"Манифеста 3": "Больше - этики. Меньше - эстетики"

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ N°33, Рубрика: Биеннале

Виктор Мизиано

"Манифеста 3": "Больше - этики. Меньше - эстетики"

Из редакторского опыта знаю, что состоятельность любого периодического проекта оценивается по его третьему номеру. В этом году "Манифеста" - также своего рода периодический проект - достигла этого порога зрелости. А потому, пора без дебютанских скидок оценивать как этот "третий номер", так и проект в целом. Впрочем уже сейчас можно признать - проект этот состоялся, хотя, будучи одним из кураторов "Манифесты 1", готов свидетельствовать, что поначалу подобный результат был далеко не очевиден.

"Манифеста". Бьеннале нового типа.

80-ые годы принято считать десятилетием институций. По всей Европе и в США открывались новые музеи и выставочные центры: искусство стало окончательно фактом "системы современного искусства" (как писал в те годы Акилле Бонито Олива). Все издержки этого процесса стали очевидны уже к началу 90-х - рутинность, бюрократизация, безынициативность институциональных кураторов. Поэтому следующее десятилетие предложило новую фигуру - независимого куратора, ставшего главным генератором художественного процесса, его персонификацией и его героем (1). Не связанный институциональной рутиной, как впрочем, и стабильной зарплатой, мобильный и динамичный, номадический куратор стал художественно-институциональной ипостасью неолиберальной эпохи. Если в 80-ые годы увенчанием художественной репрезентации были помпезные персональные выставки крупных мастеров (достаточно вспомнить цикл персональных экспозиций в "спирали" Гугенхеймского музея), то следующее десятилетие - это история "кураторских проектов". Если героями 80-х были в первую очередь художники - мощные фигуры поколения 60-70-х, заполнившие своими персональными "номерами" главные выставочные площадки (достаточно вспомнить даже московские события - персональные экспозиции Кунеллиса, Джилберта и Джорджа, Раушенберга и др.), то в 90-е общим местом стало говорить, что "власть на художественной сцене захвачена кураторами".

Однако, кураторская активность нуждается в производственном контексте. Традиционные институции не проявили здесь особого гостеприимства (готов и на этот раз свидетельствовать: обычная тактика институционального куратора, приглашающего к сотрудничеству соего независимого коллегу, - это взять побольше идей и знания, а заплатить гонорар как можно меньше). Поэтому второй составляющей процесса 90-годов стал расцвет не стационарных, а периодических и номадических институций, т.е. бьеннале (хотя они могут и не носить подобного названия). Даже старейшая Венецианская бьеннале достигает в 90-е беспрецедентных масштабов, выйдя далеко за пределы ансамбля национальных павильонов и превратившись в конгломерат раскинутых по городу разноообразных кураторских инициатив. Однако самое существенное другое: 90-е годы - это десятилетие, когда окончательно встали на ноги, превратившись в признанные интернациональные события Стамбульская и Лионская бьеннале, Ars Electronica в Линце, возникли бьеннале в Куатнжу (Южная Корея), Турине, Иоганнесбурге (Южная Африка) и даже Цетине (Македония) и т.д.
В этом контексте "Манифеста" - самый симптоматичный институциональный проект 90-х, а точнее - самый симптоматичный европейский проект 90-х. В самом деле, уже исходно "Манифеста" была призвана к жизни риторикой Новой (послеблоковой) единой Европы. Хотя инициатором "Манифесты" выступил нидерландский Фонд Мондрина, но под учредительными документами этой инициативы поставили подписи культурбюрократы почти всех Европейских стран. Так (в отличие от большинства крупных художественных форумов) "Манифеста" была с самого начала определена как бьеннале именно европейских молодых художников; но зато Европа здесь должна была быть представлена вся, т.е. не только Западная, но и непременно Восточная.
Кроме того, "Манифеста" - бьеннале номадическая. В отличие от всех прочих она не привязана к месту (которое обычно и дает имя бьеннале), а каждый очередной раз проводится в новом месте. Так, первым городом стал Роттердам, вторым Люксембург, а на этот раз "Манифесту" приняла Любляна.

Отсюда и специфическая управленческая структура "Манифесты". Сохранив свой главный Административный офис в Роттердаме, она управляется Консультационным советом, в котором представлены крупные интернациональные кураторы. Однако, при проведении каждой очередной бьеннале ответственность за ее проведение передается Национальному совету, в который входят ответственные лица того города или страны, где "Манифеста" проводится на этот раз.

Отсюда и специфическая форма финансирования инициативы. Целый ряд обязательств взяли на себя страны-учредители. Они обязаны вносить небольшой взнос на проведение каждой из бьеннале (независимо от того приглашены ли к участию в выставочном проекте художники из этой страны или нет) и обеспечивать транспортировку (представляющих их страну) художников и произведений, а также финансировать осуществление этих произведений, по крайней мере тот их этап, который осуществляется заранее в мастерской художника. (Россия, насколько мне известно, благополучно избежала выполнения всех этих обязательств). Многое, разумеется, берет на себя и Национальный совет, т.е. структуры и институции, которые принимают очередную "Манифесту". Общим же фандрайзингом занимается Административный офис (что у него, кстати, неплохо получается).

