Болевые точки

28 мая 2013

В преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах.

Андрей Сильвестров: Толь, как участник предстоящей Венецианской биеннале, расскажи нам пожалуйста о том, какая программа ожидает нас на этот раз в Венеции?

Анатолий Осмоловский: Фонд «Виктория - Искусство быть современным» организовал большую выставку в выставочном зале Джудекка. Если на прошлой биеннале была представлена групповая выставка российских авторов «Модерникон», то в этот раз выставлены два художника – я и Павел Альтхаммер. Выставка называется «Параллельная конвергенция». Альтхаммер – очень известный польский художник и, на мой взгляд, самый интересный, если брать в расчет всю восточную Европу. Главная идея художественного руководителя фонда Терезы Мавики заключается в том, что после групповой выставки, которая должна создать контекст рассмотрения, проводится серия персональных проектов. Но сами эти персональные проекты строятся по принципу сопряжения близких авторов. Альтхаммер для меня – именно такой художник. Не то чтобы он оказывал какое-то влияние на мое творчество, скорее наше развитие шло параллельно.

А.С.: Насколько объемной будет экспозиция?

А.О.: Будет три работы Альтхаммера – два видео проекта и одна массивная скульптура… В свое время он сделал работу из мусора, которую сейчас переработали и отлили в бронзе. Это эстетика своеобразной языческой скульптуры. Очень выразительная работа. Такой персонаж с копьем и гигантским членом, и все это сделано из мусора: какие-то шины навернутые, член – это тоже какая-то фигня с помойки. Кроме того Альтхаммер – один из центральных персонажей основной экспозиции Венецианской биеннале в Арсенале. Там у него огромная экспозиция. Это в общем довольно традиционный, но очень точный ход: в одной экспозиции – такие его работы, а если хотите посмотреть другие – то вот, пожалуйста, они в Джудекке есть. Альтхаммер в данном случае как хэдлайнер на рок-концерте. Что касается моей экспозиции – то это не полная, но ретроспектива последних 20 лет.

А.С.: А ты в роли молодой рок-группы?

А.О.: В сравнении с Альтхаммером, да.

А.С.: Скажи, а почему, как ты думаешь, российское искусство оказалось на такой глубокой обочине?

А.О.: Об этом постоянно думают наши «мудрецы» – кураторы. Да только ответа все нет. На мой взгляд здесь комплекс проблем. Самая главная: современное искусство – это творчество современного общества, у которого есть свои основополагающие признаки. Всем известные, конечно. Разделение властей, демократические выборы, ну ты сам знаешь... Музеи современного искусства являются очень важной составляющей этого общества. Россия же в последние годы деградирует в какое-то новое средневековье. Общая атмосфера не благоприятствует. Фактически сейчас искусство держится на тех людях, что воспитались во время перестройки. И как бы критически мы не относились к Советской власти, она все же была относительно современна, особенно в свой поздний – горбачевский – период.

А.С.: Ну, в двухтысячные художники стали относительно неплохо зарабатывать.

А.О.: Пять человек. В 2004-м году у меня была первая продажа. До 2004 года я иногда рассчитывал свое передвижение от одной станции метро до другой, где мне перезаймут еще 15 рублей на то, чтобы я купил жетон и поехал в следующую точку, чтобы там встретиться еще с кем-то и так далее - такой «логистикой» бедности занимался. Возвращаясь к нашему разговору, вот этот весь якобы бум, который был, как ты говоришь, на искусство до 2008 года, до кризиса всем известного, могу сказать, что Винзавод и все прочие институты – это норма провинциального города. Не столицы, а провинциального города. В Воронеже должно быть три Винзавода и один Гараж, а в Москве должно быть три Музея Современного Искусства, а не Винзавод и Гараж. В этом смысле мы пребываем в каком-то глубочайшем ауте, к сожалению.

А.С.: А что касается проблем образования… поэтому вы организовали БАЗУ? Как она существует? Насколько интенсивно само обучение?

А.О.: У нас как минимум по три лекции в неделю. При этом не только я читаю (в силу своей подготовки к выставке, я сейчас почти отстранен от работы), у нас читают Мизиано, Бохоров, Гутов. Мы призываем самые лучшие силы, не ангажированные в других местах. Основная наша идея не в том, чтобы просто передать знания, а попытаться включить студентов в процесс. И очень важно, чтобы это было весело. Искусство – это же не работа, согласись.

