Наступила новая эпоха. Российское современное искусство вышло на новый этап своего развития. Приметы нового времени понятны и осязаемы: возникают новые галереи, учреждаются премии по искусству, организуются периодические большие выставки. Все эти инфраструктурные изменения очевидны, не всем понятно, каким содержанием они должны быть наполнены. Технологии скандала и масс-медийных провокаций, практиковавшиеся во времена акционизма, исчерпали себя уже давно. Нонспектакулярные стратегии стали достоянием молодежной субкультуры флеш-моберов и для художников превратились в унылую банальность. В российском художественном мире повсеместно царствует квази-эстетика глупой шутки, идиотического капустника, безответственного розыгрыша. Конечно, она не может стать основой для серьезной художественной работы.
Тягостное наследие 90-х: три проблемы
В 90-е годы главной ставкой для художников была власть. Наиболее известные художники десятилетия - в самом точном смысле слова политические революционеры и только потом художники. Продолжение революционного проекта ХХ века в России в девяностые годы было связано почти исключительно с художниками, ни одна более-менее массовая политическая партия с этим проектом себя не ассоциировала. Так политическое мировоззрение стало суррогатом эстетического различия. Художники 90-х от предшествующего поколения отличались в первую очередь левыми политическими предпочтениями, и только потом - эстетическими. Как не микроскопична была наша революционная деятельность, в конце концов, и она столкнулась с рядом неразрешимых проблем.
Самая важная из них заключается в следующем: к концу 90-х годов выяснилось, что невозможно быть сразу и гармоничным, и эффективным, а именно синтез этих понятий являлся главной утопией политического акционизма 90-х. Гармоничный (эффектный, эвристичный) жест часто не является жестом политически эффективным. И наоборот, политически эффективная работа всегда связана с рутиной политической борьбы, состоящей из регулярных уличных акций, бесконечных судебных тяжб, агитации среди равнодушных граждан и т.п. Эту проблему довольно долго удавалось избегать (артистично лавируя между искусством и политикой и, в зависимости от обстоятельств, выдавая одно за другое) до того момента, пока не возникала угроза собственной жизни, свободе, здоровью. Ведь настоящая революционная деятельность, даже самая мизерная по своему политическому влиянию, рано или поздно попадает в поле зрения спецслужб. Так делёзовская утопия "веселого сопротивления", бывшая основным ориентиром 90-х, оказалась поставленной под сомнение непосредственной практикой.
Вторая проблема связана с преодолением границы между искусством и жизнью, а также с последствиями такого преодоления, с детерриториализацией искусства (если воспользоваться термином Делеза). В 90-е никто не сомневался в прогрессивности преодоления этой границы, более того - самый незначительный жест строился на абсолютном убеждении, что граница эта условна и лицемерна. Постоянное ее пересечение в конце концов создало условия, когда уже обычная бытовая драка стала называться перформансом. Этика заместилась суррогатной эстетикой оправдания любого даже самого неприглядного поступка. А естественное человеческое возмущение против него закрывалось "упаковочной" пленкой квази-эстетических умствований, лишаясь своей критической силы. Непосредственные проявления чувств (да и сама жизнь) в таком арт-сообществе стали практически не возможны. Откровенное и заранее оправданное насилие стало связующей нитью практически любого диалога.
И, наконец, третий важный момент. Художественный дискурс оказался практически полностью элиминирован. Место художественных задач, системы ценностей, эстетических критериев заняла циничная болтовня о карьерном росте, коммерческом успехе, менеджерском расчете. Художник стал в первую очередь организатором собственной карьеры, а уже в последнюю - творческой личностью. Распад политического революционного проекта оставил российских авторов один на один с прагматикой выживания. Оборотной стороной этого выживания стал радикальный и бесповоротный отказ от искусства. Номинальная художественная деятельность большинства "выживших", ныне весьма популярных авторов представляет собой печальное зрелище их полной эстетической деградации.
Однако разгромленная (несостоявшаяся) революция имеет иное свое выражение. Здесь надо понять (и вновь пересоздать) методики трансформации политического проекта в проект художественный. Стоит напомнить, что американский абстрактный экспрессионизм интерпретировался критиками того времени именно как фантазм революции, революции, могущей существовать только в воображении, но не способной реализоваться непосредственно в социальной действительности. Естественно, что и для революционного проекта 90-х существует адекватная художественная форма.
