В России наклевывается культурная революция 1968 года

Московские Новости | 23 марта 00:05 | Газета № 242 (242) | Елена Рыбакова

— В конце 2011 года вы выпустили огромный, почти в тысячу страниц, том альманаха «База», целиком посвященный французскому структурализму. Впервые по-русски изданы многие тексты главного органа структуралистов — журнала Tel Quel. Сама по себе инициатива замечательная, однако же история Tel Quel началась в 1960 году, а в 1982-м журнал уже перестал существовать. Как вы думаете, почему никто в России не сделал этого до вас?

— Этот номер я задумал очень давно, в самом начале 1990-х. Тогда я серьезно изучал научную литературу, ходил в Ленинскую библиотеку, Ролана Барта, понятно, штудировал. И постоянно видел отсылки к журналу Tel Quel, но ни переводов, ни анализа творчества Филиппа Соллерса, Дени Роша, Марселена Плейне — это все ключевые для Tel Quel имена — найти было невозможно. Хотя весь комплект журнала на французском языке в Ленинке был. Французский я не знаю, но журналы из хранилища заказывал — посмотреть дизайн. По дизайну ведь тоже многое можно понять. Так что у меня было эгоистическое по большому счету желание — я хотел прочесть этих авторов. В 1990-е годы не было финансовых возможностей это сделать. Сейчас они у меня появились — и я это сделал.

Никто в России не занимался этим раньше потому, что Tel Quel существенным образом связан с левой идеологией. Да, их симпатии к коммунистическому Китаю угасли быстро, но, даже отойдя от маоизма, авторы круга Tel Quel не изменили присяге на верность левому проекту. А у российской интеллигенции к левой идее давняя ненависть. У нас обильно цитируют Деррида и Делеза, но об их политических предпочтениях стараются не говорить. И мало кто на самом деле знает, что, скажем, Фуко и Делез создали так называемую Группу информации по тюрьмам, первое правозащитное движение левого толка. Они собирали информацию об издевательствах во французских тюрьмах, публиковали ее в газетах — будучи философами, занимались такой практической активистской деятельностью. Так что все это не только текст, не только слова — это слова, связанные с определенными делами.

— Вы впервые предлагаете русскому читателю экспериментальные, наследующие сюрреалистической традиции тексты и в то же время настаиваете, что читать эти тексты нужно, помня об идеологической ангажированности их авторов. Именно это вы как издатель ставите себе в заслугу? И именно это, видимо, довольно неожиданно резонирует с сегодняшним днем?

— Мне вообще было всегда интересно, какая связь существует между языком, мышлением и политической практикой. Существует ли эта связь? Ведь на самом деле это очень серьезный вопрос. Меня он постоянно беспокоит. Вот у нас в 2008 году лауреатом премии Кандинского стал Беляев-Гинтовт, человек откровенно нацистских (евразийских) убеждений. Для меня это всегда было вопросом: связана ли политическая идентификация человека с талантливостью или бесталанностью того, что он делает в искусстве. Я убежден, что связана. Может быть, не напрямую, но связана.

— Вы сейчас о том, что дурной человек не может создать хорошую картину?

— Нет, это устаревшая формула, средневековая. В уложении Стоглавого собора было сказано, что истинному иконописцу пристало быть «не завистнику, не пьянице, не грабежнику, не убийце». Мы сейчас не об этом. Политические предпочтения в данном случае более серьезная вещь, чем человеческие качества. Хотя бы потому, что политические идеи — это всегда твой выбор, волевое усилие, творческий акт, если угодно. Если ты сознательно выбираешь определенного типа политические взгляды, это не может не влиять на твое творчество. На Беляева-Гинтовта это, понятно, влияет: он бездарный художник.

Вот, собственно, мыслители и литераторы круга Tel Quel пытались эту связь понять. Я не хочу сказать, что они во всем правы. Но они эту задачу поставили и попытались ее разработать.

