«Рефлексивный фетишизм Анатолия Осмоловского». Виктор Мизиано

Виктор Мизиано

Если предложить достаточно широкую формулировку, то предметом интереса Анатолия Осмоловского в его сериях новых объектов  является социокультурное функционирование искусства – закономерности его производства и потребления. Подобные интересы могут показаться чуждыми предыдущему творчеству художника. Точно также чуждыми его предыдущим установкам и декларациям могут показаться и его новое амплуа галерейного художника, индивидуального автора, производителя артефактов. Попытке опровергнуть эти соображения будут посвящены нижеследующие строки.

Как известно дебютом художника явилась акция "ЭТИ – текст", когда 19 апреля 1991 года группа "Экспроприация территории искусства", членом которой он тогда являлся,  выложила своими телами на Красной площади три буквы слова "хуй". Тогда же группа "ЭТИ" совершила еще одну акцию - в Доме медика, где в тот момент проходили просмотры фильмов французской "Новой волны". В частности активисты "ЭТИ" вышли на сцену вплотную к экрану, стремясь установить с персонажами кинофильма прямое общение: демонстрация фильма оказалась в результате сорванной. Обе эти акции - что часто упускается из виду - носят парный и взаимодополняющий характер.

Атакой на кинопросмотры в Доме медика Осмоловский обозначил исчерпанность институционального функционирования визуального продукта, а акцией на Красной площади предложил новый тип визуальной репрезентации, адекватный изменившейся ситуации. В дальнейшим эта стратегия стала магистральным явлением 90-х и получила наименование Московского акционизма. Идеологически акционизм Осмоловского апеллировал к неоавангардным установкам на преодоление границ искусства и жизни. Однако акционизм отнюдь не отрицал дисциплинарных норм – атакуя элитарные формы визуальной дистрибуции, акционизм не отказался от дистрибуции вообще, а сделал ставку на дистрибуцию масс-медиальную.

Точно также, нарушив status qvo господствовавших  в искусстве конца 80-х языковых норм, акционизм Осмоловского отнюдь не отказался от языковой референтности. Порыв акционизма к реальности понимался как работа в рамках художественной традиции, более того – как работа не столько с реальностью, сколько с традицией. Вот почему выходу на Красную площадь предшествовала манифестация в Доме медика – ведь выход в реальность как раз и был в свое время программной установкой кинематографистов "Новой волны". Призыв нарушить границы художественной условности и установить прямой диалог персонажа и публики  был вложен Жаном Люком Годаром в одном из его фильмов в уста персонажа Жана Поля Бельмондо прямо обращавшегося с экрана к зрителю. Выход активистов "ЭТИ" на сцену к экрану был прямым ответом на это приглашение, как впрочем, и их выход на Красную площадь.

Симптоматично, что на того же Годара ссылается Осмоловский и сегодня, когда, обосновывая поэтику своих новых объектов, цитирует программный тезис французского авангардиста - "надо делать не политические фильмы, а делать фильмы политически". Говоря иначе, художник солидаризируется с тем, что идейная программа художника должна реализовываться не на уровне тематики произведения, а на уровне тематизации самих выразительных средств, т.е. за счет выявления в произведении закономерностей его социокультурного функционирования.

Подобная процедура была в полной мере присуща уже акциям 1991 года. Это последующим московским акционистам понадобилось оправдывать свои работы программным тематическим содержанием – "зоофренией", "концом оптики" и т.п., а здесь на Красной площади была предъявлена сама эта форма в чистом виде, во всех ее базовых языковых составляющих – физическое присутствие автора, символическая значимость места, вызывающе-провокационный характер действия, последующий общественно-медиальный скандал и т.п. При чем предъявлены были эти составляющие в их структурной первичности, наподобие тому, как теперь  Осмоловский предъявляет образно-пластические составляющие в своих новых объектах. И ничто более красноречиво, чем бессодержательность текста, выложенного группой "ЭТИ" у стен Кремля, не подтверждает того, что главной задачей авторов было не предъявление нового политического манифеста, а новой политической методики художественного действия.

