Выступление на первом сборе на Винзаводе (3.09.2006)

Выступление на первом сборе на Винзаводе (3.09.2006)

Я хотел бы посвятить краткое сообщение своим, может быть, поверхностным, но, как мне кажется, важным размышлениям о сути русской, или российской, художественной традиции.

Существует мнение, что русская культура обладает какой-то своей спецификой. И одновременно при этом является, безусловно, частью культуры европейской. Мне довольно долго хотелось понять, в чем специфичность российского культурного производства. И сейчас я предлагаю вашему вниманию свои по этому поводу размышления.

Основным фундаментальным вкладом в это независимое культурное основание была русская иконопись XIII-XVII веков, которая, как известно, была заимствована из византийской традиции, но стала развиваться и приобрела в России специфические формы: был создан свой русский стиль. Насчитывается, наверное, свыше 15-ти различных школ в русской иконописи: московская, ярославская, строгановская письма (которые сейчас разделяются на множество независимых школ), северные письма... Безусловно, я не являюсь -ск-сств-ведом в этой области. Я только хотел бы сказать о некоем общем фоне в функционировании и создании русской иконописи, как и иконописи вообще.

Иконопись неразрывна с каноном - заранее известным образным рядом, в который, конечно, каждый мастер вносил микроскопические изменения. Как это ни парадоксально, но именно эти изменения подпитывали и фундировали сохранение канона. Действительно, человек не может сделать абсолютного повторения, всякий раз будут происходить различия, отходы от изначального образа. Именно это человеческое свойство физической невозможности абсолютного повтора фундирует создание канона. Итак, стремление к повтору и невозможность его достичь. Вводятся различные канонические образы, после происходят прорисовки, эти прорисовки накладываются на будущие иконы и таким образом эта иконописная традиция развивается на территории Древней Руси.

Возникает вопрос, а почему именно этот вид культурного производства - то есть культурное производство, построенное по принципу повтора, - был так востребован и так долго существовал на территории Древней Руси? Ответ на этот вопрос, как мне представляется, достаточно очевиден. Понятно, что этому способствовало огромное количество различных факторов, но есть один фактор, вполне очевидный и немногими отмечаемый. Древняя Русь обладала огромными расстояниями, которые с центром были связаны посредством достаточно неразветвленной системой дорог. Если мы будем говорить о современной Российской Федерации и Советском Союзе, то мы не можем не заметить, что это самые протяженные государства в мире.

Древняя Русь возникла как государство с огромными для средневекового государства коммуникациями. В военной мысли есть такой термин "информационная связность". Информационная связность Древней Руси требовала необычайного напряжения государственного механизма. Для того времени выехать из Москвы в какой-нибудь Великий Устюг или еще куда-нибудь подальше - это значило преодолеть огромные расстояния. Именно это положение - слабая информационная связность - и породило каноническую культуру. Для того чтобы что-то передать и чтобы это было понято и усвоено, необходимо это повторить энное количество раз. Все время повторять. Если ты будешь постоянно менять свой message, постоянно изменять свое высказывание, то пока одна мысль идет до Великого Устюга, она уже или забудется, или будет переврана.

Вопрос заключается в том, что мозги людей, которые живут на территории Российской Федерации и являются, так сказать, преемниками русской культуры, настроены на восприятие бесконечного повторения. Именно в этом смысле российская культура является частью европейской культуры. Но какой? Если европейская культура вся построена на принципе различия, то русская - на принципе повторения. Ведь эти две операции неразрывно связаны друг с другом.

Одновременно невозможно и абсолютно повторить, и абсолютно отличиться. Вот эта невозможность и связывает эти две противоположные по сути интенции.
Повторение в русской культуре развертывается не только в культурном контексте, но и в политическом, и в бытовом.
Культура повторения, или канона, обладает своими специфическими чертами, своими слабостями и своей силой.

О чем можно говорить, если мы попытаемся проанализировать ее историческое существование? Какие выводы мы можем сделать? Канон повторяется какое-то количество лет: сто, двести, тридцать, двадцать, но, в конце концов, доходит до абсолютного разрыва с той повседневностью, которая его же и породила. В момент этого разрыва, когда ты получаешь одно сообщение, а видишь вокруг совсем другую реальность, происходит слом сознания, чудовищный кризис в мировоззрении. Мы можем наглядно это наблюдать в истории российской культуры.

