Анатолий Осмоловский: «Захватывать гегемонию в своем поле» (11.10.2011)

11 октября 2011

Вышел в свет второй номер альманаха «База». 450-страничное издание состоит практически целиком из переводов литературных и теоретических текстов из легендарного французского структуралистского журнала «Tel Quel», выходившего с 1960 по 1983 год в Париже под редакцией писателя Филиппа Соллерса. «Тель Кель» играл главную роль в формировании радикальной структуралистской и пост-структуралистской теории, а также был трибуной литературного авангарда. С изданием сотрудничали Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Деррида, Пьер Булез и многие другие. Кроме того, «телькельисты» были известны как радикальные проводники маоистской концепции революции, что придавало изданию очевидный налет скандальности. Анатолий Осмоловский, издатель и главный редактор «Базы», ответил на вопросы AroundArt.

Анатолий Осмоловский

Photo Aleksey Gushchin

Максим Базанов: Анатолий, твоя сфера деятельности – изобразительное искусство: личное творчество, кураторская деятельность, групповые проекты, лекционные программы и прочее. Все это ИЗО и вокруг него. Первый номер «Базы» был посвящен теоретическим изысканиям связанным именно с художественными практиками. И вот выпускаешь толстенный альманах переводной поэзии и эссеистики 40-летней давности. Какая связь между «Тель Кель» и твоей деятельностью художника, и современной художественной ситуацией в целом?

Анатолий Осмоловский: Понятие «литература 40-летней» давности мне кажется не вполне правильным, потому что бывает литература, которая давностью не обладает. Либо это не литература, а исторический документ, и только тогда можно говорить о давности этого документа. Я считаю, что «Тель Кель», Филлип Соллерс иже с ними – это литература и литература серьезная, давности у нее нет. Это с одной стороны, а с другой: какая связь между литературой и изобразительным искусством? Вопрос конечно очень сложный. Связь эта, безусловно, существует и она очевидна для человека, который занимается искусством, будь то ИЗО или тексты. Серьезный художник способен вычленять методы и делать это достаточно просто, а методы конечно похожи и существуют параллели между изобразительным искусством и литературой, и я бы добавил к этому музыку. Да, именно, литература, музыка и изобразительное искусство, методы, которые существуют в этих искусствах, могут быть конфигуративно похожи. Необходимо подчеркнуть, что речь идет не о системах, то есть я говорю не о додекакофонической системе в музыке или свободном стихе в литературе, понятно, что свободные стихи или сериальная музыка делаются по своим законам, но здесь можно даже невооруженным глазом увидеть, что абстрактное искусство делается родственными методами. Мне представляется крайне важным показать этот чужой опыт, в данном случае французский опыт, создания в высшей степени радикальных текстов и это должно быть очень важно для художников. Ну, еще чтобы хотелось особо выделить — это «идеал». Идеал деятеля культуры, идеал художника в широком значении этого слова… У меня всегда был этот идеал. Человек Ренессанса – человек, который не замыкается на какой-то одной области творчества или интереса, а наоборот, любознательный деятель, он интересуется разными и не только видами и жанрами искусств, но и прочими областями человеческой деятельности и проблемами, напрямую с искусством не связанными. И в этом идеале литература и, в особенности, поэзия занимает одной из центральных и первых мест.

МБ: «Тель Кель» работал в поле структурализма и пост-структурализма, а последний в свою очередь стал платформой постмодернизма. То есть та линия развития, которую разрабатывали деятели этого журнала уже достигла своего логического завершения и успешно преодолевается в нынешнем арт-мире. Например, куратор нынешней Московской биеналле Петер Вайбель манифестирует Новый модернизм в художественных стратегиях, который опирается на открытия квантовой механики и цифровые технологии. «Тель Кель» на этом фоне может показаться милым, занимательным, но все же не очень актуальным антикварным архивом.

