Анатолий Осмоловский: «Желающие стать художниками абсолютно ничего не знают об искусстве»

В Москве открылся институт «База» — образовательный проект для художников и искусствоведов, исследовательская экспериментальная площадка, где будут готовить профессионалов в области арт-индустрии. Среди преподавателей сплошные авторитеты: Олег Кулик будет проводить короткие спецкурсы и мастер-классы, а Олег Мавроматти — читать по скайпу историю и теорию перформанса. Отвечает за все это ректор и создатель Анатолий Осмоловский, который рассказал «Теориям и практикам», чему и как будут учить студентов первого набора.

Osmolovsky

— Почему успешный художник решил стать ректором нового образовательного проекта?

— В некотором смысле это попытка систематизировать собственные усилия. Я постоянно читаю лекции в разных местах, и там бывает совершенно разная аудитория, часто приходится повторяться. А повтор приводит к застою мысли. Поэтому я решил все собрать в одном месте и как-то оформить. Преподавание я практиковал и раньше, у меня были ученики 90-х годов — группа «Радек». Было несколько учеников на моем годичном курсе, который лет 7 тому назад я читал на «Проекте Фабрика», оттуда вышло несколько художников.

Вообще, подобная деятельность довольно взаимовыгодное предприятие. Не только я передаю знания слушателям, но и слушатели мобилизуют меня, заставляют быть в тонусе. Потому что я несу ответственность перед аудиторией, халтуру здесь гнать невозможно. Конечно, это не значит, что без преподавания я буду в плохой форме. Но, при условии что я и так довольно много делаю, издаю журнал, работаю над своими проектами, у меня еще остается время. Поэтому я валяюсь на диване и читаю книжки.

— Вам не кажется, что в сфере современного искусства в России сейчас наблюдается определенная стагнация?

— Безусловно, стагнация присутствует — но по объективным причинам. У нас ведь очень слабая инфраструктура в обществе: практически нет музеев современного искусства, нет нормальной разветвленной системы галерей. На волне нефтяного бума до 2008 года появилась целая плеяда культурных институций. Некоторые из них уже закрылись, какие-то до сих пор работают, но в любом случае — у нас этого очень мало. В Москве, которая является столицей огромной страны, либералы от искусства до сих пор не построили серьезного музея современного искусства. В этом смысле мы, если сравнивать с западным обществом, находимся где-то году в 1960-м.

Кто-то из большевиков в свое время говорил, что Россия отстает от Запада на 50 лет. Отнимем от нашего времени эти полвека, получим 1963 год. А что в это время было на Западе? Это было время недовольства, оставалось несколько лет до молодежной революции 68 года. Поэтому все наши последние события на Болотной, на Сахарова, это все предвестники молодежного негодования, которое у нас здесь постепенно настаивается. 4 марта, понятно, никаких особенно изменений не будет. Но внутренний конфликт зреет, потому что современная культура в России практически не имеет выходов на общественное мнение. Ее до сих пор не пускают. Причем, не потому что есть какое-то цензурирование, не пускают просто в силу другой культурной парадигмы.

Osmolovsky

Я имею в виду наши масс-медиа — даже по якобы интеллектуальным программам это хорошо видно. Возьмем, например, «Школу злословия». Можно заметить, что в эту программу за все время ее существования был приглашен один или два художника. Конечно, я не постоянно смотрю передачу, но видно, что ведущие в высшей степени негативно относятся к современному искусству — и соответственно этот информационный поток находится вне поля их зрения, восприятия и понимания. Поэтому современная культура находится в гетто, и конфликт, который существует в политическом пространстве, в конечном итоге связан с этой ситуацией. Хотя большинство людей, которые выходят на ту же Болотную, этого, быть может, и не осознают. Эти люди слушают какую-то музыку, что-то читают, что-то делают, при этом им некомфортно жить. Хотя, как я понимаю, деньги они зарабатывают нормальные, приемлемые для жизни. Но ощущение дискомфорта постоянно присутствует, и фигура Путина выглядит сильно устаревшей. Впрочем, Путин, надо отметить, бодрится, и Медведев тоже. Но все это выглядит наигранно. Как-то мы от культуры в политику ушли — но это все взаимосвязано, конечно.

— Каким вы видите своего идеального студента?