Смутное время - XVII век, это как раз то время, когда иконописная традиция стала терять свою реальную связь с окружающей действительностью, стала сама себя стилизовать, академизироваться.   С этим совпало время распада мироустройства, породившего эту культуру. Сначала Смутное время, потом Раскол, далее петровские реформы, заимствованные Петром из Европы и им же утвержденные, но в 17-м году мир рухнул. То же самое произошло в 91-м году.

Я вам советую, хотя это довольно сложное мероприятие, почитать материалы коммунистических съездов: один 24-го года, затем какой-нибудь 60-х годов и поздний, скажем, года 83-го. Очень интересно наблюдать за тем, как изменялась речь людей, которые на этих съездах что-то говорили. В 24-м году мы видим какой-то необычайный инновационный всплеск, чудовищные споры: где империализм, где пролетариат, где о том, как нам всем объединяться. В 60-е годы мы видим уже вялые дискуссии, хотя еще существующие, происходит некое окостенение высказываний, хотя на съездах еще есть какая-то жизнь, какая-то полемика. И вот восьмидесятые.

Вы помните, как в 83-м называли Леонида Ильича Брежнева? Генеральный Секретарь Коммунистической Партии Советского Союза, Председатель Совета Министров, что-то там еще, Четырежды Герой Советского Союза, Герой Социалистического труда Леонид Ильич Брежнев. Речь на съездах тогда - это гигантские неизменяемые блоки текста. "Международный империализм направил свою агрессию на развивающиеся страны третьего мира…" и т. д. Я хотел немножко проиллюстрировать концепцию канона. Она была свойственна коммунистической России не меньше, чем Древней Руси.

Естественно, что упомянутый кризис мировоззрения рождает ненависть к культуре, существовавшей до него. Мы снова можем найти в истории России множество примеров. Самоедство, самоуничтожение культуры. В XVIII-XIX веках русские дворяне с отвращением отзывались об иконописной традиции, они стыдились древних икон. Екатерина II иконы Рублева сдала в церковь какой-то провинциальной деревни (благодаря этому они остались и сейчас висят в Третьяковской галерее).

Тот же процесс уничтожения произошел в середине 30-х, когда взрывались храмы, иконы продавались западным коллекционерам.   Итак, обратная сторона повторения - уничтожение. Мы должны понимать механизмы того, что сейчас происходит в России, в Москве, например, того, что происходит с социалистическим реализмом, того, что еще будет происходить. Это уничтожение советской культуры, с элементом ненависти, жуткой агрессивности. Уничтожение, конечно, - самая слабая и сомнительная сторона повторения, но это плата за саму возможность повторения. Так сказать, плата за нашу идентичность.

Последнее высказывание - об актуальном. То, что в современных условиях будут обращаться к -ск-сств- XIII, XIV, XV веков, - достаточно сомнительно. Это настолько глубокая древность, что обращение к ней будет чистой стилизацией. Может быть, кому-то это удастся. И я не исключаю, что те или иные элементы этой культуры могут вновь воспроизвестись в культуре современной. Но в целом для нас ту же функцию, которую для иконописцев XVII века выполняли Андрей Рублев или Феофан Грек, выполняет русский авангард, возникший в 1910-х. Наше культурно-художественное состояние связано именно с этой традицией.

Как гипотезу я рассматриваю позитивность и эффективность обращения к эстетическим достижениям авангарда. Мы не можем рассчитывать на гигантский прорыв, такой, какой совершен был в свое время Малевичем, Родченко и Татлиным, однако в этой области еще не все сказано, не все обработано, еще не реализован потенциал, который мы можем видеть и предчувствовать. Отчасти в этом виновата сама Советская власть, которая насильственным образом прервала становление советского авангарда и взяла другой канон: реалистической школы XIX века. Резюмирую: русской культуре не нужно бояться повторов, их нужно сделать основой рефлексии и художественного творчества. Когда мы делаем выставку "Верю", мы работаем с повтором.

Кулик: А вам не кажется, что если мы сделаем повтор сознательным жестом, мы действительно разорвем и без того слабую связь с европейской традицией? Хорошо ли это?

