Анатолий Осмоловский: «Они к смерти движутся — и нас всех за собой тащат»

Анатолий Осмоловский

В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с «Воздухом», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится

— Я так понимаю, что ваша новая работа посвящена теме Украины. Или не только Украины?

— Ну вообще, эта работа — «Украинка» — довольно давно задумывалась, делать ее я начал полгода назад, и в каком-то смысле это совпадение. То есть совпадение — та трагичность, которая в итоге получилась. Сама скульптура представляет собой сшитую из разных частей женщину; и это все фрагменты разных известных звезд.

— Кинематографических?

— Ну не только. Но в основном да, кинематографических. Нос, скажем, Николь Кидман, глаза еще чьи-то, я уж не помню. Ну а в итоге я формировал «Украинку», потому что украинка считается самой красивой женщиной на территории постсоветского пространства. Такой существует миф.

— А выглядит она как Франкенштейн.

— Как Франкенштейн, да. Но на самом деле это воплощение античной легенды, потому что в античности и скульпторы, и художники создавали образы идеальной красоты, соединяя черты разных красивых женщин. Эта античная легенда имела продолжение в 60-е годы, когда ситуационисты создавали портреты женщин по социологическим опросам — чтобы показать лживость социологии. В принципе и моя работа посвящена лживости социологии и вообще массовых предпочтений.

— Но ее все равно из-за названия невозможно воспринимать отдельно от политической повестки.

Ну да, но это, с одной стороны, совпало, а с другой стороны — раз так совпало, ну… значит, это правда.

— Да, но тема ведь непростая. Вот Братков хотел делать какой-то проект про Украину, а потом понял, что не может.

— Здесь, безусловно, будет трагичное зрелище. Собственно, у скульптуры две части: одна часть собрана, другая часть разобрана. И разобранная — это отдельно валяющиеся куски тела. Эти картины сейчас нас сопровождают все время по телевизору: разорванные куски людей. Но повторяю, это совпадение. То есть эта работа задумывалась задолго до всех этих событий. Но значимое совпадение, конечно. Там есть еще одна работа, посвященная революционерам.

— Бюсты?

— Называется «Головы мертвых революционеров. Это вы сделали? Нет, это сделали вы». Это вопрос, который в свое время задал Пикассо немецкий офицер, увидевший «Гернику». Он спросил: «Это вы сделали?» На что Пикассо ответил: «Нет, это вы сделали», то есть уничтожили город бомбардировками. Что касается голов, то это в принципе мой первый опыт работы с фигуративом. Современному художнику всегда предъявляют претензию, что он не может ничего делать своими руками. И поэтому здесь такой вопрос: «Это вы сделали?» В смысле — это вы их, собственно, слепили? А я говорю: «Нет, это вы сделали, вы отрубили им головы и выставили их на шестах». Потому что они будут выставлены на шестах, как бы отрубленные. Девять портретов и три периода революции: Маркс, Энгельс, Бакунин. Я выбирал центрального персонажа, его помощника и оппонента, потому что Бакунин был оппонент Маркса. Потом Ленин, Троцкий, Сталин; последняя троица — Мао Цзэдун, Че Гевара и Хо Ши Мин. Мао Цзэдун — лидер периода 60-х годов. Хо Ши Мин — это тоже государственник, а Че Гевара, так сказать, героический революционер. Ну вот, собственно, эти три троицы, девять голов, посвящены революции. Это тоже как-то связано с современной ситуацией.

— А как? Это про то, что люди отказались от борьбы за свои права?

— Ну да, они, с одной стороны, отказались, а с другой — сейчас в интернете огромное количество фотографий отрубленных голов. Вот буквально в фейсбук залез несколько дней тому назад и скачал 20 или 25 фотографий. Отрубленные головы: по 20, по 50 штук. И эти персонажи из ИГИЛ, они прям фотографируются с этими головами, такой ужас абсолютный.

— Я как-то была в Музее Ленина в Горках на выставке слепков с лиц мертвых советских деятелей. Такой настоящий культ смерти.

— Ну культ смерти в России начался в 1950-е годы. Тоже недавно об этом думал — тогда начались бесконечные празднования юбилеев смерти. Смерть Пушкина, смерть Гоголя. Ничего подобного прежде не было —праздновали дни рождения. Праздновали даже 400-летие со дня смерти Лукаса Кранаха Старшего, который к русской культуре имеет в высшей степени отдаленное отношение. Это как раз после войны началось. А сейчас тоже культ смерти чрезвычайно популярен. Я имею в виду патриотическую истерию — она на самом деле в глубине своей имеет как раз культ смерти. Стремление умереть в героической борьбе. Вот сейчас мы наблюдаем, как наши рубли летят в тартарары, и совершенно неизвестно, что будет в следующем году.

 

Анатолий Осмоловский. Украинка. Бронза. 2014

— А что, по-вашему, можно противопоставить такому суицидальному поведению?

— Я не знаю. Это такой узел, который, боюсь, невозможно распутать. Я имею в виду все последние события и в том числе присоединение Крыма, и вся эта война как бы вежливых людей на юго-востоке Украины — это все абсолютно не распутываемый узел.

— И что это значит? Конец России?

Ну, боюсь, что… Я бы так сказал: либо это будет конец России, либо возвращение все той же старой мерзости.

Социалистической?