Мы можем посмотреть на то, как связано художественное и политическое, и на более понятном нам примере русского авангарда. Авангард ведь идентифицировал себя с коммунистическим проектом в чистом виде. Малевича Луначарский назначил народным комиссаром ИЗО Наркомпроса, Родченко занимал какие-то должности в художественных организациях. И вот в 1942 году Родченко пишет в дневнике с болью невыразимой: «Я левый художник, почему же они надо мной издеваются?» Он в это время стал рисовать циркачей — все же вокруг требовали реализма. И потом в дневнике пишет об этих своих циркачах: «Какая все-таки гадость получается. Нет, лучше я останусь левым художником до конца». Дальше он расстилает холст и начинает капать краской на его поверхность, дриппингом заниматься. В это время, в 1942 году, дриппингом в США Джексон Поллок занимался. Только от Поллока и абстрактных экспрессионистов остались десятки работ, а от Родченко — пара небольших холстиков.

Вот и у авангардистов поколения Родченко, и у моих сверстников постоянно возникает вопрос: почему наше государство целенаправленно уничтожает левое искусство? Почему не дает ему развиваться?

— Почему же?

— Не от большого ума. Позорная судьба советского проекта во многом обусловлена тем, что заткнули рот русскому авангарду. Авангардное искусство создавало исключительно творческую, инновативную среду, провоцировало ее. Собственно, такая атмосфера и существовала в России года до 1929-го.

— Эта атмосфера угрожала вкусившему власти поколению политиков, которые грезили о собственной политической стабильности?

— Да, наверное. В этом смысле можно согласиться с мыслью Троцкого (это мысль Маркса на самом деле) — о том, что революция может быть только мировой. Потому что если государство нового типа, такое, каким была Советская Россия, не может расширяться, оно начинает само себя пожирать. И здесь возникает паранойя: везде шпионы, везде враги, коллективное сумасшествие.

— Что еще помимо проблемы перетекания политического в художественное читатель найдет в материалах Tel Quel?

— Прежде всего он найдет первоклассные тексты. На мой взгляд, и Филипп Соллерс, и Дени Рош — выдающиеся писатели, после Джойса, наверное, главные радикалы в литературе. Основное, что удалось Соллерсу, — найти новую форму выразительности, сделать эксперимент нескучным. Это не просто формальные экзерсисы, там настоящее чувство бьет. Искусство ведь возникает не от выполнения определенных задач партии или следования каким-то нормам. Искусство возникает, когда есть элемент вспышки, легкости, в конечном итоге элемент свободы.

И в этой свободе весь Tel Quel. Вот Соллерс пишет, что политическая революционность должна идти в ногу с революцией художественной формы. На самом деле это мысль неложная, если попытаться ее последовательно воплотить. Но инициатива здесь должна исходить не от художников, которым якобы нужно приспосабливаться к новой политической волне. Вот это совершенно неверно, так получается пропагандистское искусство. Должны-то как раз политики у стихотворцев учиться преобразовывать свой протест в новые формы. Новые, то есть принципиально иные, непохожие на то, против чего они борются. Это основа. Политика должна отвечать ненавистному старому строю созданием новой реальности. Если ты новой реальности не предлагаешь и входишь с ненавистной реальностью в прямое противостояние, то знай, что победа здесь может быть только одна — военная. А опыт 1917 года, и не только, показывает, что в тот момент, когда ты уничтожаешь противника, ты сам превращаешься в того, кого убиваешь. Смотрите, Сталин, уничтожив Гитлера, стал именно что фашистом: после войны начал переселять народы, устроил гонение на космополитов. Заразился от поверженного врага националистической идеологией.

— Можем ли мы говорить, что опыт 1968 года в Европе, а Tel Quel, конечно, во многом был вдохновителем тогдашних революционных событий, стал именно таким опытом политического действия в поэтических формах?

— Безусловно. Напомню, чем, собственно, закончилось все это движение после того, как насильственная революция не получилась. Активисты 1968 года разделились на две неравные части. Одни пошли в терроризм, на войну с системой и, естественно, проиграли. Другие выбрали энтристский путь — включились в работу властных структур и занялись культурным преобразованием государства изнутри. И именно энтристы реально преобразовали современную Францию, современную Европу. Все то, что является сегодня главным культурным завоеванием Европы: толерантность, максимальное приятие чужого, светский характер государства, — все это сделали люди 1968 года.

Из истории известно, что Россия отстает от Запада на пятьдесят лет. И у нас, я в этом убежден, наклевывается революция 1968 года. Революция культурная, не политическая. Ничего «оранжевого». Не о приходе к власти отдельного человека или группы людей идет речь. Само место человека, наделенного властью, должно стать другим, конфигурация должна измениться.