Осмоловский: Наоборот, не разорвем, а свяжем. Мы связаны с Европой именно повтором. Или, точнее: невозможностью повтора. В невозможности повтора заключено различие. А европейская культура, построенная на различии, связана с нами невозможностью абсолютного различия.

Кулик: Но ведь русский авангард родился не столько из российской традиции - но как некий отклик на западный авангард.

Осмоловский: Ничего подобного, русский авангард связывал свой генезис с русской иконописной традицией. Это написано и у Татлина, и у Малевича, и у Родченко. Почитайте его тексты, он необычайно на эту тему рефлектировал.
У Родченко есть знаменитая речь… Когда он возглавил отдел по сохранению культурного наследия, где он говорил о возврате к русской декоративной традиции. Там много говорится не об иконописи напрямую, а о декоративности, плоскостности изображения, о том, что свойственно иконописи.

Кулик: А почему мы должны брать такую маленькую традицию, как русский авангард, ей даже ста лет нет? Почему бы не взять действительно большую традицию и не вернуться, скажем, к золотому фону, где сравнения с материальным миром были невозможны или не были бы такими прямыми? Византия. Первые Вселенские Соборы…

Осмоловский: Олег, это частности. Все зависит от индивидуальных художественных устремлений. Можно выбрать любую традицию, вопрос в том, какая из них адекватна нашему времени - с одной стороны. С другой - насколько возможно взять традицию и не стилизовать. Есть ли в той или иной традиции потенциал для реального, живого повтора.

Кулик: Но канон, о котором вы говорите, будет признан всеми, или у каждого предполагается свой канон?

Осмоловский: Я думаю, что канон в современных условиях невозможен. Невозможно что-то объявить волевым образом каноном и насильственно насадить. Канон создаст время, оно оставит то, что соответствовало развитию русской культуры, а что не соответствовало, исчезнет. Художники могут только предлагать свои варианты. И, на мой взгляд, русский и советский авангарды – это самое адекватное для нынешнего момента. Здесь надо не создавать канон, а подключаться к нему.

Аристарх Чернышев: Анатолий, у меня тоже есть вопрос. Вспомним Кандинского: он же решал совсем другие проблемы. Сначала он пробовал себя как обычный художник, а потом стал странные рисовать линии и точки под воздействием научных открытий.

Осмоловский: Ничего подобного.

Чернышев: Но он сам писал об этом в своей книге.

Омоловский: Да он может что угодно писать! Кандинский все время рисовал одно и то же - Георгия Победоносца, который пронзает Змия. Посмотри внимательно.

Дмитрий Олейников: Проговаривание канона не способствует его осмыслению или осознанию.

Осмоловский: Нет. Ты не прав. На мой взгляд, очень даже способствует. Более того, того, что можно проговорить, может быть, не стоит и делать.

Горматюк: Существует и другой момент. Дело в том, что современное искусство - это процесс дефрагментации канонов.

Фрейденберг: Я думаю, то, что сделал Малевич и то, чем мы занимаемся сейчас, - суть одной и той же проблемы: определения знаковой структуры.

Голос из зала: Ты хочешь сказать, что повторение - один из принципов постмодернистской эстетики.

Фрейденберг: Это принцип мироздания. Все крайне просто. Его невозможно преодолеть, потому что по принципу повторения построена Вселенная. Просто Малевич обнаружил единицу этой знаковой системы…

Максим Илюхин: Толик, ты говоришь о древнерусском -ск-сств-. Но там повторяет безымянный автор. В авангарде автор уже присутствует: вот Малевич, а вот Родченко. Для тебя это - одно и то же повторение?

Кулик: Толик, это действительно хороший вопрос - что же делать с автором?

Осмоловский: Еще Фуко сказал, что автор накладывается на произведение после его создания. Это не фигура речи. В каком-то смысле автора не существует. Малевич действительно создал своеобразный канон. Вы же знаете, сколько существует геометрических абстракций в западноевропейской и североамериканской культурах. Здесь интересен тот момент, что все современные авторы стремятся естественно создать отличие от этого "канона", как-то выделиться, отличиться. Но что остается неизменным? Вот, на мой взгляд, самый интересный вопрос? И это вопрос "русский". Именно российская культура могла бы на него дать ответ.

