Новости
Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre Oci
Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre Oci

Анатолий Осмоловский, Тотем, 2009, Casa dei Tre Oci, Венеция // Фото: bazaeducation.ru
В параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная
выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия
Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences)
курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея.
Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок
российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры».
Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он
активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и
восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по
закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов
в год).
Как заявляет текст к выставке, корпусы работ двух художников куратор
намеревался сопоставить так, чтобы зритель смог сам поразмышлять о
сходстве и различии в одновременном развитии художественных практик двух
авторов одного поколения, но разных стран — Польши и России эпохи
пост-коммунистического транзита. Название выставки —
оксюморон — отсылает к ремарке убитого Красными бригадами
итальянского премьер-министра Альдо Моро о переговорах Коммунистической и
Христианско-Демократической партий в 1970-е, чьи политические позиции
было невозможно свести.
Экспозиция занимает три этажа площадки, название которой (Casa dei Tre Oci)
с итальянского переводится как «трёхглазный дом». Но и двух глаз
достаточно, чтобы заметить, что Осмоловский представлен широким спектром
работ, охватывающим основные этапы творчества, в то время как Альтхамер
показан только видео из одной серии работ и одной скульптурой.
Известно, что Осмоловский начинал в конце 1980-х как литературный
автор, и этот факт позволяет взглянуть на него немного иначе.
Ранний — радикальный — период творчества художника представлен
в форме архивного стола, в ящиках которого — не только
документации канонических акций, но и текстовые материалы, журнал «Радек»,
манифесты. Выдвигая ящики, зритель может проследить траекторию раннего
Осмоловского и контекст художественной среды, в которой он
оперировал — группы художников Московского акционизма,
противопоставляющих себя старшим товарищам, Московскому концептуализму.
Здесь подготовительный чертеж к «Тексту» группы Э. Т.И. (1991), фотографии леопардов в галерее «Риджина» выставки «Леопарды врываются в храм» (1992), и художника, оседлавшего памятник Маяковскому — акция «Путешествие Нецезюдика в страну Бронденгнеггов» (1993).
Павел
Альтхамер и Анатолий Осмоловский, Параллельные схождения, вид
экспозиции, Casa dei Tre Oci, Венеция, 2013 // Фото: bazaeducation.ru
Помимо задачи представления Осмоловского более широкой публике,
выполнить которую позволяет биеннале, выставка также взялась за
историзацию трансформаций методологии художника. Тут чётко виден его
переход к объектному производству, ориентированному на формальные
проблемы. Во многих случаях этот переход закрыл доступ непосредственно
политическому высказыванию, которое ранее было столь центральным узлом в
его перформатизации коллективного, как в «Баррикаде на Большой Никитской» (1998).
Фотографиям этой акции отведен целый зал. На фото среди лозунгов и
молодых людей в джинсовых куртках видны крупные копии Пикассо и
Малевича, подчёркивающие именно художественно-историческое пространство,
в разговор с которым себя стремился поместить художник. Неприемлемые,
даже абсурдные лозунги («Баррикада» отмечала тридцатилетнюю годовщину
мая 1968-го) и последующий поход на Кремль диалектически
противопоставлены подходу предыдущего акционистам поколения:
коллективному взаимодействию Московской Концептуальной школы, например,
экзистенциальным «Поездкам за Город» группы «Коллективные действия».
Если во времена «застоя» художники абстрагировались от тоталитарного
коммунизма в пространство мыслимой ими свободы, то в ключевой момент
вторжения в Россию неолиберального капитализма они внедрялись в
политическое тело своими заявлениями и присутствием.
Переход от этих громких политизированных действий к «Жукам» и «Деталям» (2004),
нерепрезентативным, эмалированным деревянным объектам, подчёркивающим
свою материальность, был связан с увлечением тем, что было названо
как «нонспектакулярное искусство» — результат знакомства
Осмоловского с Альтхамером на Manifesta-3. Однако, несмотря на включение
нескольких «переходных» объектов (бронзовый «Флаг», 1999; «Критика состояния стен», 2001),
между этими этапами обнаруживается принципиальная несовместимость и
этот поворот остаётся загадкой. Некоторые указывают в качестве причины
на общеполитическое развитие нефтяных нулевых, именно в которые
Осмоловский и стал признанным мастером и олицетворением поколения
1990-х.