АО: Во-первых, я считаю, что высказывание о том, будто бы что-то преодолено, на мой взгляд, не выдерживает никакой критики. А Петер Вайбель со всеми своими гаджетами, которые он показал на Московской биеннале, в 95% случаев банальными, не является ни в коем случае для меня горизонтом, так сказать, будущего. Нынешнее биеналле по большому счету примитивно и все что там есть интересного как раз связано с более традиционными видами искусства: живопись, скульптура. Например, Нео Раух мне показался мне значительно более интересным, чем десятки абсолютно тривиальных и, скажем прямо, плохо сделанных гаджетов. За всеми разговорами о всяких нейробиологиях, нанотехнологиях и прочих -логиях нам подсовывают какую-то третьеразрядную развлекательную культуру, в чистом виде энтертейнмент. Но мы говорим не о биеннале, а о французской литературе журнала «Тель Кель» и слово пост-структурализм к ним не вполне уместно. Безусловно, философы которые публиковались в этом журнале впоследствии стали пост-структуралистами, основали свои философские системы, как Фуко и Делез. Но сам по себе этот журнал был радикально маоистским. А маоизм для России – тема закрытая и, наверное, недостаточно понятная, но, собственно говоря, ее закрытость и непонятность, возможно, как раз и обладает ресурсами загадочности, для того чтобы в ней разобраться. А постмодернизма в «Тель Кель» вообще практически не было, может быть только в последние годы, вот разве статья Юлии Кристевой «Диссидентская литература как опровержение левого дискурса», опубликованная в нашей «Базе». В ней можно усмотреть какие-то там шатания, другое отношение к левому дискурсу, уже попахивающее постмодернизмом. Мне представлялось интересным показать связь радикальной литературы с радикальной политикой. Даже если связи ложные, иллюзорные, даже если они ошибочные – все равно показать, как эти связи складываются, как из искусства вытекает политическая позиция и как эта политическая позиция подпирает эстетический эксперимент – мне представляется это в высшей степени интересным и познавательным.

МБ: В 60-70 годах во Франции маоизм и леворадикальные идеи вообще были максимально приближены к реальности, студенты с цитатниками Мао на юных сердцах, перевернули Сорбонну и чуть не перевернули всю Европу. Ну а сейчас актуальны несколько иные методы радикальной арт-политики. Грубо говоря, сейчас революцию делают не по Мао, а по группе Война. Маостские штудии французских интеллектуалов середины прошлого века могут показаться псевдореволюционным высоколобием по контрасту с нынешним левым искусством…

АО: Я лично не отношусь к левой теме как к товару или лейблу, который как-то делается и делится между различными производственными структурами. Говорить про группу Война и подобные ей мероприятия, что они делают революцию, это высшей степени преувеличение или, по крайней мере, большой аванс. С другой стороны, повторяю, что в большой серьезной литературе абсолютно нелегитимно такое понятии как «устарело». Безусловно, многие теоретические построения и постулаты «Тель Кель» устарели, тот же самый маоизм для России вообще «терра инкогнита». Во второй половине ХХ века, на мой взгляд, невозможно найти более радикальных писателей, чем представленные у нас Соллерс и Дэни Рош, а одна из важнейших проблем современной российской литературной ситуации состоит в некоей... — тут трудно подобрать слово — не то чтобы неинформированость, лучше сказать, немодернизированность сознания. Российские литераторы в большинстве своем (конечно, есть исключения) не обладают современным мышлением. После отмены пресловутой советской цензуры прошло уже огромное количество лет, а в русскоязычном литературном пространстве практически нет переводов радикальной литературы, которые бы показывали реальное развитие этого искусства в мире, а то, что есть, можно пересчитать по пальцам одной руки, не переведены основные тексты! И потому я считаю, я твердо убежден, что нынешнее основательное издание «Базы» весьма важно в направлении просвещения русской культурной ситуации.

МБ: Возвращаясь к вопросу о конфигуративной связи методов работы в изобразительном искусстве и литерутре: почему в нынешней «Базе» не представлены французские художники, которые работали с журналом «Тель Кель», шли, так сказать, в одном строю?..