Ирина Кулик: Ты говоришь о каноническом -ск-сств- и приводишь два примера: иконопись и авангард. Оба они связаны с тем, что есть некая необсуждаемая, принимаемая на веру идеология. Ты предлагаешь создавать новое каноническое -ск-сств-. Но ведь у нас нет этой новой необсуждаемой идеологии.

Осмоловский: Тоже большой вопрос. Скорее всего, на это место может прийти дискурс безостановочного реформирования. Правильно в свое время Кагарлицкий сказал: все думают, что мы летим в Швейцарию, а мы уже давно в Буркина-Фасо. Пилоты просто боятся сообщить. Вообще самая главная риторика современного капитализма - это перманентное реформирование.

Чернышев: Реформа как канон…

Ирина Кулик: А почему бы не взять московский концептуализм?

Осмоловский: Московский концептуализм, безусловно, связан с каноном. У них ведь даже был термин "пустотный канон". Но проблема концептуализма в том, что это слишком неостывшее явление. Для того чтобы оно реактуализировалась, нужно, чтобы прошло какое-то время, чтобы оно насытилось какими-то историческими смыслами. Хотя некоторые достижения концептуализма неотменяемы. Но я бы предложил несколько иной взгляд на московский концептуализм. Что в нем было неизменным? На что он опирался в своей работе? Это интересно, а не то, что нового он внес. "Повторение все того же" - вот, на мой взгляд, наиболее интересный методологический момент московского концептуализма.


Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)


29/10/2015
29.10.2015 - Открытие выставки Анатолия Осмоловского "Авангардистская канцелярия"
Новый проект Анатолия Осмоловского обращается к метафоре канцелярской принадлежности и с долей иронии сводит на нет ее практическое применение. Представленные на выставке объекты в своей детальной проработке относят к предметам бумажного обихода, чей облик не сменялся на протяжении десятилетий и прочно врезался в память постсоветского человека. Точность в исполнении при ближайшем рассмотрении оборачивается подвохом и придает узнаваемым образам характер абсурда.

с 30 октября по 6 декабря 2015 г.
Pop/off/art gallery
ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Москва

Подробнее…




26/05/2015
CURRENT, Exhibition (ATHENS, 26 May - 26 July 2015)

TERRAPOLIS

Exhibition duration | 26 May – 26 July 2015

in collaboration with the Whitechapel Gallery

Curator | Iwona Blazwick, Director, Whitechapel Gallery

FRENCH SCHOOL AT ATHENS, DIDOTOU 6

Opening Hours
Monday Closed
Tuesday - Saturday 10:00 - 21:00
Sunday 12:00 - 18:00

NEON and the Whitechapel Gallery are proud to present TERRAPOLIS, the second major collaboration in Athens between the two organizations following the presentation of ‘A Thousand Doors’ at the The Gennadius Library of the American School of Classical Studies at Athens (4 May – 30 June 2014). NEON works to widen access to contemporary art and is committed to contributing to the vital cultural activity in Athens.


Подробнее…




04/05/2015
Лекция по истории российского акционизма в ICA (London)

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system.

Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career.

Далее...



27/03/2015
Анатолий Осмоловский в Проекте "СОВРЕМЕННИКИ"

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОЕКТ СОВРЕМЕННИКИ

Проект «Современники» — уникальная живая энциклопедия современных русских художников, герои которой представляют себя сами — в интервью-анкетах, с видеозаписями и расшифровками которых можно познакомиться на этом сайте. Анкеты состоят из намеренно простых, базовых вопросов, таких, которые именно в силу своей простоты не всегда задаются в обычных журналистских интервью — но ответы на них далеко не очевидны и часто неожиданны. Ведь даже то, к какому направлению тот или иной художник причисляет себя сам, в какой контекст в мировом искусстве он себя помещает, кого он считает своими учителями и единомышленниками, часто идет в разрез с общепринятыми классификациями.


Подробнее…


27/02/2015
Сева Новгородцев – программа БибиСева c участием Анатолия Осмоловского 27.02.2015

Сегодняшний гость БибиСевы - один из самых известных российских художников, лауреат "Премии Кандинского" и идеолог Московского акционизма Анатолий Осмоловский. Вечером он выступит с лекцией в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а в 16:00 по Гринвичу не пропустите его интервью на БибиСеве!


