Деятельность актуального современного искусства можно с полным правом определить как политическую. Причем речь не идет об ангажированном искусстве, но скорее об искусстве способном ангажировать. Но и этот ангажемент нельзя рассматривать как способность искусства подчинить своим задачам деятельность какой-либо политической партии или движения. Актуальное искусство не занимается большой политикой т.е. не ставит своей целью внедрение в парламент и воздействие на социальность легитимными политическими методами, наоборот оно пытается выбросить любую политическую партию из зоны легитимности и именно таким образом изменить конфигурацию социума.
Для подчеркивания этого коренного различия я использую термин “микрополитика”, веденный в гуманитарную мысль Ж. Делезом/Ф. Гваттари.
Методология современной микрополитической борьбы разрабатывается в системе современного актуального искусства в той ее части, которая в Москве называется как радикальное искусство или искусство “экстремального стиля”. Первым было движение “Э.Т.И.”.
“Э.Т.И.” обратили внимание на отношения между масс-медиа, властью и общественным мнением. Эти отношения строятся по принципу легитимного высказывания т.е. каждая единица информации должна быть основательно подтверждена культурными, политическими или психологическими стереотипами. Была проведена колоссальная практическая работа по выявлению принципов этой легитимации и способов противодействия ей.
Актуальные художники “экстремального стиля” были фактически первыми русскими “имиджмейкерами” (анти-имиджмейкерами, т.к. основная задача любого имиджмейкера, наоборот, создать легитимный образ “подопечного” политика). Актуальные художники разрабатывали методы воздействия на гражданское общество и государственные структуры, те методы, которые впоследствии были впитаны и опробованы Ельциным, Жириновским, Марычевым, а в сегодняшнем политическом пространстве Брынцаловым. Конечно, политики приспособили эти методы для своих целей борьбы за власть, но, всякий раз, когда реальная государственная власть как главная цель начинала преобладать, каждый из вышеперечисленных политиков отказывался от них (т.к. основной внутренний вектор этих методов — это сопротивление любым видам власти). Ни у кого из российских политиков не хватило сил идти до конца (дальше всех продвинулся, конечно, Жириновский).
Основные принципы противодействия процессу легитимации можно суммировать следующим образом:
Индифферентность к контексту.1
Эксплуатация безудержных преувеличений за пределами здравого смысла, логики и “общепринятых” норм поведения.
Максимальная “интерактивность” (прямая связь между действием, масс-медиа и негативной или позитивной реакцией реципиентов).
Методология шокинга и провокаций.2
Создания из себя образа врага с минимальной дистанцированностью от этого образа.
Все эти принципы впервые были продемонстрированы на литературно-критическом семинаре “Терроризм и Текст” 11 ноября 1989 г. Одноименный текст поэта и художника Дмитрия Пименова, который стал основой для семинара, содержал в себе теоретическую манифестацию этих принципов: “Художник обязан открыто заявлять свои ультралевые убеждения, обосновывать их и ничего больше высказывать не имеет права. Попросту говоря, он должен вешать себе на спину “бубновый туз”, выявлять свою предназначенность для расстрела...”. “...физические носители фундаментальных символов буржуазии должны быть перманентно уничтожаемы. Церковь и их служители, памятники культуры, малые дети, престарелые, инвалиды, народные трибуны, беременные женщины, властитель дум и, вот зло, которое нужно подавить в зародыше, — экстрасенсы, новоявленные мессии добра и милосердия — Кашпировский, Чумак, Джуна и иже с ними — вот мишень номер один этой комедии.”3
Именно на этом семинаре впервые был продемонстрирован онтологический разрыв поколений и произошло формирование нового модуса интеллектуала — критическая позиция за пределами здравого смысла, апеллирующая к иррациональному поведению. Данная позиция определяется мной как негативная субъективность. Этот разрыв был тем более очевиден так как в публичных чтениях приняли участие “авангардисты старшего поколения” 4 Дмитрий Пригов, Лев Рубинштейн и Юрий Арабов, которые используя инструментарий иронии и отстранения вызывали у аудитории безудержный смех. Напротив, реакцией на мое и Д. Пименова выступления было раздражение, дискомфорт, неудобство и интерактивное поведение — активистское участие в семинаре и поэтических чтениях.
Провоцирование интерактивной реакции аудитории было одной из главных наших задач, оно выражалось как в задуманной структуре ведения семинара когда приглашенные критики, поэты и художники перед выступлениями должны были публично обрисовать наши (меня и Д. Пименова) артистические образы для того, чтобы мы, соответственно, следовали этим образам, так и в основной массе наших текстов. (Например поэтический текст Д. Пименова “Лес”, который представлял из себя перманентное в течении десяти минут варьирование слов: лес, заяц, волк и медведь, после длительного “чтения вслух” вызывал интерактивную реакцию аудитории, которая подхватывая инициативу придумывала и произносила “свои” слова: сыч, пальма, бегемот и т.д.).
