Анатолий Осмоловский: «90 процентов современного искусства – вообще не искусство»

«Мы вынуждены иметь отношения с богатыми людьми»

Художник, куратор, теоретик Анатолий Осмоловский, в 90-тые был одной из самых радикальных фигур российского арт-процесса.

Лидер движения ЭТИ (Экспроприация территории искусства), координатор революционной конкурирующей программы "Нецезюдик", редактор журнала "Радек". Самые знаменитые акции на Красной площади в 1991 году - выложенное телами слово "Х*Й", вывешенная на Мавзолее надпись "Против всех".

В двухтысячные Анатолий Осмоловский остепенился и увлекся формальными поисками в области современного искусства. И добился признания. В 2007 году получил премию Кандинского за объекты "Хлеб" и "Изделия".

- Хотелось бы услышать несколько слов о ваших работах представленных на выставке в PinchukArtCentre.

- Серия «Изделия» - это упрощенные, освобожденные от своей фурнитуры формы башен танков. Что такое башня танка? Это определенный предмет, который делают не дизайнеры, а инженеры, потому что танки не производят для свободной продажи как автомобили.

Для автомобиля необходим дизайнер, что бы сделать привлекательную форму. Танк интересен только в смысле броненепробиваемости.

В отличие от самолета, который должен летать и это связано с жесткими параметрами внешнего вида, у башен танков свободные параметры конфигурации, и здесь фантазия может разыграться.

Инженеры создают их, исходя из своего вкуса, приоритетов, и делают это бессознательно.

Из серии Изделия, 2007 год.

Эта область показалась интересной для исследования, каким образом на мышление инженеров воздействовала и воздействует эстетика конструктивизма и авангарда начала века.

Другой задачей было выяснить влияют ли на конфигурацию башен какие-то национальные специфики.

Русские башни всегда круглые, нигде в мире не строят круглых башен. Конечно, это связано с российской менталитетом, с его любовью к круглым куполам церквей. А еще у русских витязей шлемы всегда были круглые.

Если внимательно приглядеться, то каждое строение имеет свою национальную специфику. Когда все выставлено вместе, в "Изделиях" представлены десять стран, интересно наблюдать за различиями в менталитете.

- Вы говорили о том, что наличие музея современного искусства способно отменить революцию.

- Современное изобразительное искусство, в некоторых своих проявлениях, имеет отношения к оппозиционным движениям. Оно их структурирует, и, таким образом, протестные импульсы становятся более рефлексивными, и одновременно лишаются фашизоидной разрушительной силы.

Вывешенная на Мавзолее надпись "Против всех".

- Что касается протестных импульсов, создается впечатление, что террористы окончательно перехватили инициативу у художественного авангарда...

- Композитор Карл Хайнц Штокхаузен после 11 сентября сказал, что любой художник мог бы позавидовать террористам. Был гигантский скандал. Я задавался вопросом: имеет ли эта фраза отношение к сути проблемы?

Действительно ли художник позавидовал бы этому мероприятию? Ответ отрицательный. Это террористическое, политическое высказывание. Когда художник совершает радикальный жест, ему могут возразить сказать: а 11 сентября было круче.

И художественный жест дискредитирован. После 11 сентября многие стали говорить, что это кинематографично, очень художественно. Есть в этом гигантский элемент цинизма, в невосприятии того страшного политического месседжа арабских террористов. И политическое искусство за это в ответе.

На мой взгляд, подлинная позиция художника заключается в том, что бы заниматься самим собой. Это, естественно, не утверждение, а гипотеза.

Если художник занимается автономным искусством, он влияет на общество. Создавая свою независимую область деятельности, он утверждает, что политическая оппозиция имеет право быть в автономном режиме относительно государственной власти.

Это не прямые, а теоретически-философские связи, но со временем они начинают взаимодействовать.

Например, если бы в России автономное искусство существовало бы хотя бы в течение двадцати лет, то и политическая оппозиция реально бы существовала. Сейчас оппозиции в России нет, не потому, что все прогнулись под Путина.