Наконец, еще одна важная особенность "Манифесты". Консультационный совет поручает творческое руководство очередной "Манифесты" группе молодых кураторов. Более того, команда эта лишена главного куратора, т.е. ее работа строится по принципу демократической координации.

Можно добавить, что подобная структура получила свою закономерную и симптоматичную эволюцию. После проведения первой Манифесты глава Административного офиса, энергичная Хедвиг Феен, вывела бьеннале из-под опеки Фонда Мондриана, и в сущности приватизировала ее. Ныне администарция "Манифесты" владеет ее копирайтом, а каждая страна взыскующая ее проведения должна выкупать это право за соответствующую сумму (формально необходимую на содержание Административного офиса).

"Манифеста". Кураторство

Кураторская модель "Манифесты" заслуживает отдельного разговора. В самом деле, идея коллективного руководства - инициатива новаторская. Как известно, Документа и большинство интернациональных бьеннале (Сиднейская, Стамбульская и пр.) делаются одним куратором. Централизация в лице главного куратора (или комиссара) сохраняется даже в таких комплексных структурах как Бьеннале в Венеции и Сан-Пауло, где национальное представительство, имея национальное же финансирование, формально обладает творческой автономией. Кураторская команда - не просто управленческий эксперимент, а метафора новой постмодерной ситуации, предлагающей вместо модернистских иерархических моделей новые - модели сетевые и групповые.

Однако, коллективное кураторство - модель еще неустоявшаяся и непроясненная. На пресс-конференции Манифесты 3 один из ее кураторов, Оле Бауман, объявил, что не нашел себе место в кураторской команде и снимает с себя ответственность за выставку. Кризис в команде фактически подтвердили и другие два куратора бьеннале, Катрин Ромберг и Мария Хавьялова (вопреки маневрам самого дипломатичного из ее членов, Франческо Бонами). Не скрою, что проблематично развивалась работа кураторской группы Манифесты 1; хорошо известно, что на грани скандала завершалась работа авторов и Манифесты 2.

Однако, подобный опыт не следует оценивать однозначно негативно: идея коллективного кураторства имеет безусловную перспективу. Позитивная ценность этого негативного опыта должна, по моему мнению, сводиться к следующему.

Во-первых, Координационный совет при формировании кураторской команды должен учитывать, отныне, не только творческую одаренность куратора, но и его предрасположенность к работе в группе (что ранее он не принимал в расчет).

Во-вторых, проблематичность коллективной кураторской работы должна быть учтена и администрацией, которая может выступать посредником, регулятором и даже терапевтом. Так, на эффективность совместной работы влияет регулярность и продолжительность встреч членов команды (как и целый ряд сопутствующих им условий), а это обычно подвергается администраторами-менеджерами режиму строгой финансовой экономии.

В-третьих, негативный опыт кураторской работы может найти свое воплощение в кураторском контракте, закрепляющем целых ряд коллективных обязательств членов команды.
Наконец, в-четвертых, - противоречия внутри кураторской группы не обязательно означают крах проекта, наоборот, они могут стать его творческим капиталом. Ведь кураторская команда - не обязательно команда единомышленников. Внутренняя полемика ее членов, будучи умно сартикулированной, - интересная основа для кураторской драматургии. С этой точки зрения жест Оле Баумана - принципиален и революционен.

"Манифеста 3". Выставка

Уязвимые места выставочного проекта обсуждать не интересно - они слишком очевидны. Как очевидны и их причины: четыре куратора не сработались друг с другом, а все вместе они не сработались с Национальным комитетом, состоявшем по большей части из бывших югославских бюрократов (привыкших к проведению фестивалей фольклора и мало понимавших специфику выставки актуального искусства).

Однако, концептуальное ядро проекта просматривалось достаточно отчетливо. Наличие же большого количества близких, при этом зрелых и художественно свежих работ позволяет считать, что "Манифеста 3" выявила некие новые тенденцию и умонастроение.

Так, у всех подпадающих под эту тенденцию работ есть некие общие признаки: это преимущественно видео - нарративные, построенные на документальном материале и тяготеющие к отождествлению времени художественного и времени реального. Фильмы эти раскрывают пред нами реальные истории.