— Ну нет, не социалистической. Хуже. Все-таки при социалистическом государстве люди находились в зависимых от партии и правительства отношениях, но в то же время не были разрешены капиталистические отношения — и таким образом эта зависимость не эксплуатировалась. Потому что зависимость влечет за собой доверчивость и определенную инфантильность. Мы же наблюдали в 1990-е годы, как всех этих доверчивых людей, воспитанных при социализме, стали эксплуатировать капиталисты. Пирамиды и так далее. А сейчас ситуация в каком-то смысле возвращается обратно, но только при отключенных социальных гарантиях, которые были-таки при социализме. Сейчас никаких социальных гарантий нет. И при условии отсутствия этих социальных гарантий, конечно, будет просто гиперэксплуатация, а раз будет гиперэксплуатация, то начнется возвращение все той же старой мерзости. Единственный момент, который, конечно, в сильной степени отличает нас от нашего прошлого, — это то, что у нас, по сути, отрицательная демография. Нет того человеческого ресурса, который был при Сталине, при советской власти. Его и тратили, собственно говоря. А сейчас этого ресурса нет, и поэтому непонятно, каким образом Россия будет выживать, что она будет тратить. Если человеческого ресурса нет, то непонятно, как можно выжить.

— Все-таки сейчас совсем другое информационное пространство. Раньше не было интернета.

— Для нашей страны, конечно, очень важен человеческий ресурс. Вот, например, Китай — он в этом смысле очень уверенно себя чувствует, потому что у него совершенно бездонный человеческий ресурс и в этом смысле им ничего не грозит. Даже ядерная война для них не такой страшный вызов, потому что много людей, — кто-то, может быть, все-таки выживет. Что касается России, то мы, на мой взгляд, находимся на пределе, мы должны были вот с этим всем багажом попытаться модернизироваться, но это не удалось, модернизация не произошла. Сейчас власть захватили псевдопатриотические кликуши, у которых с самого начала был лозунг «Россия или смерть». Прежде всего Дугин, Лимонов. И вот они все к смерти и движутся. И за собой тащат всех нас. 

Ну а что касается искусства, не знаю, уже, наверное, поздно, но оно пытается как-то, что ли, напомнить, что то, куда мы движемся, — это, в общем, не очень хорошо.

— При этом вы, например, ездили на Селигер. Вас просили помочь правильно направить молодых людей?

— Нет, слушайте, на Селигер я ездил для того, чтобы, наоборот, оттуда людей вытащить.

— Можно по-разному это объяснять.

— И я вытащил нескольких людей оттуда. Реально достаточно талантливых художников, которые мне благодарны. Селигер — это просто был пионерский лагерь, куда со всей России собирались люди из провинции, не обладавшие никакой информацией относительно того, что происходит в искусстве. Моя задача была туда приехать и навигацию им создать. Что я, собственно говоря, и сделал. Знаете, есть такое шутливое высказывание, что только слабый бес боится церкви. Сильный бес спокойно ходит и крестится. Поэтому мне бояться Селигера... Был какой-то по этому поводу разговор, что я якобы поддерживаю эту власть и Путина своим присутствием. Я совершенно не поддерживаю. Я приходил и говорил там то, что я думал. Несколько людей, которых я оттуда вытащил, сейчас занимаются современным искусством. 

Так что это правительство я никогда не поддерживал. Я вообще Российское государство не особенно, честно говоря, рецептирую. Оно мне никогда не помогало, а я на него работаю, представляю его на Западе на разных выставках. Мне это государство заплатило 300 долларов в 1994 году — вот единственное, что оно мне дало. За билет в Голландию. Все. Поэтому я достаточно независимо себя чувствую.

А эти кликуши захватили сейчас власть и радикальным образом изменили повестку дня. Если раньше были какие-то интересные вопросы, я не знаю, как развивается поп-музыка, какие новые художественные тенденции существуют в России или в мире, то сейчас повестка дня — сколько людей погибло на юго-востоке Украины. Прекрасная повестка дня! Великолепная. Но для кликуш это реальная жизнь. А какие тенденции в искусстве или поп-музыке — для них это неинтересно, они считают это не подлинной жизнью. А на мой взгляд, неподлинная жизнь — это то, что они предлагают нам. Архаическая жизнь банановой африканской республики. Довести страну до состояния Африки — это, конечно, надо постараться.


Анатолий Осмоловский. "Это вы сделали? Нет, это вы сделали!". 2014

— А в какой момент произошло это изменение? Ну то есть вы сами, например, сначала занимались акциями и перформансами, а потом в какой-то момент перестали это делать, потому что что-то изменилось в искусстве и государстве? 

— Я акциями занимался совсем в другой эпохе, и наша задача не была политической. 

— Но они выглядели политическими, если честно.

— Нет, они были политическими, безусловно, но вообще наша задача в то время была — это сейчас даже как-то странно звучит — бороться с затекстованной реальностью, как мы это называли. То есть в то время в художественных кругах и художественном контексте было такое представление, что все есть искусство и все уже было. И поэтому задача художников того времени была — создать не искусство, создать что-то такое, что нельзя назвать искусством. Уличный перформанс представлялся одним из инструментов. Безусловно, по ходу движения там были какие-то политические задачи, мы их использовали. Страсть, которая была вложена в тот или иной уличный перформанс, — она, конечно, связана с  протестом. Но чисто художественной задачей была не борьба с государством, а попытка прорвать эту тотальную пленку текста. Сейчас уже говорить об этом достаточно смешно, потому что текста-то нет никакого. Сейчас чистая реальность прет из всех щелей. 

— Так когда поменялось отношение государства к культурной повестке?

— Это очень медленно и подспудно происходило. Я, в общем, достаточно внимательно наблюдал, как восходит вот эта фашистская энергия. Первым, кто ее начал здесь взращивать, был Дугин с его журналом «Элементы», это был настоящий фашистский журнал. Более того, это калька с французского правого журнала, который тоже назывался «Элементы». И я очень внимательно смотрел на эту тенденцию, как она медленно выходила из маргинальных кругов, росла, росла, и в конце концов вышла в публичное поле и заполнила собой все. Сейчас даже, насколько я понимаю, Дугина отодвинули. Если раньше он принимал участие во всяких ток-шоу, то сейчас этого нет. Уже новые актеры включились, они все заражены. Обычные журналисты, которые, может, и были когда-то более-менее здравого толка, сейчас все абсолютно заражены идеей антиамериканизма, уверены, что нас все собираются изнасиловать, что нас насиловали, ну и так далее. При этом, если говорить открыто и честно, если это насилие и было и существует сейчас, то оно за дело.