Возглавляемая Осмоловским группа "ЭТИ" выкладывает своими телами на Красной площади слово "Х*й" - одна из самых ранних (и самых известных) акций Осмоловского (1991 год). Фото guelman.ru

Есть огромное количество людей, которым он не нравится. Но эта оппозиция неэффективна, она не является в подлинном смысле оппозицией.

Именно поэтому она очень часто скатывается в хулиганство или в откровенную глупость. И, конечно же, это отсутствие оппозиции является культурным, фундаментальным, глубинным аспектом российской жизни.

То же самое было и при Сталине. Нам говорят, что Сталин поставил к стенке всех оппозиционеров. Я интересовался теми событиями и знаю - троцкистов, бухаринцев и прочих оппозиционеров не поддерживал народ. Людей, готовых разделить их идеи, было очень немного.

Проблема отсутствия оппозиции в России связан с тем, что в там искусство долгое время не существовало в автономно.

- В статье в "Художественном журнале" Вы отстаивали право на получение удовольствия от искусства. Почему?

- У нас были большие споры внутри, условно говоря, круга левых художников. Полемика была связаны с тем, что художники, в силу своей профессиональной ориентации, вынуждены иметь отношения с богатыми людьми.

Наши теоретики и философы этим художников попрекали. Достаточно глупая позиция. И, в конечном итоге, этот спор вышел на то, чем искусство занимается и какой эффект оно оказывает.

"Леопарды врываются в храм", галерея "Риджина", 1992 год,

Не важно, коллекционирует предметы искусства частный музей или государство. Важно, что сам факт коллекционирования демонстрирует будущим поколениям изменения форм мышления людей в ту или иную эпоху.

Но в силу того, что произведение изобразительного искусства материально, мы в каком-то смысле находимся на содержании у капитала.

Крупный капитал всегда содержал изобразительное искусство: во времена Леонардо да Винчи, египетских фараонов и в современную эпоху. При этом изобразительное искусство, как и любое другое, обращается не к капиталистам, а ко всем людям. То есть, оно не выполняет заказ какого-то конкретного политического класса и политического слоя.


Не нужно преувеличивать критическую составляющую современного искусства. Нужно понимать, что искусство связано с определенным классом, но художник превращается в дизайнера, если начинает работать на потребу того или иного заказчика. Настоящий заказчик для него, это логика развития форм, история искусства...

От современного искусства нужно учиться получать эстетическое удовольствие, это требует умения также, как и получение удовольствие от смотрения классических картин.

- Существует мнение, что гранты развращают, особенно молодых художников.

- Я так не считаю. Гранты молодым художникам необходимы.

"Война продолжается", кураторский проект Анаталия Осмоловского, 1993 год
Будучи в свое время молодым художником, посредством грантов я выживал, в физическом смысле этого слова.

Давно живу за счет продажи собственных объектов, но при этом стараюсь тратить на организацию художественной ситуации: сейчас собираюсь издавать журнал посвященный литературе, искусству и музыке.

Читаю лекции для молодых художников, проекты курирую. Деньги расширяют возможности, только этим необходимо правильно пользоваться.

Если художник, зарабатывая деньги, начинает их тратить на кокаин с черной икрой, это достойно сожаления.

- Почему позабросили акционизм?

- Я этим очень долго занимался и эта тема для меня исчерпана. Ставить собственное творчество на какой-то технологический поток, заниматься бессмысленным и бездумным репродуцированием тех или иных старых идей просто не интересно. Чистый конформизм и приспособленчество.

Стремлюсь экспериментировать. Долгое занятие чем-то одним притупляет взгляд, для того, что бы вернуться к этому на новом этапе, необходимо заниматься чем-то другим.

Не исключаю, что опыт работы с формальными проблемами может в будущем вернуть меня к акционизму. И наконец, в России в 00-е годы время было совсем другим, акционизм был совершенно не релевантен. Любая акционистская работа вызывала массу неинтересных и ненужных интерпретаций.

У нас сейчас есть группа "Война", которая хулиганит.

Я нейтрально к ним отношусь, на самом деле.