Одна из них - это история двух городов, разделенных государственной границей, - мексиканского города Суидад Хуарес и американского города Эль Пасо. Серия прямых интервью воссоздает реальность этого места: экономическая зависимость американского города от нелегальных мексиканских рабочих и зависимость мексиканского города от нелегальных заработков в Америке; а также проституция, сексуальное насилие, драматические человеческие судьбы и т.п. (Урсула Биман, "Инсценируя границу", видео, 40 мин.);

Видеоряд другой работы запечатлевает проезд по Роттердаму турецкого эмигранта, владельца небольшого магазина. Пленка эта с мелькающими видами городских достопримечательностей, заснятых сквозь окно старого "Мерседеса", адресована оставшимся на родине родственникам (Насрин Табатабай "Старый дом", 1999).
На другом видео, живущая в Милане, албанская девочка Йола, беженка из Косово, рассказывает своей кукле сказки, в которых летающие животные переплетаются с рассказом о залетевшей в отчий дом авиационной бомбой, а роль волшебной феи в этом нескончаемом рассказе неизменно выполняют international forces. (Адриан Пачи "Албанские истории", 1997).

В течении часа сорока минут художница из Белфаста Сара Трипп проводит длительные задушевные интервью, начиная их с одного и того же вопроса: "Во что вы верите?". При этом вся серия бесед объединена в цепочку: каждый интервьюируемый указывает ей имя следующего участника (Сара Трипп "Антипророк", 1999).

Подобный список можно продолжить: здесь можно увидеть, спроецированный на огромном экране фильм о человеке, построившем собственный самолет и пытающийся на нем, хотя и безуспешно, взлететь, а также, показанный на небольшом мониторе, фильм о человеке, мечтавшем о космосе и ставшем известным ракетостроителем; здесь есть подробная история о бывшем солдате Иностранного легиона, с увлечением повествующим в камеру о том, как он выводит рыбок в аквариуеме, а параллельно делится опытом профессионального убийцы; есть здесь и история о беженцах в Англии и история о нелегальных рабочих и Израиле...

"Манифеста 3". "Кризис репрезентации" (вновь)

Художественная выставка, состоящая из подобных работ, ставит целый ряд новых проблем.
Во-первых, знакомство с материалом "Манифесты" провоцирует проблему художественно-типологическую: вновь, но по-новому возникает вопрос о границах видов искусства. Если некогда возникала проблема границы между визуальными искусствами и театром, архитектурой, сценографией и т.д., то на этот раз оправдана рефлексия на типологическое различие между искусствами визуальными и кино- и теле-документалистикой.

Во-вторых, возникает проблема кураторского характера: как показывать этот тип искусства? Оправдана ли в этом случае устоявшаяся форма видеоинсталляции или видеопроекции в отдельном боксе (т.н. "black box")? Ведь подобные работы совершенно игнорируют зрелищно-пространственный аспект, столь принципиальный для традиционного видео (типа Нам Джун Пайка, Била Виола или Гэрри Хилла). В самом деле, очень часто кураторское или авторское решение показывать работу на большом экране или, наоборот, на стационарном мониторе казалось совершенно немотивированным. Более того, оправдано ли сохранять экспозиционный принцип - одно пространство, одна проекция, или один проектор - одна работа? Не логичнее ли было бы показывать эти работы в обычном кинозале и одна за другой, как это принято на кинофестивалях?!

Кстати о кинофестивалях. Данные работы ставят, в-третьих, и проблему темпоральности современного искусства! Процедура чисто арифметического подсчета временного бытования видеоработ Манифесты приводит к выводу: вдумчивый зритель, задавшийся целью добросовестно просмотреть все работы, должен провести в Любляне несколько дней. Говоря иначе, выставка актуального искусства не поддается более аутентичному визуальному освоению, точнее тому типу освоения, что типологически было присуще этому виду искусства.

Так Манифеста ставит проблему уже неоднократно возникавшую на протяжении 90-х - проблему, получившую наименование "кризиса репрезентации". Упрекать кураторов в неспособности решить эту проблему был бы неоправданно: по всей видимости она нерешаема, так как субстанциональна современному художественному производству. Упрек может состоять в том, что проблема эта была кураторами проигнорирована. Экспозиционная катастрофа могла бы быть снятой, если бы была осознана и кураторски маркирована.

P. S. Необычайно поучительным может быть сравнение люблянской выстаки с экспозицией, открывшейся на неделю раньше и совсем неподалеку, - с Венецианской Архитектурной бьеннале. Все то, что в усредненном восприятии делало архитектурные выставки узко специальными, исчезло. Ныне, репрезентируя свою проектную мысль, архитекторы стали использовать комплексные и масштабные видеопроекции, задействовать инсталяционные ходы, элементы акции и концептуальной провокации. Говоря иначе, все те зрелищные приемы, что были накоплены визуальными искусствами за последние десятилетия и которые оказались отвергнутыми к концу 90-х, все это ушло ныне в архитектурные экспозиции.

Манифеста 3. "Больше - этики. Меньше эстетики"

Собственно говоря, этот слоган - "Больше - этики. Меньше эстетики", предложен не Манифестой, а как раз Венецианской бьеннале. Однако, примат этической проблематики над эстетической эти две мегавыставки разделяют, свидетельствуя, что речь идет не о чисто художественной тенденции, а об умонастроении эпохи.