Недавнее прошлое: 2001-2004. Период постепенного перехода
Эстетическая трансформация революционного проекта 90-х в российском контексте началась с выставки "Субъект и власть (лирический голос)" (куратор Роджер Бюргель) на художественной ярмарке "Арт Москва" 2001 года. Эта была очень тонкая кураторская работа (1), которая однако для большинства участников московской арт-среды осталась практически незамеченной. На этой выставке я показывал тщательно выкрашенную белую панель под названием "Критика состояния стен". Одновременно с этим артефактом я с некоторыми своими друзьями реализовал программу нонспектакулярных перформансов (2). Нонспектакулярное искусство тогда понималось как выход из политического тупика. Оно одновременно сохраняло в себе художественный жест и элементы политического перформатизма. Однако нонспектакулярное искусство было не чем иным, как последней эманацией политического проекта 90-х. Масс-медийный скандал, сопровождавший акции предшествующего времени, заменялся принципиальным избеганием каких-либо контактов с представителями средств массовой информации. Это бегство мгновенно стало сверхпопулярным. До такой степени, что даже труднопроизносимый термин "нонспектакулярность" пал жертвой журналистской трескотни. Нельзя сказать, что нонспектакулярное искусство ничего не дало основной задаче – пересозданию художественного контекста Москвы, но все творческие достижения здесь скорее случайны, чем сознательно спланированы. И эта художественная практика сохраняла в себе один из основных пороков 90-х – детерриториализацию искусства.
Второй важной вехой для меня стала работа придуманная в связи с выставкой "Горизонты реальности" в Музее современного искусства города Антверпена (кураторы Барт де Бар, Виктор Мизиано). Там я представил собственные лозунги и афоризмы, в большинстве своем написанные во время реализации теоретического проекта "Мейл-Радек" в 1996-1998 годах. Они наносились на стены обычной пылью. Темой этой работы были случайность, непреднамеренность, эфемерность возникновения мысли. Работа оказалась настолько удачной, что я повторял ее многократно, изменяя только высказывания. Наконец на "Арт Москве" 2004 года я показал "пылевую полосу" вообще освободив эту идею от какого-либо идеологического содержания.
Если все вышеназванные работы фактически были побочными продуктами различных художественных задач, то о выставке в московском Музее Архитектуры "Искусство без оправданий", прошедшей в мае 2004 года, этого не скажешь. Этот кураторский проект, реализованный мною совместно с Александром Шумовым, прямо задумывался как манифест нового отношения к искусству. Все внешние ему политические, социальные, идеологические, провокативные и иные смыслы здесь были сведены к минимуму. Зрителю предоставлялась редкая для московской ситуации возможность принять участие в эстетическом событии, попытаться заново переизобрести для себя искусство. На этой выставке я впервые выставил три художественных объекта из серии "Жуки", над которыми целенаправленно работал последние полтора года.
Прием
Настоящее эстетическое восприятие невербализуемо. В художественном артефакте, если к нему относиться предельно серьезно, понимать нечего. Любые его объяснения страдают известной приблизительностью и недостаточностью. Однако современный теоретический дискурс, используя изощренный понятийный аппарат, создает ложную иллюзию понимания искусства, которая, в свою очередь, начинает формировать художественный контекст. За последние годы возникло огромное количество артефактов, созданных под воздействием этого ложного понимания. Необходимо отдавать себе отчет, что мысль об искусстве не безобидна, что она оказывает значительное влияние на его развитие и восприятие. Вместе с тем было бы неверно полностью отрицать позитивное значение художественной теории: зная границы собственного применения, она может сыграть благотворную роль катализатора художественного процесса.
Ниже я попытаюсь дать свой вариант адекватного описания своих новых работ вне их связи с актуальным художественным процессом (постоянная привязка к мифической актуальности – один из пережитков 90-х).
Любая художественная работа в своих теоретических экспликациях может быть разложена на три составляющие: прием, форма, содержание. Прием отличается от формальных проблем своей наглядностью, собственно же формальные проблемы более сложны и часто понятны самому автору только на уровне чувства. Стоит сразу сказать, что реализация художественного приема не является достижением данных работ. Скорее в них наблюдается попытка уйти от доминанты приема, столь важного для искусства ХХ века (3).
