Налево пойдешь – себя потеряешь. «Антифашизм и анти-антифашизм» в ЦСИ ("Сегодня")
газета "Сегодня" 19 октября 1996 г.
Андрей Ковалев
Левую идею все время преследуют какие-то трагикомические приключения, из-за чего левые всегда выглядят немного смешно. И героический экс-наркомвоенмор Лев Троцкий, братающийся с безумным Бретоном, и грозный воитель Че Гевара, измученный астмой и матэ, и героический шизофреник Кон-Бендит во главе парижских студиозов – все они в меру нелепы. Тем, собственно, и симпатичны, в отличие от Де Голля, Черчилля, Пиночета и прочих. Быть левым – значит вызывать снисходительные усмешки. Во времена «Мифологий» Ролан Барт, тогда еще очень левый, вскользь зафиксировал несамодостаточность и неловкость левой мифологии. Нашему брату, оформителю буржуазной мифологии, вовсе не грозит опасность оказаться смешным.
Неловкость, возникающая при всякой революционной манифестации и критическом жесте, сопутствует также и новому кураторскому проекту единственного в Москве несгибаемого революционера Анатолия Осмоловского. Проект называется довольно вычурно и туманно – «Антифашизм и анти-антифашизм». Имманентная нелепость здесь связана с вечно обреченной на неуспех попыткой борьбы против всего и всех. Буржуазное сознание предельно жестко навязывает грубую диалектику difference, различений – правое/левое, верх/низ, мужское/женское, демократия/тоталитаризм и так далее. Анти-антифашизм, по мысли Осмоловского, вовсе не равен просто фашизму, хотя последний и вызывает некие положительные экспектации, особенно по части эстетики и формы.
И если действительно дело обстоит так, что различение фашизм/антифашизм есть символ навязываемого тоталитарным буржуазным обществом выбора с заранее готовым ответом, и если эта пара действительно диалектически разрешается в «анти-антифашизм», то логическое продолжение этой стратегии-типа анти-(мужское/женское), анти-(правое/левое)-неминуемо ведет к дзэнскому выскабливанию оболочек до зияющей чистоты и внутри и снаружи, до чистой сансары и блаженного недеяния. Ибо только в состоянии чистой сансары можно сделать решительный выбор между фашиствующим чеченским террористом и активным фашизмом московской милиции, вылавливающей всех брюнетов.
На выставке в ЦСИ символом репрессивного выбора выступает работа Татьяны Хенгслер, выстроившей своего рода машину выбора – острую стену, разделяющую экспозиционное пространство, начиная с двери. «Налево пойдешь..., направо пойдешь...». Екатерина Деготь предположила, что единственным способом отказаться от провокации выбора – это вообще уйти с выставки. Но подлинный Отказ будет осуществлен только в радикальном выборе – пойти прямо и потерять все, тщательно разделить правое и левое полушария, химически чисто отделить тестостерон от прогестерона, мужское от женского, отрезать аккуратно Инь от Яна, стать чистым и невесомым, предельным революционным шизофреником, телом без органов. (Но по техническим причинам, так как в русском пространстве невозможно добиться абсолютной стерильности и чистоты, машина для тонких и окончательных differences, украшенная медитативными цветовыми сигналами, выглядит подобно каменному ножу для ритуального обрезания.)
В этой чаемой безвестности и телесности и таится разгадка левизны и революционности. Всякая революционность всегда инфантильна, постаревшие западные лефтисты выглядят просто седыми пацанами. В вечном страхе перед Отцом, который может решить все и вдобавок кастрировать, подросток отказывается сам сделать свой выбор, выразиться, стать чем-то определенным. Но именно это отсутствие идентичности и есть основной механизм прогресса, ибо всякая «взрослая» идентичность есть репрессия и окаменевающая статуарность. С другой стороны, подростки и шизофреники совершенно не понимают ни иронии, ни юмора, и поэтому декодированные потоки желания просто выскальзывают у них из рук. У революционеров же юмор возникает только с петлей на шее или при наведении прицела «Калашникова» на поверженного классового врага. А у старых шутников просто не хватает сил и упорства на окончательную декодировку социотекста и завершающие штрихи деконструкции коллективного бессознательного.
Замечательно, что Осмоловский отказался сделать даже ситуативный выбор и не представил собственной работы, ограничившись только кураторской деятельностью. Возможно, что у него остался неприятный осадок от попыток манифестаций амбивалентности в галерее М. Гельмана, когда на фоне его постеров «Не отдавай свое тело на кавказский шашлык» добрые дяди из «Мемориала» агитировали против войны.