Впрочем, вскоре группа "ЭТИ" распадается, но на ее месте Осмоловский инициирует группу "Революционный носитель", затем "Нецезиудик", позднее "Внеправительственную контрольную комиссию" и т. д. Сама это склонность к групповой работе наряду со склонностью к форме акции была ответом на ситуацию коммуникационного разрыва в культуре, институционального паралича, неопределенности социального статуса художественной практики. Если акционизм позволял внешнюю репрезентацию и легитимацию искусства в масс медиальном пространстве, то групповое общение и работа позволяла выстроить внутреннюю коммуникацию и легитимацию.  При этом группы, участником которых довелось быть Осмоловскому, - это не сообщества сетевого типа (что являет важную линию в искусстве с 90-х до наших дней), а скорее иерархически упорядоченные группы единомышленников. Именно вождистское понимание групповой солидарности привела Осмоловского к кураторской практике, к лидерству в журнальном проекте "Радек", к учительству в созданной Авдеем Тер-Оганьяном "Школе современного искусства". Это следование дисциплинарным принципам во внутренней организации сообществ, узнает себя и в их внешней стратегии и тактике. Почти неизменно группы Осмоловского культивируют модернистские идеи инновации, конфликта поколений ("Поколение убивает поколение" (1)), "конкурирующих программ"(2) и т.п.

Вот почему, не нарушая своих принципов, Осмоловский легко отказался от коллективного творчества – когда социальное оправдание и внутренняя актуальность такого типа работы себя исчерпали, и примеряет на себя амплуа профессионального галерейного художника. Ведь и ранее, принимая участие в диалогических проектах (3), он никогда не солидаризировался с их установками, а отдав дань групповой работе, он никогда не растворялся в Другом. Свидетельство тому его персональная выставка-проект 1993 года в галерее Марата Гельмана "Мой путь", на которой Осмоловский программно предъявил свой авторский статус как конструкт дисциплинарного общества – причем конструкт этот на выставке деконструировался и глорифицировался одновременно.

Еще одним примером рефлексивного существования в системе является провозглашенная Осмоловским в начале нового десятилетия программа нонспектакулярного искусства. Сама по себе эта программа - еще один пример крайне чуткости художника к изменениям социокультурного функционированию искусства: она возникла тогда, когда возрождение институций сделало неуместным стратегию акционизма. Нонспектакулярность (т.е. создание групповых выставок, экспонаты которых визуально неразличимы в пространстве) - это и есть проблематизация самого факта возращения институтов, ведь выставка, заполненная невидимыми экспонатами, фактически экспонирует саму выставочную институцию как материальную данность. Кроме того, возвращение институций неизбежно предполагает возвращение промотивных задач и следовательно культа экспозиционной зрелищности, на которые и был направлен нонспектакулярный критический пафос. Однако неизбежно, в ходе этой критической работы интериоризировался и сам предмет критики. Противостоя взявшей в обществе верх гипервизуальности и доводя свою нонспектакулярную визуальность до парадоксального минимума, он неизбежно мобилизует максимум зрительского внимания.

Серия объектов "Жуки" (как и другие работы того же рода) это естественное продолжение программы нонспектакулярного искусства, однако фокус внимания художника сместился здесь с экспозиционной репрезентации на другой аспект становящейся в России системы искусства – на его рыночное бытование. И действительно, серия этих объектов задумывалась в момент, когда в Москве складывался язык рыночного искусства, а потому феномен товарного фетишизма, ранее известный лишь умозрительно, превратился в факт практического опыта. В результате творческие и теоретические усилия Осмоловского направляются на то, что бы создать произведения, отказывающиеся от столь присущей образцам коммерчески ориентированного искусства семантической очевидности и визуальной комфортности. Он пытается создать антифетишистский объект - семантически закодированный, визуально неопределенный, естественное отождествление с которым оказывается затрудненным. Выставленные в залах галереи, эти объекты должны оказаться "лишними предметами", если воспользоваться излюбленным термином Осмоловского более чем десятилетней давности. Подобно тому, как неуместным должно было казаться зрелище выложенного телами характерного термина на сакральной столичной площади  или же вид на первый взгляд пустого выставочного зала, настолько же неуместным должны казаться новые объекты Осмоловского в контексте того искусства, что доминируют обычно на стендах русских галерей. Предназначение этих объектов, как и большинства его предыдущих произведений - вырвать зрительное восприятие из рутинного потребления художественного продукта.

