В ноябре 2003 года Анатолий Осмоловский написал Дмитрию Гутову письмо, в котором излагались соображения по поводу статей философа Михаила Лифшица, автора «Кризиса безобразия». Завязался философский спор, длившийся несколько месяцев, в азартную интернет-переписку оказались вовлечены и другие участники —художники, критики и теоретики искусства Константин Бохоров, Дмитрий Виленский, Богдан Мамонов, Владимир Сальников, Игорь Чубаров, Кети Чухров. В результате сложился почти что роман в письмах, который и опубликован в книге «Три спора», увидевшей свет весной 2012 года. Книга имеет три раздела — спор об абстракционизме и спор о религии и левом активизме.

Д. Гутов, А. Осмоловский. Три спора. М., Grundrisse, 2012


Письмо № 36

Анатолий Осмоловский

06.01.2004

Привет, дорогие коллеги!

Читаю книгу А.Б. Оливы, выпущенную ХЖ, и размышляю1.

Олива один из первых певцов и создателей постмодернизма и интересен именно этим. В его текстах очень явно прослеживается знание, против чего он боролся. Надо сказать, что Олива начинал как настоящий модернист, он (если кто не знает) член «группы 63». Была такая итальянская авангардистская литературная группа, что-то вроде известного всем французского нового романа (Роб-Грийе, Бютор, Саротт и др.). По-моему, и Умберто Эко начинал в этой группе. Для мировой культуры группа важной не стала, но многие из ее членов определяли ландшафт западноевропейской культуры в 80-е годы. Олива один из них.

Главный, ключевой момент, возникающий по ходу чтения всей книги, содержится в одной из вариаций: «Если развитие авангарда во всех его послевоенных версиях и вариантах шло эволюционным путем лингвистического дарвинизма, следуя опыту предшественников — представителей исторического авангарда, то транс-авангард, напротив, выходит за эти предзаданные рамки, придерживается номадической установки, предполагающей обратимость всех исторических языков»2. Вот главное выражение постмодернистского отношения к искусству и его принципиальное различие от авангарда!

Действительно, авангард — это историческое явление, явление искусства, которое осмысляло себя в истории. История же предполагает развитие. Это развитие необязательно прогрессивно, оно поступательно и неостановимо. В историческом процессе ничто необратимо. А если и происходит реактуализация забытого, то всегда как вспышка нового.

Когда мы рассуждаем об авангарде и революционном процессе ХХ века, нельзя сбрасывать со счетов, что авангард, вслед за марксизмом, считал искусство связанным с историческим процессом. Именно поэтому возникла идея преодоления реализма. Авангард относился к реализму как к преодоленной собственной традиции, а не как к инородному телу.

Постмодернистский отсчет Олива начинает с конца 70-х годов с возникновения искусства транс-авангарда (итальянская арте-чифра и немецкий неоэкспрессионизм). Видимо, это верно, хотя, на мой взгляд (и на взгляд многих историков искусства), уже поп-арт был насквозь постмодернистичен (во всяком случае, Уорхол уж точно). Однако хребет историческому авангарду переломал не поп-арт. К поп-арту долгое время ответственные люди относились крайне скептически, как к попсе в арте. А тот факт, что Уорхол якшался с поп-музыкой, добавляло этому отношению реального основания. Да и сейчас для многих Уорхол — первый, кто попытался сделать из искусства индустрию искусства, — личность очень сомнительная. В этой же парадигме работают Д. Кунс, Д. Херст, пытается в нее вписаться О. Кулик. Парадигма коммерческого, индустриального, популярного (но не народного) искусства.

Хребет историческому авангарду переломал концептуализм — вполне законное авангардистское явление. Концептуализм настолько истончил это «хребет», что он не выдержал и сломался. Именно здесь сработала диалектика! Постмодернизм — это тот желаемый «синтез искусств», о котором вопрошает Гутов! Конечно, постмодернизм сейчас — это уже ситуация, но когда-то он был художественным направлением, не стоит об этом забывать!