Все представленные работы имитируют абстрактную (беспредметную) образность. Спровоцированная мной дискуссия об абстракционизме (4) не вполне корректна, так как эти объекты (скульптуры) в своем основании не беспредметны. Под каждым есть вполне конкретное миметическое основание, отгороженное от непосредственного зрительского узнавания технологической покраской. В этих работах используются различные известные приемы поп-арта – форматирование, сериальность, симуляция. Но все эти приемы используются исключительно инструментально, так как одна из главных задач – добиться эффекта абстрактного искусства – не связана напрямую с эксплуатацией того или иного приема. Образы как бы "зависают" между предметным и беспредметным миром.
Форма
Экспликация формальных художественных задач – наверное, самое уязвимое место российского автора. Ведь формальные достижения могут быть адекватно оценены только изнутри разделяемой художественным сообществом системы ценностей. Этой системы уже давно не существует. Пустое действие, зона неразличения, персонажный автор и другие эстетические категории, бывшие ориентирами для нескольких поколений московских концептуалистов, сейчас известны только немногим специалистам-искусствоведам. На наших глазах затонул огромный дискурсивный "материк". Конечно, все эти категории (как и сама система) были связаны с позднесоветским режимом и его специфической интеллектуальной атмосферой (5). Сложность положения усугубляется еще и тем, что теория московского концептуализма уделяла мало внимания материальной природе изобразительного искусства, ведь концептуализм – прежде всего искусство идеи, а именно материальность художественного объекта кажется мне наиболее важным аспектом изобразительного искусства в целом.
Речь идет о том, чтобы переизобрести такое понятие как "произведение искусства": описать его актуальные параметры, проследить все стадии возникновения - от идеи до коммерческого использования. В этой задаче несомненно присутствует известный разрыв с нонспектакулярной тенденцией, популярной в среде экспериментирующих художников еще год назад. Но кое-что осталось и от нонспектакулярности. Прежде всего представленные работы довольно сложно снимать и публиковать в средствах массовой информации. Жанр настенной рельефной скульптуры вообще плохо всего поддается масс-медийному репродуцированию. Это и не круглая (полная) скульптура, дающая возможность выбрать наиболее эффектный вид и ракурс, и не плоская картина с очевидными способами репродуцирования. Настенная скульптура частично как бы "скрывается" в стене. Здесь сложно подобрать правильный ракурс прежде всего потому, что стена выступает как конститутивная часть работы. Подобные работы довольно сложно воспринимать через репродукцию – желательно физическое присутствие зрителя на выставке. Непосредственное присутствие зрителя на выставке – одно из главных социологических условий восприятия изобразительного искусства – сообщает ему крайне важный ауратический эффект, диктует ему специфическую форму. Эта форма складывается из трех равновеликих субстанций: поверхность (не изображение!); ее материальный носитель; стена (пол) для экспонирования (6). Во всех представленных работах (так же как и в "пылевых") формальные задачи возникают от нарушения равновесия между этими тремя субстанциями.
Содержание
Полтора года назад, когда цикл этих работ еще только задумывался, мне казалось, что содержания необходимо избегать всеми доступными средствами. Эта чисто авангардистская утопия на тот момент казалась мне наиболее честной и последовательной. Действительно, исторический авангард пытался свести содержание произведения к минимуму, и одним из самых распространенных приемов этой минимализации был принципиальный отказ от называния произведения. Этикетка "Без названия" обычно сопровождает каждую истинно авангардистскую работу. Однако сейчас эта претензия (отказ от содержания) кажется мне довольно наивной: ведь любая художественная работа (от самого последнего китча до гипераскетичного авангардистского жеста) пребывает в точке максимального зрительского внимания, которое, вне всякого сомнения, насильственно нагружает художественный объект тем или иным содержанием. Этот факт нельзя не учитывать. И хотя для наиболее рафинированных ценителей изобразительного искусства подобное стремление выглядит пошловатым, традиционное молчание художника кажется сейчас странным чудачеством.
Когда в мае этого года я открыл выставку "Искусство без оправданий" и впервые представил на ней свои новые работы (из серии "Жуки"), то довольно пристально отслеживал различные зрительские "интерпретации". Миметическим основанием для моих работ послужил обычный грецкий орех. Первый же зритель, походя бросив взгляд на них, сразу же выдал мне "адекватное название". Впоследствии этих "названий" скопилось довольно много. Здесь были и "мозги" и "велосипедные каски" и "головы Aliens" и даже "сгоревшие головы террористов". Возможно, подобное бесконтрольное производство содержания - одна из задач подлинного художественного произведения, но не стоит забывать, что истинный авангард стремился максимально сузить возможности зрителей в этой области.