АО: Я считаю, что в то время в том месте был перевес в сторону литературы. Французы во второй половине ХХ века были значительно более успешны в творческом смысле в сфере литературы. Но связи с изобразительным искусством, несомненно, присутствовали, например, у Дэни Роша, есть подборка стихотворений о картинах Василия Кандинского. Я исследовал этот вопрос, о художниках, которые сотрудничали с журналом «Тель-Кель». Дело в том, что эти художник не очень интересны. Они не оставили серьезного следа. А самым интересным явлением во французском ИЗО того времени, шедшим параллельно «Тель Кель» была группа из четырех художников: Бюррен, Мюссе, Парментье и Тарани, — и эта группа, если не ошибаюсь, называлась по первым буквам имен ее участников. Это были серьезные радикальные художники, которые с «Тель Кель» не сотрудничали, и потому раз мы задались отразить в «Базе» работу журнала «Тель-Кель», то изобразительное искусство в журнале никак не отражено.

МБ: Ты говоришь о периодах, когда один жанр искусства перевешивает другой, с чем связана подобная неравновесность, как ты думаешь?

АО: Понятно, что каждое время схватывается разными видами искусства, и в этом вопросе довольно сложно провести какие-то четкие социологические установки. Можно попробовать сказать, что в нашем капиталистическом обществе изобразительное искусство, которое является квинтэссенцией частной собственности, можно даже сказать, символом частной собственности, символом «права обладать правом обладать», развивается более стремительно, более последовательно или, скажем так, более убедительно. Но я бы не стал утверждать этот тезис как окончательно истинный. Отношения между миром и его отображением значительно сложнее, и я не исключаю такую возможность, что на каком-то историческом этапе в ближайшем будущем поэзия или музыка может еще более пластично или более точно отражать мир. Я бы не торопился отдавать пальму первенства изобразительному искусству. Но если конкретно говорить о ситуации в России, то пока последние двадцать лет изобразительное искусство было в авангарде процесса адекватного отражения того, что происходит в России, или лучше сказать того, что происходит в сфере мысли в России. В конце концов, я для того и сделал целый журнал радикальной литературы, чтобы российская литература получила некий импульс для развития, чтобы она догнала современную реальность, освоив и переварив те методы, которые были разработаны в «Тель Кель»!

МБ: Мне очень хочется повторить вопрос о связи методов изобразительного искусства и литературы. Ты же издал этот журнал, потратил на эту кучу своего времени и сил, значительные финансовые средства. Ведь это означает, что ты черпаешь энергию в этих самых текстах, энергию для своей художественной практики. Можешь вербализировать эту энергию в рамках нашей беседы?

АО: Вообще-то это очень сложный вопрос. Можно конечно сказать, что новый этап в искусстве не имеет прямого отношения к методам «Тель Кель». Нельзя говорить, что публикация материалов является руководством к действию и готовой технологией, скорее здесь надо заимствовать не методы, а дух и амбиции, которые прочитываются в тех текстах, которые опубликованы у нас в «Базе». Но, с другой стороны, если говорить конкретно о методах, то, конечно же, самый главный метод, который в «Тель Кель» присутствует начиная с названия журнала: «Такой, какой есть» – это совпадение означающего и означаемого. Это то открытие, которое сделал авангард, и открыл его, конечно, не «Тель Кель», а Малевич, который нарисовал черный квадрат и назвал его «Черным квадратом». Я говорю о полном уничтожении какой-либо символической составляющей в изобразительном искусстве. Показ вещественности этого мира через вещественность изобразительного образа, когда вещественный образ совпадает с изобразительным. Если преувеличить и заострить, то можно сказать, что это краеугольное и единственное открытие авангарда, которое развивалось весь ХХ век, разными способами по-разному, и все достигали этого горизонта или, скажем прямо, горизонта—тупика. «Тель Кель» — пример последовательной реализации этого пути. Поэзия Дэни Роша из «Тель Келя» в большинстве своих проявлений самое радикальное автописьмо в литературе, более радикальное, чем автописьмо сюрреалистов, которое у них было в большей мере сделанным и подчищенным, чем у Дэни Роша. Но повторюсь, журнал «База» это не каталог технологий для прямого заимствования методов, а речь идет о Духе, о таком неоднозначном понятии, которое нельзя истолковать, а надо воспринимать. Проще говоря, надо читать, а не обсуждать, читать, потом переваривать и порождать что-то новое и неожиданное, а потом уже обсуждать. Если совсем скатиться в речевые трюизмы, то можно назвать «Базу» с «Тель Келем» источником вдохновения для современных художников и литераторов.