Сама же Манифеста-3 имела тему, которой, кстати, полностью отвечали все вышеописанные работы. Тема звучала: "Синдром границы. Энергии и защита". И действительно, граница - это метафора проблематики ключевой для эпохи, когда идентичность и миграция стали вопросом повседневного выбора. Граница - это и не только метафора, но и реальность времени, когда в течении нескольких лет на карте Европы оказались перекроены и продолжают перекраиваться все политические и географические рубежи. Нет более точной темы для выставки, утверждающей примат этического над эстетическим, и нет более точного места для ее проведения, чем Любляна, находящаяся на границе Востока и Запада.

Поэтика же, выражающая это новое моральное чувство, сурова и аскетична. Произведениям присуще отождествление художественного высказывания с документом - это видеохроника, репортажное интервью, фиксация на статичную камеру. Работа с видеорядом элементарна - рубленный монтаж, крупный и средний план, естественное освещение. Таким образом, многие преобладающие в предшествующие годы поэтики здесь оказываются отвергнутыми: отсутствуют провокационная зрелищность, умозрительная концепция, психоделика, зачарованность энигматикой и тайными кодами и пр. Восторжествовашая в этих работах этическая ангажированность не приемлет метафору, как чреватую эстетическим сладострастием, как нечто из области plaisire du text. Не приемлет она и малейший отзвук неоконцептуального сознания - все, что не указывает прямо на человеческое измерение, воспринимается малодушным мозглячеством. Наконец, отвергаются этой поэтикой и все формы социальной мобильности и интеракции, все попытки художников создавать замкнутые сообщества или поровоцировать систему. Все эти усилия предшествующего поколения воспринимаются тщетными и этически сомнительными: это либо эскапизм, либо изощренная форма карьеризма. Европа, какой она предстает в работах художников Манифесты 3, - это континент раздираемый социальными противоречиями, полный реальных проблем и человеческой боли.

В моральной неуспокоенности нового поколения есть нечто от миссионерской одержимости. Авторы столь захвачены этическим посланием, что теряют восприимчивость к окружающему. В результате, искусство утратило, столь присущую ему в 80-е и 90-е способность задействовать окружающий их контекст. Некогда разыгрывая экспозицию Манифесты 1 в Роттердаме, мы старались выстроить выставки в диалоге с принимающими их музеями; так характер музея Бойманс-ван-Бойминген и музея Натуральной истории предопределил тематику и специфику расположенных там проектов (чаще всего специально для этих музеев сделанных). Ныне же кураторы и художники используют предоставленные им помещения (Музея современного искусства, Графического собрания, Музея краеведения) просто как экспозиционную площадь, как недвижимость. Устанавливая видеопроекторы они просто освобождают залы постоянной экспозиции, а воодружая мониторы на подиум они просто сдвигают в сторону мешающие им экспонаты. Их не смущает при этом соседство витрин с образцами геологических пород, как и то, что, отодвигая черную портьеру, затемняющую выход из видео-инсталляции, зритель сталкивается с чучелом мамонта.

Важно оговорить, что в данном случае мы имеем дело с примером постидеологической этики, которая уже не вписывается в некий априорный жизнестроительный проект. А потому все эти работы лишены малейшей риторики: они не назидают и не учат, они даже не обвиняют и разоблачают, они просто констатируют. Пред нами парадоксальный пример бесстрастной патетики, бесчувственного состорадания, некой cool ethics.

Лишенные универсальных идеологических опор, авторы лишены отстраненного взгляда на материал, они нивелируются перед документальным фактом, они оказываются неспособными компоновать и перекомпановывать видеоряд, превращать событие в повествование. В результате, их озабоченность Другим оборачивается своей противоположностью - игнорированием Другого, некоммуникабельностью. Говоря иначе, смотреть эти нескончаемые фильмы невыносимо скучно, а размышлять и писать о Манифестве 3 несравненно увлекательнее, что знакомиться с ее экспозицией.

Манифеста 3. Русское участие

Российская сцена была представлена двумя художниками, Анатолием Осмоловским и Антоном Ольшвангом. Так, две звезды начала 90-х представляли в Любляне художественную сцену начала следующего десятилетия. Впрочем, самое уязвимое в выборе этих персоналий не в этом. Манифества - это ведь не молодежная выстака, а выставка актуальная, а потому она может пригласить и состоявшего художнкика, если его работа обладает качеством актуальности (к примеру, среди участников Манифесты 3 был и семидесятипятилетний Эдвард Красинский). Уязвим этот кураторский выбор тем, что предложенные ими работы не вписываются в рамки поэтики cool ethics, а работа Антона Ольшванга не отвечает напрямую даже тематике выставки.