Поэтому действительно новый этап возвращения к истории (которое в политической сфере состоялось после конца войны в Ираке) возможен именно к искусству до поп-арта и до концептуализма. К искусству, в генезисе которого важную роль играл материал. Отказ от взаимодействия с реальным материалом — красками, холстом, деревом или бетоном привел искусство к постмодернизму.

Если же говорить о реализме, то реализм слишком далек от материала, хотя и имеет с ним непосредственный контакт. В реализме слишком много концептуального, но не в дистиллированной, выделенной, редуцированной, наглядной форме как в концептуализме, а скрыто, по умолчанию. Реализм слишком сложная система чтобы к нему можно было возвратиться. К тому же постмодернистская вседозволенность еще больше путает «карты», мешает отличить реальный возврат к реалистическому отношению в искусстве от симуляции или обычной глупости. Вот вопрос! Есть в истории такие явления, возврат к которым на том или ином развитии истории просто невозможен! Но именно эта невозможность является самым ярким свидетельством наличия истории! Если бы подобной невозможности не было, то стала бы воплощенной реакционная постмодернистская утопия обратимости любых языков!

Стоит очень серьезно отнестись к этой мысли! И прежде всего реалистам. Именно ваша неудача, невозможность реинкарнации реализма будет аргументом в пользу существования истории и в пользу реального существования реализма в ней. Такого реализма, к которому нельзя возвратиться на определенных этапах человеческой истории. Действительно: если все возможно, то истории нет!

Поэтому подлинный марксизм в искусстве — это такой марксизм, который понимает к чему можно и нельзя возвратиться. Если возвращаться, то последовательно, и абстракционизма здесь не избежать.

С коммунистическим приветом,
Осмоловский.

Дмитрий Гутов и Анатолий Осмоловский на открытии 4-й Московской биеннале современного искусства. Фото: Олеся Бурлака

Письмо № 37

Анатолий Осмоловский

07.01.2004

Привет, дорогие коллеги!

А вот совокупный портрет нашего постмодерниста, написанный Оливой. Большего бесстыдства трудно себе и представить: «Сегодня на смену всему этому (предыдущий кусок был посвящен описанию неоавангарда 60-х — А.О.) приходит культура косвенности, продолжающая ту рваную и дискретную линию культурного движения, берущую свое начало в маньеризме. Эта культура избегает конфликтов и прямых столкновений, предпочитая старательность, ментальную осторожность и скрытность, а также уклончивость — поведение, характерное для фигуры предателя. Предатель, по определению, существует сбоку, занимает косвенную позицию и раздваивается, двуличествует, то есть находится на непроходимом бездорожье лицемерия и раскола. Этот же раскол и расклеивание существуют между языком и так называемой реальностью3 <…> Законченный нигилист в этом случае использует энергию искусства, во имя большей свободы скольжения.

Для того чтобы это произошло, необходимо полностью растормозиться, отцепиться от всех якорей, оставить мысль о каком-то приоритетном направлении движения и двигаться без руля и без ветрил, не соотносясь с центром и даже по возможности по касательной, по обочине, в стороне от магистрали. Активное движение подхватывает деятельность современного художника, который преспокойненько катится просто в силу веса собственного произведения, утяжеленного материей живописи и, напротив, освобожденного от тяжести прямолинейной и тормозящей движение веры <…> Как законченный нигилист, художник трансавангарда внимателен к детали и испытывает удовольствие от того, что целостное видение совокупности всех вещей утрачено <…> Отсутствие единой точки зрения — следующие завоевание (!!! — моя вставка) трансавангардистского взгляда на мир, манифестирующего свою эклектичность. Эклектизм — это еще одна характеристика гибкой идентичности, такого состояния художника, который своим произведением стремится нейтрализовать различия (! — моя вставка), закрыть брешь между различными стилями и уничтожить дистанцию между прошлым и настоящим»4.

Вот полный и подробный портрет врага! А я все думал, почему Олива на все свои выставки Африку (Сергея Бугаева — петербургского художника) приглашает? Неужели, думал я, он такой тупой, что не видит элементарной неумелости этого великосветского тусовщика? Исчерпывающий ответ на этот наивный вопрос дан выше (подчеркнутые слова).

