Произведение искусства в эпоху невозможности его материальной воспроизводимости

Анатолий Осмоловский · 16/02/2010

 

АНАТОЛИЙ ОСМОЛОВСКИЙ включается в полемику о том, где располагается искусство будущего

© Courtesy Galerie EIGEN + ART Leipzig/Berlin

Матиас Вайшер. Синяя стена. 2009

Анатолий Осмоловский (р. 1969) — художник, начинал как представитель московского акционизма с перформансами и политическими практиками. В 1990—1992 годах лидер движения ЭТИ, в 1993—1994 годах организатор революционной конкурирующей программы «Нецезиудик», в 1998-м организатор группы «Внеправительственная контрольная комиссия» и предвыборной кампании «Голосовать против всех! Сейчас!», в 2000 году основатель общества «Радек». В 2000-е годы обратился к скульптуре. Участник многочисленных международных выставок, в том числе последней «Документы» в Касселе.

К сожалению, реагировать на воззвание-манифест Анатолия Ульянова неинтересно. В целом я согласен с диагнозом, поставленным Виленским. От себя могу добавить, что технологии имеют свойство устаревать. Причем с каждым годом скорости смены технологий все более увеличиваются. Сейчас рейв-пати какого-нибудь Westbama представляется глубокой архаикой и примитивом. Вне сомнения, такая же судьба постигнет и любые наиновейшие технологии сегодняшнего дня.

Логика изобразительного искусства не имеет к этой рыночной идеологии никакого отношения. Все ровно наоборот. Искусство пытается затормозить скорости обмена и восприятия. И именно сейчас этот вектор искусства становится наиболее плодотворным.

Если раньше, во второй половине ХХ века, у художников были иллюзии и стремления конкурировать в обменных скоростях с рынком и технологиями, то сейчас идет процесс постепенного ухода от этой конкуренции. Можно по примеру Энди Уорхола потратить энергию на максимальное скоростное распространение визуального образа, а можно на его убедительность и уникальность, которая сама будет выстраивать пути встречи с собой. В этой логике есть и немалая экономическая составляющая по обживанию и посещению мест экспонирования подобных артефактов.

Это логика углубления, усложнения, умножения, которая требует неподвижности, внимательности, предельной рефлексии. И это логика реальной, а не виртуальной жизни.

© Courtesy Galerie EIGEN + ART Leipzig/Berlin

Матиас Вайшер. Пятнадцать фрагментов. 2009

Таким образом, в эстетический оборот входит категория произведения искусства, т.е. законченного цельного объекта искусства, автономно демонстрирующего зрителю свой собственный закон. (Впрочем, что сейчас называть «произведением искусства» — вопрос сложный, требующий серьезных исследований и практики.) Идея возврата произведения искусства опирается на новую историческую концепцию искусства, разработанную немецким философом Гарри Леманном, который в свою очередь опирается на социологические модели Никласа Лумана, эстетическую теорию Теодора Адорно, исследования искусства авангарда Петера Бюргера. Сам по себе возврат (как вектор) продолжает реверсивную линию постмодернизма, который снял табу с запрещенных классическим авангардом медиа, таких как фигуративная живопись, круглая скульптура и проч. Принципиальное отличие нового этапа в том, что если постмодернистское произведение изначально задумывалось как открытое, т.е. погруженное в контекст (исторический, социальный, политический и проч.), и от самого автора отчуждалось посредством иронии, то новое произведение, наоборот, совершенно безразлично контексту, само в себе содержит закон, достаточный для его понимания и восприятия, а от автора отчуждается меланхоличной рефлексией. Если формулировать очень грубо и кратко.

Современная ситуация искусства называется «рефлексивный модернизм» — термин, введенный философом Уильямом Беком в 80-е годы. Уже внутри этого определения могут возникать различные «направления» или методы по созданию произведений. Ауратизм — один из методов, недавно мной описанный; он не единственный. Более того, вся эта ситуация пребывает в становлении, и мы будем свидетелями демонстрации различных методов и поэтик, возвращающих произведение искусства.