Знаете, какую главную ошибку допустили сейчас лидеры российской оппозиции? Не надо было им входить в противостояние, обсуждать всерьез возможность «оранжевой революции» в России. Не надо было вообще создавать ощущение политического движения. Провластное большинство в такое движение тоже бы влилось, не чувствуя для себя никакой угрозы. Молодые люди выходят сейчас на площадь не за честные выборы, чего не понимают Рыжков, Немцов и все, кто делает свою политическую карьеру. Молодые люди выходят из-за удушливой культурной атмосферы, которая в России существует последние десять лет.

— Протестуют, однако, в основном те, кто имеет возможность разнообразить эту атмосферу и выбирать для себя по вкусу культурные практики.

— И именно эти люди понимают, что для того, чтобы эти культурные практики здесь, в России, реализовывать, нужно прилагать огромные усилия. У нас ведь наперечет точки современного поведения, и все это очень замкнутые пространства, наподобие гетто. На телевидении у нас просто нет современных людей. Они вообще не появляются там, даже в каких-то квазиинтеллектуальных программах вроде «Школы злословия». Молодые люди на площадях, мне кажется, на бессознательном уровне именно против этого восстают.

Поэтому бороться сегодня стоит не за честность выборов, а за то, например, чтобы власть наконец уехала из Кремля. Превратить Кремль в музей — это надо сформулировать как политическую задачу.

— Что изменится, если аппарат президента переедет в Сколково или в Бологое?

— А мы не можем сейчас знать, что изменится, такие вещи нельзя спрогнозировать. Но это не только вопрос спокойной прогулки по Кремлю, повышения туристической привлекательности Москвы и снижения нагрузки на центр. Хотя и это в ментальном плане большую роль играет. Люди по Москве другие будут ходить — с другими мыслями, с другими словами. На самом деле это создает принципиально иную атмосферу.

Вот в Tel Quel умели думать о таких вещах. Вообще актуальность Tel Quel для нас сегодня определяется тем, что, читая эти тексты, мы можем видеть, как все то же, что есть у нас сейчас, происходило пятьдесят лет назад во Франции. Кто, собственно говоря, стоял там в авангарде культурных и политических изменений? Конечно, авторы Tel Quel. Так что это был не просто литературный журнал, а точка сборки интеллектуальной мысли Европы того времени.

— Из ваших работ 5–7-летней давности следует, что акционизм в России умирает и некоторое время мы поживем без уличного искусства. Тем не менее практика последних лет и месяцев говорит, что если он и умирает, то это очень громкая смерть. Как с этим быть?

— На мой взгляд, серьезных формальных достижений в области артактивизма сейчас действительно мало. Pussy Riot, конечно, исключение, они действительно обогатили имажинарий контркультуры.

— Эту группу, на ваш взгляд, надо проводить по ведомству искусства?

— По крайней мере по ведомству культуры, и я готов объяснить почему. Цветные платья, цветные маски, сама идея анонимности, предполагающая, что в эти маски могут входить разные люди, — это ведь не только прагматика, не только для того, чтобы полиция не опознала. На их наряды можно смотреть как на бунт цвета, и в таком контексте это абсолютно художественный проект. Естественно, пока о нем нельзя говорить как о явлении завершенном. Проект Pussy Riot должен развиваться, девчонкам нужно делать какие-то художественные работы, переосмысляя этот цвет, может быть, в картинах, плакатах, еще в каких-то формах визуальной активности. Потенциал здесь очень богатый.

Теперь об акции в храме Христа Спасителя. Я восхищен ею. Восхищен в том смысле, что только женщины могли пойти на такой поступок. Ведь в нулевые годы церковники нас, художников, просто затравили. Из России вынуждены были эмигрировать два центральных деятеля нашей артсцены — Олег Мавромати и Авдей Тер-Оганян. Я был в комитете по защите Авдея, ходил к адвокатам, мы пытались что-то сделать. Прекрасно помню, как над Авдеем издевались, подсовывали липовых адвокатов, которые специально работали на то, чтобы дать ход уголовному преследованию. Заставляли Авдея подписывать то, что подписывать ни в коем случае было нельзя (он этого, конечно, не знал), — словом, полный беспредел, о котором почему-то все быстро забыли. Дальше выставка «Осторожно, религия!», 2003 год — куратор Аня Альчук эмигрирует и в Германии кончает жизнь самоубийством, затравленная церковниками. Потом «Запретное искусство», 2007-й — еще одна выставка, за которую кураторы Ерофеев и Самодуров получили штрафы. Был погром у Марата Гельмана в галерее — пришли церковники и на холстах Авдея поверх абсолютно невинных абстракций намазали что-то свое. Мужской ум после такой травли начинает мыслить стратегически, готовиться к реваншу. Никогда мужчина не попрет в такой ситуации на рожон. А женщины пошли.