Но вот вопрос, какова же была та эпоха, что все это можно было писать на «голубом глазу», не стесняясь при этом, а наоборот, имея грандиозный успех?!

Вот на самом деле «историческое дно», как выразился однажды Влад Сафронов, а наше время в сравнении — это «выси небесные». В нашем времени уже существуют люди, которые хохочут над работами какого-нибудь Херста (или русский вариант: Кулика), всерьез не принимая эти «наформалиненные» амбиции.

Осмоловский.

Письмо № 38

Дмитрий Гутов

08.01.2004
Привет, Толик!

Заметки об абстракционизме.

Хочу начать с одной мысли Осмоловского: «Возможно, при возникновении общества, свободного от отчуждения, реалистическое искусство станет единственно возможным образом художественного выражения, но в современных условиях об этой гипотетической возможности абсурдно даже размышлять».

Трудно не согласиться. Но абсурдность не такая вещь, чтобы от нее как от огня шарахаться.

Она дала миру много замечательного. 2 000 лет христианства (ну может, конечно, и меньше) были окрашены этим: верую, ибо это абсурдно. И для 1930-х годов эти слова много значили. Лифшиц ссылается на Тертуллиана, говоря о Лукаче5.

А для основателей авангарда просто ничего лучше абсурда не было. Так что не будем бояться размышлять абсурдно. Проблема скорее в труднодостижимости абсурда.

Да и сам Осмоловский пишет: «Реактуализация абстрактного искусства сейчас кажется каким-то нонсенсом». Его это, однако, не смущает. Даже вдохновляет. И еще он пишет (о реализме): «Есть в истории такие явления, возврат к которым, на том или ином развитии истории, просто невозможен!» И здесь не поспоришь. Но как же быть со словами: требуйте невозможного.

Есть ли в таком требовании смысл? Напомню одну из замечательных идей Чернышевского (Толик знает, я люблю на нее ссылаться). В своей диссертации он разбирает пословицу «На ловца и зверь бежит»6. Нереалистическое требование может так поменять ситуацию, что оно уже станет реалистическим.

Осмоловский продолжает, обращаясь к реалистам: «Именно ваша неудача, невозможность реинкарнации реализма будет аргументом в пользу существования истории». И здесь он прав. Но проблема неудачи тоже непроста. Ленин, анализируя поражение революции 1905 года, писал, что за оружие браться требовалось. Да, неудача носила фатальный характер, но этот опыт оказался самым ценным приобретением. Необходимым для развития революции. Разбитые армии хорошо учатся. Ты же, Толик, любишь изучать искусство войны, и не мне тебе рассказывать о ценности поражений. (Кстати, Джорджо Агамбен считает, что само возникновение человечества явилось результатом эволюционной регрессии, последствиями краха в борьбе за существование7. Так что и регресс не такая уж однозначно дурная штука).

В этих упреках я нахожу как раз слабость (а точнее сказать силу), модернистской (в смысле антиреалистической) позиции. Она всегда считается с обстоятельствами. Всегда рассчитывает, что получится, а что нет. В ней нет элемента безнадежности и бессмыслицы (подлинной). Как таковая она принадлежит нашему миру корыстного расчета. В ней нет энергии отчаяния (которую Ленин тоже умел ценить). То есть здесь всегда остается привкус того, что создателям есть, что терять, и они не позволяют себе настоящего риска.

И что такое поражение реализма на данном этапе развития истории? Знак того, что мир, где человек унижен, несвободен, обделен, торжествует очередную победу. Но кто-то должен напоминать и о том, что человеческое существование может и должно выглядеть иначе.

От этих, может быть, чересчур общих размышлений перехожу к самой абстракции.