— Мой идеал студента, в данном случае молодого художника — это хирург, с холодным разумом и железной волей. Ведь кто такой хирург? Это человек, от которого зависят жизни, у него должно быть непаническое мышление, четкое понимание, что можно и нужно делать, его ничто не должно отвлекать. Так и современный художник не должен вестись на какие-то эмоциональные разводки, которые общество постоянно подсовывает. В этом смысле современный художник — это такой анти-Жириновский. Это не значит, что он должен быть неживым, при необходимости он может и в морду дать. Но он должен четко отдавать себе отчет в том, что делает.

— Как будет построен образовательный процесс? Вы готовы давать базовые знания или хотите, чтобы люди приходили подготовленными? Как, кстати, первый набор?

— Судя по 60 заявкам, которые пришли на запланированные 20 мест в группе, большинство желающих абсолютно ничего не знают, у них нет необходимых базовых знаний. Хотя предполагалось, что если речь идет об искусствоведческом направлении, то люди должны знать историю искусства хотя бы до XX века, я не смогу восполнить этот пробел. Это необъятное поле, им должны заниматься профильные институты, которые в этом вполне разбираются. Моя задача — дать знания о том, что происходило во второй половине XX века. Понятно, что и это уже довольно протяженный промежуток времени, там уже есть состоявшиеся фигуры. Фигуры, с которыми понятно, почему они существуют в истории искусства. Но в то же самое время это еще неостывшая история. Она очень сильно связана с какими-то актуальными на сегодняшний день процессами. И я хочу показать на примере второй половины XX века, что художественные направления — это не волюнтаристские настроения каких-то безумцев, которые что-то высасывают из пальца.

В массовом сознании живет стереотип, что современный художник в основном занимается эпатажем. Многие, узнав, сколько стоит современное искусство на Западе, думают, что художники — это еще и шарлатаны, которые ворочают капиталами. И что есть какой-то заговор специалистов. А я хочу показать, что в художественных направлениях, которые существовали последние 50 лет, есть вполне конкретная логика, что это развитие определенных мыслей, парадигм.

— И снова мы приходим к необходимости базовых знаний по истории искусств, а далеко не все ваши студенты владеют ими. Как вы будете учить их?

— Заявок довольно много, я выбираю лучших. Естественно, смотрю, какие учебные заведения люди закончили, какие у них компетенции в той или иной области. С другой стороны, я решил сделать вводную трехчасовую лекцию, где я сжато расскажу об искусстве первой половины XX века, чтобы показать основные тенденции и объяснить предпосылки, которые дали толчок всему остальному. Расскажу, почему современное искусство возникло с картины Эдуара Мане «Олимпия». И на примерах, конечно, очень кратко, покажу самое важное.

Кроме того, у меня большой преподавательский опыт. Когда-то я три года учил людей, которые вообще ничего не понимали в искусстве. И я их научил. Поэтому уверен, что довольно быстро смогу объяснить сегодняшним студентам, что такое современное искусство. Вообще говоря, это вещь довольно простая. Кстати, в массовом сознании существует еще один миф, что современное искусство — это очень сложно, что это только для интеллектуалов. Но по сути это же довольно просто. А сложности — в деталях. Чтобы иметь общее представление, достаточно знать 4-5 идей, которые в этой сфере присутствуют. Понятно, если углубляться в эту область, возникает огромное количество самых разных тонкостей. Эти тонкости мы в том числе будем изучать на этом курсе.

Edouard-manet

Эдуард Мане «Олимпия»

— Почему нельзя было интегрироваться в какой-то уже существующий образовательный проект? Зачем создавать институт с нуля?

— Во-первых, у меня был подобный опыт преподавания в МГУ. Там я читал циклы лекций, правда для философов, а не для историков искусства. Во-вторых, в этих учебных заведениях существуют квалифицированные специалисты, которые и так этим давно занимаются. В-третьих, я чрезвычайно не люблю формальности, все эти бумажки, договорные документы, пропуска. Поэтому я даже не делал попыток интегрироваться куда-то.

С другой стороны, во многих образовательных учреждениях, в том числе государственных, существует совершенно неприемлемая для меня ситуация, когда есть какой-то лектор (или ряд лекторов) и есть ученики, которые могут приходить на занятия, а могут и не приходить. И между ними нет особо никакой взаимосвязи. А я попытаюсь установить с людьми, которые ко мне пришли, какой-то контакт. Попробую ввести их в сегодняшний московский художественный процесс. Постараюсь сделать так, чтобы у нас была жизнь в коллективе, чтобы чувствовался общий созидательный процесс.