Мне совершено очевидно, что любые произведения, какими бы молчащими и формальными они ни были, будут обязательно нагружены каким-либо содержанием. А содержание здесь - то, что сейчас занимает мозги и чувства практически каждого в России - кавказский терроризм. Это содержание накладывается поверх произведения, навязывает зрителю определенный угол зрения. В нем есть что-то от общественного мнения, гражданского согласия. Наложение содержания, возможно, один из первых этапов нейтрализации произведения искусства. Создание атмосферы скрытой, неявной угрозы и агрессии (содержательный аспект данных работ) – возможно, подавит все другие (для масс-медиа уж точно). Но не стоит попадаться на эту удочку. Необходимо понимать, что настоящее искусство создает свое собственное время и пребывает в глубочайшей нейтральности по отношению к внешним событиям. Политический аспект искусства никогда не заключался в его содержании, в "месседже". Он целиком располагается в сфере предметности, материальности произведения искусства. Но это отдельная тема.
Примечания:
1. Например, таблички с именами авторов и названиями работ были приклеены к полу так, что любой интересующийся должен был буквально поклониться работе.
2. Вот основные публикации по этой теме: Артхроника № 2 (2003) С.48-57; Художественный журнал № … С.; Искусство № …. С.
3. В ХХ веке открытие (или рациональная концептуализация) нового художественного приема часто давало жизнь целому направлению в искусстве. Например, психический автоматизм был главным приемом сюрреализма, сериальность, увеличивающее форматирование – приемами поп-арта и т.д.
4. См. каталог выставки "Искусство без оправданий". М., 2004, с.14 – 76.
5. Это не значит, что концептуализм остался исключительно в своем времени. Наоборот, возможно, именно искусство концептуализма – это то немногое, что станет основанием для новой эстетической теории.
6. Возможно, эта дифференция подходит ко многим другим произведениям современного искусства. Описывать значение поверхности, материального носителя и условий экспонирования – это, вне всякого сомнения, огромное поле для аналитической деятельности.
2004 г. «Как политические позиции превращаются в форму»
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г.
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г.
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г.
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г.
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г.
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г.
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г.
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г.
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г.
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г., открытие выставки
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г., открытие выставки
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г., открытие выставки
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г., открытие выставки
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г., открытие выставки
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г., открытие выставки
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г., открытие выставки
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г., открытие выставки
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г., открытие выставки
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г., открытие выставки
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г., открытие выставки
«Как политические позиции превращаются в форму», 2004 г., открытие выставки
Периоды творчества
1985 – 1989 (литература)
1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)
1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)
1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)
1997 – 2000 (Против всех)
2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)
2002 – 2012 (Автономия искусства)
2013 – ... (Новые работы)
29/10/2015 29.10.2015 - Открытие выставки Анатолия Осмоловского "Авангардистская канцелярия" Новый проект Анатолия Осмоловского обращается к метафоре канцелярской принадлежности и с долей иронии сводит на нет ее практическое применение. Представленные на выставке объекты в своей детальной проработке относят к предметам бумажного обихода, чей облик не сменялся на протяжении десятилетий и прочно врезался в память постсоветского человека. Точность в исполнении при ближайшем рассмотрении оборачивается подвохом и придает узнаваемым образам характер абсурда.
с 30 октября по 6 декабря 2015 г. Pop/off/art gallery ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Москва
NEON and the Whitechapel Gallery are proud to present TERRAPOLIS, the second major collaboration in Athens between the two organizations following the presentation of ‘A Thousand Doors’ at the The Gennadius Library of the American School of Classical Studies at Athens (4 May – 30 June 2014). NEON works to widen access to contemporary art and is committed to contributing to the vital cultural activity in Athens.
Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system.
Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career.
МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОЕКТ СОВРЕМЕННИКИ
Проект «Современники» — уникальная живая энциклопедия современных русских художников, герои которой представляют себя сами — в интервью-анкетах, с видеозаписями и расшифровками которых можно познакомиться на этом сайте. Анкеты состоят из намеренно простых, базовых вопросов, таких, которые именно в силу своей простоты не всегда задаются в обычных журналистских интервью — но ответы на них далеко не очевидны и часто неожиданны. Ведь даже то, к какому направлению тот или иной художник причисляет себя сам, в какой контекст в мировом искусстве он себя помещает, кого он считает своими учителями и единомышленниками, часто идет в разрез с общепринятыми классификациями.