От концептуализма через поп-арт к абстракции — это действительно неплохо. Достаточно нелепо. Здесь Осмоловский уже все проработал (отказ от литературщины, от попсы, обретение материала, отсутствие самооправданий и пр.), а что не проработал, так проработает. То есть делать надо. Но есть у абстракции и другое измерение, если посмотреть на нее не спереди, а сзади. В течение многих тысяч лет искусство что-то изображало. (С чего бы это?) Все, что вошло в абстракцию как чистое художество, было и до этого хорошо известно, но достигалось как побочный эффект. Издали любое произведение — абстракция (а совсем издали — черный квадрат). В этом смысле искусство не сильно абстракционисты обогатили. Напротив, вытянув на поверхность то, что таилось в глубине, они ослабили силу воздействия искусства. Жесткая геометрия нидерландской живописи наименее эффективна у Мондриана. Сила воздействия движения кисти наиболее ослаблена у де Кунинга, энергия цветового пятна у Ротко. Они как бы сразу предупреждают: сейчас дам в глаз. Это не столь ошеломительно, как у позднего Тициана или в русской иконописи.

И собственно вычлененных элементов и их комбинаций оказывается не так много. Здесь как раз нет бесконечности различий. Именно в этом смысле проект не может играть долго. Другое дело мир образов. Напомню, что уже во времена Пушкина эти темы обсуждались. Вот его мнение: «Если все уже сказано, зачем же вы пишете? чтобы сказать красиво то, что было сказано просто? жалкое занятие! нет, не будем клеветать разума человеческого, неистощимого в соображениях понятий, как язык неистощим в соображении слов»8.

С самооправданием та же история. Абстракционизм (и здесь опять прав Осмоловский) кричит обществу прямо в уши: за отсутствием содержания и сюжета я не имею права на существование и в этом моя высшая ценность! Не таково реалистическое искусство. Оно как раз знает свою предельную бескорыстность, которую никакие его прикладные стороны не имеют силы отменить. Икона создана как предмет культа, но для тех, кто ни в сон, ни в чёх не верит, она абсолютная эстетическая ценность. «Менины» повергают в изумление, хотя, что мне Филипп четвертый, что я Филиппу четвертому?

Но в целом нельзя не согласиться с Осмоловским. В условиях тотального кретинизма, может быть, стоит ставить перед обществом вопросы, как он выражается, «наиболее радикальным образом».

И еще многие наблюдения Осмоловского мне представляются ценными.

Вот некоторые: «Противопоставление абстракции жизнеподобию, к сожалению, вряд ли является центральной проблемой. Во многом потому, что в современной художественной ситуации практически нет искусства, работающего с категорией жизнеподобия». — Хорошо.

Или еще: «А все варианты постмодернистского искусства имеют скорее отношение к медиальности и концептуальности, которые могут и должны критиковаться современной абстракцией как проекты литературные и зависимые».

Или: «В реализме слишком много концептуального, но не в дистиллированной, выделенной, редуцированной, наглядной форме как в концептуализме, а скрыто, по умолчанию». — Только я здесь вижу сильную сторону (концептуализм не враг мне), а особенно сильную в том, что это «скрыто, по умолчанию».

Итак, хотя противопоставление абстракции и жизнеподобия и не является насущной практической проблемой, но теоретической, по крайней мере, является. Суть абстракции, ее понятие (в гегелевской терминологии), в отказе от жизнеподобия. Попробуйте этот факт проигнорировать. Как я уже однажды писал, историческое содержание этого феномена в том, что формы реальной жизни оказались уже настолько враждебны человеку, что он отказался от их изображения. Пока революционеры бились безуспешно над тем, чтобы эти формы очеловечить, привести в состояние, когда они станут отражаемыми, абстракционисты свидетельствовали, что у последних ничего путного не выходит.

Может быть, это имеет в виду Осмоловский когда пишет: «Абстрактное искусство ставит перед обществом в наиболее рельефной форме центральную политическую проблему прошедшего века: насущную необходимость социальной революции».

А одну его идею я не понял (можешь пояснить?): «Абстрактное искусство не есть выражение какой-то мифической свободы (как это интерпретировали критики 50-х годов), напротив — абстрактное искусство (особенно сейчас) есть развернутый показ индивидуальной несвободы».
Всех обнимаю.
Гутов.