Эффектная акция-объект Осмоловского - пушка, вставленная дулом в канализационный люк посреди Любляны, своей гиперметафоричностью и провокационной эффектностью противоречила самому духу cool ethics. Никакого отношения не имела к ней и работа Антона Ольшванга, решенная в русле поэтики лингвистического редукционизма начала 90-х. Его инсталляция "Поле боя" представляла собой выставленные на стенах фотографии, являвшиеся увеличенными вариантами непринятых и отбракованных заказчиками фотокарточек в кодаковских фотоателье. Суть этой работы в реконструкции коллективного бессознательного, а не в моральном суждении.

Можно упрекнуть кураторов Манифесты в пренебрежении серьезным исследованием актуальной российской сцены (что действительно соответствует истине). Однако, справедливость требует признать, что искусства, отвечающего их кураторской концепции, в России нет. Этическая проблематика глубоко чужда постсоветскому сознанию, европейская cool ethics не имеет здесь своих аналогов. Постсоветское десятилетие воспринималось в России не только как постидеологическое, но, одновременно, и как постэтическое. Ведь этика, что была ведома России в ХХ веке, была этикой насквозь идеологизированной, а потому она редуцировалась вместе с идеологией. А потому все три вектора, определившие становление русского искусства в 90-е, - эскалация провокационной зрелищности, неокоцептуальной психоделики и неоидеологической симуляции, все эти вектора в равной мере обходили этическую проблематику стороной. Если для западного мира 90-е годы это эпоха, когда в центре интеллектуальной дискуссии встала проблематика Другого, социальных обязательств и новой коммунитарности, то для России это эпоха конвульсивного индивидуализма и обретения субъективности. Говоря иначе, Россия в 90-е если и близка Западу, то только Западу 80-х.

В оправдание кураторам можно сказать, что привлеченные ими работы, это был максимум того, насколько можно было притянуть московскую художественную продукцию к мейнстриму Манифесты. Работа Ольшванга, корреспондировала поэтике cool ethics использованием аутентичного документального материала и элементарностью его предъявления, в то время как Осмоловский первоначально приглашался с социальным перформансом, т.е акцией в реальном социальном пространстве. Наконец, в оправдание российской художественной сцене можно сказать, что целый ряд работ созданных в последние месяцы свидетельствует о формировании здесь атмосферы близкой той, что витала над люблянской выставкой. Впрочем, возникли эти работы уже после того, как кураторы Манифесты посетили Москву и Петеребург.

Манифеста 3. Больше реальности vrs больше искусства

Важно добавить, что Манифеста 3 состояла не только из видеоработ: ее открытие ознаменовалось целой серией эффектных социальных акций и перформансов. Упомяну лишь две из них. Польский художник Павел Альтхамер задействовал в своей работе нескольких профессиональных актеров. Одетые как рядовые обыватели, они в течении тридцати дней появлялись в одно и тоже время и в одном и том же месте - на небольшой площади в центре Любляны. Старик с тросточкой, кормящий голубей, молодой человек, нервно посматривающий на часы, и, наконец, дождавшийся любимую девушку, роллер в желтой майке, катающийся по площади - эти и возможно другие персонажи внедрялись в реальную жизнь. Для того, что бы распознать все элементы работы нужно было прийти на следующий день и увидеть как вся эта сцена повторяется вновь. Отыскивая место проведения перформанса, я несколько раз ошибся местом, так как, внимательно присматриваясь к окружающей жизни, думал вот оно, нашел! Реальность обманчиво казалась мне разыгранным спектаклем.

В момент проведения пресс-конференции Манифесты 3 несанкционированную акцию совершил Александр Бренер, которая и на этот раз кончилась арестом, тюремным заключением с последующим взысканием крупного штрафа. Выйдя на сцену к президиуму, написал на стене спреем политические воззвания и пытался помешать проведению церемонии и т.д. Одним из многочисленных свидетелей этой акции был и сидевший в зале Павел Альтхамер. Однако, когда на следующий день его спросили понравилась ли ему работа Бренера, выяснилось, что польский художник, не знакомый с творчеством московского акциониста, не распознал в публичном скандале художественной акции. Итак, чем больше искусство стремится раствориться в реальности, тем больше реальность уподобляется искусству. И наоборот, чем больше искусство торпедирует реальность, тем больше оно растворяется в течении повседневности.


Москва, август 2000 г.
1 Анализ практики независимого куратора был предложен в ряде матералов "ХЖ" #31.

© 2001 - Художественный журнал N°33

 


Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)


29/10/2015
29.10.2015 - Открытие выставки Анатолия Осмоловского "Авангардистская канцелярия"
Новый проект Анатолия Осмоловского обращается к метафоре канцелярской принадлежности и с долей иронии сводит на нет ее практическое применение. Представленные на выставке объекты в своей детальной проработке относят к предметам бумажного обихода, чей облик не сменялся на протяжении десятилетий и прочно врезался в память постсоветского человека. Точность в исполнении при ближайшем рассмотрении оборачивается подвохом и придает узнаваемым образам характер абсурда.

