09/05/2010 | Анатолий Осмоловский

В среде патриотов часто идет спор, что американское искусство убьет всю нашу традицию. Во-первых, современное искусство - не американское явление, а было изобретено в России (Малевич со товарищи). Во-вторых, невозможно искусством поработить. Ни одному человеку не приходит в голову, что центральная перспектива, придуманная в Италии в эпоху Ренессанса, может поработить кого-то



01/10/2008 | Александр Евангели

С именем «художника года» Анатолия Осмоловского связаны все самые заметные вехи в отечественном искусстве последних двух десятилетий. Его работы хранятся в главных пинакотеках мира, выставки проходят по всему миру. Осмоловский - фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его радикализм эволюционировал от социального и политического жеста в 90-х к чистоте авангардной формы, к автономии искусства. Сегодня его объекты утверждают формальную экспрессию в качестве актуального высказывания.

Александр Евангели

Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)

Работы разных периодов


«Хлеба серия 1», 2007 г., экспозиция «Верю»

2001 г. - «Пыльные Фразы», музей современного искусства MUHA, Антверпен

1994 г. - выставка «Клаустрофобия анархии»

2013 г. - «Схождение параллелей» (Parallel Convergences)

«Кое-что, время от времени выпадающее из мусорного бака», 1996 г.

1995 – 1997

Командарм за работой

Независимая газета 03.12.97 (Среда, №228(1553))
Ульяна Николаева

ПРИКАЗЫ по армии «искусств» отдавал на открытии своей персональной выставки в XL галерее скандально известный художник Анатолий Осмоловский.
Парящим в воздухе вместе со своим «офисом» предстал он перед собравшейся публикой. К потолку галереи были прикреплены его стол и кресло. Снизу видны были ноги в черных, революционных сапогах, раздавался стук пишущей машинки. Время от времени выкрикивались имена бойцов армии искусств, которым адресовались приказы. Мобилизованы были все — от Бренера до Солженицына.

Дан приказ

Елена Селина

Если попытаться проанализировать состояние московской художественной ситуации на сегодняшний день, то несмотря на объективные трудности (отсутствие моральной и материальной поддержки со стороны государства и частного капитала), и как следствие, несколько подвижнический характер существования актуального искусства — очевидно, что точку ставить рано. Жизнь продолжается, и думается, что будет продолжаться и дальше. Отсюда, задачу свою ХL Галерея видит в поддержке и стимулировании ЛЮБОГО свежего решения (совершенного или эскизного) как в области идей, так и новых форм высказывания.

Толя, как тебе там, наверху?

Олег Киреев

«Общество спектакля» - этот термин Ги Дебора чем дальше, тем больше придется вспоминать обществу, которое за несколько лет из периода первоначального накопления капитала попадает прямо в поздний капитализм. «Все, что прежде жило непосредственно, теперь переходит в область репрезентации».

А на нейтральной полосе — цветы

Независимая газета 11. 04. 95
Выставка «No man's land» в копенгагенском центре современного искусства «Николай»

Федор Ромер

Цветы на нейтральной полосе искусства

"Коммерсант" 28 марта 1995 г.

В Копенгагене в Центре современного искусства Nicolaj открылась выставка актуального русского искусства «Ничья земля» (No man's Land) с подзаголовком «Художники ближнего зарубежья». В экспозиции представлены 13 инсталляций 16 художников, живущих в России или в эмиграции. Рассказывает ЕКАТЕРИНА ДЕГОТЬ.

Фиаско скифов. Как не оплодотворили Европу.

Екатерина ДЕЕВА, Копенгаген — Москва.

На плане Копенгагена скульптура Русалочки выделена жирным черным кружком. И туристы, насмотревшиеся на двухметровые статуи королей-викингов и громады краснокирпичных соборов, ожидают увидеть на берегу залива нечто монументальное. Увы. На маленьком камешке сидит маленькая девочка. То ли с хвостиком, то ли с ножками. Грустная. И все почему-то сразу грустнеют, достают фотоаппараты и потом везут домой игрушечных Русалочек.

Русские экстремисты в Датском королевстве

Дмитрий СИЛИН

"Нет такой страны — Дании!" — такие крамольные слова кричал благим матом художник-экстремист Олег Кулик из чрева механического быка в центре Копенгагена, когда оказалось вдруг, что член не работает.