— Ну это очень тяжело признать.

— Но надо это признать! Мы проиграли холодную войну. Мы же ее проиграли не потому, что ЦРУ нас разрушило, а потому что сами дураки. Да? Делали в безумном количестве атомные ракеты, 23 тысячи атомных бомб наделали зачем-то. Это у нас сейчас 1800 атомных бомб, мы можем три раза планету уничтожить, а было 23 тысячи. Сколько бы мы планет уничтожили? Это сколько народных денег выбросили в пустоту! А если нам указывали: вот у вас это не доделано, то не доделано — нас это очень сильно травмировало. Но может, по делу говорили-то? Может, стоило прислушаться? Действительно никаких технологий нет, могли бы все эти 15 лет, когда у нас были деньги, вкладывать в какие-то технологии, пытаться чего-то делать, заводы строить — так никто же ничего не делал. А чего уж тогда пенять на зеркало, коль рожа крива? Сейчас мы без порток полезли на рожон. Российская история последних 25 лет полностью развивается по фабуле «Сказки о рыбаке и рыбке». 

Что говорит Путин? Хочу стать царицею морской. Это последнее его желание, когда он Крым стал брать. То есть он полез перекраивать международные договоренности, консенсусы, законы, захотел делать историю. Ну хорошо, Запад ему покажет, что значит делать историю. Можно делать историю, но для этого надо обладать ресурсами, мозгами. Как человек, который проиграл в холодной войне, собирается рулить историей? Если ты проиграл в холодной войне, значит, ты будешь рулить историей точно так же. А это уже серьезные дела, ядерная кнопка вон есть. Все эти амбиции и претензии — они, конечно, очень лестны для россиян. Все же в восторге заходятся от того, как мы Обаму типа унижаем, он не знает, чего делать, мы все в восторге от этого. На самом деле за этим восторгом последует чудовищное похмелье, возвращение той же самой мерзости, которая здесь всегда была. И мало не покажется.

— Что же остается искусству? Оно же никуда не денется. И сейчас уже совершенно не нужны все эти жесты в сторону.

— Сложный вопрос. Если говорить про мои планы, то я давно выставок не делал в России, только сейчас решил показать свои новые работы. В следующему году я не планирую здесь выставок вообще делать, а сконцентрируюсь на научной, исследовательской работе — буду писать какие-нибудь статьи про историю искусства. Потому что здесь вообще очень тяжело делать искусство. Я вот на заводе последние две недели фактически каждый день был — такая, конечно, тяжелая ситуация. Когда я делал скульптуру в Италии, это занимало три дня. Там очень легко. Начиная от того, что просто хорошие материалы, и кончая тем, что есть помощники, которые с полуслова тебя понимают, хотя не знают русского языка. А здесь жуткая агрессивная среда, ужасно тяжело и каждый шаг дается с огромным трудом. Так же и жизнь в Москве, по-моему, чрезвычайно агрессивная. Эти пробки, эта жуткая атмосфера какого-то депрессняка. Я не знаю, может, мне так кажется.

Анатолий Осмоловский. Украинка. Бронза. 2014 1/6

Анатолий Осмоловский. Украинка. Бронза. 2014 2/6

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Инсталляция. Бронза, сварка. 2014 3/6

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Инсталляция. Бронза, сварка. 2014 4/6

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Инсталляция. Бронза, сварка. 2014 5/6

Анатолий Осмоловский. Украинка. Бронза. 2014 6/6

— Ну, погода. Всем так кажется.

— Да нет, погода — это как раз особо роли не играет. Это еще летом было.

— Мегаполисы все такие, разве нет?

— Нет, абсолютно. Нью-Йорк — абсолютно другой город, хотя он очень динамичный, такой же, как Москва. Но там полная вообще свобода. Там воздух свободы. Или Берлин, или Париж — это в высшей степени комфортное существование. 

— А вот у вас же есть ученики в школе «База», они спрашивают у вас: «Ехать нам из России за границей работать?»?

— Я никому не рекомендую ехать из России, как бы ни было здесь отвратительно. Просто потому, что это очень закрытое общество, они живут своими законами. Ни одному художнику не удалось встроиться в западный контекст, если у него изначально не было какой-то западной поддержки. То есть просто вот так вот ехать на Запад не в какую-то институцию — абсолютно бессмысленно, потому что ты не сможешь встроиться. У нас другой менталитет, совсем по-другому люди общаются. Поначалу кажется, что все идентично, на самом деле это совсем не так. Если пожить в той же самой Германии, это сразу ясно. Причем страны все отличаются друг от друга. Нет никакой Европы. Во Франции свои правила, в Германии свои, в Италии свои, в Соединенных Штатах свои. Совершенно другие коды общения, на их понимание уйдет минимум 4–5 лет. Это при условии хорошего знания языка. Вот, например, знаете, как в Америке? Если вы идете на выставку, общаетесь со знакомым и он вас спрашивает: «Как вам выставка?», то русский человек будет свое мнение высказывать, а на Западе это не принято. На Западе никто не высказывает своего мнения. В Америке говорят только три слова: beautiful, cool и еще высшее — brilliant.

— Может, это просто вежливость такая?