Однако, анализируя шоковую компоненту новых объектов, можно привести еще одну уместную здесь ассоциацию с предшествующим творчеством художника – с его старой идеей направлять на входящего на выставку зрителя мощный прожектор (4). Цель Осмоловского как тогда, так и сейчас – не лишить зрителя зрения, не отвратить его от фетишистских побуждений, а лишь скорректировать их, перевести их в иной рефлексивный режим. Подобно тому, как в 1994 году в ходе работы "Мастерской визуальной антропологии", вызвав на бой "первого кто произнесет хоть одно слово", он не собирался отменить интеллектуальное собеседование, а лишь прервать его, продолжив после "первой крови" (5). И действительно, готов свидетельствовать, что, сломав размеренный ход интеллектуального бдения, обозначив радикальным жестом его предел, Осмоловский придал проекту новую динамику и новое измерение.

Точно так и сейчас, своими объектами – не лишенными, кстати, артефактых достоинств, он пытается придать рыночным отношениям новое измерение. Если рынок современного искусства по статусу является эксклюзивным, то рынок объектов Осмоловского – является эксклюзивом внутри экслюзива. Ведь произведения эти есть ничто иное, как тематизация рыночных отношений в искусстве, репрезентация капитализма "в снятом виде" (как любил говорить вслед за Гегелем автор "Капитала"). А потому только наиболее рефелексивные покупатели, отдающие себе отчет в закономерностях художественного рынка и товарного фетишизма должны быть наиболее адекватными потребителями и одновременно ценителями его новых произведений. Можно и в этом случае вспомнить слова Жана Люка Годара: "Если вам не понравилась эта работа, то это ваша вина – вы просто не смогли вступить с ней в диалог".

Впрочем, независимо от того, насколько коммерчески успешным являются или станут эти работы, существенно то, что они не для этого создавались. Коммерческая состоятельность носит в них проектный характер: Осмоловский не столько работает на рынок, сколько строит его аналитические модели. Весь опыт его предшествующей работы, говорит о том, что свойственная ему аналитическая прозорливость позволяла первым обозначить новые формы социокультурного функционирования искусства и предложить адекватный им тип художника. Обозначенный им в 1991 году тип провокатора-акциониста опередил российскую художественную и масс медиальную ситуацию на несколько лет. Так и сейчас предлагаемый им тип рефлексивного рыночного художника не обеспечен господствующим в стране уровнем художественной чувствительности. Кстати, такой же проектный характер носит и Stella Art Gallery, предлагающая в своей работе с художниками и покупателями модель отношений, явно выходящую за пределы господствующих стандартов.

Однако галерее со временем, когда реальность подтянется к предлагаемым ей стандартам, за ее способность опережать время несомненно воздастся. Но что будет делать художник, когда его рефлексивный проект будет адаптирован рынком? Весь пройденный путь Осмоловского показывает, что прагматическую выгоду от всех его творческих открытий получает другие. Он же к этому моменту уже увлечен другими задачами.