Художников, работающих в этой новой логике, не так уж много. В Германии, например, есть живописец лейпцигской школы Маттиас Вайшер, он значительно ближе этой платформе, чем его друг и сподвижник Нео Раух (у которого есть значительные элементы поп-арта). В России, кроме моих работ (здесь в первую очередь надо назвать «Тотем»), последние работы Дмитрия Гутова «Рисунки Рембрандта» идеально представляют ситуацию рефлексивного модернизма. Они являются своеобразным визуальным воспроизведением концепции «исторических рядов» Гарри Леманна. Впрочем, я не настолько погружен в актуальные международные художественные процессы, чтобы давать компетентную навигацию по этой проблеме. Да и не дело это художника. Художник должен чувствовать генеральную тенденцию, а конкретизировать должны критики и кураторы — это их работа и хлеб.

© Валерий Леденёв

Анатолий Осмоловский. Тотем. 2008-2009

В истории искусства есть художники, которые в собственной творческой биографии пережили все фазы развития «современного искусства». Для того чтобы наиболее ясно иллюстрировать данную проблематику, надо посмотреть на их работы. В России таким автором является, конечно, Малевич. Именно он прошел все фазы развития современного искусства. Рефлексивный модернизм соответствует его последним работам тридцатых годов. Имеется в виду «Автопортрет», «Крестьянка» и проч. Кто-то очень точно заметил, что в этих работах личное письмо как бы отодвинуто на задний план, а геометрические элементы одежды главенствуют. Из этих работ, как метафоры новой фазы, можно делать какие-то собственные выводы.

Наиболее полно теория новой фазы современного искусства будет представлена в первом номере журнала «База», главным редактором которого я являюсь; он выйдет в марте-апреле 2010 года. Этот журнал будет последовательно исследовать проблему произведения искусства, а также знакомить российских читателей с опытом послевоенного авангарда. Без знания авангардистских практик создание и понимание современного произведения искусства просто невозможно.

Наиболее ожесточенным противником рефлексивного модернизма, конечно, является постмодернизм. Несмотря на то что рефлексивный модернизм продолжает логику постмодернизма (а может, именно поэтому), постмодернистские открытые произведения (в радикальной своей форме просто ивенты-события, не имеющие под собой никакого материального основания) входят в принципиальное противоречие с организованным произведением искусства. Анекдотичным ответом постмодернизма на новый исторический вызов стала работа Дэмиена Херста «Во имя смерти». Очень знаменательное событие: превратить ауру произведения искусства в сверкание брильянтов, а его художественную ценность — в ценность денежную. Но в целом сам этот жест похвален. Он многое открывает в сущности искусства, даже если и эксплуатирует надоевшую всем постмодернистскую иронию. В работе Херста ирония доведена до своего тупого материального воплощения. И эта работа, вне сомнения, переходная. Следующее поколение будет пытаться воспроизвести тот же эффект без привлечения брильянтов и виртуальной денежной стоимости.

 

Анатолий Осмоловский. Из серии «Хлеба»

Естественно, что новая фаза искусства должна демонстрировать свое превосходство. Это свойственно всему новому. Сейчас трудно говорить, в чем это превосходство будет выражаться. Если вспомнить постмодернизм, то для постмодернизма превосходство выражалось в смехе и (или) иронии над любыми претендентами на новое слово в искусстве. Если предположить, что в нынешней ситуации будет актуализирована традиционная оппозиция, разработанная еще Гринбергом (кстати, некоторые его идеи будут заново востребованы), высокое искусство (авангард) — китч, то, скорее всего, превосходство будет проявляться через презрение к массовой культуре — фундаменту постмодернистских практик (но эта эмоция, конечно, не единственная, да и до конца не понятно, работающая ли).