— Нет, потому что если ты высказываешь мнение, то одно из двух: либо ты идиот и свои слова не ценишь, говоришь бесплатно, либо ты работаешь на этого художника или эту галерею. Там все стоит денег. И на самом деле в этих трех словах есть оценка, потому что brilliant — это самая высшая, cool — это средняя, а beautiful — это самая низшая. Это в Штатах, в Германии по-другому, естественно. И там все проникнуто такими кодами. Особенно в среде искусства. Я уж не знаю, как там в других областях, в компьютерном, может быть, по-другому все, но в аналитике, я думаю, то же самое. Или вот, например, я сейчас вам рассказал про ту скульптуру, которую я делаю. Совершенно не факт, что такая скульптура была бы возможна в Соединенных Штатах Америки.

— Из-за авторских прав?

— Да, из-за того, что я цитирую спину какой-нибудь Кидман и называю ее Кидман. Более того, тот факт, что я разрезал женщину на куски и сшил, феминисткам не понравится. Там есть очень большое количество разных кодов общения, которые мы не знаем. И поэтому молодым художникам я не говорю о том, что надо ехать на Запад и там добиваться. Надо здесь работать, как бы ни было тяжело.

— А почему так получилось, что у нас была интересная, насыщенная жизнь в 1990-е, а потом как-то внезапно это все пришло к премии Кандинского?

— Премия Кандинского — это да, большая проблема. Особенно последняя. Вообще, сама по себе идея такой премии, на мой взгляд, в российских условиях просто преждевременна. Даже натужна, потому что круг художников — очень маленький . Семь лет премия существует, и в принципе все более-менее нормальные художники ее либо получили, либо получат, либо уже входили в шорт-лист. Конечно, приятно получить такие большие деньги. 40 тысяч евро — это хорошие деньги, и в этом смысле я учредителя премии Шалву Бреуса критиковать бы не стал. Но премии должна соответствовать интенсивная художественная жизнь, а ее нет.

Почему она была в 1990-е, а сейчас ее почти нет? Мне кажется, что в 1990-е мы жили на инерции советского духа. Существовало движение концептуализма с очень жесткими художественными ценностями. Именно благодаря тому, что это движение жило, с ним можно было входить в отношения: критиковать его или, наоборот, поддерживать. И это создавало напряжение в художественной среде. Денег не было вообще, а жизнь была очень динамичная. После того как это последнее движение практически распалось, ну или по крайней мере стало неактуальным, ничего нового не возникло.

Акционизм претендовал на первенство, но это искусство критическое, оно на кого-то должно направлять свой критический взгляд. И когда оно стало направлять критический взгляд на государство, я имею в виду новую волну, Pussy Riot например — все закончилось тюрьмой. Ну а когда все заканчивается тюрьмой, разве возможно искусство? Дело ведь не в том, что страшно сесть в тюрьму, — не страшно. Но когда человек садится в тюрьму, невозможно по этому поводу высказывать эстетическое суждение. Если ты начинаешь это дело критиковать, то ты таким образом топишь людей, которые сидят в тюрьме, и лишаешь их последней надежды. А если ты их начинаешь хвалить, то, соответственно, начинаешь думать, что все другие думают, что ты помогаешь им просто потому, что они попали в тюрьму. И это становится просто реальной политикой. И поэтому в России полностью захлопнулись все эстетические каналы. Когда перформансистов не сажали в тюрьму, был канал через средства массовой информации. Ведь художнику нужно общение с аудиторией не для того, чтобы получать какую-то славу, а для того, чтобы понять, как художественная работа смотрится при свете прожекторов, насколько она убедительна.

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Инсталляция. Бронза, сварка. 2014

— Но концептуалисты же работали в условиях, когда никакого контакта с широкой публикой быть не могло. Они вообще часто не думали о зрителе.

— С одной стороны, были позитивные социальные условия для того, чтобы спокойно работать. С другой стороны, было, понятно, давление со стороны КГБ, но уже были наработаны привычки, как от этого уходить или как с этим работать. Сейчас новая реальность, и в этом смысле непонятно пока, как здесь действовать и что делать.

Я что хочу сказать: акционизм нашел — при отсутствии художественной инфраструктуры — канал средств массовой информации для того, чтобы художественная работа получала свою известность посредством либо скандального жеста, либо политического высказывания. И, соответственно, можно было видеть, насколько эта работа убедительна, ведь на самом деле в 1990-е годы производилось большое количество перформансов, а известны стали единицы. Сейчас этот канал закрыт. Да, в России стала возникать какая-то инфраструктура: «Гараж», какие-то центры современного искусства, но на самом деле и по количеству, и по интенсивности это не равноценная замена. В западном обществе в таком городе, как Москва, три музея современного искусства и они друг с другом конкурируют. Плюс там еще огромное количество галерей. У нас подобной ситуации нет, и поэтому выход на большую аудиторию практически закрыт.

— Но все-таки возвращаясь к вашим ученикам: что они собираются делать? Как они представляют свою деятельность как художники? 

— До недавнего момента на самом деле были достаточно радужные настроения. Мы недавно выставку сделали довольно неплохую — «Вечно живой труп», посвященную, условно говоря, живописи и рефлексии на эту тему. Я сам им задаю вопрос: зачем вы вообще вот этим всем занимаетесь, какие у вас перспективы? Вот я не вижу перспектив у молодых вообще никаких, их просто нет. Потому что когда я начинал искусством заниматься в 1990-е годы или в конце 80-х — были абсолютно четкие перспективы. Не финансовые, конечно, но были возможности выставляться на каких-то международных выставках, была в принципе понятна структура, как все функционирует, были у нас несколько кураторов, которые имели международную известность и профессионально работали. Сейчас всего этого нет, хотя, может быть, я ошибаюсь. 

Что сейчас считать актуальностью? Я, честно говоря, ее потерял. Когда произошли все эти события украинские, то мы, конечно, стали жить в другом совсем мире, в другом времени. Закончилась эпоха перестройки. Я, конечно, с этой эпохой связан, я ее чувствовал, я ее ощущал, что называется, всеми фибрами своей души, а вот современную эпоху не чувствую совсем. Пока по крайней мере.