— Студенты будут у вас подмастерьями?

— Ну, наверное, так нельзя сказать. Подмастерья — это если бы они на меня пахали, а этого не будет. Мне не нужны помощники, точнее, они мне нужны, но они у меня есть. Эти люди решают технические, а не художественные проблемы. Скажем, нужно отшлифовать брусок бронзы. Обучать студентов подобного типа деятельности — это совсем за пределами добра и зла. Поэтому слово «подмастерье» здесь не очень уместно.

Я не учился во ВГИКе, но, кажется, наш учебный процесс скорее будет походить на их модель обучения. Скажем, существуют какие-то воспоминания, когда Ромм общался с молодым Тарковским, Абдрашитовым, были у них какие-то квази-партнерские отношения. Вот в этом направлении хочется развиваться.

— Чем обучение в институте «База» будет отличаться от других образовательных программ для художников и искусствоведов?

— Есть важный момент, который вряд ли в наших учебных заведениях в достаточной мере присутствует — понимание логического развития направлений в искусстве. Надо помнить, что российская художественная общественность в основном дебютировала в 90-е годы, а 90-е годы в мировом культурном процессе — это время развития постмодернизма. Понятно, что сейчас этот термин практически ничем не насыщен, разве что какими-то негативными смыслами. Но вообще у этого типа мышления был очень важный момент — отрицание истории, отрицание концепций. Все строилось на критике марксизма, структурализма. И этот фрагментарный подход очень свойственен российской художественной ситуации, я имею в виду преподавательский состав.

Osmolovsky

Я намереваюсь против этого выставить новый историзм. Как показывает практика, постмодернизм, в котором мы живем уже 20 лет (хотя правильнее отсчитывать с 70-х годов, но мы тогда жили при советской власти, и это было совсем другое), сейчас находится в глубочайшем кризисе. Кризис этот связан с тем, что отрицание истории, традиций приводит к тому, что в конце концов в художественном процессе главным становится доллар. Если нет логики развития, то любой человек с деньгами может направить эту логику в нужное ему русло, грубо говоря, конечно. Отрицание истории приводит к абсолютному волюнтаризму внутри художественного контекста, к раздуванию мыльных пузырей в искусстве, к огромному количеству спекуляций.

Я не настолько наивен, чтобы думать, будто мой учебный процесс сможет эту ситуацию переломить. Но, во-первых, подобная переориентация в осмыслении художественного процесса не только мне свойственна, но и является основным лейтмотивом в современной западноевропейской культурной жизни. Во-вторых, надо же с чего-то начинать. Особенно в России, где никаких глубоких корней понимания современного искусства нет. Нужно находить и создавать какой-то хребет. Мне кажется, что история развития искусства станет тем самым хребтом, на который можно уже любое мясо нанизывать, как на шампур. Это совершенно не значит, что история представляет из себя какую-то железную тоталитарную логику, нет, конечно. Актуальный процесс осмысления истории, он ведь связан не только с логикой, но и с нашей волей. До определенного предела человек может любую логику исправить.

— При создании «Базы» вы ориентировались на какие-то западные образовательные модели, которые кажутся вам эффективными?

— Честно говоря, я не большой специалист в западных учебных заведениях. Какие-то, конечно, знаю, где-то лекции читал. Но я там не был настолько долго, чтобы понимать, как все устроено. Я был скорее приглашенным гостем. Поэтому у меня нет права высказывать по этому поводу какие-то оценочные мнения.

При разработке концепции института я полностью опирался на собственный опыт. Повторюсь, он у меня довольно большой, я читал лекции, учил людей. Но если смотреть на мировую практику, меня интересуют не западные учебные заведения, типа Академии Карлсруэ или Дюссельдорфской академии, мне интереснее какие-то студии — студия Вито Акончи, Микеланджело Пистолетто. Когда художник набирает в ученики молодых людей, с которыми он взаимодействует.

— Кто разрабатывал программу обучения и почему она получилась такой, какой получилась?

— В основном программу разрабатывал я сам. Советовался с куратором Константином Бохоровым, он тоже будет преподавать. В образовательном процессе я скорее буду отвечать за изобразительное искусство, за практику. Но обязательно нужен был другой взгляд, чтобы не было монозрения. И это будет взгляд Бохорова, который является практикующим куратором, с одной стороны, а с другой, он один из немногих в России по-настоящему исследовал проблему кураторства.