Анатолий Осмоловский, Детали, 2004, Жуки, 2004 // Фото: osmopolis.ru
Восьмичастная серия Альтхамера «Так называемые волны и другие
ментальные феномены» (2003—2004), распостранена на мониторах и проекциях
по протяжённости выставке. В ней он автобиографически записывал свои
опыты под воздействием наркотиков: ЛСД, пейота, гашиша, и сыворотки
правды. В большинстве видео Альтхамер неуклюже пытается вербализовать
свой опыт, в то время как камера ориентирована на искажённое
воздействием наркотика лицо художника или расфокусированный пейзаж.
Начинается всё с «Вероники» (2003—2004), на первом этаже палаццо:
рождение дочери художника и опыт его отцовства, как своего рода ответ
Мэри Келли. В восьми видео очевидно заслуживающая интереса работа с
формой, отсылающей к классическому видео 1970-х и перформансу тела
1960-х, сочетается с автобиографической сериальностью. Серия была
создана в со-авторстве с Артуром Жмиевским, соратником Альтхамера и
известным польским художником. На одной из уличных афиш мне удалось
увидеть приписку фломастером к именам Осмоловского и Альтхамера: «И
Артур Жмиевский!!!».
Новые работы, датируемые 2013 годом, и у Осмоловского, и у Альтхамера
выполнены в медиуме скульптуры. После «Тотема» (2009), абстрактной и
симметричной деревянной колонны, и серии «Хлеба» (2007—2008) —
настенных, разноразмерных деревянных панелей, структурированных согласно
решётке иконостаса, Осмоловский возвращается к натуралистической
репрезентации. Обе работы 2013 года — «Портрет мёртвых
революционеров» (2013) и «Золотой автопортрет» (2013) радикально
отступают от абстрактных или материально-ориентированных объектов
середины 2000-х. Вещественность и формальное восприятие переходит в
миметическое узнавание. Первая — квази-соцреалистические бронзовые
головы Бакунина, Маркса, Ленина, Троцкого, и Сталина, наколотые на
выполненные из того же материала основания в виде штыков, вторая —
отлитая из заменителя золота, натуралистическая скульптурная
репрезентация художника. Он изображен в полном наряде священника
православной церкви с несколькими вклеенными миниатюрными фотографиями
на костюме — знаменитые акции 1990-х и 2000-х («Текст» группы Э.
Т.И., «Последнее Табу» Олега Кулика, хулиганская акция Александра
Бренера в Стеделик-музее, уголовно-преследуемая акция Pussy Riot в московском Храме Христа Спасителя) и «Черный квадрат».
Pawel Althamer / Artur Zmijewski, So-Called Waves and Other Phenomena of the Mind, 2003-04
«Автопортрет» рифмуется с Альтхамеровским «Парисом» (2013), его
единственной скульптурой, стоящей двумя этажами ниже. «Парис» также
отлит из заменителя золота, состоит из несходных форм и одарён
внушительным фаллосом. Оригинал, из которого была отлита скульптура, был
создан коллективно, по заданию Альтхамера студентами Венской Академии. В
«Парисе» сходятся три основных интереса Альтхамера: скульптура,
соучастие, педагогия.
Единственная совместная работа художников, специально произведённая
для Венеции и одноимённая выставке, это пауерпойнт-презентация
нескольких цифровых изображений, которыми два художника обменивались.
Они циркулируют в последнем зале на экране ноутбука, поставленного на
старинный сундук из чёрного дерева.
Педагогическая активность Осмоловского, начавшаяся с неформальных
семинаров и ныне институционализированная в ведомую им школу «База» в
Москве, так же как и образовательные эксперименты Альтхамера, несмотря
на очевидную параллель и важность в понимании как их творчества, так и
художественных практик вообще, практически не представлены. Разве что
заметить ее можно по двум томикам журнала «База» в архивном столе
Осмоловского и упоминанию в брошюре процесса производства «Париса»
Альтхамера.
Почти ровесники Осмоловский и Альтхамер работали и работают в одно
время и в одних медиа: перформанс, скульптура и учебные практики.
Экспозиция, вопреки заявленной цели, не даёт равноценного и синхронного
представления их работ. Не будет преувеличением сказать, что это
полноценная (хоть и не хронологическая) ретроспектива Осмоловского,
совмещённая со смотром видеопроизводства Альтхамера. Несмотря на
подобное кураторское решение, сам идея сопоставления, и тем более
представленное искусство, невероятно интересны.
Материал для http://aroundart.ru подготовил Егор Софронов
Павел
Альтхамер и Анатолий Осмоловский, Параллельные схождения, вид
экспозиции, Casa dei Tre Oci, Венеция, 2013 // Фото: bazaeducation.ru