А.С.: Да?

А.О.: Ну, да.

А.С.: Что такое «веселый процесс»? Что там у вас происходит?

А.О.: Ну, честно говоря, я не очень большой специалист по веселости, но сейчас у нас такая есть идея достаточно безумная – сделать движение новых импрессионистов. И мы планируем целый ряд мероприятий, которые будут связаны не только с выставками и созданием произведений. Например, есть идея вечеринок с абсентом. Ведь традиционные импрессионисты очень любили абсент. Дега рисовал балерин, Тулуз Лотрек ходил в публичные дома. А где сейчас выражение современного духа? Действительно же интересно посмотреть, что такое современный публичный дом. Какие-то болевые точки современного момента выбрать… Эдуарда Мане прокляли за «Олимпию», прокляли за то, что он написал обычную земную женщину, смотрящую с наглой откровенностью в глаза зрителю. Он на самом деле обнажил болезненную проблему того времени, которая заключалась в том, что мамы водили в публичный дом своих детей, когда те достигали совершеннолетия, чтобы там они (дети) получили свой первый сексуальный опыт. Это считалось закрытой темой. Все это делали, но никто об этом не говорил. Надо найти такую болевую точку сегодня. Конечно, нужно ее еще исполнить верно, чтобы это было убедительно.

А.С.: Толь, тебя принято считать социальным художником. Ты с этим согласен? Вообще, что такое социальный художник?

А.О.: Я считаю, что все искусство социально. Это абсурд, когда люди говорят, что есть искусство для искусства, это в высшей степени сомнительная, на мой взгляд, формулировка. Искусство рассчитано на то, чтобы его воспринимали люди. И это не вопрос тщеславия. Работа должна иметь зеркало, иначе ты просто не понимаешь, чем занимаешься. Конечно, иногда создаются такие социальные условия, при которых человек не может выставиться (мы это хорошо знаем по временам советской власти), но это явление не нормальное и приводит к совершенно уродливым явлениям – возбуждает комплекс неполноценности вперемешку с комплексом непризнанного гения. Это чудовищно разрушительно и вообще, и на психическом уровне. Но, если твой вопрос локализовать или радикализировать, то наверно можно сказать так: «Я считаю, что художник (и это, на мой взгляд, является точным определением социального художника) должен проблематизировать болевые точки современного ему общества. Разными способами. Это не должно быть журналистским расследованием, но подлинное современное искусство работает с болевыми точками общества. Например, передвижник Перов написал «Крестный ход», а Третьяков не вылезал из судебных заседаний, которые в то время инициировала церковь, и не только из-за работы Перова. Третьяков был абсолютно современным деятелем культуры, а художник Перов был современным художником своего времени.

Моя работа «Золотой автопортрет» (одна из работ Анатолия Осмоловского, которая будет представлена на 55-ой Венецианской биеннале – прим. редакции) – один из примеров остро-социальной работы. Это скульптура в полный рост – мой автопортрет в облачении патриарха. А в качестве символов «религии» на этом «патриархе» – документация ключевых перформансов последних двадцати лет. Эта работа – одновременно критика современного искусства (а современное искусство без самокритики – ничто) и того мракобесного состояния нашего общества, что создается сейчас объединенными усилиями власти, парламента и церкви.

А.С.: Скажи, а как эти болевые точки обнаруживаются? И должен ли быть талант к их обнаружению? Не говоря уже о том, что выбор той или иной точки является определенным образом частностью.

А.О.: Ты знаешь, мне кажется, что в этом вопросе самая главная тема – это не выбор точки, а то, как ее представить, разработать. Определение этих точек, мне кажется, не представляет особой сложности, это все находится на поверхности. Коррупция, теория заговора против России, бессмысленные и необоснованные преследования или возгонка религиозных клерикальных настроений в обществе – все это находится на поверхности, вопрос в том, как это актуализировать, как к этому подойти. Вот в этом вопросе «как», наверное, и заключается условно «талант». Но решение, конечно, не должно быть однозначным. Ты не пропагандист, не контрпропагандист, не пиарщик и не антипиарщик. Ты должен создать стереоскопически сложный образ, где непонятно, за кого ты. И вот в этом моменте «непонятно за кого ты» и заключается высшая степень артистизма художника. Например, непонятно за кого Энди Уорхол, когда он делает банку супа Кэмпбелл. Непонятно, прославляет он это или критикует. Вот эта нейтральность – это высшая ступень мастерства! Не всегда она доступна. Например, в советском соц-арте только Булатову это было по плечу. Не всегда художнику удается эту нейтральность достичь. Ведь хочется высказать свое мнение – каждый из нас высоко себя ценит. Но нужно себя сдерживать, не давать себе высказываться. Необходимо стремиться к тому, чтобы «быть чистым регистрирующим аппаратом», как говорил об этом Андре Бретон (а потом повторил Энди Уорхол).