Антифашисты об антифашизме (Антифашизм) ("Латинский квартал")

газета "Латинский квартал"

Вот уже больше полувека левая интеллигенция бьется над определением фашизма: невозможно бороться с тем, что не определено. Сталинское определение, попавшее в советские учебники («Открытая террористическая диктатура наиболее реакционных и наиболее шовинистических кругов финансового капитала... »), возможно и помогло победить фашизм Гитлера, но сейчас оно просто не отражает всего разнообразия действительности

Налево пойдешь – себя потеряешь. «Антифашизм и анти-антифашизм» в ЦСИ ("Сегодня")

газета "Сегодня" 19 октября 1996 г.
Андрей Ковалев

Левую идею все время преследуют какие-то трагикомические приключения, из-за чего левые всегда выглядят немного смешно. И героический экс-наркомвоенмор Лев Троцкий, братающийся с безумным Бретоном, и грозный воитель Че Гевара, измученный астмой и матэ, и героический шизофреник Кон-Бендит во главе парижских студиозов – все они в меру нелепы. Тем, собственно, и симпатичны, в отличие от Де Голля, Черчилля, Пиночета и прочих. Быть левым – значит вызывать снисходительные усмешки. Во времена «Мифологий» Ролан Барт, тогда еще очень левый, вскользь зафиксировал несамодостаточность и неловкость левой мифологии. Нашему брату, оформителю буржуазной мифологии, вовсе не грозит опасность оказаться смешным.

Искусство с народом и без него. Обзор новейших московских выставок (акции «Партия под ключ», «Сегодня»)

газета «Сегодня» №120(478) 30.06.95

Начавшись политической бурей, художественная жизнь к концу недели, похоже, вновь перешла на малые обороты и на тесное общение в родственном кругу. Из множества сопутствующих разговоров и текстов более прочих на цитату тянет слоган Движения умственно-политической ассенизации "Или наденьте трусики, или снимите крестик". Автор не знает, как иные художники поступят, но он бы на их месте выбрал крестик, в том смысле что политика — политикой, но лучше от греха подальше.

В политической борьбе молодое поколение предпочитает использовать гаечный ключ (акция «Партия под ключ»)

Коммерсант 01.06.95

Галерист Марат Гельман, художественные проекты которого актуальны, как газетные заголовки, не преминул откликнуться на модную сегодня политическую тему грядущих выборов. В Политехническом музее он организовал шоу-конкурс «Партия под ключ». Вниманию аудитории был - предложен вакантный пакет регистрационных документов, право на обладание которым после выступлений соискателей, последующих дебатов и завершающего все шоу выборов должно перейти к победившему лидеру движения или партии. Призовой пакет — реальный. Этого нельзя сказать о большинстве претендентов, представлявших лишь самих себя — свои мании и фобии (афишировать которые стало ныне уместно не только в закрытых стационарах), а также художественные проекты.

MailRadek - текст № 21

Для московского художественного сообщества остается загадкой творчество художника Гии Ригвавы. Прежде всего в его работах отпугивает кажущаяся холодная рациональность. На фоне сложных интеллектуальных игр московского концептуализма и агрессивных эскапад радикального искусства его творчество кажется слишком рафинированным, слишком нейтральным, слишком холодным. Его видео работы с одной стороны отталкивают своей антизрелищностью и минимализмом, но с другой в этих работах Ригваве удивительным образом удается стереоскопически охватить ту или иную проблему.

MailRadek - текст № 22

Деятельность актуального современного искусства можно с полным правом определить как политическую. Причем речь не идет об ангажированном искусстве, но скорее об искусстве способном ангажировать. Но и этот ангажемент нельзя рассматривать как способность искусства подчинить своим задачам деятельность какой-либо политической партии или движения. Актуальное искусство не занимается большой политикой т.е. не ставит своей целью внедрение в парламент и воздействие на социальность легитимными политическими методами, наоборот оно пытается выбросить любую политическую партию из зоны легитимности и именно таким образом изменить конфигурацию социума.