Как всегда, штурмовой отряд волонтеров борьбы против репрессивного общества оказался на редкость разношерстным. Мрачный и серьезный еврокоммунист Гия Ригвава сопровождает известный фильм Э. Уорхолла «Минет» бескомпромиссными вопросами об «этих дискурсах», то есть фашизме. Людмила Горлова продолжает серию своих ультрареволюционных молодежных постеров. «Михлившицеанец» Дмитрий Гутов борется против тоталитарного авангардизма с помощью невинных и вялых рисунков. Легкий намек на иронию и деконструкцию наблюдается только у начинающего художника и профессионального молодежного политика Алексея Цветкова, который представил серию экстремистских и анархических проектов дорожных знаков, большая часть из которых носит запрещающий характер. Все в духе веселого радикализма майских студентов – «Запрещать запрещено». Одного я не понял – причем тут мягкая социальная критика ныне сказавшегося в NETax бывшего фотографа Игоря Мухина? Только потому, что при найденном ракурсе у клыковского Жукова получается жест римских легионеров?
Итак, фашизм не пройдет. Антифашизм тоже не пройдет. Правую руку выкинуть под углом 45 градусов ладонью вниз, левую сжать в кулаке и прижать к плечу. Пароль «Зиг Хайль» - ответ «Рот Фронт».
1996 г. Антифашизм
1996 г. - каталог выставки «Антифашизм и анти-антифашизм»
1996 г. - выставка «Антифашизм и анти-антифашизм»
1996 г. - выставка «Антифашизм и анти-антифашизм»
1996 г. - выставка «Антифашизм и анти-антифашизм»
1996 г. - выставка «Антифашизм и анти-антифашизм»
1996 г. - выставка «Антифашизм и анти-антифашизм»
1996 г. - выставка «Антифашизм и анти-антифашизм»
Каталог выставки «Антифашизм и анти-антифашизм»
Гия Ригвава - для каталога выставки «Антифашизм и анти-антифашизм» - 1996г.
Гия Ригвава - для каталога выставки «Антифашизм и анти-антифашизм» - 1996г.
Алексей Цветков - Другие знаки - 1996 г. - каталог выставки «Антифашизм и анти-антифашизм»
Алексей Цветков - Другие знаки - 1996 г. - каталог выставки «Антифашизм и анти-антифашизм»
Алексей Цветков - Другие знаки - 1996 г. - каталог выставки «Антифашизм и анти-антифашизм»
Ирина Галкина «Терр-игры» - 1996 г. - каталог выставки «Антифашизм и анти-антифашизм»
Людмила Горлова «Без названия» - 1996 г. - каталог выставки «Антифашизм и анти-антифашизм»
Татьяна Хенгстлер - 1996 г. - проект для каталога выставки «Антифашизм и анти-антифашизм»
Татьяна Хенгстлер - 1996 г. - проект для каталога выставки «Антифашизм и анти-антифашизм»
Татьяна Хенгстлер - 1996 г. - проект для каталога выставки «Антифашизм и анти-антифашизм»
Игорь Мухин - Москва, 1995 год . - каталог выставки «Антифашизм и анти-антифашизм»
Игорь Мухин - Москва, 1995 год . - каталог выставки «Антифашизм и анти-антифашизм»
Анонимный автор - проект для журнала «Элементы» - 1996 г. - каталог выставки «Антифашизм и анти-антифашизм»
Николай Удальцов - «Кто выиграл войну?» - 1996 г. - каталог выставки «Антифашизм и анти-антифашизм»
«Без названия» - 1996 г. - каталог выставки «Антифашизм и анти-антифашизм»
«Без названия» - 1996 г. - каталог выставки «Антифашизм и анти-антифашизм»
«Художник перед лицом насилия» - 1996 г. - каталог выставки «Антифашизм и анти-антифашизм»
Периоды творчества
1985 – 1989 (литература)
1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)
1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)
1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)
1997 – 2000 (Против всех)
2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)
2002 – 2012 (Автономия искусства)
2013 – ... (Новые работы)
29/10/2015 29.10.2015 - Открытие выставки Анатолия Осмоловского "Авангардистская канцелярия" Новый проект Анатолия Осмоловского обращается к метафоре канцелярской принадлежности и с долей иронии сводит на нет ее практическое применение. Представленные на выставке объекты в своей детальной проработке относят к предметам бумажного обихода, чей облик не сменялся на протяжении десятилетий и прочно врезался в память постсоветского человека. Точность в исполнении при ближайшем рассмотрении оборачивается подвохом и придает узнаваемым образам характер абсурда.
с 30 октября по 6 декабря 2015 г. Pop/off/art gallery ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Москва
NEON and the Whitechapel Gallery are proud to present TERRAPOLIS, the second major collaboration in Athens between the two organizations following the presentation of ‘A Thousand Doors’ at the The Gennadius Library of the American School of Classical Studies at Athens (4 May – 30 June 2014). NEON works to widen access to contemporary art and is committed to contributing to the vital cultural activity in Athens.
Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system.
Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career.
МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОЕКТ СОВРЕМЕННИКИ
Проект «Современники» — уникальная живая энциклопедия современных русских художников, герои которой представляют себя сами — в интервью-анкетах, с видеозаписями и расшифровками которых можно познакомиться на этом сайте. Анкеты состоят из намеренно простых, базовых вопросов, таких, которые именно в силу своей простоты не всегда задаются в обычных журналистских интервью — но ответы на них далеко не очевидны и часто неожиданны. Ведь даже то, к какому направлению тот или иной художник причисляет себя сам, в какой контекст в мировом искусстве он себя помещает, кого он считает своими учителями и единомышленниками, часто идет в разрез с общепринятыми классификациями.
Сегодняшний гость БибиСевы - один из самых известных российских художников, лауреат "Премии Кандинского" и идеолог Московского акционизма Анатолий Осмоловский. Вечером он выступит с лекцией в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а в 16:00 по Гринвичу не пропустите его интервью на БибиСеве!
Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).
ВЫСТАВКА «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAS 2000+» 6 февраля – 19 апреля 2015 Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур 6 февраля вход на выставку свободный.
Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне
Художник Анатолий Осмоловский в своих «Избранных текстах» анализирует московский акционизм, одним из основателей и активным участником которого он был. По этим статьям можно четко проследить формирование и развитие тех идей и вопросов, разрешение которых составляло для него серьезную проблему. T&P публикует вошедшую в каталог беседу Осмоловского с критиком Марией Чехонадских о диалектике и автономии искусства. Полная версия текста, опубликованного в каталоге фонда V-A-C, выйдет также в «Художественном журнале» №93. Подробнее....
В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с порталом «Воздух. Афиша.ру», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится
Начало в 20:00 Библиотека Ф.М. Достоевского представляет новую книгу «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей / Избранные тексты Анатолия Осмоловского», состоящую из двух частей и опубликованную итальянским издательством Marsilio Editori совместно с V-A-C Foundation.
Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского, известного московского акциониста, куратора, основателя образовательного проекта для художников и искусствоведов «База».
Проект «Рас-членение» состоит из двух частей: серии девяти скульптурных бюстов «Головы мертвых революционеров» и новой бронзовой композиции «Украинка».
«В современной России невозможно заниматься акционизмом»: Анатолий Осмоловский о живописи, независимой критике и панк-роке
«Нужно создать интеллектуальный, академический дискурс, которого в России нет или почти нет. Без него художественное производство здесь так и останется на стадии поп-арта или того, над чем работают Дубосарский и Виноградов»
«Искусство не может быть связано с тюрьмой, не потому что «слабо», а потому что когда человек попадает в тюрьму, невозможно по поводу его действий высказывать эстетические суждения»
Как московских художников лишают мастерских, и почему это не только плохо, но и очень хорошо Московский союз художников взывает к мэру Москвы Сергею Собянину. У художников отбирают мастерские.
Почему именно поп-арт из всех течений в искусстве XX века оказывает такое длительное и сильное влияние на художников по всему миру? США и Великобритания, Китай и постсоветское пространство — поп-арт жив до сих пор везде. Организаторы этой уникальной по масштабам выставки решили попытаться понять, в чем тайна его власти.
Whitechapel Gallery открывает первую в Великобритании выставку работ из коллекции Фонда V-A-C, которые отобрал для показа британский художник Майк Нельсон.
С 1 августа по 25 сентября в Институте «База» открыт прием заявок на следующий учебный год. Всем желающим поступить необходимо заполнить анкету в электронном виде и прислать на bazaeducation@gmail.com. По этому же адресу можно получить дополнительную информацию или задать вопросы, касающиеся процедуры поступления и образовательных программ.
В октябре 2014 года Институт открывает новую экспериментальную образовательную программу «БАЗАльт» для молодежи (16+), в рамках которой запланированы циклы лекций по истории российского и зарубежного искусства, а также практические занятия. В связи переизбытком различных творческих инициатив, основной акцент делается на определении четких границ и отличий искусства от дизайна. Программа рассчитана на год обучения. Занятия проходят три раза в неделю по будним дням с 17.00 до 19.00.
22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"
22 мая в 17 часов в рамках программы культурной столицы Европы в рижской церкви Св. Иоанна и в 18 часов в Латвийском музее истории железной дороги открывается международная выставка современного искусства "В поисках горизонта". В выставке участвуют 39 художников из таких стран, как Латвия, США, Россия, Австрия, Нидерланды, Индия и Германия. Выставку дополняет семинар, посвященный личному опыту художников и теоретиков искусства. Семинар пройдет в Латвийском музее истории железной дороги 24 мая с 11:00 до 17:00.