— Есть такое мнение, что сейчас время эмоциональной пропаганды, которая не позволяет пройти мимо любой, даже самой абсурдной сценки по телевизору, где кричат о зверствах над детьми. Ваша выставка именно об этом, насколько я понимаю? 

— Ну да. Вообще, если задавать вопрос, в чем общественно полезная значимость современного искусства, то современное искусство так же, как и большое количество разных видов кино, — это вид тренинга человека для того, чтобы он имел механизм сопротивления окружающей реальности. Если вы видите бронзовую отрубленную голову, то когда увидите настоящую, вы не так будете страдать. Искусство занимается тем, что тренирует человеческие чувства к тем стрессовым условиям, в которых мы живем. Тем же самым занимаются фильмы ужасов, например. Или там, не знаю, боевики. Понятно, что искусство этим не исчерпывается, но у него есть эта полезная функция, поэтому, собственно говоря, современное искусство существует на Западе. Оно все время вводит зрителя в состояние нестабильности, то есть ты всякий раз должен решать, делать выбор, искусство это или нет. Для чего? Для того чтобы все время в человеке тренировать его индивидуальность и способность принимать решения.

Современное искусство — это инструмент по воспитанию индивидуальности. В этом смысле салон, который наше нынешнее Министерство культуры пытается сейчас всем навязать, — это искусство, рассчитанное на социалистического, инфантильного гражданина. Почему при социализме был распространен именно социалистический реализм? Потому что было патерналистское общество, которому не нужны были люди, которые бы решали. Ему нужно было воспитывать людей, которые бы все время видели в картинах подтверждение того, что они есть, что они существуют. На картине ты видишь человека, ты этого человека с собой идентифицируешь — и все нормально. Мир стоит, все движется, поля колосятся, ракеты летят, пограничники с собаками стоят на границах — все нормально. Поэтому, собственно говоря, здесь и уничтожали современное искусство, не давали ему развиться. Потому что современное искусство вводит человека в состояние дисбаланса, в состояние неуверенности, оно все время задает вопросы: «Кто ты?», «Это искусство или не искусство?» — и ты всякий раз должен на это отвечать, всякий раз искать аргументы. Такие решительные люди были при советской власти не нужны. Сейчас производится обратная операция — мы уже существуем в достаточно жесткой капиталистической реальности, а искусство нам хотят предложить такое, как при социализме. Двойной обман. 

— Ну много же осталось людей, которые до сих пор мыслят именно таким патерналистским образом. 

— Ну да, но с другой стороны — почему? Эмансипация же какая-то произошла. По крайней мере молодые люди, наверное, сейчас все-таки значительно более эмансипированы, чем при советской власти. Хочется в это верить по крайней мере. Я просто боюсь, что наша вот эта вся катавасия закончится какими-то жуткими внутренними разборками, погромами, кровью. Я не очень уверен, что Россия сможет это дело пережить.

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Инсталляция. Бронза, сварка. 2014

— Вы имеете в виду народ против государства или это какие-то группы в народе? Потому что я не понимаю, честно говоря, кто мог бы друг с другом так сражаться.

— Ну вот в следующем году все люди, которые собирались уезжать на зимний отдых на Запад, уже не смогут это сделать, потому что рубль просел. Если дальше будет продолжаться, люди начнут просто кипеть. А ведь от народной любви до ненависти — один щелчок пальца. Сегодня любят, а завтра пистолет, извините, в задний проход вставляют. Народная любовь — она такая.

— В девяностом было куда круче, и люди вроде бы разозлись, Феликса вон свалили, но кровопролития все равно не было — по крайней мере, в центре страны.

— Да, но это были другие люди. Доверчивые, во-первых. Во-вторых, было абсолютное добродушие в обществе. При советской власти, если мы будем смотреть на обычных граждан, — было настоящее братство. Были, конечно, некоторые серьезные имущественные деления: партийные функционеры, золотая молодежь и так далее, но это было незначительно, не так, как сейчас. Было добродушное общество, поэтому и крови не было. Три погибших человека во время путча — они же случайно погибли. Просто попали под колеса бронетранспортера, никто даже в них не стрелял. А грехопадение нашей демократии началось довольно быстро, в 1993 году, когда Ельцин стал по парламенту стрелять. Все тогда рукоплескали, но на самом деле это было не конституционное действие и жутко позорное. Ну как это — танками по парламенту? Какой бы он ни был, этот парламент, надо было с ним договариваться. В итоге под Ельцина была создана президентская конституция, на которую залез Путин. И в этом смысле мы расхлебываем сейчас то действие Ельцина в 1993 году.

Советское общество было очень добродушным и чрезвычайно любопытным, кстати говоря. До 1991 года здесь было настолько позитивное отношение к современному искусству, вообще к искусству! Просто гигантские очереди стояли, на поэтов приходило по 500, по 600 человек. Слушать поэтов! Сейчас на поэта 20 человек едва наберется. То есть я не хочу сказать, что при советской власти был рай небесный, но последние годы советской власти, с 1986-го по 1990-й — это был почти рай. Потому что продукты вообще ничего не стоят и полная свобода . 1990-е — это уже, конечно, другое время, время бандитов. Там рай небесный был для молодых людей. То есть если ты был молод, особенно если еще наглый, то тебе все откроется. А для человека 50-летнего, понятно, это был жуткий стресс. Ты все время работал-работал, а тут у тебя ни денег, ничего и уже сил нет. Правда, и погибло очень много людей. Например, группа, которую я создавал в 1990-е, — из них шестерых уже нет.

— А что с ними случилось?