Примечания:
1Бонито Олива А. Искусство на исходе второго тысячелетия. — М.: Художественный журнал, 2003.
2Там же. — С. 41.
3Там же. — С. 78.
4Там же. — С. 85.
5«У Лукача — восхваление Лысенко, Лепешинской, Бошьяна — это credo quia absurdum est. А вы думаете, что Тертуллиан был дурак верить в абсурды? Или мошенник, приспособляющейся к принятому учению?» — см.: Лифшиц М.А. Лукач // Вопросы философии. — 2002. — № 12. — С. 106. См. также: Лифшиц М.А. Что такое классика. — М.: Искусство XXI век, 2004. — С. 102.
6«…дух, направление, колорит жизни человека придаются ей характером самого человека: от человека не зависят события жизни, но дух этих событий зависит от его характера. "На ловца и зверь бежит"», — см.: Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. (Диссертация) // Полное собрание сочинений: В 15 т. — М.: Гослитиздат, 1947–1950. — Т.2, 1949. – С. 40.
7Агамбен Д. Детство и история: разрушение опыта и начало истории (Giorgio Agamben. Infanzia e storia: Distruzione dell’esperienza e origine della storia. Torino, Giulio Einaudi, 1978) . См.: Агамбен Д. Детство: игра — сказка — история // Ex libris НГ. — 14.01.1999. — С. 11.
8Пушкин А.С. Материалы к «Отрывкам из писем, мыслям и замечаниям» // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 17 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1949. — Т.11. — С. 59.

Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)


29/10/2015
29.10.2015 - Открытие выставки Анатолия Осмоловского "Авангардистская канцелярия"
Новый проект Анатолия Осмоловского обращается к метафоре канцелярской принадлежности и с долей иронии сводит на нет ее практическое применение. Представленные на выставке объекты в своей детальной проработке относят к предметам бумажного обихода, чей облик не сменялся на протяжении десятилетий и прочно врезался в память постсоветского человека. Точность в исполнении при ближайшем рассмотрении оборачивается подвохом и придает узнаваемым образам характер абсурда.

с 30 октября по 6 декабря 2015 г.
Pop/off/art gallery
ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Москва

Подробнее…




26/05/2015
CURRENT, Exhibition (ATHENS, 26 May - 26 July 2015)

TERRAPOLIS

Exhibition duration | 26 May – 26 July 2015

in collaboration with the Whitechapel Gallery

Curator | Iwona Blazwick, Director, Whitechapel Gallery

FRENCH SCHOOL AT ATHENS, DIDOTOU 6

Opening Hours
Monday Closed
Tuesday - Saturday 10:00 - 21:00
Sunday 12:00 - 18:00

NEON and the Whitechapel Gallery are proud to present TERRAPOLIS, the second major collaboration in Athens between the two organizations following the presentation of ‘A Thousand Doors’ at the The Gennadius Library of the American School of Classical Studies at Athens (4 May – 30 June 2014). NEON works to widen access to contemporary art and is committed to contributing to the vital cultural activity in Athens.


Подробнее…




04/05/2015
Лекция по истории российского акционизма в ICA (London)

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system.

Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career.

Далее...



27/03/2015
Анатолий Осмоловский в Проекте "СОВРЕМЕННИКИ"

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОЕКТ СОВРЕМЕННИКИ

Проект «Современники» — уникальная живая энциклопедия современных русских художников, герои которой представляют себя сами — в интервью-анкетах, с видеозаписями и расшифровками которых можно познакомиться на этом сайте. Анкеты состоят из намеренно простых, базовых вопросов, таких, которые именно в силу своей простоты не всегда задаются в обычных журналистских интервью — но ответы на них далеко не очевидны и часто неожиданны. Ведь даже то, к какому направлению тот или иной художник причисляет себя сам, в какой контекст в мировом искусстве он себя помещает, кого он считает своими учителями и единомышленниками, часто идет в разрез с общепринятыми классификациями.


Подробнее…


27/02/2015
Сева Новгородцев – программа БибиСева c участием Анатолия Осмоловского 27.02.2015

Сегодняшний гость БибиСевы - один из самых известных российских художников, лауреат "Премии Кандинского" и идеолог Московского акционизма Анатолий Осмоловский. Вечером он выступит с лекцией в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а в 16:00 по Гринвичу не пропустите его интервью на БибиСеве!