А.С.: Давай вернемся к твоей выставке в Венеции. Не мог бы ты рассказать, что именно там будет?

А.О.: Там будет моя ретроспектива, не сказать, что полная, но будут работы разных лет… Где-то 30%. Дело в том, что ставка организаторов была на те работы, которые приобретены разными музеями, ну чтобы было понятно, что никакой коммерческий интерес не преследуется. Правда, есть две новые работы. Одна работа – это «Золотой автопортрет», вторая работа – это головы исторических революционных деятелей, выставленные на шестах. Портреты на шестах.

А.С.: На таких монгольских шестах?

А.О.: Да, да, да. Кочевники практиковали такой вид устрашения: отрубали голову, насаживали на копье и демонстрировали врагам. Там будут Ленин, Троцкий, Сталин – эта троица, а еще должны быть сделаны Маркс, Бакунин, Энгельс и Мао, Че Гевара, Хо Ши Мин. Работа называется следующим образом «Это вы сделали? – Нет. Это вы сделали. Портреты мертвых революционеров». Сама эта фраза – знаменитый апокриф относительно Пикассо. Когда он выставил «Гернику» на международной выставке, немецкий офицер подошел к этой работе и спросил: «Это вы сделали?», на что Пикассо ответил: «Нет. Это вы сделали». В моем случае эта фраза имеет двойной смысл. Современному художнику часто предъявляется претензия, что он ничего не может сделать своими руками, поэтому мне как бы задается вопрос: «Это вы сделали?», а я говорю: «Нет. Это вы сделали». Это вы отрубили им головы и выставили на посмешище. Но слепил я их сам, действительно. У меня была такая идея: выбирается три периода революции. Первый – до 17-го года – это Энгельс, Маркс и Бакунин. И выбираются соответственно основатель, продолжатель и оппонент (Маркс – основатель, Энгельс – продолжатель, Бакунин – оппонент Маркса). То же самое во втором периоде, Ленин – основатель, а вот кто продолжатель, а кто оппонент, мы должны уже сами выбирать. Кто-то считает Троцкий, кто-то – Сталин. Третий период: Мао – основатель новой волны революции, продолжатель - государственник Хо Ши Мин, а оппонент - романтический революционер Че Гевара.

А.С.: А что конкретно представлено в ретроспективе?

А.О.: Там много всего. Будет гигантский ящик с маленькими фотографиями перформансов, издательской деятельностью и так далее. Будет несколько работ нонспектакулярного искусства, например, жестяное ведро для мытья полов, грязная вода, тряпка весит, швабра стоит, но в этом ведре двойное дно, и оттуда звучит едва-едва слышно кусок композиции Sex Pistols «No future for you». Еще будет такая вставка в паркетном поле, где кусок паркетины поднимается вверх острыми зубцами, называется «Вставай, проклятьем заклейменный, Весь мир голодных и рабов!». Также будет формалистический период – абстрактные работы 2004-2005 года, «Хлеба» будут, «Рот Фронт. Остатки» – бронзовые отливки внутренней стороны кулака…

А.С.: А чего ты ждешь от участия в биеннале? Собственно, произойдет встреча новых работ со зрителем. Работы состоятся, заработает «зеркало»…

А.О.: Ничего хорошего не жду. Я чудовищно напрягаюсь по поводу скандалов, которые скорее всего возникнут. Не в том смысле, что я боюсь скандалов, мне не привыкать. Я вообще, как известно, скандальный художник, это, как говорится, моя профессия. Но за последнее время я понял, что скандалы, они все как-то уплощают и переводят в переругивание, в пиар, в глупость какую-то. Поэтому сейчас я уже не большой сторонник скандалов. Для молодого человека скандал – это развлечение, для зрелого – досадная помеха. С другой стороны, это же не значит, что нужно от болевых точек уходить. Делать что-то аффирмативно успокаивающее. Я конечно хотел бы рассчитывать на какой-то серьезный диалог, разговор с критиками, прежде всего российскими. На выставке будут представлены работы нового фигуративного периода. Последние три года я серьезно занимался скульптурой, осваивал этот медиум. Честно и с полной самоотдачей. Поэтому мне интересно стороннее мнение.