— Трое убитых, один утонул, один разбился на автомобиле. Одного зарезали, другого убили. Как это было: например, в 1990-е были очень популярны вечеринки. Танцпол был в «Эрмитаже», в разных других местах. Ты придумываешь какую-нибудь концепцию вечеринки. Для того чтобы эту вечеринку организовать, нужны деньги, и ты идешь к бандитам, у которых деньги. Говоришь им: «Вы нам дадите, скажем, 3 тысячи долларов, мы сделаем вечеринку, заснимем ее и договоримся, чтобы показали по телевизору». Бандитам лестно, что про их клуб будет по телевизору. А представьте себе, что так получилось, что это не показали по телевизору. Ну не всегда ты можешь гарантировать. Они к тебе приходят, говорят: «Давай деньги обратно». Ты не даешь, ну и убивают. У меня менеджера убили. Помните группу «ЭТИ», перформанс на Красной площади? Григорий Гусаров был нашим менеджером, с ментами разруливал ситуации. Это было элементарно, ведь все, повторяю, были любопытными и добродушными. А погиб он, как раз организуя одну такую вечеринку, что-то там не срослось, и его нашли в лесу через три месяца.

Но повторяю, была какая-то перспектива. Все было, может быть, жестко, но был в ядре позитив. А сейчас, мне кажется, в ядре чернь какая-то. Я вот не вижу перспективы. Может, я ошибаюсь. Может, просто постарел. 

— Да нет, наверное, если бы все было как-то позитивно, то и выглядело все иначе.

— Получился такой узел, который невозможно развязать. Понятно, что, скажем, те же самые жители Крыма хотели бы быть в составе России, но этот референдум сделан таким образом, что его никто никогда не признает. И получается, что эти люди участвовали в референдуме, который никогда не будет признан. И они же потом обломятся, когда это все будут обратно, так сказать, ставить. То есть у них будет чудовищный стресс. 

— Да у них уже, кажется, стресс.

— Я вообще думал, когда все это началось, что сейчас война начнется. Мы и сейчас стоим на пороге. Убивают же и мирных жителей. Созданы такие условия, что там вообще жить невозможно. Нет отопления, еды нет, никто не платит денег. Там просто ужас — Средние века. Плюс появляется огромное количество людей, которые воспитаны убивать. Вот эти все ребята, которые, условно говоря, из офисов приехали в ополчение: если человек убил человека — он уже другой человек совсем. 

Ничего светлого.

Интервью: Мария Семендяева

vozduh.afisha.ru

Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)

Актуальное


29/10/2015
29.10.2015 - Открытие выставки Анатолия Осмоловского "Авангардистская канцелярия"
Новый проект Анатолия Осмоловского обращается к метафоре канцелярской принадлежности и с долей иронии сводит на нет ее практическое применение. Представленные на выставке объекты в своей детальной проработке относят к предметам бумажного обихода, чей облик не сменялся на протяжении десятилетий и прочно врезался в память постсоветского человека. Точность в исполнении при ближайшем рассмотрении оборачивается подвохом и придает узнаваемым образам характер абсурда.

с 30 октября по 6 декабря 2015 г.
Pop/off/art gallery
ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Москва

Подробнее…




26/05/2015
CURRENT, Exhibition (ATHENS, 26 May - 26 July 2015)

TERRAPOLIS

Exhibition duration | 26 May – 26 July 2015

in collaboration with the Whitechapel Gallery

Curator | Iwona Blazwick, Director, Whitechapel Gallery

FRENCH SCHOOL AT ATHENS, DIDOTOU 6

Opening Hours
Monday Closed
Tuesday - Saturday 10:00 - 21:00
Sunday 12:00 - 18:00

NEON and the Whitechapel Gallery are proud to present TERRAPOLIS, the second major collaboration in Athens between the two organizations following the presentation of ‘A Thousand Doors’ at the The Gennadius Library of the American School of Classical Studies at Athens (4 May – 30 June 2014). NEON works to widen access to contemporary art and is committed to contributing to the vital cultural activity in Athens.


Подробнее…




04/05/2015
Лекция по истории российского акционизма в ICA (London)

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system.

Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career.

Далее...



27/03/2015
Анатолий Осмоловский в Проекте "СОВРЕМЕННИКИ"

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОЕКТ СОВРЕМЕННИКИ

Проект «Современники» — уникальная живая энциклопедия современных русских художников, герои которой представляют себя сами — в интервью-анкетах, с видеозаписями и расшифровками которых можно познакомиться на этом сайте. Анкеты состоят из намеренно простых, базовых вопросов, таких, которые именно в силу своей простоты не всегда задаются в обычных журналистских интервью — но ответы на них далеко не очевидны и часто неожиданны. Ведь даже то, к какому направлению тот или иной художник причисляет себя сам, в какой контекст в мировом искусстве он себя помещает, кого он считает своими учителями и единомышленниками, часто идет в разрез с общепринятыми классификациями.


Подробнее…


27/02/2015
Сева Новгородцев – программа БибиСева c участием Анатолия Осмоловского 27.02.2015

Сегодняшний гость БибиСевы - один из самых известных российских художников, лауреат "Премии Кандинского" и идеолог Московского акционизма Анатолий Осмоловский. Вечером он выступит с лекцией в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а в 16:00 по Гринвичу не пропустите его интервью на БибиСеве!


Подробнее…


12/02/2015
Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

 Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

27 Feb 2015 6:30 pm | Nash & Brandon Rooms | £8.00 to £10.00

Book Tickets

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).


Подробнее…


08/02/2015
06.02 - 19.04.2015 «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAST 2000+» в МСИ «Гараж»

  ВЫСТАВКА «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAS 2000+»
6 февраля – 19 апреля 2015
Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур
6 февраля вход на выставку свободный.

Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне



Подробнее…


02/02/2015
Анатолий Осмоловский: «К искусству я отношусь как к революционной машине»

Художник Анатолий Осмоловский в своих «Избранных текстах» анализирует московский акционизм, одним из основателей и активным участником которого он был. По этим статьям можно четко проследить формирование и развитие тех идей и вопросов, разрешение которых составляло для него серьезную проблему. T&P публикует вошедшую в каталог беседу Осмоловского с критиком Марией Чехонадских о диалектике и автономии искусства. Полная версия текста, опубликованного в каталоге фонда V-A-C, выйдет также в «Художественном журнале» №93.
Подробнее....



28/12/2014
Анатолий Осмоловский: «Они к смерти движутся — и нас всех за собой тащат»

 В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с порталом «Воздух. Афиша.ру», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится


Подробнее…


25/12/2014
25.12. 2014 г. в библиотеке Ф.М.Достоевского презентация книги «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей»

Начало в 20:00
Библиотека Ф.М. Достоевского представляет новую книгу «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей / Избранные тексты Анатолия Осмоловского», состоящую из двух частей и опубликованную итальянским издательством Marsilio Editori совместно с V-A-C Foundation.


Подробнее…


22/12/2014
Анатолий Осмоловский, «Рас-членение» 25.12.2014 – 11.01.2015, Галерея «Триумф»

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Бакунин. Бронза, литье. 2012 Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского, известного московского акциониста, куратора, основателя образовательного проекта для художников и искусствоведов «База».
 
Проект «Рас-членение» состоит из двух частей: серии девяти скульптурных бюстов «Головы мертвых революционеров» и новой бронзовой композиции «Украинка».


Подробнее…


08/12/2014
Интервью Анатолия Осмоловского для нового проекта syg.ma

«В современной России невозможно заниматься акционизмом»: Анатолий Осмоловский о живописи, независимой критике и панк-роке

«Нужно создать интеллектуальный, академический дискурс, которого в России нет или почти нет. Без него художественное производство здесь так и останется на стадии поп-арта или того, над чем работают Дубосарский и Виноградов»

«Искусство не может быть связано с тюрьмой, не потому что «слабо», а потому что когда человек попадает в тюрьму, невозможно по поводу его действий высказывать эстетические суждения»

Читать интервью полностью



03/12/2014
Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских

Как московских художников лишают мастерских, и почему это не только плохо, но и очень хорошо Московский союз художников взывает к мэру Москвы Сергею Собянину. У художников отбирают мастерские.


Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских
Подробнее…


18/11/2014
26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)

26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)Масштабная выставка работ поп-арта из Америки, Китая, Великобритании и России в Saatchi Gallery - 300 работ 112 художников

Wed 26 November 2014 - Mon 23 February 2015 Saatchi Gallery, Duke of York's HQ, London SW3 4RY

www.saatchigallery.com  

Почему именно поп-арт из всех течений в искусстве XX века оказывает такое длительное и сильное влияние на художников по всему миру? США и Великобритания, Китай и постсоветское пространство — поп-арт жив до сих пор везде. Организаторы этой уникальной по масштабам выставки решили попытаться понять, в чем тайна его власти.


Подробнее…


20/09/2014
9 сентября – 30 ноября 2014 выставка работ из коллекции Фонда V-A-C в Whitechapel Gallery (Великобритания)
 

Коллекция Фонда V-A-C
Выбор работ: Майк Нельсон

9 сентября – 30 ноября 2014, галерея Whitechapel Gallery
Время работы: вторник - воскресенье 11:00 - 18:00, четверг 11:00 - 21:00

Whitechapel Gallery, галерея 7
77-82 Whitechapel Hight Street, Лондон

Whitechapel Gallery открывает первую в Великобритании выставку работ из коллекции Фонда V-A-C, которые отобрал для показа британский художник Майк Нельсон.


Подробнее…


17/07/2014
Институт БАЗА: новый учебный год

Институт БАЗА - прием абитуриентовС 1 августа по 25 сентября в Институте «База» открыт прием заявок на следующий учебный год. Всем желающим поступить необходимо заполнить анкету в электронном виде и прислать на bazaeducation@gmail.com. По этому же адресу можно получить дополнительную информацию или задать вопросы, касающиеся процедуры поступления и образовательных программ.

В октябре 2014 года Институт открывает новую экспериментальную образовательную программу «БАЗАльт» для молодежи (16+), в рамках которой запланированы циклы лекций по истории российского и зарубежного искусства, а также практические занятия. В связи переизбытком различных творческих инициатив, основной акцент делается на определении четких границ и отличий искусства от дизайна. Программа рассчитана на год обучения. Занятия проходят три раза в неделю по будним дням с 17.00 до 19.00.

Общую информацию о поступлении можно найти здесь



17/05/2014
22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

 22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

22 мая в 17 часов в рамках программы культурной столицы Европы в рижской церкви Св. Иоанна и в 18 часов в Латвийском музее истории железной дороги открывается международная выставка современного искусства "В поисках горизонта". В выставке участвуют 39 художников из таких стран, как Латвия, США, Россия, Австрия, Нидерланды, Индия и Германия. Выставку дополняет семинар, посвященный личному опыту художников и теоретиков искусства. Семинар пройдет в Латвийском музее истории железной дороги 24 мая с 11:00 до 17:00.



Подробнее…


03/04/2014
Анатолий Осмоловский: «Искусство начинается с достоинства и самостоятельности художника»

В Музее Москвы проходит выставка «Живопись расширения» под кураторством Евгении Кикодзе (Музей Москвы) и Анатолия Осмоловского (Институт «База»). «Что такое современная живопись и где ее место в актуальных практиках искусства?» — этот вопрос все отчетливее звучит на местной сцене, и эта выставка — не исключение. Работы одиннадцати авторов — как известных современных художников, так и совсем молодых — объединены общим свойством: это живопись, которая так или иначе «расползлась» в другие контексты или жанры. О том, почему живопись обладает наибольшим потенциалом автономии и зачем эта автономия художнику нужна, Анатолий Осмоловский рассказал Ольге Данилкиной.