Молодые ребята, экспериментируют для себя, дай Бог им возможности и интереса этим заниматься. Может, к чему-то и придут, но пока не вижу никаких серьезных результатов, у них нет политической позиции. У нас в свое время была, мы серьезно занимались теорией, издавали журналы.

Путешествие в Бробдингнег. Маяковский/Осмоловский, 1993 год, Москва

- Давайте поговорим о ваших политических убеждениях. Мне кажется, что левый проект исчерпан.

- Я думаю, что сейчас будут происходить очень сильные изменения в социальных аспектах. Лоск постмодернистского общества просто исчезнет и нельзя сказать хорошо это или плохо.

Каждый момент обладает своими слабостями и силой. Но та неподлинная действительность, которая последние 20 лет нас окружала, и результатом которой было искусство постмодернизма, это все исчезнет.

Отношения будут более понятными, прозрачными и, одновременно с этим, более бескомпромиссными. Потому что в ситуации отсутствия ресурсов, борьбы за них, игре и каким-то двусмысленным намекам, места не будет.

Это приведет к более ясному типу жизни, будет понятно, где свой, где чужой, как действовать, но жестокость будет на каждом шагу. Ничего хорошего в этом я не вижу.

Что касается исчерпанности левого проекта, думаю, что это не так. Это мечта человечества, я убежден, что мы к ней идем достаточно быстро.

Другое дело, что его реализация не будет иметь ничего общего с тем, что было при советской власти. Можно провести параллель с французской революцией: к власти пришел Робеспьер, который рубил головы направо и налево.

Но эта революция провозгласила идеалы свободы, равенства, братства, она сформулировала идеи парламентской демократии, разделения ветвей власти, независимости судей и сформировала структуру современного европейского общества.

То же самое с октябрьской революцией. Общество постепенно вернется к плановой экономике, к очень многому из того, что было сформулировано тогда.

Акция "Баррикада", 1998 год. Группа художников и студентов, предводительствуемая Осмоловским, перегородила Большую Никитскую улицу в Москве баррикадами, построенными из картонных коробок и легких строительных ограждении. После чего началось разбрасывание листовок, скандирование проклятий в адрес буржуев и продажных властей и революционные песнопения

- Что думаете о письме на сайте Евразийского союза молодежи, которое появилось после скандала с присуждением премии Кандинского художнику Беляеву-Гинтовту?

- К смерти приговорили? Смешной был текст, тотальное безумие. Думаю, что Беляев-Гинтовт не талантливый художник.

- Что значит талантливый - не талантливый?

- Существуют критерии. Другое дело, что под этими критериями, если мы будем им жестко следовать, 90% современного искусства - вообще не искусство. И критериями пренебрегают в силу того, что большое количество объектов пришлось бы выбросить на свалку.

На самом деле, я Беляева-Гинтовта фашистом не считаю, думаю, что у него путаница в голове, он, наверное, не особо фанатично идеологизированный персонаж. Но евразийское движение, как некая модель власти, политического движения, это очень опасное явление.

- Думаю, что Вы и редакция портала openspace.ru так много уделили внимания этому скандалу, что только прибавило популярности Беляеву-Гинтовту. Он вам обязан.

- Двадцатилетнему молодому человеку скандал не повредил бы. Но Беляеву-Гинтовту 42 года. Художник, который получил премию Кандинского, переходит в другую весовую категорию: хорошего вкуса, престижа. А для престижного человека, подобная скандальная известность убийственна.

Этот персонаж сотрудничает с галереей "Триумф", которая занимается продажей его поделок за границу, понятно, что слава о Беляеве-Гинтовте, как о художнике праворадикальной ориентации, не добавит ему покупателей и зрителей. Потому что на Западе фашизм - табу.

- Какое это имеет отношение к области эстетики?

- Эстетическая составляющая в творчестве Беляева-Гинтовста равна нулю. Майки с Че Геварой люди носят? Беляев-Гинтовт занимается тем, что делает тоже самое с холстами - по трафарету наносит черно-белую печать, потом золотом прокладывает.