МБ: Хотелось бы услышать от тебя насчет политического измерения «Тель Кель» в сравнении с нынешней арт-политической ситуацией. Опыт французских левых интеллектуалов он же обладает некоей исторической успешностью, Франция самая революционная страна в западной Европе, даже недавняя победа левых на выборах, их попадание во французский парламент в некотором смысле стоит на фундаменте той интеллектуальной работы, которую 40 лет тому назад вел и «Тель кель». Ну, а в наших политических реалиях, с одной стороны, левая тема, политическое искусство, в частности, весьма популярны в интеллектуальной среде и в определенной части общества тоже. Но ты ведь стоишь в некоторой степени немного в стороне от этих процессов. В бэкграунде ты революционный художник-акционист, а сейчас ты «формалист» и для некоторых знаковых персонажей политического искусства даже «ренегат и продавшийся революционер». Я собственно даже и не вопрос задаю, а скорее хочу услышать твои комментарии по поводу ситуации.

АО: В предисловии к журналу я написал о левой политической позиции, возьмите и почитайте! Но могу сказать в двух словах: мне представляется, что с российским, так называемым, левым искусством определенные проблемы. В чем эти проблемы? В том, что это якобы левое искусство лишено практики, в этом смысле группа Война, которая творила уличные акции, имеет шанс стать левыми политическими художниками, но пока они таковыми не является, они приблизились к этому значительно больше, чем десятки других художников, которые считают себя политическими художниками. Ведь политическое искусство — это не виедорепортажи о размахивании красными флагами, а политическое искусство — это как раз журнал «Тель Кель». Политическое искусство это есть революция внутри искусства, революция внутри языка искусства, которая должна конфигуративно соотноситься с революцией политической. Это очень сложный вопрос и на него никто толком не ответил, но надо подчеркнуть, что мы, участники политического искусства 90-х годов, имели практику, а сейчас этой практики нет. Сейчас не существует поля политической борьбы, и не потому что вокруг пресловутый тоталитаризм, а потому что «Единая Россия» является гегемоном в нашей политической ситуации, реальным гегемоном. Возможно, она переживает последние годы своей гегемонии. И у нас нет никакого политического процесса в отличие от 90-х годов, когда был политический процесс, политическая борьба в то время носила реальных смысл. Но, как и в 90-е, так и сейчас у левых интеллектуалов и художников серьезнейшая проблема была и есть. Не существует реальной политической силы, с которой можно было бы солидаризироваться. Но вот именно сейчас понемногу начинают появляться какие-то серьезные политические инициативы, например, Кургинян с его программами.

МБ: Кургинян? Да ведь все интеллектуалы плюются и обзывают его последними словами?

АО: Кургинян выполняет весьма важную функцию, его проблема в том, что он один и метафорически выражаясь, он один стоит на ветру, и в этом одиночестве, у него там, например, ботинки не очень начищенные или пузыри на штанах. Он один и не может собой накрыть весь спектр ожиданий и в этой позиции может быть уязвим. Понятно, что интеллектуалы должны его ругать, потому что он не философ, а публицист. Но я считаю, что его инициативы, если к ним будут приложены равновеликие инициативы в других сферах деятельности, в частности, интеллектуально-артистической, причем этим инициативам необязательно быть связанными. Можно сказать, что, прямо по Грамши, начинается захват гегемонии на культурном поле. В чем главная проблема левого мышления сейчас? Необходима гегемония в культурном полею, то есть необходимо полностью переформировать тип мышления журналистики, поп-культуры и даже массовой культуры. Это относительно долгий процесс, но именно на этой базе возможны серьезные социальные изменения. Кургинян на своем поле стоит в авангарде этого процесса. А самая главная, первейшая проблема для российского левого деятеля – это отношение к советскому наследию. И Кургинян блестяще эту проблему решает. С нашей стороны, со стороны интеллектуалов и журнала «База» мы тоже ставим себе задачу захватывать гегемонию в своем поле. Причем такие параллельные движения, даже не обязаны быть в прямой организационной связи. Это глубокий и серьезный процесс. Ведущий в перспективе к глобальным изменениям в обществе. Этим движением мы имеем шанс изменить политическую реальность в значительно более лучшую сторону. Как это делать на нашем поле, на территории искусства — читайте в «Базе».