Подробнее…


12/02/2015
Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

 Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

27 Feb 2015 6:30 pm | Nash & Brandon Rooms | £8.00 to £10.00

Book Tickets

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).


Подробнее…


08/02/2015
06.02 - 19.04.2015 «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAST 2000+» в МСИ «Гараж»

  ВЫСТАВКА «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAS 2000+»
6 февраля – 19 апреля 2015
Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур
6 февраля вход на выставку свободный.

Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне



Подробнее…


02/02/2015
Анатолий Осмоловский: «К искусству я отношусь как к революционной машине»

Художник Анатолий Осмоловский в своих «Избранных текстах» анализирует московский акционизм, одним из основателей и активным участником которого он был. По этим статьям можно четко проследить формирование и развитие тех идей и вопросов, разрешение которых составляло для него серьезную проблему. T&P публикует вошедшую в каталог беседу Осмоловского с критиком Марией Чехонадских о диалектике и автономии искусства. Полная версия текста, опубликованного в каталоге фонда V-A-C, выйдет также в «Художественном журнале» №93.
Подробнее....



28/12/2014
Анатолий Осмоловский: «Они к смерти движутся — и нас всех за собой тащат»

 В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с порталом «Воздух. Афиша.ру», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится


Подробнее…


25/12/2014
25.12. 2014 г. в библиотеке Ф.М.Достоевского презентация книги «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей»

Начало в 20:00
Библиотека Ф.М. Достоевского представляет новую книгу «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей / Избранные тексты Анатолия Осмоловского», состоящую из двух частей и опубликованную итальянским издательством Marsilio Editori совместно с V-A-C Foundation.


Подробнее…


22/12/2014
Анатолий Осмоловский, «Рас-членение» 25.12.2014 – 11.01.2015, Галерея «Триумф»

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Бакунин. Бронза, литье. 2012 Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского, известного московского акциониста, куратора, основателя образовательного проекта для художников и искусствоведов «База».
 
Проект «Рас-членение» состоит из двух частей: серии девяти скульптурных бюстов «Головы мертвых революционеров» и новой бронзовой композиции «Украинка».


Подробнее…


08/12/2014
Интервью Анатолия Осмоловского для нового проекта syg.ma

«В современной России невозможно заниматься акционизмом»: Анатолий Осмоловский о живописи, независимой критике и панк-роке

«Нужно создать интеллектуальный, академический дискурс, которого в России нет или почти нет. Без него художественное производство здесь так и останется на стадии поп-арта или того, над чем работают Дубосарский и Виноградов»

«Искусство не может быть связано с тюрьмой, не потому что «слабо», а потому что когда человек попадает в тюрьму, невозможно по поводу его действий высказывать эстетические суждения»

Читать интервью полностью



03/12/2014
Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских

Как московских художников лишают мастерских, и почему это не только плохо, но и очень хорошо Московский союз художников взывает к мэру Москвы Сергею Собянину. У художников отбирают мастерские.


Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских
Подробнее…


18/11/2014
26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)

26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)Масштабная выставка работ поп-арта из Америки, Китая, Великобритании и России в Saatchi Gallery - 300 работ 112 художников

Wed 26 November 2014 - Mon 23 February 2015 Saatchi Gallery, Duke of York's HQ, London SW3 4RY

www.saatchigallery.com  

Почему именно поп-арт из всех течений в искусстве XX века оказывает такое длительное и сильное влияние на художников по всему миру? США и Великобритания, Китай и постсоветское пространство — поп-арт жив до сих пор везде. Организаторы этой уникальной по масштабам выставки решили попытаться понять, в чем тайна его власти.


Подробнее…


20/09/2014
9 сентября – 30 ноября 2014 выставка работ из коллекции Фонда V-A-C в Whitechapel Gallery (Великобритания)
 

Коллекция Фонда V-A-C
Выбор работ: Майк Нельсон

9 сентября – 30 ноября 2014, галерея Whitechapel Gallery
Время работы: вторник - воскресенье 11:00 - 18:00, четверг 11:00 - 21:00

Whitechapel Gallery, галерея 7
77-82 Whitechapel Hight Street, Лондон

Whitechapel Gallery открывает первую в Великобритании выставку работ из коллекции Фонда V-A-C, которые отобрал для показа британский художник Майк Нельсон.