Что касается статуса современного искусства (это, видимо, социальная категория), то никаких видимых изменений не предвидится. Уже с начала 80-х годов искусство оставило свои наивные претензии на переделку мира. И если в начале века эти претензии еще имели под собой какое-то весьма, впрочем, зыбкое, но реальное основание (прогрессивные политические партии, международное движение трудящихся, молодежная секс-революция и проч.), то современное положение никаких оснований для этих претензий не имеет. Искусство будет автономной областью человеческой практики, в той или иной степени участвующей в международном разделении труда, т.е. объектом для финансовых спекуляций и манипуляций.

Текст Дмитрия Виленского меня приятно удивил. За исключением пассажа, где «сердце бьется при звуках “Марсельезы” и “Смело, товарищи, в ногу”». Оный пассаж без иронии читать невозможно. Он показывает, что сознание Виленского время от времени проваливается в дорефлексивную стадию «левого» сознания, из которого он с таким трудом выбрался за последние десять лет.

© Дмитрий Гутов (www.gutov.ru)

Дмитрий Гутов. Человек, помогающий всаднику на лошади. 2009

Также вызывает сомнение его определение т.н. «реалистических практик». В ХХ веке было практически бессчетное определение реализма. От соцреализма через итальянский неореализм — к «реализму» структурализма журнала «Тель Кель» или «Нового реализма» Рестани (это самые известные, а есть еще десятки, если не сотни, малоизвестных реализмов). И если термин «авангардизм» не претендует на определение какого-то обобщенного метода, то «реалистические практики» явно к этому стремятся. Это стремление все окончательно запутывает. Так, перечисленные Виленским в анкете авторы практикуют настолько различные методы, что объединять их под каким-то, даже условным, общим определением не представляется возможным.

Но что верно в его послании, так это общий «левый» фундамент для всех художественных практик ХХ века (за редкими исключениями в лице Эзры Паунда, Хайдеггера или Селина). И это, конечно, не совпадение. Генезис современного искусства шел параллельно с политической теорией обновления общества, в которой марксизм занимал центральное и главенствующее место. Впрочем, и я, и мои друзья в 90-х кричали то же самое в уши всем деятелям андеграунда. Не были услышаны.

Я до сих пор убежден, что без понимания взаимосвязи авангардистской эстетики и левой политики невозможно критическое продолжение современных художественных практик. (Кстати, эта взаимосвязь не обязательно должна быть позитивной, комплиментарной; есть и в высшей степени критическое отношение — например, в лице Лифшица, которого пропагандирует Дмитрий Гутов.)

© Дмитрий Гутов (www.gutov.ru)

Дмитрий Гутов. Женщина учит младенца ходить. 2009

Однако эти практики отнюдь не так узки, как представляет нам Дмитрий Виленский. Критиковать окружающую социальность искусством можно не только «реалистическими нарративными практиками», т.е., если переводить на русский язык, — прямым высказыванием или морализаторским назиданием. Более того, у меня возникают значительные сомнения в том, что этот «метод» самый действенный. Критиковать можно, например, изощренной живописью, не имеющей никакого отношения к политическому высказыванию любой окраски. И критика эта проходит не только в логике, сформулированной Теодором Адорно, когда гармоничное произведение критикует наличную хаотизированную социальность самим фактом своего существования, но и конфигуративным имманентным образом. Создание сложного живописного произведения не соответствует скоростям рыночного обмена — и в этом значительный потенциал критики. И, наоборот, искусство без материальных артефактов в эти скорости вписывается идеально, а значит, потенциально вполне оппортунистично. Но вариантов множество. Тот же факт, что искусство продается на художественном рынке, говорит о нем не больше, чем то, что оно на равных правах участвует в процессах капиталистического обмена. За последние полтора столетия при всех невероятных усилиях избежать участия в обмене не удалось никому. Представляется, что это стремление ложно по своему существу и неперспективно в творческом отношении.