 

Примечания:

1. "Поколение убивает поколение" - так назывался текст А.Осмоловского в "Художественном журнале", №3, 1994 , с. 2
2. Этот термин, почерпнутый у Поля Фейерабенда, постоянно использовался А.Осмоловским в середине 90-х.
3. Имеются ввиду в частности  "Гамбургский проект" и "Мастерская визуальной антропологии", состоявшиеся в Центре современного искусства (на Якиманке) в 1993-94 годах.
4.Именно так открывалась выставка "Наглые, бесчувственные, страдающие манией преследования…" в Галерее Риджина, куратором которой являлся А. Осмоловский.
5.См. "Мастерская визуальной антропологии. 1993-1994. Документация проекта / Проект документации", М., "Художественный журнал", 2000, с. 72-73.

2004 г. «Как политические позиции превращаются в форму»

Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)


29/10/2015
29.10.2015 - Открытие выставки Анатолия Осмоловского "Авангардистская канцелярия"
Новый проект Анатолия Осмоловского обращается к метафоре канцелярской принадлежности и с долей иронии сводит на нет ее практическое применение. Представленные на выставке объекты в своей детальной проработке относят к предметам бумажного обихода, чей облик не сменялся на протяжении десятилетий и прочно врезался в память постсоветского человека. Точность в исполнении при ближайшем рассмотрении оборачивается подвохом и придает узнаваемым образам характер абсурда.

с 30 октября по 6 декабря 2015 г.
Pop/off/art gallery
ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Москва

Подробнее…




26/05/2015
CURRENT, Exhibition (ATHENS, 26 May - 26 July 2015)

TERRAPOLIS

Exhibition duration | 26 May – 26 July 2015

in collaboration with the Whitechapel Gallery

Curator | Iwona Blazwick, Director, Whitechapel Gallery

FRENCH SCHOOL AT ATHENS, DIDOTOU 6

Opening Hours
Monday Closed
Tuesday - Saturday 10:00 - 21:00
Sunday 12:00 - 18:00

NEON and the Whitechapel Gallery are proud to present TERRAPOLIS, the second major collaboration in Athens between the two organizations following the presentation of ‘A Thousand Doors’ at the The Gennadius Library of the American School of Classical Studies at Athens (4 May – 30 June 2014). NEON works to widen access to contemporary art and is committed to contributing to the vital cultural activity in Athens.


Подробнее…




04/05/2015
Лекция по истории российского акционизма в ICA (London)

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system.

Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career.

Далее...



27/03/2015
Анатолий Осмоловский в Проекте "СОВРЕМЕННИКИ"

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОЕКТ СОВРЕМЕННИКИ

Проект «Современники» — уникальная живая энциклопедия современных русских художников, герои которой представляют себя сами — в интервью-анкетах, с видеозаписями и расшифровками которых можно познакомиться на этом сайте. Анкеты состоят из намеренно простых, базовых вопросов, таких, которые именно в силу своей простоты не всегда задаются в обычных журналистских интервью — но ответы на них далеко не очевидны и часто неожиданны. Ведь даже то, к какому направлению тот или иной художник причисляет себя сам, в какой контекст в мировом искусстве он себя помещает, кого он считает своими учителями и единомышленниками, часто идет в разрез с общепринятыми классификациями.


Подробнее…


27/02/2015
Сева Новгородцев – программа БибиСева c участием Анатолия Осмоловского 27.02.2015

Сегодняшний гость БибиСевы - один из самых известных российских художников, лауреат "Премии Кандинского" и идеолог Московского акционизма Анатолий Осмоловский. Вечером он выступит с лекцией в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а в 16:00 по Гринвичу не пропустите его интервью на БибиСеве!


Подробнее…


12/02/2015
Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

 Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

27 Feb 2015 6:30 pm | Nash & Brandon Rooms | £8.00 to £10.00

Book Tickets

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).


Подробнее…


08/02/2015
06.02 - 19.04.2015 «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAST 2000+» в МСИ «Гараж»

  ВЫСТАВКА «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAS 2000+»
6 февраля – 19 апреля 2015
Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур
6 февраля вход на выставку свободный.

Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне



Подробнее…


02/02/2015
Анатолий Осмоловский: «К искусству я отношусь как к революционной машине»

Художник Анатолий Осмоловский в своих «Избранных текстах» анализирует московский акционизм, одним из основателей и активным участником которого он был. По этим статьям можно четко проследить формирование и развитие тех идей и вопросов, разрешение которых составляло для него серьезную проблему. T&P публикует вошедшую в каталог беседу Осмоловского с критиком Марией Чехонадских о диалектике и автономии искусства. Полная версия текста, опубликованного в каталоге фонда V-A-C, выйдет также в «Художественном журнале» №93.
Подробнее....



28/12/2014
Анатолий Осмоловский: «Они к смерти движутся — и нас всех за собой тащат»

 В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с порталом «Воздух. Афиша.ру», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится


Подробнее…


25/12/2014
25.12. 2014 г. в библиотеке Ф.М.Достоевского презентация книги «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей»

Начало в 20:00
Библиотека Ф.М. Достоевского представляет новую книгу «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей / Избранные тексты Анатолия Осмоловского», состоящую из двух частей и опубликованную итальянским издательством Marsilio Editori совместно с V-A-C Foundation.


Подробнее…


22/12/2014
Анатолий Осмоловский, «Рас-членение» 25.12.2014 – 11.01.2015, Галерея «Триумф»

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Бакунин. Бронза, литье. 2012 Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского, известного московского акциониста, куратора, основателя образовательного проекта для художников и искусствоведов «База».
 
Проект «Рас-членение» состоит из двух частей: серии девяти скульптурных бюстов «Головы мертвых революционеров» и новой бронзовой композиции «Украинка».


Подробнее…


08/12/2014
Интервью Анатолия Осмоловского для нового проекта syg.ma

«В современной России невозможно заниматься акционизмом»: Анатолий Осмоловский о живописи, независимой критике и панк-роке

«Нужно создать интеллектуальный, академический дискурс, которого в России нет или почти нет. Без него художественное производство здесь так и останется на стадии поп-арта или того, над чем работают Дубосарский и Виноградов»

«Искусство не может быть связано с тюрьмой, не потому что «слабо», а потому что когда человек попадает в тюрьму, невозможно по поводу его действий высказывать эстетические суждения»

Читать интервью полностью



03/12/2014
Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских

Как московских художников лишают мастерских, и почему это не только плохо, но и очень хорошо Московский союз художников взывает к мэру Москвы Сергею Собянину. У художников отбирают мастерские.


Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских
Подробнее…


18/11/2014
26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)

26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)Масштабная выставка работ поп-арта из Америки, Китая, Великобритании и России в Saatchi Gallery - 300 работ 112 художников

Wed 26 November 2014 - Mon 23 February 2015 Saatchi Gallery, Duke of York's HQ, London SW3 4RY

www.saatchigallery.com  

Почему именно поп-арт из всех течений в искусстве XX века оказывает такое длительное и сильное влияние на художников по всему миру? США и Великобритания, Китай и постсоветское пространство — поп-арт жив до сих пор везде. Организаторы этой уникальной по масштабам выставки решили попытаться понять, в чем тайна его власти.


Подробнее…


20/09/2014
9 сентября – 30 ноября 2014 выставка работ из коллекции Фонда V-A-C в Whitechapel Gallery (Великобритания)
 

Коллекция Фонда V-A-C
Выбор работ: Майк Нельсон

9 сентября – 30 ноября 2014, галерея Whitechapel Gallery
Время работы: вторник - воскресенье 11:00 - 18:00, четверг 11:00 - 21:00

Whitechapel Gallery, галерея 7
77-82 Whitechapel Hight Street, Лондон

Whitechapel Gallery открывает первую в Великобритании выставку работ из коллекции Фонда V-A-C, которые отобрал для показа британский художник Майк Нельсон.


Подробнее…


17/07/2014
Институт БАЗА: новый учебный год

Институт БАЗА - прием абитуриентовС 1 августа по 25 сентября в Институте «База» открыт прием заявок на следующий учебный год. Всем желающим поступить необходимо заполнить анкету в электронном виде и прислать на bazaeducation@gmail.com. По этому же адресу можно получить дополнительную информацию или задать вопросы, касающиеся процедуры поступления и образовательных программ.