Сегодняшний гость БибиСевы - один из самых известных российских художников, лауреат "Премии Кандинского" и идеолог Московского акционизма Анатолий Осмоловский. Вечером он выступит с лекцией в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а в 16:00 по Гринвичу не пропустите его интервью на БибиСеве!
Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).
ВЫСТАВКА «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAS 2000+» 6 февраля – 19 апреля 2015 Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур 6 февраля вход на выставку свободный.
Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне
Художник Анатолий Осмоловский в своих «Избранных текстах» анализирует московский акционизм, одним из основателей и активным участником которого он был. По этим статьям можно четко проследить формирование и развитие тех идей и вопросов, разрешение которых составляло для него серьезную проблему. T&P публикует вошедшую в каталог беседу Осмоловского с критиком Марией Чехонадских о диалектике и автономии искусства. Полная версия текста, опубликованного в каталоге фонда V-A-C, выйдет также в «Художественном журнале» №93. Подробнее....
В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с порталом «Воздух. Афиша.ру», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится
Начало в 20:00 Библиотека Ф.М. Достоевского представляет новую книгу «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей / Избранные тексты Анатолия Осмоловского», состоящую из двух частей и опубликованную итальянским издательством Marsilio Editori совместно с V-A-C Foundation.
Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского, известного московского акциониста, куратора, основателя образовательного проекта для художников и искусствоведов «База».
Проект «Рас-членение» состоит из двух частей: серии девяти скульптурных бюстов «Головы мертвых революционеров» и новой бронзовой композиции «Украинка».
«В современной России невозможно заниматься акционизмом»: Анатолий Осмоловский о живописи, независимой критике и панк-роке
«Нужно создать интеллектуальный, академический дискурс, которого в России нет или почти нет. Без него художественное производство здесь так и останется на стадии поп-арта или того, над чем работают Дубосарский и Виноградов»
«Искусство не может быть связано с тюрьмой, не потому что «слабо», а потому что когда человек попадает в тюрьму, невозможно по поводу его действий высказывать эстетические суждения»
Как московских художников лишают мастерских, и почему это не только плохо, но и очень хорошо Московский союз художников взывает к мэру Москвы Сергею Собянину. У художников отбирают мастерские.
Почему именно поп-арт из всех течений в искусстве XX века оказывает такое длительное и сильное влияние на художников по всему миру? США и Великобритания, Китай и постсоветское пространство — поп-арт жив до сих пор везде. Организаторы этой уникальной по масштабам выставки решили попытаться понять, в чем тайна его власти.
Whitechapel Gallery открывает первую в Великобритании выставку работ из коллекции Фонда V-A-C, которые отобрал для показа британский художник Майк Нельсон.
С 1 августа по 25 сентября в Институте «База» открыт прием заявок на следующий учебный год. Всем желающим поступить необходимо заполнить анкету в электронном виде и прислать на bazaeducation@gmail.com. По этому же адресу можно получить дополнительную информацию или задать вопросы, касающиеся процедуры поступления и образовательных программ.
В октябре 2014 года Институт открывает новую экспериментальную образовательную программу «БАЗАльт» для молодежи (16+), в рамках которой запланированы циклы лекций по истории российского и зарубежного искусства, а также практические занятия. В связи переизбытком различных творческих инициатив, основной акцент делается на определении четких границ и отличий искусства от дизайна. Программа рассчитана на год обучения. Занятия проходят три раза в неделю по будним дням с 17.00 до 19.00.
22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"
22 мая в 17 часов в рамках программы культурной столицы Европы в рижской церкви Св. Иоанна и в 18 часов в Латвийском музее истории железной дороги открывается международная выставка современного искусства "В поисках горизонта". В выставке участвуют 39 художников из таких стран, как Латвия, США, Россия, Австрия, Нидерланды, Индия и Германия. Выставку дополняет семинар, посвященный личному опыту художников и теоретиков искусства. Семинар пройдет в Латвийском музее истории железной дороги 24 мая с 11:00 до 17:00.
В Музее Москвы проходит выставка «Живопись расширения» под кураторством Евгении Кикодзе (Музей Москвы) и Анатолия Осмоловского (Институт «База»). «Что такое современная живопись и где ее место в актуальных практиках искусства?» — этот вопрос все отчетливее звучит на местной сцене, и эта выставка — не исключение. Работы одиннадцати авторов — как известных современных художников, так и совсем молодых — объединены общим свойством: это живопись, которая так или иначе «расползлась» в другие контексты или жанры. О том, почему живопись обладает наибольшим потенциалом автономии и зачем эта автономия художнику нужна, Анатолий Осмоловский рассказал Ольге Данилкиной.