Высшем пиком и логическим завершением этой работы стало создание теоретического трактата “РРР” (Революционно-репрессивный рай), написанного мной и Д. Пименовым в конце 1990 года. В этой книге стратегия тотальной провокации — этической, эстетической, социокультурной и экзистенциальной была максимально реализована. Несмотря на очевидную игровую структуру книги и несколько “несерьезную” интонацию (или слишком серьезную) она представляет собой законченное практическое руководство мышления и поведения. В чем-то эта книга похожа на дзен-буддистские коаны, предназначенные для эмансипации сознания от жизненных очевидностей, стереотипов и докс.
Важно отметить неразрывную связь между провокативным содержанием и формой произведения т.е. уже в самой форме подачи информации должна быть заложена эмансипирующая и освобождающая тенденция. Мы старались, вслед за французской группой “Тель кель”, дать возможность читателю потреблять революционную информацию только революционным образом. Именно “Тель кель” заострили внимание западных леворадикальных интеллектуалов на очевидном противоречии, когда революционные по духу тексты облачались во вполне пристойные, буржуазные формы и несли таким образом реакционный способ потребления информации.
Анатолий Осмоловский
P.S.
С этого момента к проекту “мейл-арт Радек” подключается молодой критик Олег Киреев активно выступающий в отделе рецензий “Художественного журнала”. Тексты Киреева умесны в данном проекте прежде всего из-за своей адекватной и актуальной интерпретации (в отличие от подавляющего большинства российской критики испытывающего непреодолимое влияние московского концептуализма). Преодоление концептуалистского дискурса одна из главных задач “Радека”, впрочем, эта задача может быть решена только при постоянном, экономически рентабельным (обязательное условие для реального искусства!) выходе журнала. Киреев входит в новый состав возрождающегося журнала (зам. главного редактора).
1 Ю. Арабов Как это делается в домашней культуре // Искусство кино № 6/ 1992, с. 89. “Вслед за западными философами, прекрасно раскрывшими роль масс-медиа в духовном порабощении человечества, Эти осознали, что любое упоминание о них в любом контексте, пусть самом дрянном, идет лишь на пользу Этим, закрепляя их нишу в “общественном сознании”.” 2 А. Осмоловский Нецезиудик 1993. Последний манифест // Радек № 1, с. 8. “Для того, чтобы создать шок-эффект, годится буквально все: порнография, призывы к насилию и национальной розни, извращения, потоки крови, трупы, раскрытие своих и чужих секретов, испражнения, банальность, и, конечно, нет ничего более шокирующего, чем Правда.” 3 Д. Пименов Терроризм и текст // Радек № 1, М. 1994, с. 75 — 79. Борьба против легитимации может начинаться только после манифестированного разрыва. Для манифестации этого разрыва мы взяли леворадикальную (коммунистическую) идеологию, которая в интеллигентских кругах была наиболее профанирована. 4 см. Д. Артемидова А вы, друзья, как ни рядитесь... // Комсомольская правда, 15 ноября 1989
проект: А. Осмоловский
корректура: А. Обухова
коммуникация: А. Осмоловский
Периоды творчества
1985 – 1989 (литература)
1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)
1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)
1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)
1997 – 2000 (Против всех)
2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)
2002 – 2012 (Автономия искусства)
2013 – ... (Новые работы)
Актуальное
29/10/2015 29.10.2015 - Открытие выставки Анатолия Осмоловского "Авангардистская канцелярия" Новый проект Анатолия Осмоловского обращается к метафоре канцелярской принадлежности и с долей иронии сводит на нет ее практическое применение. Представленные на выставке объекты в своей детальной проработке относят к предметам бумажного обихода, чей облик не сменялся на протяжении десятилетий и прочно врезался в память постсоветского человека. Точность в исполнении при ближайшем рассмотрении оборачивается подвохом и придает узнаваемым образам характер абсурда.
с 30 октября по 6 декабря 2015 г. Pop/off/art gallery ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Москва
NEON and the Whitechapel Gallery are proud to present TERRAPOLIS, the second major collaboration in Athens between the two organizations following the presentation of ‘A Thousand Doors’ at the The Gennadius Library of the American School of Classical Studies at Athens (4 May – 30 June 2014). NEON works to widen access to contemporary art and is committed to contributing to the vital cultural activity in Athens.
Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system.
Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career.
МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОЕКТ СОВРЕМЕННИКИ
Проект «Современники» — уникальная живая энциклопедия современных русских художников, герои которой представляют себя сами — в интервью-анкетах, с видеозаписями и расшифровками которых можно познакомиться на этом сайте. Анкеты состоят из намеренно простых, базовых вопросов, таких, которые именно в силу своей простоты не всегда задаются в обычных журналистских интервью — но ответы на них далеко не очевидны и часто неожиданны. Ведь даже то, к какому направлению тот или иной художник причисляет себя сам, в какой контекст в мировом искусстве он себя помещает, кого он считает своими учителями и единомышленниками, часто идет в разрез с общепринятыми классификациями.
Сегодняшний гость БибиСевы - один из самых известных российских художников, лауреат "Премии Кандинского" и идеолог Московского акционизма Анатолий Осмоловский. Вечером он выступит с лекцией в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а в 16:00 по Гринвичу не пропустите его интервью на БибиСеве!
Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).
ВЫСТАВКА «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAS 2000+» 6 февраля – 19 апреля 2015 Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур 6 февраля вход на выставку свободный.
Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне
Художник Анатолий Осмоловский в своих «Избранных текстах» анализирует московский акционизм, одним из основателей и активным участником которого он был. По этим статьям можно четко проследить формирование и развитие тех идей и вопросов, разрешение которых составляло для него серьезную проблему. T&P публикует вошедшую в каталог беседу Осмоловского с критиком Марией Чехонадских о диалектике и автономии искусства. Полная версия текста, опубликованного в каталоге фонда V-A-C, выйдет также в «Художественном журнале» №93. Подробнее....
В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с порталом «Воздух. Афиша.ру», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится
Начало в 20:00 Библиотека Ф.М. Достоевского представляет новую книгу «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей / Избранные тексты Анатолия Осмоловского», состоящую из двух частей и опубликованную итальянским издательством Marsilio Editori совместно с V-A-C Foundation.
Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского, известного московского акциониста, куратора, основателя образовательного проекта для художников и искусствоведов «База».
Проект «Рас-членение» состоит из двух частей: серии девяти скульптурных бюстов «Головы мертвых революционеров» и новой бронзовой композиции «Украинка».
«В современной России невозможно заниматься акционизмом»: Анатолий Осмоловский о живописи, независимой критике и панк-роке
«Нужно создать интеллектуальный, академический дискурс, которого в России нет или почти нет. Без него художественное производство здесь так и останется на стадии поп-арта или того, над чем работают Дубосарский и Виноградов»
«Искусство не может быть связано с тюрьмой, не потому что «слабо», а потому что когда человек попадает в тюрьму, невозможно по поводу его действий высказывать эстетические суждения»
Как московских художников лишают мастерских, и почему это не только плохо, но и очень хорошо Московский союз художников взывает к мэру Москвы Сергею Собянину. У художников отбирают мастерские.
Почему именно поп-арт из всех течений в искусстве XX века оказывает такое длительное и сильное влияние на художников по всему миру? США и Великобритания, Китай и постсоветское пространство — поп-арт жив до сих пор везде. Организаторы этой уникальной по масштабам выставки решили попытаться понять, в чем тайна его власти.
Whitechapel Gallery открывает первую в Великобритании выставку работ из коллекции Фонда V-A-C, которые отобрал для показа британский художник Майк Нельсон.
С 1 августа по 25 сентября в Институте «База» открыт прием заявок на следующий учебный год. Всем желающим поступить необходимо заполнить анкету в электронном виде и прислать на bazaeducation@gmail.com. По этому же адресу можно получить дополнительную информацию или задать вопросы, касающиеся процедуры поступления и образовательных программ.
В октябре 2014 года Институт открывает новую экспериментальную образовательную программу «БАЗАльт» для молодежи (16+), в рамках которой запланированы циклы лекций по истории российского и зарубежного искусства, а также практические занятия. В связи переизбытком различных творческих инициатив, основной акцент делается на определении четких границ и отличий искусства от дизайна. Программа рассчитана на год обучения. Занятия проходят три раза в неделю по будним дням с 17.00 до 19.00.
22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"
22 мая в 17 часов в рамках программы культурной столицы Европы в рижской церкви Св. Иоанна и в 18 часов в Латвийском музее истории железной дороги открывается международная выставка современного искусства "В поисках горизонта". В выставке участвуют 39 художников из таких стран, как Латвия, США, Россия, Австрия, Нидерланды, Индия и Германия. Выставку дополняет семинар, посвященный личному опыту художников и теоретиков искусства. Семинар пройдет в Латвийском музее истории железной дороги 24 мая с 11:00 до 17:00.