Он занимается изготовлением "маек". В ситуации, когда человек делает "майки", его политические взгляды перевешивают его скромные эстетические убеждения. Беляев-Гинтовт бравирует тем, что записался в ЕСМ и стал там штатным стилистом.

Проект "Вместо искусства", 2002 год

- Но декоративный фашизм ЕСМ производит довольно комичное впечатление.

- Возможно, что это декоративный фашизм. Но в России происходят убийства на национальной почве, убивают кавказцев, таджиков.

- Но они и без Беляева-Гинтовта это бы делали.

- Я считаю, что с Беляевым-Гинтовтом они это делают с большей охотой. Конечно, эти люди читают Дугина.

- Не было бы Дугина, они бы "Майн камф" все равно читали бы.

- Не было бы Дугина, таких было бы меньше.

интервью газете "Украинская правда"
Автор - Аксинья Курина

Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)

Актуальное


29/10/2015
29.10.2015 - Открытие выставки Анатолия Осмоловского "Авангардистская канцелярия"
Новый проект Анатолия Осмоловского обращается к метафоре канцелярской принадлежности и с долей иронии сводит на нет ее практическое применение. Представленные на выставке объекты в своей детальной проработке относят к предметам бумажного обихода, чей облик не сменялся на протяжении десятилетий и прочно врезался в память постсоветского человека. Точность в исполнении при ближайшем рассмотрении оборачивается подвохом и придает узнаваемым образам характер абсурда.

с 30 октября по 6 декабря 2015 г.
Pop/off/art gallery
ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Москва

Подробнее…




26/05/2015
CURRENT, Exhibition (ATHENS, 26 May - 26 July 2015)

TERRAPOLIS

Exhibition duration | 26 May – 26 July 2015

in collaboration with the Whitechapel Gallery

Curator | Iwona Blazwick, Director, Whitechapel Gallery

FRENCH SCHOOL AT ATHENS, DIDOTOU 6

Opening Hours
Monday Closed
Tuesday - Saturday 10:00 - 21:00
Sunday 12:00 - 18:00

NEON and the Whitechapel Gallery are proud to present TERRAPOLIS, the second major collaboration in Athens between the two organizations following the presentation of ‘A Thousand Doors’ at the The Gennadius Library of the American School of Classical Studies at Athens (4 May – 30 June 2014). NEON works to widen access to contemporary art and is committed to contributing to the vital cultural activity in Athens.


Подробнее…




04/05/2015
Лекция по истории российского акционизма в ICA (London)

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system.

Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career.

Далее...



27/03/2015
Анатолий Осмоловский в Проекте "СОВРЕМЕННИКИ"

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОЕКТ СОВРЕМЕННИКИ

Проект «Современники» — уникальная живая энциклопедия современных русских художников, герои которой представляют себя сами — в интервью-анкетах, с видеозаписями и расшифровками которых можно познакомиться на этом сайте. Анкеты состоят из намеренно простых, базовых вопросов, таких, которые именно в силу своей простоты не всегда задаются в обычных журналистских интервью — но ответы на них далеко не очевидны и часто неожиданны. Ведь даже то, к какому направлению тот или иной художник причисляет себя сам, в какой контекст в мировом искусстве он себя помещает, кого он считает своими учителями и единомышленниками, часто идет в разрез с общепринятыми классификациями.


Подробнее…


27/02/2015
Сева Новгородцев – программа БибиСева c участием Анатолия Осмоловского 27.02.2015

Сегодняшний гость БибиСевы - один из самых известных российских художников, лауреат "Премии Кандинского" и идеолог Московского акционизма Анатолий Осмоловский. Вечером он выступит с лекцией в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а в 16:00 по Гринвичу не пропустите его интервью на БибиСеве!


Подробнее…


12/02/2015
Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

 Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

27 Feb 2015 6:30 pm | Nash & Brandon Rooms | £8.00 to £10.00

Book Tickets

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).


Подробнее…


08/02/2015
06.02 - 19.04.2015 «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAST 2000+» в МСИ «Гараж»

  ВЫСТАВКА «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAS 2000+»
6 февраля – 19 апреля 2015
Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур
6 февраля вход на выставку свободный.

Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне



Подробнее…


02/02/2015
Анатолий Осмоловский: «К искусству я отношусь как к революционной машине»

Художник Анатолий Осмоловский в своих «Избранных текстах» анализирует московский акционизм, одним из основателей и активным участником которого он был. По этим статьям можно четко проследить формирование и развитие тех идей и вопросов, разрешение которых составляло для него серьезную проблему. T&P публикует вошедшую в каталог беседу Осмоловского с критиком Марией Чехонадских о диалектике и автономии искусства. Полная версия текста, опубликованного в каталоге фонда V-A-C, выйдет также в «Художественном журнале» №93.
Подробнее....



28/12/2014
Анатолий Осмоловский: «Они к смерти движутся — и нас всех за собой тащат»

 В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с порталом «Воздух. Афиша.ру», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится


Подробнее…


25/12/2014
25.12. 2014 г. в библиотеке Ф.М.Достоевского презентация книги «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей»

Начало в 20:00
Библиотека Ф.М. Достоевского представляет новую книгу «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей / Избранные тексты Анатолия Осмоловского», состоящую из двух частей и опубликованную итальянским издательством Marsilio Editori совместно с V-A-C Foundation.


Подробнее…


22/12/2014
Анатолий Осмоловский, «Рас-членение» 25.12.2014 – 11.01.2015, Галерея «Триумф»

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Бакунин. Бронза, литье. 2012 Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского, известного московского акциониста, куратора, основателя образовательного проекта для художников и искусствоведов «База».
 
Проект «Рас-членение» состоит из двух частей: серии девяти скульптурных бюстов «Головы мертвых революционеров» и новой бронзовой композиции «Украинка».


Подробнее…


08/12/2014
Интервью Анатолия Осмоловского для нового проекта syg.ma

«В современной России невозможно заниматься акционизмом»: Анатолий Осмоловский о живописи, независимой критике и панк-роке

«Нужно создать интеллектуальный, академический дискурс, которого в России нет или почти нет. Без него художественное производство здесь так и останется на стадии поп-арта или того, над чем работают Дубосарский и Виноградов»

«Искусство не может быть связано с тюрьмой, не потому что «слабо», а потому что когда человек попадает в тюрьму, невозможно по поводу его действий высказывать эстетические суждения»

Читать интервью полностью



03/12/2014
Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских

Как московских художников лишают мастерских, и почему это не только плохо, но и очень хорошо Московский союз художников взывает к мэру Москвы Сергею Собянину. У художников отбирают мастерские.


Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских
Подробнее…


18/11/2014
26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)

26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)Масштабная выставка работ поп-арта из Америки, Китая, Великобритании и России в Saatchi Gallery - 300 работ 112 художников

Wed 26 November 2014 - Mon 23 February 2015 Saatchi Gallery, Duke of York's HQ, London SW3 4RY

www.saatchigallery.com  

Почему именно поп-арт из всех течений в искусстве XX века оказывает такое длительное и сильное влияние на художников по всему миру? США и Великобритания, Китай и постсоветское пространство — поп-арт жив до сих пор везде. Организаторы этой уникальной по масштабам выставки решили попытаться понять, в чем тайна его власти.


Подробнее…


20/09/2014
9 сентября – 30 ноября 2014 выставка работ из коллекции Фонда V-A-C в Whitechapel Gallery (Великобритания)
 

Коллекция Фонда V-A-C
Выбор работ: Майк Нельсон

9 сентября – 30 ноября 2014, галерея Whitechapel Gallery
Время работы: вторник - воскресенье 11:00 - 18:00, четверг 11:00 - 21:00

Whitechapel Gallery, галерея 7
77-82 Whitechapel Hight Street, Лондон

Whitechapel Gallery открывает первую в Великобритании выставку работ из коллекции Фонда V-A-C, которые отобрал для показа британский художник Майк Нельсон.