Подробнее…


28/12/2013
Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.

Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.Из «грязи» в князи (мира сего)

Гигантским разочарованием для меня стала пресс-конференция Pussy Riot на «Дожде». Было почти физически больно это наблюдать.

Действительно, российская пенитенциарная система обладает поистине колоссальными возможностями для «перевоспитания». Пресс-конференция показала это в такой отчетливой форме, что Путин может быть доволен. Доволен до такой степени, что, собственно, зачем ее менять-то? По крайней мере, по отношению к современным художникам она работает превосходно.


Подробнее…


15/12/2013
Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»

Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»15 декабря 2013 г.  в 16.00 на площади Краснопресненская Застава состоялся перформанс студентов Института «БАЗА» по случаю публикации книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ». Текст книги поделен на три части – «Программа минимум», «Программа максимум» и «Инструкции для боевых подруг», каждая из которых состоит из пронумерованных лозунгов и рекомендаций, организованных по особому стилистическому и фонетическому принципу. Все фразы выписаны заглавными буквами, и завершаются восклицательными знаками, создавая бесконечный мысленный поток пограничного состояния смутного времени. 


Подробнее…


18/11/2013
Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы

 "Мне нужно было сначала себя прибить, а потом уже убрать одежду, чтобы осталось тело, прибитое к брусчатке. И вокруг ничего. Оно там возникло – и всё..."

 

Петр Павленский обнаженным присел на брусчатку Красной площади и приковал, прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Это всё было зафиксировано на многих фотографических аппаратах. Саму эту акцию в виде фотографий и видео вы можете видеть на всех сайтах, думаю, мира, а не только России. После этого Петр Павленский был препровожден в отделение милиции, накрытый простыней или покрывалом. После этого отправились в суд. После этого дело не завели и отпустили. Но 15 числа прокуратура сказала свое слово, и уголовное дело по статье «хулиганство» все-таки было заведено.

В контексте этого события Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы провели дискуссию на тему "Современное искусство как политическая акция"


Подробнее…


12/11/2013
14 ноября 2013 г. в 20-00 лекция Анатолия Осмоловского в Solyanka VPA

/news/logo/solyanka200.jpg«Эстетические проблемы традиции акционизма в современном искусстве. Искусство или политика?»

 Осмоловский — фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его лекция — об эстетических проблемах традиции акционизма в современном искусстве

лекция состоится 14 ноября 2013 г. в 20-00
место проведения - Solyanka VPA (video/performance/animation)
ул. Солянка, 1 (вход с ул. Забелина), Москва

Вход свободный


Подробнее…


31/10/2013
7 – 17 ноября 2013 г., «НАШЕ ДЕЛО» - Первый выставочный проект Института «База»

Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров
Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко
Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус
Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года
Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18
Открытие состоится 7 ноября в 19.00

Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.


Подробнее…


05/10/2013
05.10 - 30.11.2013 «Изысканный труп и двенадцать самоубийц», Галерея Томаса Брамбиллы (Бергамо, Италия)

Анатолий Осмоловский 05/10/2013 - 30/11/2013 выставка Анатолия Осмоловского «Cadavre Exquis - Двенадцать Самоубийств» (галерея Томаса Брамбиллы, Бергамо, ИталияВремя проведения выставки: 05/10/2013 - 30/11/2013
Открытие: Суббота, 5 Октября 2013 h.18.30.
Часы работы: Вторник - Суббота с 14:00 до 19:00.

Томас Брамбилла
Via Casalino 25
24121, Бергамо, Италия
Тел: +39 035 247418
www.thomasbrambilla.com
info@thomasbrambilla.com

Галерея Thomas Брамбилла с гордостью представляет «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Cadavre Exquis and Dodici Suicidi) - персональная выставка Анатолия Осмоловского.

Название выставки, относится именно центральной работе и цитирует знаменитую практику сюрреализма - Cadavre Exquis - процесс создания коллективных текстов или изображений, в котором каждый участник пишет или рисует без знания того, каков вклад других.


Подробнее…


07/09/2013
«Против всех» на выставке RE-ALIGNED ART (Tromsø, Норвегия с 13.09.2013 по 11.2013) )

Против всех на выставке RE-ALIGNED ART С 13 сентября по ноябрь 2013 в Tromsø (Норвегия) пройдет выставка RE-ALIGNED ART. На выставке будет представлен проект Анатолия Осмоловского «Против всех»


Подробнее…


23/07/2013
Лекция Анатолия Осмоловского о 55-й Венецианской биеннале

В конце июня в институте БАЗА состоялась лекция Анатолия Осмоловского для студентов о 55-й Венецианской биеннале, основанная на собственных впечатлениях от посещения. Здесь мы публикуем аудио-запись часть 1 и часть 2 этой лекции и фотографии выставки.


Подробнее…


25/06/2013
Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre Oci

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciВ параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).


Подробнее…


06/06/2013
«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей»

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciДвое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима. 


Подробнее…


01/06/2013
«Схождение параллелей» Альтхамера и Осмоловского

Фонд V-A-C представляет выставку двух художников в Италии.

Фонд V-A-C, некоммерческая московская институция, которая занимается популяризацией и развитием русского современного искусства, летом представит итальянской публике выставку «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей». Этот проект впервые сводит вместе работы двух художников, поляка и россиянина, происходящих из того поколения, которое стало свидетелем резкой смены социальной и политической парадигмы в России и странах Варшавского договора. Это привносит в их работы множество интересных параллелей. Экспозиция ставит Альтхамера и Осмоловского в позицию постоянного диалога, который разворачивается в поле различий и сходств между их работами. Произведения обоих художников часто касаются идеи телесности и модусов восприятия.



Подробнее…


28/05/2013
Болевые точки

художник Анатолий ОсмоловскийВ преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах.
Читать полностью


English Русский