— Как будет построен образовательный процесс? Что ждать студентам?

Первые три месяца, до лета, будут в основном лекции, семинары, задания по прочтению определенных текстов. Лекции будут сопровождаться специально подобранным визуальным материалом. Первые 1,5 часа лекции будут посвящены истории искусства, а вторые 1,5 часа — какой-либо деятельности, связанной с практикой. Чтобы люди с самого начала могли как-то самоорганизовываться, чтобы начиналась какая-то жизнь. А со второго сезона, с октября, будет больше практических занятий, походов на выставки, объяснений того, как сделать тот или иной проект.

Я считаю, нет ничего более правильного, чем идти в Третьяковку в отдел иконописи. Еще Матисс, когда приезжал в Россию в начале XX века, говорил, показывая на иконы: «Что вы переживаете, что у вас нет художественной традиции, вот же она». Что касается современного искусства, к сожалению, у нас не очень много событий, которые достойны внимания. Ну вот проходит у нас биеннале раз в 2 года, иногда там появляются довольно серьезные художники. Понятно, что и там обычно процентов 60 какого-то актуального дерьма, а процентов 40 — чего-то стоящего.

А вообще каких-то серьезных и успешных выставок современного искусства в России почти не происходит. Как на Западе, например. У нас даже биеннале для общества и для масс-медиа в лучшем случае информационный повод — мол, приходите посмотрите, посмеетесь. И все. И тут мы возвращаемся к тому, с чего начали — современное искусство у нас в стране находится в гетто. Оно не влияет на общество в широком смысле.

— У вас в анкете для соискателей был вопрос «Что вы ожидаете от Института». Что писали, если не секрет?

— Две основные надежды у людей. Первая — погрузиться в среду, в актуальное современное искусство. И вторая надежда — если суммировать и обобщить — «хочу понять, почему живопись Джексона Поллока это не мазня».

Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)

Актуальное


29/10/2015
29.10.2015 - Открытие выставки Анатолия Осмоловского "Авангардистская канцелярия"
Новый проект Анатолия Осмоловского обращается к метафоре канцелярской принадлежности и с долей иронии сводит на нет ее практическое применение. Представленные на выставке объекты в своей детальной проработке относят к предметам бумажного обихода, чей облик не сменялся на протяжении десятилетий и прочно врезался в память постсоветского человека. Точность в исполнении при ближайшем рассмотрении оборачивается подвохом и придает узнаваемым образам характер абсурда.

с 30 октября по 6 декабря 2015 г.
Pop/off/art gallery
ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Москва

Подробнее…




26/05/2015
CURRENT, Exhibition (ATHENS, 26 May - 26 July 2015)

TERRAPOLIS

Exhibition duration | 26 May – 26 July 2015

in collaboration with the Whitechapel Gallery

Curator | Iwona Blazwick, Director, Whitechapel Gallery

FRENCH SCHOOL AT ATHENS, DIDOTOU 6

Opening Hours
Monday Closed
Tuesday - Saturday 10:00 - 21:00
Sunday 12:00 - 18:00

NEON and the Whitechapel Gallery are proud to present TERRAPOLIS, the second major collaboration in Athens between the two organizations following the presentation of ‘A Thousand Doors’ at the The Gennadius Library of the American School of Classical Studies at Athens (4 May – 30 June 2014). NEON works to widen access to contemporary art and is committed to contributing to the vital cultural activity in Athens.


Подробнее…




04/05/2015
Лекция по истории российского акционизма в ICA (London)

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system.

Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career.

Далее...



27/03/2015
Анатолий Осмоловский в Проекте "СОВРЕМЕННИКИ"

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОЕКТ СОВРЕМЕННИКИ

Проект «Современники» — уникальная живая энциклопедия современных русских художников, герои которой представляют себя сами — в интервью-анкетах, с видеозаписями и расшифровками которых можно познакомиться на этом сайте. Анкеты состоят из намеренно простых, базовых вопросов, таких, которые именно в силу своей простоты не всегда задаются в обычных журналистских интервью — но ответы на них далеко не очевидны и часто неожиданны. Ведь даже то, к какому направлению тот или иной художник причисляет себя сам, в какой контекст в мировом искусстве он себя помещает, кого он считает своими учителями и единомышленниками, часто идет в разрез с общепринятыми классификациями.