Максим Базанов
AroundArt

Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)

Актуальное


29/10/2015
29.10.2015 - Открытие выставки Анатолия Осмоловского "Авангардистская канцелярия"
Новый проект Анатолия Осмоловского обращается к метафоре канцелярской принадлежности и с долей иронии сводит на нет ее практическое применение. Представленные на выставке объекты в своей детальной проработке относят к предметам бумажного обихода, чей облик не сменялся на протяжении десятилетий и прочно врезался в память постсоветского человека. Точность в исполнении при ближайшем рассмотрении оборачивается подвохом и придает узнаваемым образам характер абсурда.

с 30 октября по 6 декабря 2015 г.
Pop/off/art gallery
ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Москва

Подробнее…




26/05/2015
CURRENT, Exhibition (ATHENS, 26 May - 26 July 2015)

TERRAPOLIS

Exhibition duration | 26 May – 26 July 2015

in collaboration with the Whitechapel Gallery

Curator | Iwona Blazwick, Director, Whitechapel Gallery

FRENCH SCHOOL AT ATHENS, DIDOTOU 6

Opening Hours
Monday Closed
Tuesday - Saturday 10:00 - 21:00
Sunday 12:00 - 18:00

NEON and the Whitechapel Gallery are proud to present TERRAPOLIS, the second major collaboration in Athens between the two organizations following the presentation of ‘A Thousand Doors’ at the The Gennadius Library of the American School of Classical Studies at Athens (4 May – 30 June 2014). NEON works to widen access to contemporary art and is committed to contributing to the vital cultural activity in Athens.


Подробнее…




04/05/2015
Лекция по истории российского акционизма в ICA (London)

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system.

Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career.

Далее...



27/03/2015
Анатолий Осмоловский в Проекте "СОВРЕМЕННИКИ"

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОЕКТ СОВРЕМЕННИКИ

Проект «Современники» — уникальная живая энциклопедия современных русских художников, герои которой представляют себя сами — в интервью-анкетах, с видеозаписями и расшифровками которых можно познакомиться на этом сайте. Анкеты состоят из намеренно простых, базовых вопросов, таких, которые именно в силу своей простоты не всегда задаются в обычных журналистских интервью — но ответы на них далеко не очевидны и часто неожиданны. Ведь даже то, к какому направлению тот или иной художник причисляет себя сам, в какой контекст в мировом искусстве он себя помещает, кого он считает своими учителями и единомышленниками, часто идет в разрез с общепринятыми классификациями.


Подробнее…


27/02/2015
Сева Новгородцев – программа БибиСева c участием Анатолия Осмоловского 27.02.2015

Сегодняшний гость БибиСевы - один из самых известных российских художников, лауреат "Премии Кандинского" и идеолог Московского акционизма Анатолий Осмоловский. Вечером он выступит с лекцией в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а в 16:00 по Гринвичу не пропустите его интервью на БибиСеве!


Подробнее…


12/02/2015
Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

 Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

27 Feb 2015 6:30 pm | Nash & Brandon Rooms | £8.00 to £10.00

Book Tickets

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).


Подробнее…


08/02/2015
06.02 - 19.04.2015 «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAST 2000+» в МСИ «Гараж»

  ВЫСТАВКА «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAS 2000+»
6 февраля – 19 апреля 2015
Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур
6 февраля вход на выставку свободный.

Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне



Подробнее…


02/02/2015
Анатолий Осмоловский: «К искусству я отношусь как к революционной машине»

Художник Анатолий Осмоловский в своих «Избранных текстах» анализирует московский акционизм, одним из основателей и активным участником которого он был. По этим статьям можно четко проследить формирование и развитие тех идей и вопросов, разрешение которых составляло для него серьезную проблему. T&P публикует вошедшую в каталог беседу Осмоловского с критиком Марией Чехонадских о диалектике и автономии искусства. Полная версия текста, опубликованного в каталоге фонда V-A-C, выйдет также в «Художественном журнале» №93.
Подробнее....



28/12/2014
Анатолий Осмоловский: «Они к смерти движутся — и нас всех за собой тащат»

 В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с порталом «Воздух. Афиша.ру», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится


Подробнее…


25/12/2014
25.12. 2014 г. в библиотеке Ф.М.Достоевского презентация книги «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей»

Начало в 20:00
Библиотека Ф.М. Достоевского представляет новую книгу «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей / Избранные тексты Анатолия Осмоловского», состоящую из двух частей и опубликованную итальянским издательством Marsilio Editori совместно с V-A-C Foundation.


Подробнее…


22/12/2014
Анатолий Осмоловский, «Рас-членение» 25.12.2014 – 11.01.2015, Галерея «Триумф»

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Бакунин. Бронза, литье. 2012 Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского, известного московского акциониста, куратора, основателя образовательного проекта для художников и искусствоведов «База».
 
Проект «Рас-членение» состоит из двух частей: серии девяти скульптурных бюстов «Головы мертвых революционеров» и новой бронзовой композиции «Украинка».


Подробнее…


08/12/2014
Интервью Анатолия Осмоловского для нового проекта syg.ma

«В современной России невозможно заниматься акционизмом»: Анатолий Осмоловский о живописи, независимой критике и панк-роке

«Нужно создать интеллектуальный, академический дискурс, которого в России нет или почти нет. Без него художественное производство здесь так и останется на стадии поп-арта или того, над чем работают Дубосарский и Виноградов»

«Искусство не может быть связано с тюрьмой, не потому что «слабо», а потому что когда человек попадает в тюрьму, невозможно по поводу его действий высказывать эстетические суждения»

Читать интервью полностью



03/12/2014
Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских

Как московских художников лишают мастерских, и почему это не только плохо, но и очень хорошо Московский союз художников взывает к мэру Москвы Сергею Собянину. У художников отбирают мастерские.


Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских
Подробнее…


18/11/2014
26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)

26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)Масштабная выставка работ поп-арта из Америки, Китая, Великобритании и России в Saatchi Gallery - 300 работ 112 художников

Wed 26 November 2014 - Mon 23 February 2015 Saatchi Gallery, Duke of York's HQ, London SW3 4RY

www.saatchigallery.com  

Почему именно поп-арт из всех течений в искусстве XX века оказывает такое длительное и сильное влияние на художников по всему миру? США и Великобритания, Китай и постсоветское пространство — поп-арт жив до сих пор везде. Организаторы этой уникальной по масштабам выставки решили попытаться понять, в чем тайна его власти.


Подробнее…


20/09/2014
9 сентября – 30 ноября 2014 выставка работ из коллекции Фонда V-A-C в Whitechapel Gallery (Великобритания)
 

Коллекция Фонда V-A-C
Выбор работ: Майк Нельсон

9 сентября – 30 ноября 2014, галерея Whitechapel Gallery
Время работы: вторник - воскресенье 11:00 - 18:00, четверг 11:00 - 21:00

Whitechapel Gallery, галерея 7
77-82 Whitechapel Hight Street, Лондон

Whitechapel Gallery открывает первую в Великобритании выставку работ из коллекции Фонда V-A-C, которые отобрал для показа британский художник Майк Нельсон.