Гигантским разочарованием для меня стала пресс-конференция Pussy Riot на «Дожде». Было почти физически больно это наблюдать.
Действительно, российская пенитенциарная система обладает поистине колоссальными возможностями для «перевоспитания». Пресс-конференция показала это в такой отчетливой форме, что Путин может быть доволен. Доволен до такой степени, что, собственно, зачем ее менять-то? По крайней мере, по отношению к современным художникам она работает превосходно.
15 декабря 2013 г. в 16.00 на площади Краснопресненская Застава состоялся перформанс студентов Института «БАЗА» по случаю публикации книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ». Текст книги поделен на три части – «Программа минимум», «Программа максимум» и «Инструкции для боевых подруг», каждая из которых состоит из пронумерованных лозунгов и рекомендаций, организованных по особому стилистическому и фонетическому принципу. Все фразы выписаны заглавными буквами, и завершаются восклицательными знаками, создавая бесконечный мысленный поток пограничного состояния смутного времени.
"Мне нужно было сначала себя прибить, а потом уже убрать одежду, чтобы осталось тело, прибитое к брусчатке. И вокруг ничего. Оно там возникло – и всё..."
Петр Павленский обнаженным присел на брусчатку Красной площади и приковал, прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Это всё было зафиксировано на многих фотографических аппаратах. Саму эту акцию в виде фотографий и видео вы можете видеть на всех сайтах, думаю, мира, а не только России. После этого Петр Павленский был препровожден в отделение милиции, накрытый простыней или покрывалом. После этого отправились в суд. После этого дело не завели и отпустили. Но 15 числа прокуратура сказала свое слово, и уголовное дело по статье «хулиганство» все-таки было заведено.
В контексте этого события Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы провели дискуссию на тему "Современное искусство как политическая акция"
«Эстетические проблемы традиции акционизма в современном искусстве. Искусство или политика?»
Осмоловский — фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его лекция — об эстетических проблемах традиции акционизма в современном искусстве
лекция состоится 14 ноября 2013 г. в 20-00 место проведения - Solyanka VPA (video/performance/animation) ул. Солянка, 1 (вход с ул. Забелина), Москва
Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18 Открытие состоится 7 ноября в 19.00
Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.
Время проведения выставки: 05/10/2013 - 30/11/2013 Открытие: Суббота, 5 Октября 2013 h.18.30. Часы работы: Вторник - Суббота с 14:00 до 19:00.
Томас Брамбилла Via Casalino 25 24121, Бергамо, Италия Тел: +39 035 247418 www.thomasbrambilla.com info@thomasbrambilla.com
Галерея Thomas Брамбилла с гордостью представляет «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Cadavre Exquis and Dodici Suicidi) - персональная выставка Анатолия Осмоловского.
Название выставки, относится именно центральной работе и цитирует знаменитую практику сюрреализма - Cadavre Exquis - процесс создания коллективных текстов или изображений, в котором каждый участник пишет или рисует без знания того, каков вклад других.
С 13 сентября по ноябрь 2013 в Tromsø (Норвегия) пройдет выставка RE-ALIGNED ART. На выставке будет представлен проект Анатолия Осмоловского «Против всех»
В конце июня в институте БАЗА состоялась лекция Анатолия Осмоловского для студентов о 55-й Венецианской биеннале, основанная на собственных впечатлениях от посещения. Здесь мы публикуем аудио-запись часть 1 и часть 2 этой лекции и фотографии выставки.
В параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).
Двое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима.
Фонд V-A-C представляет выставку двух художников в Италии.
Фонд V-A-C, некоммерческая московская институция, которая занимается популяризацией и развитием русского современного искусства, летом представит итальянской публике выставку «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей». Этот проект впервые сводит вместе работы двух художников, поляка и россиянина, происходящих из того поколения, которое стало свидетелем резкой смены социальной и политической парадигмы в России и странах Варшавского договора. Это привносит в их работы множество интересных параллелей. Экспозиция ставит Альтхамера и Осмоловского в позицию постоянного диалога, который разворачивается в поле различий и сходств между их работами. Произведения обоих художников часто касаются идеи телесности и модусов восприятия.
В преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах. Читать полностью