Если же давать прогноз относительно каких-то инфраструктурных перемен, то, скорее всего, значительно повысится значение художественной критики. Заново будет разыграна теория художественного вкуса. Возможность вкусовых оценок диктуется возникновением обозримости художественного мира (ведь вкус был отменен, когда искусство пребывало в ситуации бесконечного поиска все новых инноваций). Несколько понизится значение куратора, ибо событие выставки будет многократно перекрыто событием произведения искусства.

Вся эта программа — не мода одного сезона, это логика развития искусства на ближайшие двадцать лет, которая с теми или иными погрешностями будет неминуемо воплощена.


Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)


29/10/2015
29.10.2015 - Открытие выставки Анатолия Осмоловского "Авангардистская канцелярия"
Новый проект Анатолия Осмоловского обращается к метафоре канцелярской принадлежности и с долей иронии сводит на нет ее практическое применение. Представленные на выставке объекты в своей детальной проработке относят к предметам бумажного обихода, чей облик не сменялся на протяжении десятилетий и прочно врезался в память постсоветского человека. Точность в исполнении при ближайшем рассмотрении оборачивается подвохом и придает узнаваемым образам характер абсурда.

с 30 октября по 6 декабря 2015 г.
Pop/off/art gallery
ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Москва

Подробнее…




26/05/2015
CURRENT, Exhibition (ATHENS, 26 May - 26 July 2015)

TERRAPOLIS

Exhibition duration | 26 May – 26 July 2015

in collaboration with the Whitechapel Gallery

Curator | Iwona Blazwick, Director, Whitechapel Gallery

FRENCH SCHOOL AT ATHENS, DIDOTOU 6

Opening Hours
Monday Closed
Tuesday - Saturday 10:00 - 21:00
Sunday 12:00 - 18:00

NEON and the Whitechapel Gallery are proud to present TERRAPOLIS, the second major collaboration in Athens between the two organizations following the presentation of ‘A Thousand Doors’ at the The Gennadius Library of the American School of Classical Studies at Athens (4 May – 30 June 2014). NEON works to widen access to contemporary art and is committed to contributing to the vital cultural activity in Athens.


Подробнее…




04/05/2015
Лекция по истории российского акционизма в ICA (London)

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system.

Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career.

Далее...



27/03/2015
Анатолий Осмоловский в Проекте "СОВРЕМЕННИКИ"

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОЕКТ СОВРЕМЕННИКИ

Проект «Современники» — уникальная живая энциклопедия современных русских художников, герои которой представляют себя сами — в интервью-анкетах, с видеозаписями и расшифровками которых можно познакомиться на этом сайте. Анкеты состоят из намеренно простых, базовых вопросов, таких, которые именно в силу своей простоты не всегда задаются в обычных журналистских интервью — но ответы на них далеко не очевидны и часто неожиданны. Ведь даже то, к какому направлению тот или иной художник причисляет себя сам, в какой контекст в мировом искусстве он себя помещает, кого он считает своими учителями и единомышленниками, часто идет в разрез с общепринятыми классификациями.


Подробнее…


27/02/2015
Сева Новгородцев – программа БибиСева c участием Анатолия Осмоловского 27.02.2015

Сегодняшний гость БибиСевы - один из самых известных российских художников, лауреат "Премии Кандинского" и идеолог Московского акционизма Анатолий Осмоловский. Вечером он выступит с лекцией в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а в 16:00 по Гринвичу не пропустите его интервью на БибиСеве!


Подробнее…


12/02/2015
Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

 Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

27 Feb 2015 6:30 pm | Nash & Brandon Rooms | £8.00 to £10.00

Book Tickets

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).


Подробнее…


08/02/2015
06.02 - 19.04.2015 «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAST 2000+» в МСИ «Гараж»

  ВЫСТАВКА «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAS 2000+»
6 февраля – 19 апреля 2015
Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур
6 февраля вход на выставку свободный.

Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне



Подробнее…


02/02/2015
Анатолий Осмоловский: «К искусству я отношусь как к революционной машине»

Художник Анатолий Осмоловский в своих «Избранных текстах» анализирует московский акционизм, одним из основателей и активным участником которого он был. По этим статьям можно четко проследить формирование и развитие тех идей и вопросов, разрешение которых составляло для него серьезную проблему. T&P публикует вошедшую в каталог беседу Осмоловского с критиком Марией Чехонадских о диалектике и автономии искусства. Полная версия текста, опубликованного в каталоге фонда V-A-C, выйдет также в «Художественном журнале» №93.
Подробнее....



28/12/2014
Анатолий Осмоловский: «Они к смерти движутся — и нас всех за собой тащат»

 В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с порталом «Воздух. Афиша.ру», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится


Подробнее…


25/12/2014
25.12. 2014 г. в библиотеке Ф.М.Достоевского презентация книги «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей»

Начало в 20:00
Библиотека Ф.М. Достоевского представляет новую книгу «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей / Избранные тексты Анатолия Осмоловского», состоящую из двух частей и опубликованную итальянским издательством Marsilio Editori совместно с V-A-C Foundation.


Подробнее…


22/12/2014
Анатолий Осмоловский, «Рас-членение» 25.12.2014 – 11.01.2015, Галерея «Триумф»

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Бакунин. Бронза, литье. 2012 Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского, известного московского акциониста, куратора, основателя образовательного проекта для художников и искусствоведов «База».
 
Проект «Рас-членение» состоит из двух частей: серии девяти скульптурных бюстов «Головы мертвых революционеров» и новой бронзовой композиции «Украинка».


Подробнее…


08/12/2014
Интервью Анатолия Осмоловского для нового проекта syg.ma

«В современной России невозможно заниматься акционизмом»: Анатолий Осмоловский о живописи, независимой критике и панк-роке

«Нужно создать интеллектуальный, академический дискурс, которого в России нет или почти нет. Без него художественное производство здесь так и останется на стадии поп-арта или того, над чем работают Дубосарский и Виноградов»

«Искусство не может быть связано с тюрьмой, не потому что «слабо», а потому что когда человек попадает в тюрьму, невозможно по поводу его действий высказывать эстетические суждения»

Читать интервью полностью



03/12/2014
Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских

Как московских художников лишают мастерских, и почему это не только плохо, но и очень хорошо Московский союз художников взывает к мэру Москвы Сергею Собянину. У художников отбирают мастерские.


Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских
Подробнее…


18/11/2014
26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)

26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)Масштабная выставка работ поп-арта из Америки, Китая, Великобритании и России в Saatchi Gallery - 300 работ 112 художников

Wed 26 November 2014 - Mon 23 February 2015 Saatchi Gallery, Duke of York's HQ, London SW3 4RY

www.saatchigallery.com  

Почему именно поп-арт из всех течений в искусстве XX века оказывает такое длительное и сильное влияние на художников по всему миру? США и Великобритания, Китай и постсоветское пространство — поп-арт жив до сих пор везде. Организаторы этой уникальной по масштабам выставки решили попытаться понять, в чем тайна его власти.


Подробнее…


20/09/2014
9 сентября – 30 ноября 2014 выставка работ из коллекции Фонда V-A-C в Whitechapel Gallery (Великобритания)
 

Коллекция Фонда V-A-C
Выбор работ: Майк Нельсон

9 сентября – 30 ноября 2014, галерея Whitechapel Gallery
Время работы: вторник - воскресенье 11:00 - 18:00, четверг 11:00 - 21:00

Whitechapel Gallery, галерея 7
77-82 Whitechapel Hight Street, Лондон

Whitechapel Gallery открывает первую в Великобритании выставку работ из коллекции Фонда V-A-C, которые отобрал для показа британский художник Майк Нельсон.


Подробнее…


17/07/2014
Институт БАЗА: новый учебный год

Институт БАЗА - прием абитуриентовС 1 августа по 25 сентября в Институте «База» открыт прием заявок на следующий учебный год. Всем желающим поступить необходимо заполнить анкету в электронном виде и прислать на bazaeducation@gmail.com. По этому же адресу можно получить дополнительную информацию или задать вопросы, касающиеся процедуры поступления и образовательных программ.