Подробнее…


17/07/2014
Институт БАЗА: новый учебный год

Институт БАЗА - прием абитуриентовС 1 августа по 25 сентября в Институте «База» открыт прием заявок на следующий учебный год. Всем желающим поступить необходимо заполнить анкету в электронном виде и прислать на bazaeducation@gmail.com. По этому же адресу можно получить дополнительную информацию или задать вопросы, касающиеся процедуры поступления и образовательных программ.

В октябре 2014 года Институт открывает новую экспериментальную образовательную программу «БАЗАльт» для молодежи (16+), в рамках которой запланированы циклы лекций по истории российского и зарубежного искусства, а также практические занятия. В связи переизбытком различных творческих инициатив, основной акцент делается на определении четких границ и отличий искусства от дизайна. Программа рассчитана на год обучения. Занятия проходят три раза в неделю по будним дням с 17.00 до 19.00.

Общую информацию о поступлении можно найти здесь



17/05/2014
22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

 22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

22 мая в 17 часов в рамках программы культурной столицы Европы в рижской церкви Св. Иоанна и в 18 часов в Латвийском музее истории железной дороги открывается международная выставка современного искусства "В поисках горизонта". В выставке участвуют 39 художников из таких стран, как Латвия, США, Россия, Австрия, Нидерланды, Индия и Германия. Выставку дополняет семинар, посвященный личному опыту художников и теоретиков искусства. Семинар пройдет в Латвийском музее истории железной дороги 24 мая с 11:00 до 17:00.



Подробнее…


03/04/2014
Анатолий Осмоловский: «Искусство начинается с достоинства и самостоятельности художника»

В Музее Москвы проходит выставка «Живопись расширения» под кураторством Евгении Кикодзе (Музей Москвы) и Анатолия Осмоловского (Институт «База»). «Что такое современная живопись и где ее место в актуальных практиках искусства?» — этот вопрос все отчетливее звучит на местной сцене, и эта выставка — не исключение. Работы одиннадцати авторов — как известных современных художников, так и совсем молодых — объединены общим свойством: это живопись, которая так или иначе «расползлась» в другие контексты или жанры. О том, почему живопись обладает наибольшим потенциалом автономии и зачем эта автономия художнику нужна, Анатолий Осмоловский рассказал Ольге Данилкиной.


Подробнее…


28/12/2013
Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.

Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.Из «грязи» в князи (мира сего)

Гигантским разочарованием для меня стала пресс-конференция Pussy Riot на «Дожде». Было почти физически больно это наблюдать.

Действительно, российская пенитенциарная система обладает поистине колоссальными возможностями для «перевоспитания». Пресс-конференция показала это в такой отчетливой форме, что Путин может быть доволен. Доволен до такой степени, что, собственно, зачем ее менять-то? По крайней мере, по отношению к современным художникам она работает превосходно.


Подробнее…


15/12/2013
Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»

Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»15 декабря 2013 г.  в 16.00 на площади Краснопресненская Застава состоялся перформанс студентов Института «БАЗА» по случаю публикации книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ». Текст книги поделен на три части – «Программа минимум», «Программа максимум» и «Инструкции для боевых подруг», каждая из которых состоит из пронумерованных лозунгов и рекомендаций, организованных по особому стилистическому и фонетическому принципу. Все фразы выписаны заглавными буквами, и завершаются восклицательными знаками, создавая бесконечный мысленный поток пограничного состояния смутного времени. 


Подробнее…


18/11/2013
Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы

 "Мне нужно было сначала себя прибить, а потом уже убрать одежду, чтобы осталось тело, прибитое к брусчатке. И вокруг ничего. Оно там возникло – и всё..."

 

Петр Павленский обнаженным присел на брусчатку Красной площади и приковал, прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Это всё было зафиксировано на многих фотографических аппаратах. Саму эту акцию в виде фотографий и видео вы можете видеть на всех сайтах, думаю, мира, а не только России. После этого Петр Павленский был препровожден в отделение милиции, накрытый простыней или покрывалом. После этого отправились в суд. После этого дело не завели и отпустили. Но 15 числа прокуратура сказала свое слово, и уголовное дело по статье «хулиганство» все-таки было заведено.

