Программа





семестр I

История искусства конца XIX - первой половины XX века (А. Осмоловский)

понятие истории искусства;
импрессионизм;
фовизм, неоимпрессионизм. П. Сезанн;
кубизм, футуризм, русский кубофутуризм;
первая абстракция. В. Кандинский, К. Малевич, М. Ларионов, П. Мондриан;
советское искусство 1920-х, конструктивизм;
дадаизм;
сюрреализм;
экспрессионизм;
баухаус;
вне направлений;
основные ориентиры для следующего этапа.

Жанры современного искусства и проблема композиции (К. Бохоров)

введение в современную живопись,
современная скульптура,
инсталляция,
процессуальность и перформативность,
фотография как жанр современного искусства,
видеоарт,
проблема гибридизации.

Методология истории искусства (А.Ильченко)

основные направления и школы, ключевые понятия; биографический метод изучения художественного творчества; сравнительно-стилистический анализ; пост-формализм; венская школа искусствознания; иконографический и иконологические методы; визуальная семиотика; новая или радикальная история искусства; междисциплинарные стратегии; социологический анализ искусства; институциональная теория искусства и институциональная критика; психоаналитический подход как метод изучения искусства; концепция феминистского искусства; постфеминизм; гендерная теория, квир теория, постколониальная теория в истории искусства                  

Семинары (А. Осмоловский)

 

система искусства и способы взаимодействия с ней,
мировоззрение: искусство как политика,
практика искусства.

Дисциплина изображения                      (К. Чёлушкин)

история изобразительных технологий; основы и принципы композиции; идеология свободного рисования; аналитика натуры, как метод; знание против академической системы; технологии и техники изображения; свободный рисунок против классики; необходимая жестокость и отвязанность 

Практика создание внутренних выставочных проектов

 

 


семестр ii

История искусства второй половины XX века. Исторические взаимосвязи развития (А. Осмоловский)

абстрактный экспрессионизм,
постживописная абстракция, минимализм,
поп-арт,
концептуализм,
перформанс,
искусство выходит из плоскости: инсталляция, социальная скульптура,
американское искусство конца 1970-х – начала 1980-х годов (первые постмодернистские работы),
вторая часть постмодернизма, европейские направления 1980-х,
скульптура,
русское искусство второй половины XX века,
актуальная ситуация.

Теории современного искусства в современной художественной критике (К. Бохоров) современное искусство в текстах К. Гринберга, Х. Розенберга, М.  Фрида, Л. Липпард, Р. Краусс, Д. Кримпа, Б. Бухло, Х. Фостера, Т. Джеймса Кларка, К. Оуэнса, Н. Буррио, К. Бишоп, М. Квона, Г. Кестера и др.
История и теория перформанса (О. Мавроматти)

юродивые,
тело и телесность,
искусство и место художника в нем, перформанс как один из наиболее авторских видов искусства и как безграничное пространство для рефлексии,
политический перформанс,
перформанс и медиа-перформанс, новейшие технологии в перформансе,
успех и провал в перформансе,
преемственность и разрыв,
независимость и интеграция, плюсы и минусы селф-менеджмента и контрактного способа работы с галереями и кураторами,
текст в перформансе и перформанс без текста, манифесты художников,
автобиографичность в перформансе,
современные методы репрезентации перформанса в сети,
как создать свой уникальный почерк в перформансе,
конкурентоспособное качество, живой сетевой перформанс как новейшая разновидность перформативной деятельности.

Ленинская теория отражения и современное искусство (Д. Гутов)

введение в историческое изучение искусства (от искусства первобытных времен до наших дней), распад искусства на изображение и предмет. М. Лифшиц и «Кризис безобразия»

Практика

кураторская лаборатория,
редакция,
промежуточные публичные выставочные проекты.


семестр iii

Теория произведения искусства (А. Осмоловский)

идея произведения искусства,
морфология произведения искусства,
произведение искусства и художественный контекст – исторический, политический, масс-медийный,
произведение искусства и его потребитель (покупатель, незаинтересованный зритель, любитель искусства),
произведение искусства и политические процессы в обществе.

Теории современного искусства в современной художественной критике (продолжение, К. Бохоров) современное искусство в текстах К. Гринберга, Х. Розенберга, М.  Фрида, Л. Липпард, Р. Краусс, Д. Кримпа, Б. Бухло, Х. Фостера, Т. Джеймса Кларка, К. Оуэнса, Н. Буррио, К. Бишоп, М. Квона, Г. Кестера и др.
История  репрезентации и теория курирования (К. Бохоров)

экспозиция как исторический феномен,
выставочные практики в борьбе художественных групп за признание,
авангард и репрезентация,
идеологизация выставочных практик,
репрезентация и институционализация модернизма,
проблема белого куба.

   
Практика

кураторская лаборатория,
редакция,
общая отчетная публичная выставка.


семестр iv

Художественный проект (А. Осмоловский) базовые признаки, идея, структура, содержание
История  репрезентации и теория курирования (продолжение, К. Бохоров)

экспозиция как исторический феномен,
выставочные практики в борьбе художественных групп за признание,
авангард и репрезентация,
идеологизация выставочных практик,
репрезентация и институционализация модернизма,
проблема белого куба.

Практика

редакция,
дипломный проект.

English Русский