Подробнее…


12/02/2015
Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

 Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

27 Feb 2015 6:30 pm | Nash & Brandon Rooms | £8.00 to £10.00

Book Tickets

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).


Подробнее…


08/02/2015
06.02 - 19.04.2015 «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAST 2000+» в МСИ «Гараж»

  ВЫСТАВКА «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAS 2000+»
6 февраля – 19 апреля 2015
Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур
6 февраля вход на выставку свободный.

Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне



Подробнее…


02/02/2015
Анатолий Осмоловский: «К искусству я отношусь как к революционной машине»

Художник Анатолий Осмоловский в своих «Избранных текстах» анализирует московский акционизм, одним из основателей и активным участником которого он был. По этим статьям можно четко проследить формирование и развитие тех идей и вопросов, разрешение которых составляло для него серьезную проблему. T&P публикует вошедшую в каталог беседу Осмоловского с критиком Марией Чехонадских о диалектике и автономии искусства. Полная версия текста, опубликованного в каталоге фонда V-A-C, выйдет также в «Художественном журнале» №93.
Подробнее....



28/12/2014
Анатолий Осмоловский: «Они к смерти движутся — и нас всех за собой тащат»

 В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с порталом «Воздух. Афиша.ру», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится


Подробнее…


25/12/2014
25.12. 2014 г. в библиотеке Ф.М.Достоевского презентация книги «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей»

Начало в 20:00
Библиотека Ф.М. Достоевского представляет новую книгу «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей / Избранные тексты Анатолия Осмоловского», состоящую из двух частей и опубликованную итальянским издательством Marsilio Editori совместно с V-A-C Foundation.


Подробнее…


22/12/2014
Анатолий Осмоловский, «Рас-членение» 25.12.2014 – 11.01.2015, Галерея «Триумф»

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Бакунин. Бронза, литье. 2012 Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского, известного московского акциониста, куратора, основателя образовательного проекта для художников и искусствоведов «База».
 
Проект «Рас-членение» состоит из двух частей: серии девяти скульптурных бюстов «Головы мертвых революционеров» и новой бронзовой композиции «Украинка».


Подробнее…


08/12/2014
Интервью Анатолия Осмоловского для нового проекта syg.ma

«В современной России невозможно заниматься акционизмом»: Анатолий Осмоловский о живописи, независимой критике и панк-роке

«Нужно создать интеллектуальный, академический дискурс, которого в России нет или почти нет. Без него художественное производство здесь так и останется на стадии поп-арта или того, над чем работают Дубосарский и Виноградов»

«Искусство не может быть связано с тюрьмой, не потому что «слабо», а потому что когда человек попадает в тюрьму, невозможно по поводу его действий высказывать эстетические суждения»

Читать интервью полностью



03/12/2014
Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских

Как московских художников лишают мастерских, и почему это не только плохо, но и очень хорошо Московский союз художников взывает к мэру Москвы Сергею Собянину. У художников отбирают мастерские.


Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских
Подробнее…


18/11/2014
26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)

26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)Масштабная выставка работ поп-арта из Америки, Китая, Великобритании и России в Saatchi Gallery - 300 работ 112 художников

Wed 26 November 2014 - Mon 23 February 2015 Saatchi Gallery, Duke of York's HQ, London SW3 4RY

www.saatchigallery.com  

Почему именно поп-арт из всех течений в искусстве XX века оказывает такое длительное и сильное влияние на художников по всему миру? США и Великобритания, Китай и постсоветское пространство — поп-арт жив до сих пор везде. Организаторы этой уникальной по масштабам выставки решили попытаться понять, в чем тайна его власти.


Подробнее…


20/09/2014
9 сентября – 30 ноября 2014 выставка работ из коллекции Фонда V-A-C в Whitechapel Gallery (Великобритания)
 

Коллекция Фонда V-A-C
Выбор работ: Майк Нельсон

9 сентября – 30 ноября 2014, галерея Whitechapel Gallery
Время работы: вторник - воскресенье 11:00 - 18:00, четверг 11:00 - 21:00

Whitechapel Gallery, галерея 7
77-82 Whitechapel Hight Street, Лондон

Whitechapel Gallery открывает первую в Великобритании выставку работ из коллекции Фонда V-A-C, которые отобрал для показа британский художник Майк Нельсон.


