг
  • Анатолий Осмоловский
  • Антон Литвин
  • группа «Синий суп»
  • Дмитрий Гутов
  • Игорь Мухин
  • Александр Соколов
  • Валерий Айзенберг
  • Константин Аджер
  • Диана Мачулина
  • Надежда Анфалова
  • Алексей Курипко
  • движение «Мы»
  •  группа «Куда бегут собаки?», и другие.

Сайт 4-й Московской биеннале современного искусства

Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)

Актуальное

Работы разных периодов


2004 г. - «Жуки», часть 5

О. Кулик и А. Ковалев на выставке «День Знаний» 1-15 сентября 1991 г.

Открытие выставки «Инпозиция», 2002 г.

2004 г. «Детали», часть 3

Э.Т.И. и Звездочетов на выставке «День Знаний» 1-15 сентября 1991 г.
English Русский