В октябре 2014 года Институт открывает новую экспериментальную образовательную программу «БАЗАльт» для молодежи (16+), в рамках которой запланированы циклы лекций по истории российского и зарубежного искусства, а также практические занятия. В связи переизбытком различных творческих инициатив, основной акцент делается на определении четких границ и отличий искусства от дизайна. Программа рассчитана на год обучения. Занятия проходят три раза в неделю по будним дням с 17.00 до 19.00.

Общую информацию о поступлении можно найти здесь



17/05/2014
22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

 22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

22 мая в 17 часов в рамках программы культурной столицы Европы в рижской церкви Св. Иоанна и в 18 часов в Латвийском музее истории железной дороги открывается международная выставка современного искусства "В поисках горизонта". В выставке участвуют 39 художников из таких стран, как Латвия, США, Россия, Австрия, Нидерланды, Индия и Германия. Выставку дополняет семинар, посвященный личному опыту художников и теоретиков искусства. Семинар пройдет в Латвийском музее истории железной дороги 24 мая с 11:00 до 17:00.



Подробнее…


03/04/2014
Анатолий Осмоловский: «Искусство начинается с достоинства и самостоятельности художника»

В Музее Москвы проходит выставка «Живопись расширения» под кураторством Евгении Кикодзе (Музей Москвы) и Анатолия Осмоловского (Институт «База»). «Что такое современная живопись и где ее место в актуальных практиках искусства?» — этот вопрос все отчетливее звучит на местной сцене, и эта выставка — не исключение. Работы одиннадцати авторов — как известных современных художников, так и совсем молодых — объединены общим свойством: это живопись, которая так или иначе «расползлась» в другие контексты или жанры. О том, почему живопись обладает наибольшим потенциалом автономии и зачем эта автономия художнику нужна, Анатолий Осмоловский рассказал Ольге Данилкиной.


Подробнее…


28/12/2013
Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.

Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.Из «грязи» в князи (мира сего)

Гигантским разочарованием для меня стала пресс-конференция Pussy Riot на «Дожде». Было почти физически больно это наблюдать.

Действительно, российская пенитенциарная система обладает поистине колоссальными возможностями для «перевоспитания». Пресс-конференция показала это в такой отчетливой форме, что Путин может быть доволен. Доволен до такой степени, что, собственно, зачем ее менять-то? По крайней мере, по отношению к современным художникам она работает превосходно.


Подробнее…


15/12/2013
Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»

Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»15 декабря 2013 г.  в 16.00 на площади Краснопресненская Застава состоялся перформанс студентов Института «БАЗА» по случаю публикации книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ». Текст книги поделен на три части – «Программа минимум», «Программа максимум» и «Инструкции для боевых подруг», каждая из которых состоит из пронумерованных лозунгов и рекомендаций, организованных по особому стилистическому и фонетическому принципу. Все фразы выписаны заглавными буквами, и завершаются восклицательными знаками, создавая бесконечный мысленный поток пограничного состояния смутного времени. 


Подробнее…


18/11/2013
Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы

 "Мне нужно было сначала себя прибить, а потом уже убрать одежду, чтобы осталось тело, прибитое к брусчатке. И вокруг ничего. Оно там возникло – и всё..."

 

Петр Павленский обнаженным присел на брусчатку Красной площади и приковал, прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Это всё было зафиксировано на многих фотографических аппаратах. Саму эту акцию в виде фотографий и видео вы можете видеть на всех сайтах, думаю, мира, а не только России. После этого Петр Павленский был препровожден в отделение милиции, накрытый простыней или покрывалом. После этого отправились в суд. После этого дело не завели и отпустили. Но 15 числа прокуратура сказала свое слово, и уголовное дело по статье «хулиганство» все-таки было заведено.