Подробнее…


17/07/2014
Институт БАЗА: новый учебный год

Институт БАЗА - прием абитуриентовС 1 августа по 25 сентября в Институте «База» открыт прием заявок на следующий учебный год. Всем желающим поступить необходимо заполнить анкету в электронном виде и прислать на bazaeducation@gmail.com. По этому же адресу можно получить дополнительную информацию или задать вопросы, касающиеся процедуры поступления и образовательных программ.

В октябре 2014 года Институт открывает новую экспериментальную образовательную программу «БАЗАльт» для молодежи (16+), в рамках которой запланированы циклы лекций по истории российского и зарубежного искусства, а также практические занятия. В связи переизбытком различных творческих инициатив, основной акцент делается на определении четких границ и отличий искусства от дизайна. Программа рассчитана на год обучения. Занятия проходят три раза в неделю по будним дням с 17.00 до 19.00.

Общую информацию о поступлении можно найти здесь



17/05/2014
22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

 22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

22 мая в 17 часов в рамках программы культурной столицы Европы в рижской церкви Св. Иоанна и в 18 часов в Латвийском музее истории железной дороги открывается международная выставка современного искусства "В поисках горизонта". В выставке участвуют 39 художников из таких стран, как Латвия, США, Россия, Австрия, Нидерланды, Индия и Германия. Выставку дополняет семинар, посвященный личному опыту художников и теоретиков искусства. Семинар пройдет в Латвийском музее истории железной дороги 24 мая с 11:00 до 17:00.



Подробнее…


03/04/2014
Анатолий Осмоловский: «Искусство начинается с достоинства и самостоятельности художника»

В Музее Москвы проходит выставка «Живопись расширения» под кураторством Евгении Кикодзе (Музей Москвы) и Анатолия Осмоловского (Институт «База»). «Что такое современная живопись и где ее место в актуальных практиках искусства?» — этот вопрос все отчетливее звучит на местной сцене, и эта выставка — не исключение. Работы одиннадцати авторов — как известных современных художников, так и совсем молодых — объединены общим свойством: это живопись, которая так или иначе «расползлась» в другие контексты или жанры. О том, почему живопись обладает наибольшим потенциалом автономии и зачем эта автономия художнику нужна, Анатолий Осмоловский рассказал Ольге Данилкиной.


Подробнее…


28/12/2013
Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.

Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.Из «грязи» в князи (мира сего)

Гигантским разочарованием для меня стала пресс-конференция Pussy Riot на «Дожде». Было почти физически больно это наблюдать.

Действительно, российская пенитенциарная система обладает поистине колоссальными возможностями для «перевоспитания». Пресс-конференция показала это в такой отчетливой форме, что Путин может быть доволен. Доволен до такой степени, что, собственно, зачем ее менять-то? По крайней мере, по отношению к современным художникам она работает превосходно.


Подробнее…


15/12/2013
Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»

Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»15 декабря 2013 г.  в 16.00 на площади Краснопресненская Застава состоялся перформанс студентов Института «БАЗА» по случаю публикации книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ». Текст книги поделен на три части – «Программа минимум», «Программа максимум» и «Инструкции для боевых подруг», каждая из которых состоит из пронумерованных лозунгов и рекомендаций, организованных по особому стилистическому и фонетическому принципу. Все фразы выписаны заглавными буквами, и завершаются восклицательными знаками, создавая бесконечный мысленный поток пограничного состояния смутного времени. 


Подробнее…


18/11/2013
Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы

 "Мне нужно было сначала себя прибить, а потом уже убрать одежду, чтобы осталось тело, прибитое к брусчатке. И вокруг ничего. Оно там возникло – и всё..."

 

Петр Павленский обнаженным присел на брусчатку Красной площади и приковал, прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Это всё было зафиксировано на многих фотографических аппаратах. Саму эту акцию в виде фотографий и видео вы можете видеть на всех сайтах, думаю, мира, а не только России. После этого Петр Павленский был препровожден в отделение милиции, накрытый простыней или покрывалом. После этого отправились в суд. После этого дело не завели и отпустили. Но 15 числа прокуратура сказала свое слово, и уголовное дело по статье «хулиганство» все-таки было заведено.