Подробнее…


27/02/2015
Сева Новгородцев – программа БибиСева c участием Анатолия Осмоловского 27.02.2015

Сегодняшний гость БибиСевы - один из самых известных российских художников, лауреат "Премии Кандинского" и идеолог Московского акционизма Анатолий Осмоловский. Вечером он выступит с лекцией в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а в 16:00 по Гринвичу не пропустите его интервью на БибиСеве!


Подробнее…


12/02/2015
Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

 Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

27 Feb 2015 6:30 pm | Nash & Brandon Rooms | £8.00 to £10.00

Book Tickets

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).


Подробнее…


08/02/2015
06.02 - 19.04.2015 «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAST 2000+» в МСИ «Гараж»

  ВЫСТАВКА «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAS 2000+»
6 февраля – 19 апреля 2015
Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур
6 февраля вход на выставку свободный.

Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне



Подробнее…


02/02/2015
Анатолий Осмоловский: «К искусству я отношусь как к революционной машине»

Художник Анатолий Осмоловский в своих «Избранных текстах» анализирует московский акционизм, одним из основателей и активным участником которого он был. По этим статьям можно четко проследить формирование и развитие тех идей и вопросов, разрешение которых составляло для него серьезную проблему. T&P публикует вошедшую в каталог беседу Осмоловского с критиком Марией Чехонадских о диалектике и автономии искусства. Полная версия текста, опубликованного в каталоге фонда V-A-C, выйдет также в «Художественном журнале» №93.
Подробнее....



28/12/2014
Анатолий Осмоловский: «Они к смерти движутся — и нас всех за собой тащат»

 В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с порталом «Воздух. Афиша.ру», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится


Подробнее…


25/12/2014
25.12. 2014 г. в библиотеке Ф.М.Достоевского презентация книги «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей»

Начало в 20:00
Библиотека Ф.М. Достоевского представляет новую книгу «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей / Избранные тексты Анатолия Осмоловского», состоящую из двух частей и опубликованную итальянским издательством Marsilio Editori совместно с V-A-C Foundation.


Подробнее…


22/12/2014
Анатолий Осмоловский, «Рас-членение» 25.12.2014 – 11.01.2015, Галерея «Триумф»

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Бакунин. Бронза, литье. 2012 Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского, известного московского акциониста, куратора, основателя образовательного проекта для художников и искусствоведов «База».
 
Проект «Рас-членение» состоит из двух частей: серии девяти скульптурных бюстов «Головы мертвых революционеров» и новой бронзовой композиции «Украинка».


Подробнее…


08/12/2014
Интервью Анатолия Осмоловского для нового проекта syg.ma

«В современной России невозможно заниматься акционизмом»: Анатолий Осмоловский о живописи, независимой критике и панк-роке

«Нужно создать интеллектуальный, академический дискурс, которого в России нет или почти нет. Без него художественное производство здесь так и останется на стадии поп-арта или того, над чем работают Дубосарский и Виноградов»

«Искусство не может быть связано с тюрьмой, не потому что «слабо», а потому что когда человек попадает в тюрьму, невозможно по поводу его действий высказывать эстетические суждения»

Читать интервью полностью



03/12/2014
Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских

Как московских художников лишают мастерских, и почему это не только плохо, но и очень хорошо Московский союз художников взывает к мэру Москвы Сергею Собянину. У художников отбирают мастерские.


Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских
Подробнее…


18/11/2014
26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)

26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)Масштабная выставка работ поп-арта из Америки, Китая, Великобритании и России в Saatchi Gallery - 300 работ 112 художников

Wed 26 November 2014 - Mon 23 February 2015 Saatchi Gallery, Duke of York's HQ, London SW3 4RY

www.saatchigallery.com  

Почему именно поп-арт из всех течений в искусстве XX века оказывает такое длительное и сильное влияние на художников по всему миру? США и Великобритания, Китай и постсоветское пространство — поп-арт жив до сих пор везде. Организаторы этой уникальной по масштабам выставки решили попытаться понять, в чем тайна его власти.