Подробнее…


17/07/2014
Институт БАЗА: новый учебный год

Институт БАЗА - прием абитуриентовС 1 августа по 25 сентября в Институте «База» открыт прием заявок на следующий учебный год. Всем желающим поступить необходимо заполнить анкету в электронном виде и прислать на bazaeducation@gmail.com. По этому же адресу можно получить дополнительную информацию или задать вопросы, касающиеся процедуры поступления и образовательных программ.

В октябре 2014 года Институт открывает новую экспериментальную образовательную программу «БАЗАльт» для молодежи (16+), в рамках которой запланированы циклы лекций по истории российского и зарубежного искусства, а также практические занятия. В связи переизбытком различных творческих инициатив, основной акцент делается на определении четких границ и отличий искусства от дизайна. Программа рассчитана на год обучения. Занятия проходят три раза в неделю по будним дням с 17.00 до 19.00.

Общую информацию о поступлении можно найти здесь



17/05/2014
22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

 22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

22 мая в 17 часов в рамках программы культурной столицы Европы в рижской церкви Св. Иоанна и в 18 часов в Латвийском музее истории железной дороги открывается международная выставка современного искусства "В поисках горизонта". В выставке участвуют 39 художников из таких стран, как Латвия, США, Россия, Австрия, Нидерланды, Индия и Германия. Выставку дополняет семинар, посвященный личному опыту художников и теоретиков искусства. Семинар пройдет в Латвийском музее истории железной дороги 24 мая с 11:00 до 17:00.



Подробнее…


03/04/2014
Анатолий Осмоловский: «Искусство начинается с достоинства и самостоятельности художника»

В Музее Москвы проходит выставка «Живопись расширения» под кураторством Евгении Кикодзе (Музей Москвы) и Анатолия Осмоловского (Институт «База»). «Что такое современная живопись и где ее место в актуальных практиках искусства?» — этот вопрос все отчетливее звучит на местной сцене, и эта выставка — не исключение. Работы одиннадцати авторов — как известных современных художников, так и совсем молодых — объединены общим свойством: это живопись, которая так или иначе «расползлась» в другие контексты или жанры. О том, почему живопись обладает наибольшим потенциалом автономии и зачем эта автономия художнику нужна, Анатолий Осмоловский рассказал Ольге Данилкиной.


Подробнее…


28/12/2013
Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.

Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.Из «грязи» в князи (мира сего)

Гигантским разочарованием для меня стала пресс-конференция Pussy Riot на «Дожде». Было почти физически больно это наблюдать.

Действительно, российская пенитенциарная система обладает поистине колоссальными возможностями для «перевоспитания». Пресс-конференция показала это в такой отчетливой форме, что Путин может быть доволен. Доволен до такой степени, что, собственно, зачем ее менять-то? По крайней мере, по отношению к современным художникам она работает превосходно.


Подробнее…


15/12/2013
Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»

Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»15 декабря 2013 г.  в 16.00 на площади Краснопресненская Застава состоялся перформанс студентов Института «БАЗА» по случаю публикации книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ». Текст книги поделен на три части – «Программа минимум», «Программа максимум» и «Инструкции для боевых подруг», каждая из которых состоит из пронумерованных лозунгов и рекомендаций, организованных по особому стилистическому и фонетическому принципу. Все фразы выписаны заглавными буквами, и завершаются восклицательными знаками, создавая бесконечный мысленный поток пограничного состояния смутного времени. 


Подробнее…


18/11/2013
Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы

 "Мне нужно было сначала себя прибить, а потом уже убрать одежду, чтобы осталось тело, прибитое к брусчатке. И вокруг ничего. Оно там возникло – и всё..."

 

Петр Павленский обнаженным присел на брусчатку Красной площади и приковал, прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Это всё было зафиксировано на многих фотографических аппаратах. Саму эту акцию в виде фотографий и видео вы можете видеть на всех сайтах, думаю, мира, а не только России. После этого Петр Павленский был препровожден в отделение милиции, накрытый простыней или покрывалом. После этого отправились в суд. После этого дело не завели и отпустили. Но 15 числа прокуратура сказала свое слово, и уголовное дело по статье «хулиганство» все-таки было заведено.