Дело в том, что когда ты начинаешь заниматься новой для себя деятельностью, то первые несколько работ получаются относительно просто: ты открываешь для себя новый материк, и тебе все интересно. Но потом возникают проблемы. С пятой скульптуры работа становится рутиной, кураж пропадает, а мастерства – нет. И этот период самый неприятный, я полгода не мог шестую голову слепить. А еще Сталина не мог слепить. Хотя его я хотел третьим делать. Но не выходил он у меня никак. Хотя лицо у него довольно характерное. И здесь тоже урок – человека, которого не любишь, очень тяжело сделать. Что касается отсутствия куража, то думаю этот период будет долго длится. И решать эту проблему можно либо переходом на другие медиа, либо тяжелым трудом переламывать рутину.

А.С.: То есть, Че Гевары может и не быть?

А.О.: Я постараюсь приложить все усилия, чтобы он был, мне все-таки нужно закончить проект, но это будет уже очень тяжело. С другой стороны – это своеобразная проверка себя на прочность. Но самое главное, что я почерпнул из этого опыта – понимание, что каждое время отражается в свойственной только ему степени незавершенности работы. И самое главное, чему надо обучать молодых художников – это уметь вовремя остановиться. Смотришь на работу какого-нибудь профессионала и видишь – вот у него получается искусство; но нет – он дальше идет и в конце концов высушивает портрет до мертвой маски. Соответственно, чем более разбалансирована социальность твоего времени, тем меньшая степень завершенности должна быть у работы. И здесь возможно проявляется талант: чувствовать адекватную времени степень незавершенности.

А.С.: Спасибо!

Беседовал Андрей Сильвестров

Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)

Актуальное


29/10/2015
29.10.2015 - Открытие выставки Анатолия Осмоловского "Авангардистская канцелярия"
Новый проект Анатолия Осмоловского обращается к метафоре канцелярской принадлежности и с долей иронии сводит на нет ее практическое применение. Представленные на выставке объекты в своей детальной проработке относят к предметам бумажного обихода, чей облик не сменялся на протяжении десятилетий и прочно врезался в память постсоветского человека. Точность в исполнении при ближайшем рассмотрении оборачивается подвохом и придает узнаваемым образам характер абсурда.

с 30 октября по 6 декабря 2015 г.
Pop/off/art gallery
ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Москва

Подробнее…




26/05/2015
CURRENT, Exhibition (ATHENS, 26 May - 26 July 2015)

TERRAPOLIS

Exhibition duration | 26 May – 26 July 2015

in collaboration with the Whitechapel Gallery

Curator | Iwona Blazwick, Director, Whitechapel Gallery

FRENCH SCHOOL AT ATHENS, DIDOTOU 6

Opening Hours
Monday Closed
Tuesday - Saturday 10:00 - 21:00
Sunday 12:00 - 18:00

NEON and the Whitechapel Gallery are proud to present TERRAPOLIS, the second major collaboration in Athens between the two organizations following the presentation of ‘A Thousand Doors’ at the The Gennadius Library of the American School of Classical Studies at Athens (4 May – 30 June 2014). NEON works to widen access to contemporary art and is committed to contributing to the vital cultural activity in Athens.


Подробнее…




04/05/2015
Лекция по истории российского акционизма в ICA (London)

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system.

Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career.

Далее...



27/03/2015
Анатолий Осмоловский в Проекте "СОВРЕМЕННИКИ"

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОЕКТ СОВРЕМЕННИКИ

Проект «Современники» — уникальная живая энциклопедия современных русских художников, герои которой представляют себя сами — в интервью-анкетах, с видеозаписями и расшифровками которых можно познакомиться на этом сайте. Анкеты состоят из намеренно простых, базовых вопросов, таких, которые именно в силу своей простоты не всегда задаются в обычных журналистских интервью — но ответы на них далеко не очевидны и часто неожиданны. Ведь даже то, к какому направлению тот или иной художник причисляет себя сам, в какой контекст в мировом искусстве он себя помещает, кого он считает своими учителями и единомышленниками, часто идет в разрез с общепринятыми классификациями.