В контексте этого события Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы провели дискуссию на тему "Современное искусство как политическая акция"


Подробнее…


12/11/2013
14 ноября 2013 г. в 20-00 лекция Анатолия Осмоловского в Solyanka VPA

/news/logo/solyanka200.jpg«Эстетические проблемы традиции акционизма в современном искусстве. Искусство или политика?»

 Осмоловский — фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его лекция — об эстетических проблемах традиции акционизма в современном искусстве

лекция состоится 14 ноября 2013 г. в 20-00
место проведения - Solyanka VPA (video/performance/animation)
ул. Солянка, 1 (вход с ул. Забелина), Москва

Вход свободный


Подробнее…


31/10/2013
7 – 17 ноября 2013 г., «НАШЕ ДЕЛО» - Первый выставочный проект Института «База»

Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров
Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко
Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус
Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года
Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18
Открытие состоится 7 ноября в 19.00

Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.


Подробнее…


05/10/2013
05.10 - 30.11.2013 «Изысканный труп и двенадцать самоубийц», Галерея Томаса Брамбиллы (Бергамо, Италия)

Анатолий Осмоловский 05/10/2013 - 30/11/2013 выставка Анатолия Осмоловского «Cadavre Exquis - Двенадцать Самоубийств» (галерея Томаса Брамбиллы, Бергамо, ИталияВремя проведения выставки: 05/10/2013 - 30/11/2013
Открытие: Суббота, 5 Октября 2013 h.18.30.
Часы работы: Вторник - Суббота с 14:00 до 19:00.

Томас Брамбилла
Via Casalino 25
24121, Бергамо, Италия
Тел: +39 035 247418
www.thomasbrambilla.com
info@thomasbrambilla.com

Галерея Thomas Брамбилла с гордостью представляет «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Cadavre Exquis and Dodici Suicidi) - персональная выставка Анатолия Осмоловского.

Название выставки, относится именно центральной работе и цитирует знаменитую практику сюрреализма - Cadavre Exquis - процесс создания коллективных текстов или изображений, в котором каждый участник пишет или рисует без знания того, каков вклад других.


Подробнее…


07/09/2013
«Против всех» на выставке RE-ALIGNED ART (Tromsø, Норвегия с 13.09.2013 по 11.2013) )

Против всех на выставке RE-ALIGNED ART С 13 сентября по ноябрь 2013 в Tromsø (Норвегия) пройдет выставка RE-ALIGNED ART. На выставке будет представлен проект Анатолия Осмоловского «Против всех»


Подробнее…


23/07/2013
Лекция Анатолия Осмоловского о 55-й Венецианской биеннале

В конце июня в институте БАЗА состоялась лекция Анатолия Осмоловского для студентов о 55-й Венецианской биеннале, основанная на собственных впечатлениях от посещения. Здесь мы публикуем аудио-запись часть 1 и часть 2 этой лекции и фотографии выставки.


Подробнее…


25/06/2013
Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre Oci

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciВ параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).


Подробнее…


06/06/2013
«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей»

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciДвое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима. 


Подробнее…


01/06/2013
«Схождение параллелей» Альтхамера и Осмоловского

Фонд V-A-C представляет выставку двух художников в Италии.

Фонд V-A-C, некоммерческая московская институция, которая занимается популяризацией и развитием русского современного искусства, летом представит итальянской публике выставку «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей». Этот проект впервые сводит вместе работы двух художников, поляка и россиянина, происходящих из того поколения, которое стало свидетелем резкой смены социальной и политической парадигмы в России и странах Варшавского договора. Это привносит в их работы множество интересных параллелей. Экспозиция ставит Альтхамера и Осмоловского в позицию постоянного диалога, который разворачивается в поле различий и сходств между их работами. Произведения обоих художников часто касаются идеи телесности и модусов восприятия.



Подробнее…


28/05/2013
Болевые точки

художник Анатолий ОсмоловскийВ преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах.
Читать полностью


English Русский