В октябре 2014 года Институт открывает новую экспериментальную образовательную программу «БАЗАльт» для молодежи (16+), в рамках которой запланированы циклы лекций по истории российского и зарубежного искусства, а также практические занятия. В связи переизбытком различных творческих инициатив, основной акцент делается на определении четких границ и отличий искусства от дизайна. Программа рассчитана на год обучения. Занятия проходят три раза в неделю по будним дням с 17.00 до 19.00.

Общую информацию о поступлении можно найти здесь



17/05/2014
22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

 22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

22 мая в 17 часов в рамках программы культурной столицы Европы в рижской церкви Св. Иоанна и в 18 часов в Латвийском музее истории железной дороги открывается международная выставка современного искусства "В поисках горизонта". В выставке участвуют 39 художников из таких стран, как Латвия, США, Россия, Австрия, Нидерланды, Индия и Германия. Выставку дополняет семинар, посвященный личному опыту художников и теоретиков искусства. Семинар пройдет в Латвийском музее истории железной дороги 24 мая с 11:00 до 17:00.



Подробнее…


03/04/2014
Анатолий Осмоловский: «Искусство начинается с достоинства и самостоятельности художника»

В Музее Москвы проходит выставка «Живопись расширения» под кураторством Евгении Кикодзе (Музей Москвы) и Анатолия Осмоловского (Институт «База»). «Что такое современная живопись и где ее место в актуальных практиках искусства?» — этот вопрос все отчетливее звучит на местной сцене, и эта выставка — не исключение. Работы одиннадцати авторов — как известных современных художников, так и совсем молодых — объединены общим свойством: это живопись, которая так или иначе «расползлась» в другие контексты или жанры. О том, почему живопись обладает наибольшим потенциалом автономии и зачем эта автономия художнику нужна, Анатолий Осмоловский рассказал Ольге Данилкиной.


Подробнее…


28/12/2013
Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.

Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.Из «грязи» в князи (мира сего)

Гигантским разочарованием для меня стала пресс-конференция Pussy Riot на «Дожде». Было почти физически больно это наблюдать.

Действительно, российская пенитенциарная система обладает поистине колоссальными возможностями для «перевоспитания». Пресс-конференция показала это в такой отчетливой форме, что Путин может быть доволен. Доволен до такой степени, что, собственно, зачем ее менять-то? По крайней мере, по отношению к современным художникам она работает превосходно.


Подробнее…


15/12/2013
Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»

Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»15 декабря 2013 г.  в 16.00 на площади Краснопресненская Застава состоялся перформанс студентов Института «БАЗА» по случаю публикации книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ». Текст книги поделен на три части – «Программа минимум», «Программа максимум» и «Инструкции для боевых подруг», каждая из которых состоит из пронумерованных лозунгов и рекомендаций, организованных по особому стилистическому и фонетическому принципу. Все фразы выписаны заглавными буквами, и завершаются восклицательными знаками, создавая бесконечный мысленный поток пограничного состояния смутного времени. 


Подробнее…


18/11/2013
Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы

 "Мне нужно было сначала себя прибить, а потом уже убрать одежду, чтобы осталось тело, прибитое к брусчатке. И вокруг ничего. Оно там возникло – и всё..."

 

Петр Павленский обнаженным присел на брусчатку Красной площади и приковал, прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Это всё было зафиксировано на многих фотографических аппаратах. Саму эту акцию в виде фотографий и видео вы можете видеть на всех сайтах, думаю, мира, а не только России. После этого Петр Павленский был препровожден в отделение милиции, накрытый простыней или покрывалом. После этого отправились в суд. После этого дело не завели и отпустили. Но 15 числа прокуратура сказала свое слово, и уголовное дело по статье «хулиганство» все-таки было заведено.