MailRadek - текст № 23

текст № 23
28.02.97

История современного исскусства в России, будь она написана, могла бы дать более или менее четкое опредление существующих и существовавших конкурирующих групп, направлений, сделать обобщения, предложить дефиниции. Пока что в роли историографа выступил только С.Хрипун со справочником “Кто есть кто в современном искусстве Москвы”; попытка аналитических описаний делали В.Мизиано и Е.Деготь.

MailRadek - текст № 26

еятельность движения “Э.Т.И.” нужно рассматривать исходя из такого понятия как лайф-арт (искусство жизни и экзистенциальное формирование внутригрупповых ситуаций были главной задачей и интенцией эти-активности). Пименов, Осмоловский и Гусаров прежде всего были экзистенциальными экспериментаторами и только потом художниками. Очень интересно в архивных материалах Д. Пименова знакомиться с черновиками продуманных и распланированных до минут каких-либо намеченных встреч с одним из членов группы, в этих черновиках описаны не только необходимые жесты (типа пожатия руки или шутки), но и возможная реакция “партнера” и ответ на эту возможную реакцию автора ситуации

MailRadek - текст № 27, часть 1

На одной из "сред у Авдея" А.Ерофеев вынес приговор акции А.Бренера в Стеделик за то, художник в целях саморекламы нанес оскорбление, моральный ущерб и т.д. всем, кто хранил, любил, ценил и т.п. картину Малевича. О чем говорит А.Ерофеев?? Сотрудники голландского музея, в его представлении, напоминают сентиментальных старушек в краеведческом музее, молящихся на хранящийся у них карандашный эскиз Сурикова или Айвазовского.

MailRadek - текст № 28

Когда Георгий Литичевский писал в “Русский Телеграф” рецензию на первый номер “РАДЕКа”, ему изменили все качества критика, которыми он прежде гордился: ироничность, дипломатичность, умение одновременно польстить автору и понравиться его критикам, принцип писать “об авторе или хорошо, или ничего”. Он взял на себя роль именно того “старого пердуна”, который по традиции обязательно должен ругаться и грозиться в случае выступления “молодых”, и без него, вероятно, не получилось бы образцового архетипического театра. В случае с предыдущим номером 1994-го года эту роль сыграла Екатерина Деготь, и, если в реакции на будущие номера журнала эта традиция сохранится, то в лице наивных критиков общество наглядно покажет свою неспособность отделаться от клишированной оппозиции “мудрые старики — наглые молодые”.

MailRadek - текст № 29

Вчерашний вечер Александра Дугина в музее им. В.Маяковского, бывший одновременно и презентацией альманаха “Конец света”, является удобным поводом для разговора обо всей “элементовской” тусовке. Как и во многих случаях, наилучшим средством критики объекта станет его простое описание. Это описание должно сосредоточиться на базисных основаниях деятельности “Элементов” и его главной деятельности —  пропаганде, поскольку, как обычно,  задача пропаганды “Элементов” в том и состоит, чтобы замаскировать базисные основания.

MailRadek - текст № 30

Что есть такое государственное осуждение терроризма? В громадном количестве словесной демагогии, осуждающей терроризм, этический аспект проблемы и ссылки на христианские заповеди играют первостепенную роль. Любой самый мелкий и дрянной журналистишка считает своим долгом осудить, высмеять или пригвоздить к позорному столбу каждого человека, взявшего в руки оружие и отстаивающего свое право достойной жизни (именно достойной, а не комфортной, комфортная жизнь — это идеал и цель либерального общества). 

MailRadek - текст №31, часть 1

Весь мир охвачен волной паники по поводу президента Клинтона. Америка хочет знать, ебался ли ее президент с какими-то откуда-то вылезшими бабами. Вопрос этот форсируют буржуазные масс-медиа, спекулирующие на мещанском интересе потребителей их продукции. Весь мир повторяет показания Полы Джонс о том, что Клинтон однажды просил ее пососать, и какой формы у него тогда был член (загнутый книзу), а Монике Левински "Пентхауз" предложил 2 млн. долларов за подробную историю ее романа с президентом в сопровождении фотографий.