Подробнее…


27/02/2015
Сева Новгородцев – программа БибиСева c участием Анатолия Осмоловского 27.02.2015

Сегодняшний гость БибиСевы - один из самых известных российских художников, лауреат "Премии Кандинского" и идеолог Московского акционизма Анатолий Осмоловский. Вечером он выступит с лекцией в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а в 16:00 по Гринвичу не пропустите его интервью на БибиСеве!


Подробнее…


12/02/2015
Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

 Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

27 Feb 2015 6:30 pm | Nash & Brandon Rooms | £8.00 to £10.00

Book Tickets

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).


Подробнее…


08/02/2015
06.02 - 19.04.2015 «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAST 2000+» в МСИ «Гараж»

  ВЫСТАВКА «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAS 2000+»
6 февраля – 19 апреля 2015
Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур
6 февраля вход на выставку свободный.

Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне



Подробнее…


02/02/2015
Анатолий Осмоловский: «К искусству я отношусь как к революционной машине»

Художник Анатолий Осмоловский в своих «Избранных текстах» анализирует московский акционизм, одним из основателей и активным участником которого он был. По этим статьям можно четко проследить формирование и развитие тех идей и вопросов, разрешение которых составляло для него серьезную проблему. T&P публикует вошедшую в каталог беседу Осмоловского с критиком Марией Чехонадских о диалектике и автономии искусства. Полная версия текста, опубликованного в каталоге фонда V-A-C, выйдет также в «Художественном журнале» №93.
Подробнее....



28/12/2014
Анатолий Осмоловский: «Они к смерти движутся — и нас всех за собой тащат»

 В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с порталом «Воздух. Афиша.ру», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится


Подробнее…


25/12/2014
25.12. 2014 г. в библиотеке Ф.М.Достоевского презентация книги «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей»

Начало в 20:00
Библиотека Ф.М. Достоевского представляет новую книгу «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей / Избранные тексты Анатолия Осмоловского», состоящую из двух частей и опубликованную итальянским издательством Marsilio Editori совместно с V-A-C Foundation.


Подробнее…


22/12/2014
Анатолий Осмоловский, «Рас-членение» 25.12.2014 – 11.01.2015, Галерея «Триумф»

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Бакунин. Бронза, литье. 2012 Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского, известного московского акциониста, куратора, основателя образовательного проекта для художников и искусствоведов «База».
 
Проект «Рас-членение» состоит из двух частей: серии девяти скульптурных бюстов «Головы мертвых революционеров» и новой бронзовой композиции «Украинка».


Подробнее…


08/12/2014
Интервью Анатолия Осмоловского для нового проекта syg.ma

«В современной России невозможно заниматься акционизмом»: Анатолий Осмоловский о живописи, независимой критике и панк-роке

«Нужно создать интеллектуальный, академический дискурс, которого в России нет или почти нет. Без него художественное производство здесь так и останется на стадии поп-арта или того, над чем работают Дубосарский и Виноградов»

«Искусство не может быть связано с тюрьмой, не потому что «слабо», а потому что когда человек попадает в тюрьму, невозможно по поводу его действий высказывать эстетические суждения»

Читать интервью полностью



03/12/2014
Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских

Как московских художников лишают мастерских, и почему это не только плохо, но и очень хорошо Московский союз художников взывает к мэру Москвы Сергею Собянину. У художников отбирают мастерские.


Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских
Подробнее…


18/11/2014
26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)

26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)Масштабная выставка работ поп-арта из Америки, Китая, Великобритании и России в Saatchi Gallery - 300 работ 112 художников

Wed 26 November 2014 - Mon 23 February 2015 Saatchi Gallery, Duke of York's HQ, London SW3 4RY

www.saatchigallery.com  

Почему именно поп-арт из всех течений в искусстве XX века оказывает такое длительное и сильное влияние на художников по всему миру? США и Великобритания, Китай и постсоветское пространство — поп-арт жив до сих пор везде. Организаторы этой уникальной по масштабам выставки решили попытаться понять, в чем тайна его власти.