с 30 октября по 6 декабря 2015 г.
Pop/off/art gallery
ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Москва

Подробнее…




26/05/2015
CURRENT, Exhibition (ATHENS, 26 May - 26 July 2015)

TERRAPOLIS

Exhibition duration | 26 May – 26 July 2015

in collaboration with the Whitechapel Gallery

Curator | Iwona Blazwick, Director, Whitechapel Gallery

FRENCH SCHOOL AT ATHENS, DIDOTOU 6

Opening Hours
Monday Closed
Tuesday - Saturday 10:00 - 21:00
Sunday 12:00 - 18:00

NEON and the Whitechapel Gallery are proud to present TERRAPOLIS, the second major collaboration in Athens between the two organizations following the presentation of ‘A Thousand Doors’ at the The Gennadius Library of the American School of Classical Studies at Athens (4 May – 30 June 2014). NEON works to widen access to contemporary art and is committed to contributing to the vital cultural activity in Athens.


Подробнее…




04/05/2015
Лекция по истории российского акционизма в ICA (London)

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system.

Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career.

Далее...



27/03/2015
Анатолий Осмоловский в Проекте "СОВРЕМЕННИКИ"

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОЕКТ СОВРЕМЕННИКИ

Проект «Современники» — уникальная живая энциклопедия современных русских художников, герои которой представляют себя сами — в интервью-анкетах, с видеозаписями и расшифровками которых можно познакомиться на этом сайте. Анкеты состоят из намеренно простых, базовых вопросов, таких, которые именно в силу своей простоты не всегда задаются в обычных журналистских интервью — но ответы на них далеко не очевидны и часто неожиданны. Ведь даже то, к какому направлению тот или иной художник причисляет себя сам, в какой контекст в мировом искусстве он себя помещает, кого он считает своими учителями и единомышленниками, часто идет в разрез с общепринятыми классификациями.


Подробнее…


27/02/2015
Сева Новгородцев – программа БибиСева c участием Анатолия Осмоловского 27.02.2015

Сегодняшний гость БибиСевы - один из самых известных российских художников, лауреат "Премии Кандинского" и идеолог Московского акционизма Анатолий Осмоловский. Вечером он выступит с лекцией в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а в 16:00 по Гринвичу не пропустите его интервью на БибиСеве!


Подробнее…


12/02/2015
Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

 Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

27 Feb 2015 6:30 pm | Nash & Brandon Rooms | £8.00 to £10.00

Book Tickets

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).


Подробнее…


08/02/2015
06.02 - 19.04.2015 «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAST 2000+» в МСИ «Гараж»

  ВЫСТАВКА «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAS 2000+»
6 февраля – 19 апреля 2015
Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур
6 февраля вход на выставку свободный.

Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне



Подробнее…


02/02/2015
Анатолий Осмоловский: «К искусству я отношусь как к революционной машине»

Художник Анатолий Осмоловский в своих «Избранных текстах» анализирует московский акционизм, одним из основателей и активным участником которого он был. По этим статьям можно четко проследить формирование и развитие тех идей и вопросов, разрешение которых составляло для него серьезную проблему. T&P публикует вошедшую в каталог беседу Осмоловского с критиком Марией Чехонадских о диалектике и автономии искусства. Полная версия текста, опубликованного в каталоге фонда V-A-C, выйдет также в «Художественном журнале» №93.
Подробнее....



28/12/2014
Анатолий Осмоловский: «Они к смерти движутся — и нас всех за собой тащат»

 В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с порталом «Воздух. Афиша.ру», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится


Подробнее…


25/12/2014
25.12. 2014 г. в библиотеке Ф.М.Достоевского презентация книги «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей»

Начало в 20:00
Библиотека Ф.М. Достоевского представляет новую книгу «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей / Избранные тексты Анатолия Осмоловского», состоящую из двух частей и опубликованную итальянским издательством Marsilio Editori совместно с V-A-C Foundation.


Подробнее…


22/12/2014
Анатолий Осмоловский, «Рас-членение» 25.12.2014 – 11.01.2015, Галерея «Триумф»

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Бакунин. Бронза, литье. 2012 Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского, известного московского акциониста, куратора, основателя образовательного проекта для художников и искусствоведов «База».
 
Проект «Рас-членение» состоит из двух частей: серии девяти скульптурных бюстов «Головы мертвых революционеров» и новой бронзовой композиции «Украинка».


Подробнее…


08/12/2014
Интервью Анатолия Осмоловского для нового проекта syg.ma

«В современной России невозможно заниматься акционизмом»: Анатолий Осмоловский о живописи, независимой критике и панк-роке

«Нужно создать интеллектуальный, академический дискурс, которого в России нет или почти нет. Без него художественное производство здесь так и останется на стадии поп-арта или того, над чем работают Дубосарский и Виноградов»

«Искусство не может быть связано с тюрьмой, не потому что «слабо», а потому что когда человек попадает в тюрьму, невозможно по поводу его действий высказывать эстетические суждения»

Читать интервью полностью



03/12/2014
Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских

Как московских художников лишают мастерских, и почему это не только плохо, но и очень хорошо Московский союз художников взывает к мэру Москвы Сергею Собянину. У художников отбирают мастерские.


Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских
Подробнее…


18/11/2014
26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)

26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)Масштабная выставка работ поп-арта из Америки, Китая, Великобритании и России в Saatchi Gallery - 300 работ 112 художников

Wed 26 November 2014 - Mon 23 February 2015 Saatchi Gallery, Duke of York's HQ, London SW3 4RY

www.saatchigallery.com  

Почему именно поп-арт из всех течений в искусстве XX века оказывает такое длительное и сильное влияние на художников по всему миру? США и Великобритания, Китай и постсоветское пространство — поп-арт жив до сих пор везде. Организаторы этой уникальной по масштабам выставки решили попытаться понять, в чем тайна его власти.


Подробнее…


20/09/2014
9 сентября – 30 ноября 2014 выставка работ из коллекции Фонда V-A-C в Whitechapel Gallery (Великобритания)
 

Коллекция Фонда V-A-C
Выбор работ: Майк Нельсон

9 сентября – 30 ноября 2014, галерея Whitechapel Gallery
Время работы: вторник - воскресенье 11:00 - 18:00, четверг 11:00 - 21:00

Whitechapel Gallery, галерея 7
77-82 Whitechapel Hight Street, Лондон

Whitechapel Gallery открывает первую в Великобритании выставку работ из коллекции Фонда V-A-C, которые отобрал для показа британский художник Майк Нельсон.


Подробнее…


17/07/2014
Институт БАЗА: новый учебный год

Институт БАЗА - прием абитуриентовС 1 августа по 25 сентября в Институте «База» открыт прием заявок на следующий учебный год. Всем желающим поступить необходимо заполнить анкету в электронном виде и прислать на bazaeducation@gmail.com. По этому же адресу можно получить дополнительную информацию или задать вопросы, касающиеся процедуры поступления и образовательных программ.

В октябре 2014 года Институт открывает новую экспериментальную образовательную программу «БАЗАльт» для молодежи (16+), в рамках которой запланированы циклы лекций по истории российского и зарубежного искусства, а также практические занятия. В связи переизбытком различных творческих инициатив, основной акцент делается на определении четких границ и отличий искусства от дизайна. Программа рассчитана на год обучения. Занятия проходят три раза в неделю по будним дням с 17.00 до 19.00.

Общую информацию о поступлении можно найти здесь



17/05/2014
22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

 22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

22 мая в 17 часов в рамках программы культурной столицы Европы в рижской церкви Св. Иоанна и в 18 часов в Латвийском музее истории железной дороги открывается международная выставка современного искусства "В поисках горизонта". В выставке участвуют 39 художников из таких стран, как Латвия, США, Россия, Австрия, Нидерланды, Индия и Германия. Выставку дополняет семинар, посвященный личному опыту художников и теоретиков искусства. Семинар пройдет в Латвийском музее истории железной дороги 24 мая с 11:00 до 17:00.



Подробнее…


03/04/2014
Анатолий Осмоловский: «Искусство начинается с достоинства и самостоятельности художника»

В Музее Москвы проходит выставка «Живопись расширения» под кураторством Евгении Кикодзе (Музей Москвы) и Анатолия Осмоловского (Институт «База»). «Что такое современная живопись и где ее место в актуальных практиках искусства?» — этот вопрос все отчетливее звучит на местной сцене, и эта выставка — не исключение. Работы одиннадцати авторов — как известных современных художников, так и совсем молодых — объединены общим свойством: это живопись, которая так или иначе «расползлась» в другие контексты или жанры. О том, почему живопись обладает наибольшим потенциалом автономии и зачем эта автономия художнику нужна, Анатолий Осмоловский рассказал Ольге Данилкиной.


Подробнее…


28/12/2013
Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.

Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.Из «грязи» в князи (мира сего)

Гигантским разочарованием для меня стала пресс-конференция Pussy Riot на «Дожде». Было почти физически больно это наблюдать.

Действительно, российская пенитенциарная система обладает поистине колоссальными возможностями для «перевоспитания». Пресс-конференция показала это в такой отчетливой форме, что Путин может быть доволен. Доволен до такой степени, что, собственно, зачем ее менять-то? По крайней мере, по отношению к современным художникам она работает превосходно.


Подробнее…


15/12/2013
Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»

Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»15 декабря 2013 г.  в 16.00 на площади Краснопресненская Застава состоялся перформанс студентов Института «БАЗА» по случаю публикации книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ». Текст книги поделен на три части – «Программа минимум», «Программа максимум» и «Инструкции для боевых подруг», каждая из которых состоит из пронумерованных лозунгов и рекомендаций, организованных по особому стилистическому и фонетическому принципу. Все фразы выписаны заглавными буквами, и завершаются восклицательными знаками, создавая бесконечный мысленный поток пограничного состояния смутного времени. 