Такое прямое противостояние обладает определенным эффектом. Сейчас церковники десять раз подумают, прежде чем врываться в художественные здания.

— Разве сейчас у них не больше развязаны руки, чем десять лет назад? Разве фундаменталистам не подан сигнал «бей, круши»?

— Думаю, власть прекрасно считала послание девушек. В определенных дозах подобное насилие со стороны художников-активистов может быть эффективным. Трагизм ситуации в том, что сами художники здесь, конечно, оказываются камикадзе. С ними власть разговаривать не будет, хоть я лично надеюсь, что девушек все-таки не посадят. Вот Владимир Путин в свое время сказал: «С террористами не разговаривают». Да, с ними не разговаривают, но Чеченская Республика сейчас получает хорошие дотации — именно потому, что в Чечне были и есть террористы. С этими девушками власть, конечно, говорить не будет. Но с художественной общественностью она теперь начнет считаться.

 

Кто там шагает левой

Анатолий Осмоловский — художник, куратор, теоретик искусства. Лауреат премии Кандинского (2007). Активный деятель артакционизма 1990-х годов, создатель серии уличных перфомансов-провокаций, самые известные из которых состоялись на Красной площади и на площади Маяковского в Москве. Автор и участник многих выставок в России и за рубежом, в том числе проектов «Верю» и «Русское бедное». Создатель института «База» — центра подготовки специалистов в области современного искусства. С 2010 года идейный вдохновитель и издатель альманаха «База», представляющего крупнейшие интеллектуальные течения XX века.

Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)

Актуальное


29/10/2015
29.10.2015 - Открытие выставки Анатолия Осмоловского "Авангардистская канцелярия"
Новый проект Анатолия Осмоловского обращается к метафоре канцелярской принадлежности и с долей иронии сводит на нет ее практическое применение. Представленные на выставке объекты в своей детальной проработке относят к предметам бумажного обихода, чей облик не сменялся на протяжении десятилетий и прочно врезался в память постсоветского человека. Точность в исполнении при ближайшем рассмотрении оборачивается подвохом и придает узнаваемым образам характер абсурда.

с 30 октября по 6 декабря 2015 г.
Pop/off/art gallery
ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Москва

Подробнее…




26/05/2015
CURRENT, Exhibition (ATHENS, 26 May - 26 July 2015)

TERRAPOLIS

Exhibition duration | 26 May – 26 July 2015

in collaboration with the Whitechapel Gallery

Curator | Iwona Blazwick, Director, Whitechapel Gallery

FRENCH SCHOOL AT ATHENS, DIDOTOU 6

Opening Hours
Monday Closed
Tuesday - Saturday 10:00 - 21:00
Sunday 12:00 - 18:00

NEON and the Whitechapel Gallery are proud to present TERRAPOLIS, the second major collaboration in Athens between the two organizations following the presentation of ‘A Thousand Doors’ at the The Gennadius Library of the American School of Classical Studies at Athens (4 May – 30 June 2014). NEON works to widen access to contemporary art and is committed to contributing to the vital cultural activity in Athens.


Подробнее…




04/05/2015
Лекция по истории российского акционизма в ICA (London)

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system.

Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career.

Далее...



27/03/2015
Анатолий Осмоловский в Проекте "СОВРЕМЕННИКИ"

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОЕКТ СОВРЕМЕННИКИ

Проект «Современники» — уникальная живая энциклопедия современных русских художников, герои которой представляют себя сами — в интервью-анкетах, с видеозаписями и расшифровками которых можно познакомиться на этом сайте. Анкеты состоят из намеренно простых, базовых вопросов, таких, которые именно в силу своей простоты не всегда задаются в обычных журналистских интервью — но ответы на них далеко не очевидны и часто неожиданны. Ведь даже то, к какому направлению тот или иной художник причисляет себя сам, в какой контекст в мировом искусстве он себя помещает, кого он считает своими учителями и единомышленниками, часто идет в разрез с общепринятыми классификациями.