В Музее Москвы проходит выставка «Живопись расширения» под кураторством Евгении Кикодзе (Музей Москвы) и Анатолия Осмоловского (Институт «База»). «Что такое современная живопись и где ее место в актуальных практиках искусства?» — этот вопрос все отчетливее звучит на местной сцене, и эта выставка — не исключение. Работы одиннадцати авторов — как известных современных художников, так и совсем молодых — объединены общим свойством: это живопись, которая так или иначе «расползлась» в другие контексты или жанры. О том, почему живопись обладает наибольшим потенциалом автономии и зачем эта автономия художнику нужна, Анатолий Осмоловский рассказал Ольге Данилкиной.
Гигантским разочарованием для меня стала пресс-конференция Pussy Riot на «Дожде». Было почти физически больно это наблюдать.
Действительно, российская пенитенциарная система обладает поистине колоссальными возможностями для «перевоспитания». Пресс-конференция показала это в такой отчетливой форме, что Путин может быть доволен. Доволен до такой степени, что, собственно, зачем ее менять-то? По крайней мере, по отношению к современным художникам она работает превосходно.
15 декабря 2013 г. в 16.00 на площади Краснопресненская Застава состоялся перформанс студентов Института «БАЗА» по случаю публикации книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ». Текст книги поделен на три части – «Программа минимум», «Программа максимум» и «Инструкции для боевых подруг», каждая из которых состоит из пронумерованных лозунгов и рекомендаций, организованных по особому стилистическому и фонетическому принципу. Все фразы выписаны заглавными буквами, и завершаются восклицательными знаками, создавая бесконечный мысленный поток пограничного состояния смутного времени.
"Мне нужно было сначала себя прибить, а потом уже убрать одежду, чтобы осталось тело, прибитое к брусчатке. И вокруг ничего. Оно там возникло – и всё..."
Петр Павленский обнаженным присел на брусчатку Красной площади и приковал, прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Это всё было зафиксировано на многих фотографических аппаратах. Саму эту акцию в виде фотографий и видео вы можете видеть на всех сайтах, думаю, мира, а не только России. После этого Петр Павленский был препровожден в отделение милиции, накрытый простыней или покрывалом. После этого отправились в суд. После этого дело не завели и отпустили. Но 15 числа прокуратура сказала свое слово, и уголовное дело по статье «хулиганство» все-таки было заведено.
В контексте этого события Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы провели дискуссию на тему "Современное искусство как политическая акция"
«Эстетические проблемы традиции акционизма в современном искусстве. Искусство или политика?»
Осмоловский — фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его лекция — об эстетических проблемах традиции акционизма в современном искусстве
лекция состоится 14 ноября 2013 г. в 20-00 место проведения - Solyanka VPA (video/performance/animation) ул. Солянка, 1 (вход с ул. Забелина), Москва
Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18 Открытие состоится 7 ноября в 19.00
Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.
Время проведения выставки: 05/10/2013 - 30/11/2013 Открытие: Суббота, 5 Октября 2013 h.18.30. Часы работы: Вторник - Суббота с 14:00 до 19:00.
Томас Брамбилла Via Casalino 25 24121, Бергамо, Италия Тел: +39 035 247418 www.thomasbrambilla.com info@thomasbrambilla.com
Галерея Thomas Брамбилла с гордостью представляет «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Cadavre Exquis and Dodici Suicidi) - персональная выставка Анатолия Осмоловского.
Название выставки, относится именно центральной работе и цитирует знаменитую практику сюрреализма - Cadavre Exquis - процесс создания коллективных текстов или изображений, в котором каждый участник пишет или рисует без знания того, каков вклад других.
С 13 сентября по ноябрь 2013 в Tromsø (Норвегия) пройдет выставка RE-ALIGNED ART. На выставке будет представлен проект Анатолия Осмоловского «Против всех»
В конце июня в институте БАЗА состоялась лекция Анатолия Осмоловского для студентов о 55-й Венецианской биеннале, основанная на собственных впечатлениях от посещения. Здесь мы публикуем аудио-запись часть 1 и часть 2 этой лекции и фотографии выставки.
В параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).
Двое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима.
Фонд V-A-C представляет выставку двух художников в Италии.
Фонд V-A-C, некоммерческая московская институция, которая занимается популяризацией и развитием русского современного искусства, летом представит итальянской публике выставку «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей». Этот проект впервые сводит вместе работы двух художников, поляка и россиянина, происходящих из того поколения, которое стало свидетелем резкой смены социальной и политической парадигмы в России и странах Варшавского договора. Это привносит в их работы множество интересных параллелей. Экспозиция ставит Альтхамера и Осмоловского в позицию постоянного диалога, который разворачивается в поле различий и сходств между их работами. Произведения обоих художников часто касаются идеи телесности и модусов восприятия.
В преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах. Читать полностью