Подробнее…


17/07/2014
Институт БАЗА: новый учебный год

Институт БАЗА - прием абитуриентовС 1 августа по 25 сентября в Институте «База» открыт прием заявок на следующий учебный год. Всем желающим поступить необходимо заполнить анкету в электронном виде и прислать на bazaeducation@gmail.com. По этому же адресу можно получить дополнительную информацию или задать вопросы, касающиеся процедуры поступления и образовательных программ.

В октябре 2014 года Институт открывает новую экспериментальную образовательную программу «БАЗАльт» для молодежи (16+), в рамках которой запланированы циклы лекций по истории российского и зарубежного искусства, а также практические занятия. В связи переизбытком различных творческих инициатив, основной акцент делается на определении четких границ и отличий искусства от дизайна. Программа рассчитана на год обучения. Занятия проходят три раза в неделю по будним дням с 17.00 до 19.00.

Общую информацию о поступлении можно найти здесь



17/05/2014
22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

 22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

22 мая в 17 часов в рамках программы культурной столицы Европы в рижской церкви Св. Иоанна и в 18 часов в Латвийском музее истории железной дороги открывается международная выставка современного искусства "В поисках горизонта". В выставке участвуют 39 художников из таких стран, как Латвия, США, Россия, Австрия, Нидерланды, Индия и Германия. Выставку дополняет семинар, посвященный личному опыту художников и теоретиков искусства. Семинар пройдет в Латвийском музее истории железной дороги 24 мая с 11:00 до 17:00.



Подробнее…


03/04/2014
Анатолий Осмоловский: «Искусство начинается с достоинства и самостоятельности художника»

В Музее Москвы проходит выставка «Живопись расширения» под кураторством Евгении Кикодзе (Музей Москвы) и Анатолия Осмоловского (Институт «База»). «Что такое современная живопись и где ее место в актуальных практиках искусства?» — этот вопрос все отчетливее звучит на местной сцене, и эта выставка — не исключение. Работы одиннадцати авторов — как известных современных художников, так и совсем молодых — объединены общим свойством: это живопись, которая так или иначе «расползлась» в другие контексты или жанры. О том, почему живопись обладает наибольшим потенциалом автономии и зачем эта автономия художнику нужна, Анатолий Осмоловский рассказал Ольге Данилкиной.


Подробнее…


28/12/2013
Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.

Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.Из «грязи» в князи (мира сего)

Гигантским разочарованием для меня стала пресс-конференция Pussy Riot на «Дожде». Было почти физически больно это наблюдать.

Действительно, российская пенитенциарная система обладает поистине колоссальными возможностями для «перевоспитания». Пресс-конференция показала это в такой отчетливой форме, что Путин может быть доволен. Доволен до такой степени, что, собственно, зачем ее менять-то? По крайней мере, по отношению к современным художникам она работает превосходно.


Подробнее…


15/12/2013
Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»

Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»15 декабря 2013 г.  в 16.00 на площади Краснопресненская Застава состоялся перформанс студентов Института «БАЗА» по случаю публикации книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ». Текст книги поделен на три части – «Программа минимум», «Программа максимум» и «Инструкции для боевых подруг», каждая из которых состоит из пронумерованных лозунгов и рекомендаций, организованных по особому стилистическому и фонетическому принципу. Все фразы выписаны заглавными буквами, и завершаются восклицательными знаками, создавая бесконечный мысленный поток пограничного состояния смутного времени. 


Подробнее…


18/11/2013
Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы

 "Мне нужно было сначала себя прибить, а потом уже убрать одежду, чтобы осталось тело, прибитое к брусчатке. И вокруг ничего. Оно там возникло – и всё..."

 

Петр Павленский обнаженным присел на брусчатку Красной площади и приковал, прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Это всё было зафиксировано на многих фотографических аппаратах. Саму эту акцию в виде фотографий и видео вы можете видеть на всех сайтах, думаю, мира, а не только России. После этого Петр Павленский был препровожден в отделение милиции, накрытый простыней или покрывалом. После этого отправились в суд. После этого дело не завели и отпустили. Но 15 числа прокуратура сказала свое слово, и уголовное дело по статье «хулиганство» все-таки было заведено.