Подробнее…


20/09/2014
9 сентября – 30 ноября 2014 выставка работ из коллекции Фонда V-A-C в Whitechapel Gallery (Великобритания)
 

Коллекция Фонда V-A-C
Выбор работ: Майк Нельсон

9 сентября – 30 ноября 2014, галерея Whitechapel Gallery
Время работы: вторник - воскресенье 11:00 - 18:00, четверг 11:00 - 21:00

Whitechapel Gallery, галерея 7
77-82 Whitechapel Hight Street, Лондон

Whitechapel Gallery открывает первую в Великобритании выставку работ из коллекции Фонда V-A-C, которые отобрал для показа британский художник Майк Нельсон.


Подробнее…


17/07/2014
Институт БАЗА: новый учебный год

Институт БАЗА - прием абитуриентовС 1 августа по 25 сентября в Институте «База» открыт прием заявок на следующий учебный год. Всем желающим поступить необходимо заполнить анкету в электронном виде и прислать на bazaeducation@gmail.com. По этому же адресу можно получить дополнительную информацию или задать вопросы, касающиеся процедуры поступления и образовательных программ.

В октябре 2014 года Институт открывает новую экспериментальную образовательную программу «БАЗАльт» для молодежи (16+), в рамках которой запланированы циклы лекций по истории российского и зарубежного искусства, а также практические занятия. В связи переизбытком различных творческих инициатив, основной акцент делается на определении четких границ и отличий искусства от дизайна. Программа рассчитана на год обучения. Занятия проходят три раза в неделю по будним дням с 17.00 до 19.00.

Общую информацию о поступлении можно найти здесь



17/05/2014
22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

 22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

22 мая в 17 часов в рамках программы культурной столицы Европы в рижской церкви Св. Иоанна и в 18 часов в Латвийском музее истории железной дороги открывается международная выставка современного искусства "В поисках горизонта". В выставке участвуют 39 художников из таких стран, как Латвия, США, Россия, Австрия, Нидерланды, Индия и Германия. Выставку дополняет семинар, посвященный личному опыту художников и теоретиков искусства. Семинар пройдет в Латвийском музее истории железной дороги 24 мая с 11:00 до 17:00.



Подробнее…


03/04/2014
Анатолий Осмоловский: «Искусство начинается с достоинства и самостоятельности художника»

В Музее Москвы проходит выставка «Живопись расширения» под кураторством Евгении Кикодзе (Музей Москвы) и Анатолия Осмоловского (Институт «База»). «Что такое современная живопись и где ее место в актуальных практиках искусства?» — этот вопрос все отчетливее звучит на местной сцене, и эта выставка — не исключение. Работы одиннадцати авторов — как известных современных художников, так и совсем молодых — объединены общим свойством: это живопись, которая так или иначе «расползлась» в другие контексты или жанры. О том, почему живопись обладает наибольшим потенциалом автономии и зачем эта автономия художнику нужна, Анатолий Осмоловский рассказал Ольге Данилкиной.


Подробнее…


28/12/2013
Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.

Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.Из «грязи» в князи (мира сего)

Гигантским разочарованием для меня стала пресс-конференция Pussy Riot на «Дожде». Было почти физически больно это наблюдать.

Действительно, российская пенитенциарная система обладает поистине колоссальными возможностями для «перевоспитания». Пресс-конференция показала это в такой отчетливой форме, что Путин может быть доволен. Доволен до такой степени, что, собственно, зачем ее менять-то? По крайней мере, по отношению к современным художникам она работает превосходно.


Подробнее…


15/12/2013
Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»

Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»15 декабря 2013 г.  в 16.00 на площади Краснопресненская Застава состоялся перформанс студентов Института «БАЗА» по случаю публикации книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ». Текст книги поделен на три части – «Программа минимум», «Программа максимум» и «Инструкции для боевых подруг», каждая из которых состоит из пронумерованных лозунгов и рекомендаций, организованных по особому стилистическому и фонетическому принципу. Все фразы выписаны заглавными буквами, и завершаются восклицательными знаками, создавая бесконечный мысленный поток пограничного состояния смутного времени. 


Подробнее…


18/11/2013
Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы

 "Мне нужно было сначала себя прибить, а потом уже убрать одежду, чтобы осталось тело, прибитое к брусчатке. И вокруг ничего. Оно там возникло – и всё..."