В контексте этого события Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы провели дискуссию на тему "Современное искусство как политическая акция"


Подробнее…


12/11/2013
14 ноября 2013 г. в 20-00 лекция Анатолия Осмоловского в Solyanka VPA

/news/logo/solyanka200.jpg«Эстетические проблемы традиции акционизма в современном искусстве. Искусство или политика?»

 Осмоловский — фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его лекция — об эстетических проблемах традиции акционизма в современном искусстве

лекция состоится 14 ноября 2013 г. в 20-00
место проведения - Solyanka VPA (video/performance/animation)
ул. Солянка, 1 (вход с ул. Забелина), Москва

Вход свободный


Подробнее…


31/10/2013
7 – 17 ноября 2013 г., «НАШЕ ДЕЛО» - Первый выставочный проект Института «База»

Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров
Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко
Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус
Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года
Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18
Открытие состоится 7 ноября в 19.00

Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.


Подробнее…


05/10/2013
05.10 - 30.11.2013 «Изысканный труп и двенадцать самоубийц», Галерея Томаса Брамбиллы (Бергамо, Италия)

Анатолий Осмоловский 05/10/2013 - 30/11/2013 выставка Анатолия Осмоловского «Cadavre Exquis - Двенадцать Самоубийств» (галерея Томаса Брамбиллы, Бергамо, ИталияВремя проведения выставки: 05/10/2013 - 30/11/2013
Открытие: Суббота, 5 Октября 2013 h.18.30.
Часы работы: Вторник - Суббота с 14:00 до 19:00.

Томас Брамбилла
Via Casalino 25
24121, Бергамо, Италия
Тел: +39 035 247418
www.thomasbrambilla.com
info@thomasbrambilla.com

Галерея Thomas Брамбилла с гордостью представляет «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Cadavre Exquis and Dodici Suicidi) - персональная выставка Анатолия Осмоловского.

Название выставки, относится именно центральной работе и цитирует знаменитую практику сюрреализма - Cadavre Exquis - процесс создания коллективных текстов или изображений, в котором каждый участник пишет или рисует без знания того, каков вклад других.


Подробнее…


07/09/2013
«Против всех» на выставке RE-ALIGNED ART (Tromsø, Норвегия с 13.09.2013 по 11.2013) )

Против всех на выставке RE-ALIGNED ART С 13 сентября по ноябрь 2013 в Tromsø (Норвегия) пройдет выставка RE-ALIGNED ART. На выставке будет представлен проект Анатолия Осмоловского «Против всех»


Подробнее…


23/07/2013
Лекция Анатолия Осмоловского о 55-й Венецианской биеннале

В конце июня в институте БАЗА состоялась лекция Анатолия Осмоловского для студентов о 55-й Венецианской биеннале, основанная на собственных впечатлениях от посещения. Здесь мы публикуем аудио-запись часть 1 и часть 2 этой лекции и фотографии выставки.


Подробнее…


25/06/2013
Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre Oci

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciВ параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).


Подробнее…


06/06/2013
«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей»

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciДвое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима. 


Подробнее…


01/06/2013
«Схождение параллелей» Альтхамера и Осмоловского

Фонд V-A-C представляет выставку двух художников в Италии.

Фонд V-A-C, некоммерческая московская институция, которая занимается популяризацией и развитием русского современного искусства, летом представит итальянской публике выставку «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей». Этот проект впервые сводит вместе работы двух художников, поляка и россиянина, происходящих из того поколения, которое стало свидетелем резкой смены социальной и политической парадигмы в России и странах Варшавского договора. Это привносит в их работы множество интересных параллелей. Экспозиция ставит Альтхамера и Осмоловского в позицию постоянного диалога, который разворачивается в поле различий и сходств между их работами. Произведения обоих художников часто касаются идеи телесности и модусов восприятия.



Подробнее…


28/05/2013
Болевые точки

художник Анатолий ОсмоловскийВ преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах.
Читать полностью


English Русский