Подробнее…


20/09/2014
9 сентября – 30 ноября 2014 выставка работ из коллекции Фонда V-A-C в Whitechapel Gallery (Великобритания)
 

Коллекция Фонда V-A-C
Выбор работ: Майк Нельсон

9 сентября – 30 ноября 2014, галерея Whitechapel Gallery
Время работы: вторник - воскресенье 11:00 - 18:00, четверг 11:00 - 21:00

Whitechapel Gallery, галерея 7
77-82 Whitechapel Hight Street, Лондон

Whitechapel Gallery открывает первую в Великобритании выставку работ из коллекции Фонда V-A-C, которые отобрал для показа британский художник Майк Нельсон.


Подробнее…


17/07/2014
Институт БАЗА: новый учебный год

Институт БАЗА - прием абитуриентовС 1 августа по 25 сентября в Институте «База» открыт прием заявок на следующий учебный год. Всем желающим поступить необходимо заполнить анкету в электронном виде и прислать на bazaeducation@gmail.com. По этому же адресу можно получить дополнительную информацию или задать вопросы, касающиеся процедуры поступления и образовательных программ.

В октябре 2014 года Институт открывает новую экспериментальную образовательную программу «БАЗАльт» для молодежи (16+), в рамках которой запланированы циклы лекций по истории российского и зарубежного искусства, а также практические занятия. В связи переизбытком различных творческих инициатив, основной акцент делается на определении четких границ и отличий искусства от дизайна. Программа рассчитана на год обучения. Занятия проходят три раза в неделю по будним дням с 17.00 до 19.00.

Общую информацию о поступлении можно найти здесь



17/05/2014
22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

 22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

22 мая в 17 часов в рамках программы культурной столицы Европы в рижской церкви Св. Иоанна и в 18 часов в Латвийском музее истории железной дороги открывается международная выставка современного искусства "В поисках горизонта". В выставке участвуют 39 художников из таких стран, как Латвия, США, Россия, Австрия, Нидерланды, Индия и Германия. Выставку дополняет семинар, посвященный личному опыту художников и теоретиков искусства. Семинар пройдет в Латвийском музее истории железной дороги 24 мая с 11:00 до 17:00.



Подробнее…


03/04/2014
Анатолий Осмоловский: «Искусство начинается с достоинства и самостоятельности художника»

В Музее Москвы проходит выставка «Живопись расширения» под кураторством Евгении Кикодзе (Музей Москвы) и Анатолия Осмоловского (Институт «База»). «Что такое современная живопись и где ее место в актуальных практиках искусства?» — этот вопрос все отчетливее звучит на местной сцене, и эта выставка — не исключение. Работы одиннадцати авторов — как известных современных художников, так и совсем молодых — объединены общим свойством: это живопись, которая так или иначе «расползлась» в другие контексты или жанры. О том, почему живопись обладает наибольшим потенциалом автономии и зачем эта автономия художнику нужна, Анатолий Осмоловский рассказал Ольге Данилкиной.


Подробнее…


28/12/2013
Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.

Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.Из «грязи» в князи (мира сего)

Гигантским разочарованием для меня стала пресс-конференция Pussy Riot на «Дожде». Было почти физически больно это наблюдать.

Действительно, российская пенитенциарная система обладает поистине колоссальными возможностями для «перевоспитания». Пресс-конференция показала это в такой отчетливой форме, что Путин может быть доволен. Доволен до такой степени, что, собственно, зачем ее менять-то? По крайней мере, по отношению к современным художникам она работает превосходно.


Подробнее…


15/12/2013
Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»

Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»15 декабря 2013 г.  в 16.00 на площади Краснопресненская Застава состоялся перформанс студентов Института «БАЗА» по случаю публикации книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ». Текст книги поделен на три части – «Программа минимум», «Программа максимум» и «Инструкции для боевых подруг», каждая из которых состоит из пронумерованных лозунгов и рекомендаций, организованных по особому стилистическому и фонетическому принципу. Все фразы выписаны заглавными буквами, и завершаются восклицательными знаками, создавая бесконечный мысленный поток пограничного состояния смутного времени. 


Подробнее…


18/11/2013
Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы

 "Мне нужно было сначала себя прибить, а потом уже убрать одежду, чтобы осталось тело, прибитое к брусчатке. И вокруг ничего. Оно там возникло – и всё..."