 

Петр Павленский обнаженным присел на брусчатку Красной площади и приковал, прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Это всё было зафиксировано на многих фотографических аппаратах. Саму эту акцию в виде фотографий и видео вы можете видеть на всех сайтах, думаю, мира, а не только России. После этого Петр Павленский был препровожден в отделение милиции, накрытый простыней или покрывалом. После этого отправились в суд. После этого дело не завели и отпустили. Но 15 числа прокуратура сказала свое слово, и уголовное дело по статье «хулиганство» все-таки было заведено.

В контексте этого события Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы провели дискуссию на тему "Современное искусство как политическая акция"


Подробнее…


12/11/2013
14 ноября 2013 г. в 20-00 лекция Анатолия Осмоловского в Solyanka VPA

/news/logo/solyanka200.jpg«Эстетические проблемы традиции акционизма в современном искусстве. Искусство или политика?»

 Осмоловский — фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его лекция — об эстетических проблемах традиции акционизма в современном искусстве

лекция состоится 14 ноября 2013 г. в 20-00
место проведения - Solyanka VPA (video/performance/animation)
ул. Солянка, 1 (вход с ул. Забелина), Москва

Вход свободный


Подробнее…


31/10/2013
7 – 17 ноября 2013 г., «НАШЕ ДЕЛО» - Первый выставочный проект Института «База»

Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров
Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко
Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус
Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года
Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18
Открытие состоится 7 ноября в 19.00

Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.


Подробнее…


05/10/2013
05.10 - 30.11.2013 «Изысканный труп и двенадцать самоубийц», Галерея Томаса Брамбиллы (Бергамо, Италия)

Анатолий Осмоловский 05/10/2013 - 30/11/2013 выставка Анатолия Осмоловского «Cadavre Exquis - Двенадцать Самоубийств» (галерея Томаса Брамбиллы, Бергамо, ИталияВремя проведения выставки: 05/10/2013 - 30/11/2013
Открытие: Суббота, 5 Октября 2013 h.18.30.
Часы работы: Вторник - Суббота с 14:00 до 19:00.

Томас Брамбилла
Via Casalino 25
24121, Бергамо, Италия
Тел: +39 035 247418
www.thomasbrambilla.com
info@thomasbrambilla.com

Галерея Thomas Брамбилла с гордостью представляет «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Cadavre Exquis and Dodici Suicidi) - персональная выставка Анатолия Осмоловского.

Название выставки, относится именно центральной работе и цитирует знаменитую практику сюрреализма - Cadavre Exquis - процесс создания коллективных текстов или изображений, в котором каждый участник пишет или рисует без знания того, каков вклад других.


Подробнее…


07/09/2013
«Против всех» на выставке RE-ALIGNED ART (Tromsø, Норвегия с 13.09.2013 по 11.2013) )

Против всех на выставке RE-ALIGNED ART С 13 сентября по ноябрь 2013 в Tromsø (Норвегия) пройдет выставка RE-ALIGNED ART. На выставке будет представлен проект Анатолия Осмоловского «Против всех»


Подробнее…


23/07/2013
Лекция Анатолия Осмоловского о 55-й Венецианской биеннале

В конце июня в институте БАЗА состоялась лекция Анатолия Осмоловского для студентов о 55-й Венецианской биеннале, основанная на собственных впечатлениях от посещения. Здесь мы публикуем аудио-запись часть 1 и часть 2 этой лекции и фотографии выставки.


Подробнее…


25/06/2013
Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre Oci

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciВ параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).


Подробнее…


06/06/2013
«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей»

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciДвое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима. 


Подробнее…


01/06/2013
«Схождение параллелей» Альтхамера и Осмоловского

Фонд V-A-C представляет выставку двух художников в Италии.

Фонд V-A-C, некоммерческая московская институция, которая занимается популяризацией и развитием русского современного искусства, летом представит итальянской публике выставку «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей». Этот проект впервые сводит вместе работы двух художников, поляка и россиянина, происходящих из того поколения, которое стало свидетелем резкой смены социальной и политической парадигмы в России и странах Варшавского договора. Это привносит в их работы множество интересных параллелей. Экспозиция ставит Альтхамера и Осмоловского в позицию постоянного диалога, который разворачивается в поле различий и сходств между их работами. Произведения обоих художников часто касаются идеи телесности и модусов восприятия.



Подробнее…


28/05/2013
Болевые точки

художник Анатолий ОсмоловскийВ преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах.
Читать полностью


English Русский