В контексте этого события Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы провели дискуссию на тему "Современное искусство как политическая акция"


Подробнее…


12/11/2013
14 ноября 2013 г. в 20-00 лекция Анатолия Осмоловского в Solyanka VPA

/news/logo/solyanka200.jpg«Эстетические проблемы традиции акционизма в современном искусстве. Искусство или политика?»

 Осмоловский — фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его лекция — об эстетических проблемах традиции акционизма в современном искусстве

лекция состоится 14 ноября 2013 г. в 20-00
место проведения - Solyanka VPA (video/performance/animation)
ул. Солянка, 1 (вход с ул. Забелина), Москва

Вход свободный


Подробнее…


31/10/2013
7 – 17 ноября 2013 г., «НАШЕ ДЕЛО» - Первый выставочный проект Института «База»

Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров
Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко
Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус
Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года
Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18
Открытие состоится 7 ноября в 19.00

Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.


Подробнее…


05/10/2013
05.10 - 30.11.2013 «Изысканный труп и двенадцать самоубийц», Галерея Томаса Брамбиллы (Бергамо, Италия)

Анатолий Осмоловский 05/10/2013 - 30/11/2013 выставка Анатолия Осмоловского «Cadavre Exquis - Двенадцать Самоубийств» (галерея Томаса Брамбиллы, Бергамо, ИталияВремя проведения выставки: 05/10/2013 - 30/11/2013
Открытие: Суббота, 5 Октября 2013 h.18.30.
Часы работы: Вторник - Суббота с 14:00 до 19:00.

Томас Брамбилла
Via Casalino 25
24121, Бергамо, Италия
Тел: +39 035 247418
www.thomasbrambilla.com
info@thomasbrambilla.com

Галерея Thomas Брамбилла с гордостью представляет «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Cadavre Exquis and Dodici Suicidi) - персональная выставка Анатолия Осмоловского.

Название выставки, относится именно центральной работе и цитирует знаменитую практику сюрреализма - Cadavre Exquis - процесс создания коллективных текстов или изображений, в котором каждый участник пишет или рисует без знания того, каков вклад других.


Подробнее…


07/09/2013
«Против всех» на выставке RE-ALIGNED ART (Tromsø, Норвегия с 13.09.2013 по 11.2013) )

Против всех на выставке RE-ALIGNED ART С 13 сентября по ноябрь 2013 в Tromsø (Норвегия) пройдет выставка RE-ALIGNED ART. На выставке будет представлен проект Анатолия Осмоловского «Против всех»


Подробнее…


23/07/2013
Лекция Анатолия Осмоловского о 55-й Венецианской биеннале

В конце июня в институте БАЗА состоялась лекция Анатолия Осмоловского для студентов о 55-й Венецианской биеннале, основанная на собственных впечатлениях от посещения. Здесь мы публикуем аудио-запись часть 1 и часть 2 этой лекции и фотографии выставки.


Подробнее…


25/06/2013
Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre Oci

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciВ параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).


Подробнее…


06/06/2013
«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей»

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciДвое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима. 


Подробнее…


01/06/2013
«Схождение параллелей» Альтхамера и Осмоловского

Фонд V-A-C представляет выставку двух художников в Италии.

Фонд V-A-C, некоммерческая московская институция, которая занимается популяризацией и развитием русского современного искусства, летом представит итальянской публике выставку «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей». Этот проект впервые сводит вместе работы двух художников, поляка и россиянина, происходящих из того поколения, которое стало свидетелем резкой смены социальной и политической парадигмы в России и странах Варшавского договора. Это привносит в их работы множество интересных параллелей. Экспозиция ставит Альтхамера и Осмоловского в позицию постоянного диалога, который разворачивается в поле различий и сходств между их работами. Произведения обоих художников часто касаются идеи телесности и модусов восприятия.



Подробнее…


28/05/2013
Болевые точки

художник Анатолий ОсмоловскийВ преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах.
Читать полностью


English Русский