 

Петр Павленский обнаженным присел на брусчатку Красной площади и приковал, прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Это всё было зафиксировано на многих фотографических аппаратах. Саму эту акцию в виде фотографий и видео вы можете видеть на всех сайтах, думаю, мира, а не только России. После этого Петр Павленский был препровожден в отделение милиции, накрытый простыней или покрывалом. После этого отправились в суд. После этого дело не завели и отпустили. Но 15 числа прокуратура сказала свое слово, и уголовное дело по статье «хулиганство» все-таки было заведено.

В контексте этого события Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы провели дискуссию на тему "Современное искусство как политическая акция"


Подробнее…


12/11/2013
14 ноября 2013 г. в 20-00 лекция Анатолия Осмоловского в Solyanka VPA

/news/logo/solyanka200.jpg«Эстетические проблемы традиции акционизма в современном искусстве. Искусство или политика?»

 Осмоловский — фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его лекция — об эстетических проблемах традиции акционизма в современном искусстве

лекция состоится 14 ноября 2013 г. в 20-00
место проведения - Solyanka VPA (video/performance/animation)
ул. Солянка, 1 (вход с ул. Забелина), Москва

Вход свободный


Подробнее…


31/10/2013
7 – 17 ноября 2013 г., «НАШЕ ДЕЛО» - Первый выставочный проект Института «База»

Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров
Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко
Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус
Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года
Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18
Открытие состоится 7 ноября в 19.00

Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.


Подробнее…


05/10/2013
05.10 - 30.11.2013 «Изысканный труп и двенадцать самоубийц», Галерея Томаса Брамбиллы (Бергамо, Италия)

Анатолий Осмоловский 05/10/2013 - 30/11/2013 выставка Анатолия Осмоловского «Cadavre Exquis - Двенадцать Самоубийств» (галерея Томаса Брамбиллы, Бергамо, ИталияВремя проведения выставки: 05/10/2013 - 30/11/2013
Открытие: Суббота, 5 Октября 2013 h.18.30.
Часы работы: Вторник - Суббота с 14:00 до 19:00.

Томас Брамбилла
Via Casalino 25
24121, Бергамо, Италия
Тел: +39 035 247418
www.thomasbrambilla.com
info@thomasbrambilla.com

Галерея Thomas Брамбилла с гордостью представляет «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Cadavre Exquis and Dodici Suicidi) - персональная выставка Анатолия Осмоловского.

Название выставки, относится именно центральной работе и цитирует знаменитую практику сюрреализма - Cadavre Exquis - процесс создания коллективных текстов или изображений, в котором каждый участник пишет или рисует без знания того, каков вклад других.


Подробнее…


07/09/2013
«Против всех» на выставке RE-ALIGNED ART (Tromsø, Норвегия с 13.09.2013 по 11.2013) )

Против всех на выставке RE-ALIGNED ART С 13 сентября по ноябрь 2013 в Tromsø (Норвегия) пройдет выставка RE-ALIGNED ART. На выставке будет представлен проект Анатолия Осмоловского «Против всех»


Подробнее…


23/07/2013
Лекция Анатолия Осмоловского о 55-й Венецианской биеннале

В конце июня в институте БАЗА состоялась лекция Анатолия Осмоловского для студентов о 55-й Венецианской биеннале, основанная на собственных впечатлениях от посещения. Здесь мы публикуем аудио-запись часть 1 и часть 2 этой лекции и фотографии выставки.


Подробнее…


25/06/2013
Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre Oci

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciВ параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).


Подробнее…


06/06/2013
«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей»

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciДвое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима. 


Подробнее…


01/06/2013
«Схождение параллелей» Альтхамера и Осмоловского

Фонд V-A-C представляет выставку двух художников в Италии.

Фонд V-A-C, некоммерческая московская институция, которая занимается популяризацией и развитием русского современного искусства, летом представит итальянской публике выставку «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей». Этот проект впервые сводит вместе работы двух художников, поляка и россиянина, происходящих из того поколения, которое стало свидетелем резкой смены социальной и политической парадигмы в России и странах Варшавского договора. Это привносит в их работы множество интересных параллелей. Экспозиция ставит Альтхамера и Осмоловского в позицию постоянного диалога, который разворачивается в поле различий и сходств между их работами. Произведения обоих художников часто касаются идеи телесности и модусов восприятия.



Подробнее…


28/05/2013
Болевые точки

художник Анатолий ОсмоловскийВ преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах.
Читать полностью


English Русский