Подробнее…


27/02/2015
Сева Новгородцев – программа БибиСева c участием Анатолия Осмоловского 27.02.2015

Сегодняшний гость БибиСевы - один из самых известных российских художников, лауреат "Премии Кандинского" и идеолог Московского акционизма Анатолий Осмоловский. Вечером он выступит с лекцией в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а в 16:00 по Гринвичу не пропустите его интервью на БибиСеве!


Подробнее…


12/02/2015
Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

 Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

27 Feb 2015 6:30 pm | Nash & Brandon Rooms | £8.00 to £10.00

Book Tickets

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).


Подробнее…


08/02/2015
06.02 - 19.04.2015 «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAST 2000+» в МСИ «Гараж»

  ВЫСТАВКА «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAS 2000+»
6 февраля – 19 апреля 2015
Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур
6 февраля вход на выставку свободный.

Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне



Подробнее…


02/02/2015
Анатолий Осмоловский: «К искусству я отношусь как к революционной машине»

Художник Анатолий Осмоловский в своих «Избранных текстах» анализирует московский акционизм, одним из основателей и активным участником которого он был. По этим статьям можно четко проследить формирование и развитие тех идей и вопросов, разрешение которых составляло для него серьезную проблему. T&P публикует вошедшую в каталог беседу Осмоловского с критиком Марией Чехонадских о диалектике и автономии искусства. Полная версия текста, опубликованного в каталоге фонда V-A-C, выйдет также в «Художественном журнале» №93.
Подробнее....



28/12/2014
Анатолий Осмоловский: «Они к смерти движутся — и нас всех за собой тащат»

 В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с порталом «Воздух. Афиша.ру», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится


Подробнее…


25/12/2014
25.12. 2014 г. в библиотеке Ф.М.Достоевского презентация книги «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей»

Начало в 20:00
Библиотека Ф.М. Достоевского представляет новую книгу «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей / Избранные тексты Анатолия Осмоловского», состоящую из двух частей и опубликованную итальянским издательством Marsilio Editori совместно с V-A-C Foundation.


Подробнее…


22/12/2014
Анатолий Осмоловский, «Рас-членение» 25.12.2014 – 11.01.2015, Галерея «Триумф»

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Бакунин. Бронза, литье. 2012 Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского, известного московского акциониста, куратора, основателя образовательного проекта для художников и искусствоведов «База».
 
Проект «Рас-членение» состоит из двух частей: серии девяти скульптурных бюстов «Головы мертвых революционеров» и новой бронзовой композиции «Украинка».


Подробнее…


08/12/2014
Интервью Анатолия Осмоловского для нового проекта syg.ma

«В современной России невозможно заниматься акционизмом»: Анатолий Осмоловский о живописи, независимой критике и панк-роке

«Нужно создать интеллектуальный, академический дискурс, которого в России нет или почти нет. Без него художественное производство здесь так и останется на стадии поп-арта или того, над чем работают Дубосарский и Виноградов»

«Искусство не может быть связано с тюрьмой, не потому что «слабо», а потому что когда человек попадает в тюрьму, невозможно по поводу его действий высказывать эстетические суждения»

Читать интервью полностью



03/12/2014
Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских

Как московских художников лишают мастерских, и почему это не только плохо, но и очень хорошо Московский союз художников взывает к мэру Москвы Сергею Собянину. У художников отбирают мастерские.


Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских
Подробнее…


18/11/2014
26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)

26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)Масштабная выставка работ поп-арта из Америки, Китая, Великобритании и России в Saatchi Gallery - 300 работ 112 художников

Wed 26 November 2014 - Mon 23 February 2015 Saatchi Gallery, Duke of York's HQ, London SW3 4RY

www.saatchigallery.com  

Почему именно поп-арт из всех течений в искусстве XX века оказывает такое длительное и сильное влияние на художников по всему миру? США и Великобритания, Китай и постсоветское пространство — поп-арт жив до сих пор везде. Организаторы этой уникальной по масштабам выставки решили попытаться понять, в чем тайна его власти.