В контексте этого события Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы провели дискуссию на тему "Современное искусство как политическая акция"


Подробнее…


12/11/2013
14 ноября 2013 г. в 20-00 лекция Анатолия Осмоловского в Solyanka VPA

/news/logo/solyanka200.jpg«Эстетические проблемы традиции акционизма в современном искусстве. Искусство или политика?»

 Осмоловский — фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его лекция — об эстетических проблемах традиции акционизма в современном искусстве

лекция состоится 14 ноября 2013 г. в 20-00
место проведения - Solyanka VPA (video/performance/animation)
ул. Солянка, 1 (вход с ул. Забелина), Москва

Вход свободный


Подробнее…


31/10/2013
7 – 17 ноября 2013 г., «НАШЕ ДЕЛО» - Первый выставочный проект Института «База»

Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров
Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко
Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус
Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года
Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18
Открытие состоится 7 ноября в 19.00

Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.


Подробнее…


05/10/2013
05.10 - 30.11.2013 «Изысканный труп и двенадцать самоубийц», Галерея Томаса Брамбиллы (Бергамо, Италия)

Анатолий Осмоловский 05/10/2013 - 30/11/2013 выставка Анатолия Осмоловского «Cadavre Exquis - Двенадцать Самоубийств» (галерея Томаса Брамбиллы, Бергамо, ИталияВремя проведения выставки: 05/10/2013 - 30/11/2013
Открытие: Суббота, 5 Октября 2013 h.18.30.
Часы работы: Вторник - Суббота с 14:00 до 19:00.

Томас Брамбилла
Via Casalino 25
24121, Бергамо, Италия
Тел: +39 035 247418
www.thomasbrambilla.com
info@thomasbrambilla.com

Галерея Thomas Брамбилла с гордостью представляет «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Cadavre Exquis and Dodici Suicidi) - персональная выставка Анатолия Осмоловского.

Название выставки, относится именно центральной работе и цитирует знаменитую практику сюрреализма - Cadavre Exquis - процесс создания коллективных текстов или изображений, в котором каждый участник пишет или рисует без знания того, каков вклад других.


Подробнее…


07/09/2013
«Против всех» на выставке RE-ALIGNED ART (Tromsø, Норвегия с 13.09.2013 по 11.2013) )

Против всех на выставке RE-ALIGNED ART С 13 сентября по ноябрь 2013 в Tromsø (Норвегия) пройдет выставка RE-ALIGNED ART. На выставке будет представлен проект Анатолия Осмоловского «Против всех»


Подробнее…


23/07/2013
Лекция Анатолия Осмоловского о 55-й Венецианской биеннале

В конце июня в институте БАЗА состоялась лекция Анатолия Осмоловского для студентов о 55-й Венецианской биеннале, основанная на собственных впечатлениях от посещения. Здесь мы публикуем аудио-запись часть 1 и часть 2 этой лекции и фотографии выставки.


Подробнее…


25/06/2013
Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre Oci

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciВ параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).


Подробнее…


06/06/2013
«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей»

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciДвое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима. 


Подробнее…


01/06/2013
«Схождение параллелей» Альтхамера и Осмоловского

Фонд V-A-C представляет выставку двух художников в Италии.

Фонд V-A-C, некоммерческая московская институция, которая занимается популяризацией и развитием русского современного искусства, летом представит итальянской публике выставку «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей». Этот проект впервые сводит вместе работы двух художников, поляка и россиянина, происходящих из того поколения, которое стало свидетелем резкой смены социальной и политической парадигмы в России и странах Варшавского договора. Это привносит в их работы множество интересных параллелей. Экспозиция ставит Альтхамера и Осмоловского в позицию постоянного диалога, который разворачивается в поле различий и сходств между их работами. Произведения обоих художников часто касаются идеи телесности и модусов восприятия.



Подробнее…


28/05/2013
Болевые точки

художник Анатолий ОсмоловскийВ преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах.
Читать полностью


English Русский