В Музее Москвы проходит выставка «Живопись расширения» под кураторством Евгении Кикодзе (Музей Москвы) и Анатолия Осмоловского (Институт «База»). «Что такое современная живопись и где ее место в актуальных практиках искусства?» — этот вопрос все отчетливее звучит на местной сцене, и эта выставка — не исключение. Работы одиннадцати авторов — как известных современных художников, так и совсем молодых — объединены общим свойством: это живопись, которая так или иначе «расползлась» в другие контексты или жанры. О том, почему живопись обладает наибольшим потенциалом автономии и зачем эта автономия художнику нужна, Анатолий Осмоловский рассказал Ольге Данилкиной.
Гигантским разочарованием для меня стала пресс-конференция Pussy Riot на «Дожде». Было почти физически больно это наблюдать.
Действительно, российская пенитенциарная система обладает поистине колоссальными возможностями для «перевоспитания». Пресс-конференция показала это в такой отчетливой форме, что Путин может быть доволен. Доволен до такой степени, что, собственно, зачем ее менять-то? По крайней мере, по отношению к современным художникам она работает превосходно.
15 декабря 2013 г. в 16.00 на площади Краснопресненская Застава состоялся перформанс студентов Института «БАЗА» по случаю публикации книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ». Текст книги поделен на три части – «Программа минимум», «Программа максимум» и «Инструкции для боевых подруг», каждая из которых состоит из пронумерованных лозунгов и рекомендаций, организованных по особому стилистическому и фонетическому принципу. Все фразы выписаны заглавными буквами, и завершаются восклицательными знаками, создавая бесконечный мысленный поток пограничного состояния смутного времени.
"Мне нужно было сначала себя прибить, а потом уже убрать одежду, чтобы осталось тело, прибитое к брусчатке. И вокруг ничего. Оно там возникло – и всё..."
Петр Павленский обнаженным присел на брусчатку Красной площади и приковал, прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Это всё было зафиксировано на многих фотографических аппаратах. Саму эту акцию в виде фотографий и видео вы можете видеть на всех сайтах, думаю, мира, а не только России. После этого Петр Павленский был препровожден в отделение милиции, накрытый простыней или покрывалом. После этого отправились в суд. После этого дело не завели и отпустили. Но 15 числа прокуратура сказала свое слово, и уголовное дело по статье «хулиганство» все-таки было заведено.
В контексте этого события Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы провели дискуссию на тему "Современное искусство как политическая акция"
«Эстетические проблемы традиции акционизма в современном искусстве. Искусство или политика?»
Осмоловский — фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его лекция — об эстетических проблемах традиции акционизма в современном искусстве
лекция состоится 14 ноября 2013 г. в 20-00 место проведения - Solyanka VPA (video/performance/animation) ул. Солянка, 1 (вход с ул. Забелина), Москва
Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18 Открытие состоится 7 ноября в 19.00
Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.
Время проведения выставки: 05/10/2013 - 30/11/2013 Открытие: Суббота, 5 Октября 2013 h.18.30. Часы работы: Вторник - Суббота с 14:00 до 19:00.
Томас Брамбилла Via Casalino 25 24121, Бергамо, Италия Тел: +39 035 247418 www.thomasbrambilla.com info@thomasbrambilla.com
Галерея Thomas Брамбилла с гордостью представляет «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Cadavre Exquis and Dodici Suicidi) - персональная выставка Анатолия Осмоловского.
Название выставки, относится именно центральной работе и цитирует знаменитую практику сюрреализма - Cadavre Exquis - процесс создания коллективных текстов или изображений, в котором каждый участник пишет или рисует без знания того, каков вклад других.
С 13 сентября по ноябрь 2013 в Tromsø (Норвегия) пройдет выставка RE-ALIGNED ART. На выставке будет представлен проект Анатолия Осмоловского «Против всех»
В конце июня в институте БАЗА состоялась лекция Анатолия Осмоловского для студентов о 55-й Венецианской биеннале, основанная на собственных впечатлениях от посещения. Здесь мы публикуем аудио-запись часть 1 и часть 2 этой лекции и фотографии выставки.
В параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).
Двое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима.
Фонд V-A-C представляет выставку двух художников в Италии.
Фонд V-A-C, некоммерческая московская институция, которая занимается популяризацией и развитием русского современного искусства, летом представит итальянской публике выставку «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей». Этот проект впервые сводит вместе работы двух художников, поляка и россиянина, происходящих из того поколения, которое стало свидетелем резкой смены социальной и политической парадигмы в России и странах Варшавского договора. Это привносит в их работы множество интересных параллелей. Экспозиция ставит Альтхамера и Осмоловского в позицию постоянного диалога, который разворачивается в поле различий и сходств между их работами. Произведения обоих художников часто касаются идеи телесности и модусов восприятия.
В преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах. Читать полностью