В контексте этого события Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы провели дискуссию на тему "Современное искусство как политическая акция"


Подробнее…


12/11/2013
14 ноября 2013 г. в 20-00 лекция Анатолия Осмоловского в Solyanka VPA

/news/logo/solyanka200.jpg«Эстетические проблемы традиции акционизма в современном искусстве. Искусство или политика?»

 Осмоловский — фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его лекция — об эстетических проблемах традиции акционизма в современном искусстве

лекция состоится 14 ноября 2013 г. в 20-00
место проведения - Solyanka VPA (video/performance/animation)
ул. Солянка, 1 (вход с ул. Забелина), Москва

Вход свободный


Подробнее…


31/10/2013
7 – 17 ноября 2013 г., «НАШЕ ДЕЛО» - Первый выставочный проект Института «База»

Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров
Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко
Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус
Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года
Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18
Открытие состоится 7 ноября в 19.00

Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.


Подробнее…


05/10/2013
05.10 - 30.11.2013 «Изысканный труп и двенадцать самоубийц», Галерея Томаса Брамбиллы (Бергамо, Италия)

Анатолий Осмоловский 05/10/2013 - 30/11/2013 выставка Анатолия Осмоловского «Cadavre Exquis - Двенадцать Самоубийств» (галерея Томаса Брамбиллы, Бергамо, ИталияВремя проведения выставки: 05/10/2013 - 30/11/2013
Открытие: Суббота, 5 Октября 2013 h.18.30.
Часы работы: Вторник - Суббота с 14:00 до 19:00.

Томас Брамбилла
Via Casalino 25
24121, Бергамо, Италия
Тел: +39 035 247418
www.thomasbrambilla.com
info@thomasbrambilla.com

Галерея Thomas Брамбилла с гордостью представляет «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Cadavre Exquis and Dodici Suicidi) - персональная выставка Анатолия Осмоловского.

Название выставки, относится именно центральной работе и цитирует знаменитую практику сюрреализма - Cadavre Exquis - процесс создания коллективных текстов или изображений, в котором каждый участник пишет или рисует без знания того, каков вклад других.


Подробнее…


07/09/2013
«Против всех» на выставке RE-ALIGNED ART (Tromsø, Норвегия с 13.09.2013 по 11.2013) )

Против всех на выставке RE-ALIGNED ART С 13 сентября по ноябрь 2013 в Tromsø (Норвегия) пройдет выставка RE-ALIGNED ART. На выставке будет представлен проект Анатолия Осмоловского «Против всех»


Подробнее…


23/07/2013
Лекция Анатолия Осмоловского о 55-й Венецианской биеннале

В конце июня в институте БАЗА состоялась лекция Анатолия Осмоловского для студентов о 55-й Венецианской биеннале, основанная на собственных впечатлениях от посещения. Здесь мы публикуем аудио-запись часть 1 и часть 2 этой лекции и фотографии выставки.


Подробнее…


25/06/2013
Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre Oci

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciВ параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).


Подробнее…


06/06/2013
«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей»

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciДвое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима. 


Подробнее…


01/06/2013
«Схождение параллелей» Альтхамера и Осмоловского

Фонд V-A-C представляет выставку двух художников в Италии.

Фонд V-A-C, некоммерческая московская институция, которая занимается популяризацией и развитием русского современного искусства, летом представит итальянской публике выставку «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей». Этот проект впервые сводит вместе работы двух художников, поляка и россиянина, происходящих из того поколения, которое стало свидетелем резкой смены социальной и политической парадигмы в России и странах Варшавского договора. Это привносит в их работы множество интересных параллелей. Экспозиция ставит Альтхамера и Осмоловского в позицию постоянного диалога, который разворачивается в поле различий и сходств между их работами. Произведения обоих художников часто касаются идеи телесности и модусов восприятия.



Подробнее…


28/05/2013
Болевые точки

художник Анатолий ОсмоловскийВ преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах.
Читать полностью


English Русский