Подробнее…


20/09/2014
9 сентября – 30 ноября 2014 выставка работ из коллекции Фонда V-A-C в Whitechapel Gallery (Великобритания)
 

Коллекция Фонда V-A-C
Выбор работ: Майк Нельсон

9 сентября – 30 ноября 2014, галерея Whitechapel Gallery
Время работы: вторник - воскресенье 11:00 - 18:00, четверг 11:00 - 21:00

Whitechapel Gallery, галерея 7
77-82 Whitechapel Hight Street, Лондон

Whitechapel Gallery открывает первую в Великобритании выставку работ из коллекции Фонда V-A-C, которые отобрал для показа британский художник Майк Нельсон.


Подробнее…


17/07/2014
Институт БАЗА: новый учебный год

Институт БАЗА - прием абитуриентовС 1 августа по 25 сентября в Институте «База» открыт прием заявок на следующий учебный год. Всем желающим поступить необходимо заполнить анкету в электронном виде и прислать на bazaeducation@gmail.com. По этому же адресу можно получить дополнительную информацию или задать вопросы, касающиеся процедуры поступления и образовательных программ.

В октябре 2014 года Институт открывает новую экспериментальную образовательную программу «БАЗАльт» для молодежи (16+), в рамках которой запланированы циклы лекций по истории российского и зарубежного искусства, а также практические занятия. В связи переизбытком различных творческих инициатив, основной акцент делается на определении четких границ и отличий искусства от дизайна. Программа рассчитана на год обучения. Занятия проходят три раза в неделю по будним дням с 17.00 до 19.00.

Общую информацию о поступлении можно найти здесь



17/05/2014
22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

 22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

22 мая в 17 часов в рамках программы культурной столицы Европы в рижской церкви Св. Иоанна и в 18 часов в Латвийском музее истории железной дороги открывается международная выставка современного искусства "В поисках горизонта". В выставке участвуют 39 художников из таких стран, как Латвия, США, Россия, Австрия, Нидерланды, Индия и Германия. Выставку дополняет семинар, посвященный личному опыту художников и теоретиков искусства. Семинар пройдет в Латвийском музее истории железной дороги 24 мая с 11:00 до 17:00.



Подробнее…


03/04/2014
Анатолий Осмоловский: «Искусство начинается с достоинства и самостоятельности художника»

В Музее Москвы проходит выставка «Живопись расширения» под кураторством Евгении Кикодзе (Музей Москвы) и Анатолия Осмоловского (Институт «База»). «Что такое современная живопись и где ее место в актуальных практиках искусства?» — этот вопрос все отчетливее звучит на местной сцене, и эта выставка — не исключение. Работы одиннадцати авторов — как известных современных художников, так и совсем молодых — объединены общим свойством: это живопись, которая так или иначе «расползлась» в другие контексты или жанры. О том, почему живопись обладает наибольшим потенциалом автономии и зачем эта автономия художнику нужна, Анатолий Осмоловский рассказал Ольге Данилкиной.


Подробнее…


28/12/2013
Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.

Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.Из «грязи» в князи (мира сего)

Гигантским разочарованием для меня стала пресс-конференция Pussy Riot на «Дожде». Было почти физически больно это наблюдать.

Действительно, российская пенитенциарная система обладает поистине колоссальными возможностями для «перевоспитания». Пресс-конференция показала это в такой отчетливой форме, что Путин может быть доволен. Доволен до такой степени, что, собственно, зачем ее менять-то? По крайней мере, по отношению к современным художникам она работает превосходно.


Подробнее…


15/12/2013
Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»

Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»15 декабря 2013 г.  в 16.00 на площади Краснопресненская Застава состоялся перформанс студентов Института «БАЗА» по случаю публикации книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ». Текст книги поделен на три части – «Программа минимум», «Программа максимум» и «Инструкции для боевых подруг», каждая из которых состоит из пронумерованных лозунгов и рекомендаций, организованных по особому стилистическому и фонетическому принципу. Все фразы выписаны заглавными буквами, и завершаются восклицательными знаками, создавая бесконечный мысленный поток пограничного состояния смутного времени. 


Подробнее…


18/11/2013
Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы

 "Мне нужно было сначала себя прибить, а потом уже убрать одежду, чтобы осталось тело, прибитое к брусчатке. И вокруг ничего. Оно там возникло – и всё..."