Подробнее…


18/11/2013
Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы

 "Мне нужно было сначала себя прибить, а потом уже убрать одежду, чтобы осталось тело, прибитое к брусчатке. И вокруг ничего. Оно там возникло – и всё..."

 

Петр Павленский обнаженным присел на брусчатку Красной площади и приковал, прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Это всё было зафиксировано на многих фотографических аппаратах. Саму эту акцию в виде фотографий и видео вы можете видеть на всех сайтах, думаю, мира, а не только России. После этого Петр Павленский был препровожден в отделение милиции, накрытый простыней или покрывалом. После этого отправились в суд. После этого дело не завели и отпустили. Но 15 числа прокуратура сказала свое слово, и уголовное дело по статье «хулиганство» все-таки было заведено.

В контексте этого события Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы провели дискуссию на тему "Современное искусство как политическая акция"


Подробнее…


12/11/2013
14 ноября 2013 г. в 20-00 лекция Анатолия Осмоловского в Solyanka VPA

/news/logo/solyanka200.jpg«Эстетические проблемы традиции акционизма в современном искусстве. Искусство или политика?»

 Осмоловский — фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его лекция — об эстетических проблемах традиции акционизма в современном искусстве

лекция состоится 14 ноября 2013 г. в 20-00
место проведения - Solyanka VPA (video/performance/animation)
ул. Солянка, 1 (вход с ул. Забелина), Москва

Вход свободный


Подробнее…


31/10/2013
7 – 17 ноября 2013 г., «НАШЕ ДЕЛО» - Первый выставочный проект Института «База»

Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров
Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко
Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус
Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года
Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18
Открытие состоится 7 ноября в 19.00

Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.


Подробнее…


05/10/2013
05.10 - 30.11.2013 «Изысканный труп и двенадцать самоубийц», Галерея Томаса Брамбиллы (Бергамо, Италия)

Анатолий Осмоловский 05/10/2013 - 30/11/2013 выставка Анатолия Осмоловского «Cadavre Exquis - Двенадцать Самоубийств» (галерея Томаса Брамбиллы, Бергамо, ИталияВремя проведения выставки: 05/10/2013 - 30/11/2013
Открытие: Суббота, 5 Октября 2013 h.18.30.
Часы работы: Вторник - Суббота с 14:00 до 19:00.

Томас Брамбилла
Via Casalino 25
24121, Бергамо, Италия
Тел: +39 035 247418
www.thomasbrambilla.com
info@thomasbrambilla.com

Галерея Thomas Брамбилла с гордостью представляет «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Cadavre Exquis and Dodici Suicidi) - персональная выставка Анатолия Осмоловского.

Название выставки, относится именно центральной работе и цитирует знаменитую практику сюрреализма - Cadavre Exquis - процесс создания коллективных текстов или изображений, в котором каждый участник пишет или рисует без знания того, каков вклад других.


Подробнее…


07/09/2013
«Против всех» на выставке RE-ALIGNED ART (Tromsø, Норвегия с 13.09.2013 по 11.2013) )

Против всех на выставке RE-ALIGNED ART С 13 сентября по ноябрь 2013 в Tromsø (Норвегия) пройдет выставка RE-ALIGNED ART. На выставке будет представлен проект Анатолия Осмоловского «Против всех»


Подробнее…


23/07/2013
Лекция Анатолия Осмоловского о 55-й Венецианской биеннале

В конце июня в институте БАЗА состоялась лекция Анатолия Осмоловского для студентов о 55-й Венецианской биеннале, основанная на собственных впечатлениях от посещения. Здесь мы публикуем аудио-запись часть 1 и часть 2 этой лекции и фотографии выставки.


Подробнее…


25/06/2013
Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre Oci

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciВ параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).


Подробнее…


06/06/2013
«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей»

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciДвое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима. 


Подробнее…


01/06/2013
«Схождение параллелей» Альтхамера и Осмоловского

Фонд V-A-C представляет выставку двух художников в Италии.

Фонд V-A-C, некоммерческая московская институция, которая занимается популяризацией и развитием русского современного искусства, летом представит итальянской публике выставку «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей». Этот проект впервые сводит вместе работы двух художников, поляка и россиянина, происходящих из того поколения, которое стало свидетелем резкой смены социальной и политической парадигмы в России и странах Варшавского договора. Это привносит в их работы множество интересных параллелей. Экспозиция ставит Альтхамера и Осмоловского в позицию постоянного диалога, который разворачивается в поле различий и сходств между их работами. Произведения обоих художников часто касаются идеи телесности и модусов восприятия.



Подробнее…


28/05/2013
Болевые точки

художник Анатолий ОсмоловскийВ преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах.
Читать полностью


English Русский