MailRadek - текст №31, часть 2

Я, Анатолий Осмоловский, отец двоих девятилетних детей-близнецов, девочки Ани и мальчика Алеши, могу сообщить, что подобная история произошла с моими детьми 8 февраля 1998 года, но в качестве педофила-соблазнителя выступил наш главный священнослужитель патриарх Алексий. Являясь человеком свободных взглядов, в данном вопросе я выступаю не как обвинитель самого факта соблазнения (мои дети сами способны и имеют полное право выбрать себе любого сексуального партнера), меня удивляет и возмущает тотальное лицемерие церкви, запрещающую педофилию публично, но практикующую ее приватно (во всяком случае, в отношении российского патриарха).

MailRadek - текст № 34

Не существует никаких знаний об окружающем мире, ни, тем более, какого-либо единого и общеобязательного для всех знания о мире. Так называемые “общечеловеческие ценности” и “всеобщие права человека” — это стратегия управления современным обществом со стороны Капитала (Капитал, конечно, не является какой-то метафизической данностью, он есть определенный принцип социальных отношений, регулирующий потоки желания и интереса).

MailRadek - текст № 36

1 марта был Днем Неизвестного Художника, организованным группой зАиБИ (за Анонимное и Бесплатное Искусство). Эта группа сейчас является наименее известным и наиболее интересным феноменом, относящимся и к области современной (актуальной) культуры, и к области политики, и радикально отвергающим правила, по которым предлагается вести деятельность в этих областях. Инициаторы деятельности группы исходят из того изумительно простого постулата, что каждому человеку присущ ПТИ (Первичный Творческий Импульс), и каждый может реализовывать его в повседневной жизни, в любой деятельности, будь это даже исполнение работы (например, рабочего или милиционера) или просто мытье рук.

1995 г. - «Hot police dog»

Hot police dog

1996 г. Антифашизм

1996 г. - каталог выставки «Антифашизм и анти-антифашизм»
1996 г. - выставка «Антифашизм и анти-антифашизм»
1996 г. - выставка «Антифашизм и анти-антифашизм»
1996 г. - выставка «Антифашизм и анти-антифашизм»
1996 г. - выставка «Антифашизм и анти-антифашизм»
1996 г. - выставка «Антифашизм и анти-антифашизм»

1995 г. «Ой» - инсталляция

1995 «Ой»

1997 г. «Приказ по армии искусств»

1997 г. «Приказ по армии искусств»
1997 г. «Приказ по армии искусств»
1997 г. «Приказ по армии искусств»

Плакаты

1995 г. плакат - «Заставим власть думать» (подготовительная фото)
1995 г. плакат - «Мировой порядок»
1995 г. плакат - «Абсолютная выдержка»
1995 г. плакат - «Beetleberry fields forever»
1995 г. плакат - «EC - вместе навсегда» (подготовительная фото)
1995 г. плакат - «Последний протест телом»

«Какой хотят видеть Россию на Западе» - перформанс

1996 г. - перформанс «Какой хотят видеть Россию на Западе»
1996 г. - перформанс «Какой хотят видеть Россию на Западе»

серия фотографий «Заставим власть думать»

1995 г. - серия фотографий «Заставим власть думать»
1995 г. - серия фотографий «Заставим власть думать»
1995 г. - серия фотографий «Заставим власть думать»
1995 г. - серия фотографий «Заставим власть думать»
1995 г. - серия фотографий «Заставим власть думать»

1995 г. - Серия плакатов

1995 г. плакат «Beetleberry fields forever»
1995 г. - «EC - вместе навсегда (подготовительная фото)»
1995 г. - «Абсолютная выдержка»
1995 г.  - плакат «Заставим власть думать» (подготовительная фото)
1995 г. плакат «Не давай свое тело на чеченский шашлык»
1995 г. - плакат «Мировой порядок»

1996 г. - «Кое-что, время от времени выпадающее из мусорного бака»

  «Кое-что, время от времени выпадающее из мусорного бака», 1996 г.
  «Кое-что, время от времени выпадающее из мусорного бака», 1996 г.
  «Кое-что, время от времени выпадающее из мусорного бака», 1996 г.
  «Кое-что, время от времени выпадающее из мусорного бака», 1996 г.
  «Кое-что, время от времени выпадающее из мусорного бака», 1996 г.
English Русский