 

Петр Павленский обнаженным присел на брусчатку Красной площади и приковал, прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Это всё было зафиксировано на многих фотографических аппаратах. Саму эту акцию в виде фотографий и видео вы можете видеть на всех сайтах, думаю, мира, а не только России. После этого Петр Павленский был препровожден в отделение милиции, накрытый простыней или покрывалом. После этого отправились в суд. После этого дело не завели и отпустили. Но 15 числа прокуратура сказала свое слово, и уголовное дело по статье «хулиганство» все-таки было заведено.

В контексте этого события Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы провели дискуссию на тему "Современное искусство как политическая акция"


Подробнее…


12/11/2013
14 ноября 2013 г. в 20-00 лекция Анатолия Осмоловского в Solyanka VPA

/news/logo/solyanka200.jpg«Эстетические проблемы традиции акционизма в современном искусстве. Искусство или политика?»

 Осмоловский — фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его лекция — об эстетических проблемах традиции акционизма в современном искусстве

лекция состоится 14 ноября 2013 г. в 20-00
место проведения - Solyanka VPA (video/performance/animation)
ул. Солянка, 1 (вход с ул. Забелина), Москва

Вход свободный


Подробнее…


31/10/2013
7 – 17 ноября 2013 г., «НАШЕ ДЕЛО» - Первый выставочный проект Института «База»

Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров
Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко
Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус
Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года
Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18
Открытие состоится 7 ноября в 19.00

Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.


Подробнее…


05/10/2013
05.10 - 30.11.2013 «Изысканный труп и двенадцать самоубийц», Галерея Томаса Брамбиллы (Бергамо, Италия)

Анатолий Осмоловский 05/10/2013 - 30/11/2013 выставка Анатолия Осмоловского «Cadavre Exquis - Двенадцать Самоубийств» (галерея Томаса Брамбиллы, Бергамо, ИталияВремя проведения выставки: 05/10/2013 - 30/11/2013
Открытие: Суббота, 5 Октября 2013 h.18.30.
Часы работы: Вторник - Суббота с 14:00 до 19:00.

Томас Брамбилла
Via Casalino 25
24121, Бергамо, Италия
Тел: +39 035 247418
www.thomasbrambilla.com
info@thomasbrambilla.com

Галерея Thomas Брамбилла с гордостью представляет «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Cadavre Exquis and Dodici Suicidi) - персональная выставка Анатолия Осмоловского.

Название выставки, относится именно центральной работе и цитирует знаменитую практику сюрреализма - Cadavre Exquis - процесс создания коллективных текстов или изображений, в котором каждый участник пишет или рисует без знания того, каков вклад других.


Подробнее…


07/09/2013
«Против всех» на выставке RE-ALIGNED ART (Tromsø, Норвегия с 13.09.2013 по 11.2013) )

Против всех на выставке RE-ALIGNED ART С 13 сентября по ноябрь 2013 в Tromsø (Норвегия) пройдет выставка RE-ALIGNED ART. На выставке будет представлен проект Анатолия Осмоловского «Против всех»


Подробнее…


23/07/2013
Лекция Анатолия Осмоловского о 55-й Венецианской биеннале

В конце июня в институте БАЗА состоялась лекция Анатолия Осмоловского для студентов о 55-й Венецианской биеннале, основанная на собственных впечатлениях от посещения. Здесь мы публикуем аудио-запись часть 1 и часть 2 этой лекции и фотографии выставки.


Подробнее…


25/06/2013
Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre Oci

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciВ параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).


Подробнее…


06/06/2013
«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей»

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciДвое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима. 


Подробнее…


01/06/2013
«Схождение параллелей» Альтхамера и Осмоловского

Фонд V-A-C представляет выставку двух художников в Италии.

Фонд V-A-C, некоммерческая московская институция, которая занимается популяризацией и развитием русского современного искусства, летом представит итальянской публике выставку «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей». Этот проект впервые сводит вместе работы двух художников, поляка и россиянина, происходящих из того поколения, которое стало свидетелем резкой смены социальной и политической парадигмы в России и странах Варшавского договора. Это привносит в их работы множество интересных параллелей. Экспозиция ставит Альтхамера и Осмоловского в позицию постоянного диалога, который разворачивается в поле различий и сходств между их работами. Произведения обоих художников часто касаются идеи телесности и модусов восприятия.



Подробнее…


28/05/2013
Болевые точки

художник Анатолий ОсмоловскийВ преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах.
Читать полностью


English Русский