В контексте этого события Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы провели дискуссию на тему "Современное искусство как политическая акция"


Подробнее…


12/11/2013
14 ноября 2013 г. в 20-00 лекция Анатолия Осмоловского в Solyanka VPA

/news/logo/solyanka200.jpg«Эстетические проблемы традиции акционизма в современном искусстве. Искусство или политика?»

 Осмоловский — фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его лекция — об эстетических проблемах традиции акционизма в современном искусстве

лекция состоится 14 ноября 2013 г. в 20-00
место проведения - Solyanka VPA (video/performance/animation)
ул. Солянка, 1 (вход с ул. Забелина), Москва

Вход свободный


Подробнее…


31/10/2013
7 – 17 ноября 2013 г., «НАШЕ ДЕЛО» - Первый выставочный проект Института «База»

Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров
Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко
Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус
Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года
Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18
Открытие состоится 7 ноября в 19.00

Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.


Подробнее…


05/10/2013
05.10 - 30.11.2013 «Изысканный труп и двенадцать самоубийц», Галерея Томаса Брамбиллы (Бергамо, Италия)

Анатолий Осмоловский 05/10/2013 - 30/11/2013 выставка Анатолия Осмоловского «Cadavre Exquis - Двенадцать Самоубийств» (галерея Томаса Брамбиллы, Бергамо, ИталияВремя проведения выставки: 05/10/2013 - 30/11/2013
Открытие: Суббота, 5 Октября 2013 h.18.30.
Часы работы: Вторник - Суббота с 14:00 до 19:00.

Томас Брамбилла
Via Casalino 25
24121, Бергамо, Италия
Тел: +39 035 247418
www.thomasbrambilla.com
info@thomasbrambilla.com

Галерея Thomas Брамбилла с гордостью представляет «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Cadavre Exquis and Dodici Suicidi) - персональная выставка Анатолия Осмоловского.

Название выставки, относится именно центральной работе и цитирует знаменитую практику сюрреализма - Cadavre Exquis - процесс создания коллективных текстов или изображений, в котором каждый участник пишет или рисует без знания того, каков вклад других.


Подробнее…


07/09/2013
«Против всех» на выставке RE-ALIGNED ART (Tromsø, Норвегия с 13.09.2013 по 11.2013) )

Против всех на выставке RE-ALIGNED ART С 13 сентября по ноябрь 2013 в Tromsø (Норвегия) пройдет выставка RE-ALIGNED ART. На выставке будет представлен проект Анатолия Осмоловского «Против всех»


Подробнее…


23/07/2013
Лекция Анатолия Осмоловского о 55-й Венецианской биеннале

В конце июня в институте БАЗА состоялась лекция Анатолия Осмоловского для студентов о 55-й Венецианской биеннале, основанная на собственных впечатлениях от посещения. Здесь мы публикуем аудио-запись часть 1 и часть 2 этой лекции и фотографии выставки.


Подробнее…


25/06/2013
Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre Oci

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciВ параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).


Подробнее…


06/06/2013
«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей»

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciДвое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима. 


Подробнее…


01/06/2013
«Схождение параллелей» Альтхамера и Осмоловского

Фонд V-A-C представляет выставку двух художников в Италии.

Фонд V-A-C, некоммерческая московская институция, которая занимается популяризацией и развитием русского современного искусства, летом представит итальянской публике выставку «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей». Этот проект впервые сводит вместе работы двух художников, поляка и россиянина, происходящих из того поколения, которое стало свидетелем резкой смены социальной и политической парадигмы в России и странах Варшавского договора. Это привносит в их работы множество интересных параллелей. Экспозиция ставит Альтхамера и Осмоловского в позицию постоянного диалога, который разворачивается в поле различий и сходств между их работами. Произведения обоих художников часто касаются идеи телесности и модусов восприятия.



Подробнее…


28/05/2013
Болевые точки

художник Анатолий ОсмоловскийВ преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах.
Читать полностью


English Русский