«Против движения» - интервью

Интервью Владимира Левашова с Анатолием Осмоловским

Владимир Левашов: На твой нынешний взгляд, является ли политическая деятельность противоположностью художественной?

Анатолий Осмоловский: Политическая деятельность становится антихудожественной, когда доходит до своего онтологического предела борьбы за власть. Если политик и художник будут идти в своих ориентациях до конца, они обязательно разойдутся. Взаимоотношения большевиков и русских конструктивистов, французских коммунистов и сюрреалистов дают яркие примеры такого разрыва. Политики и художники всегда понимали, что между ними происходит борьба за ангажирование друг друга. Когда сюрреалисты шли в коммунистическую партию, то их бессознательной интенцией было не ангажироваться самим, а ангажировать коммунистов. И когда это стало ясно и тем и другим, произошёл разрыв. Искусство в каком-то своём фундаментальном смысле является альтернативным политическим проектом. Но если мы будем сводить искусство исключительно к политическому проекту, то из него исчезнут другие присутствующие в нём смыслы.

Что же касается московских 90-х, то многие художники (по крайней мере, я и те, кто был рядом со мной) относились к художественной деятельности именно как к элементу политической борьбы. Но какой политической борьбы? Никто не говорит о том, что мы хотели стать президентами, войти в Думу и т.д. Под политической борьбой я подразумеваю самую настоящую революционную деятельность. Что такое революционная деятельность? Это трансформация, преобразование общества, создание новых законов, создание новых отношений в обществе - за это шла борьба. Внутри нее эстетика создаётся непосредственно, в действии. На элементарном уровне "уличная" эстетика – это точный выбор места и времени: ты находишь определённое место (например, забегаешь на трибуну Мавзолея) и совмещаешь его с актуальным временем (например, предвыборной кампанией в Государственную Думу). Таким образом, высказывание становится максимально публичным – его транслируют средства массовой информации.

Искусство 90-х годов пребывало в двусмысленной ситуации. С одной стороны, оно продуцировало подобные рудиментарные эстетические жесты, с другой, мы воспринимали свою деятельность как продолжение революционного проекта 20 века с его идеалами прогресса, равенства и демократического диалога. Мы вынуждены были представлять все те ценности, которые политические партии в 90-е годы безответственно выбросили в мусорный ящик. Хотя, естественно, эта была не массовая активность, а деятельность одиночек, отщепенцев, маргиналов.

Онтологический базой всех политических организаций являются регулярность, постоянство, массовость и необратимость. Это – механизм, который обеспечивается тем, что в таких структурах есть люди, деньги, связи. Когда ты ввязываешься в политику, этот механизм на тебя наваливается мегатоннами своих ресурсов. Используя эстетику, противостоять такому наезду невозможно, невозможно делать это артистично. Художники бегут от постоянства, от регулярности, в конечном счете даже от массовости, ведь они все время придумывают какие-то новые, эвристичные ходы. Хотя, конечно, можно было тогда поступить по-другому. Когда на тебя наехали какие-то организации, ты можешь создать свою организацию. Но тогда ты и твои друзья становятся настоящими политическими деятелями. Диссидентами – как при советской власти или революционерами – как при царском правительстве. Эта дилемма встала передо мной в 90-х, и я понял, что, наверное, даже смог бы морально и физически выдержать, но мне было неинтересно. А относится к организаторской работе артистически, как художник невозможно, потому что это не эффективно. Ты неизбежно проиграешь в борьбе. Поэтому ты обязательно должен подчиниться  законам политического поля и перестаёшь заниматься искусством - вот и всё.

В.Л. Получается, что художественная деятельность, которая реализуется в политической форме, работает против регулярности, постоянства, массовость и необратимости действия, иначе говоря, разрушает рутину, разрушает это действие во имя свободы и иной аккумуляции энергии. То есть только лишь искусство переходит в свою зрелую фазу (и, следовательно оказывается противоположным политике), то из действия (то есть по сути - политики), превращается в объект. А возможно ли эстетика именно как действие - в своей развёрнутой, последовательно доведённой до конца форме? Или конечным эстетическим продуктом все же является только объект, только статичная структура, которая сама уже порождает действие вокруг себя, окружает себя им?

А.О. Чем изобразительное искусство принципиально отличается ото всех других видов искусства (театра, кинематографа, музыки и т.д.)? В нем идёт речь о создании единичных объектов – физически единичных. Этот аспект изобразительного искусства в западной культуре 20 века воспринимался как неизбывный грех. И авангард тем или иным способом постоянно пытался его преодолеть. Но мне кажется, что это очень важный момент, и с ним надо серьезно работать. Поэтому я делаю похожие друг на друга произведения искусства, и, в то же время, настаиваю на том, что это именно произведения искусства. Я как бы ставлю сами эти произведения искусства под сомнение. Момент уникальности, конечно же, необходимо ставить под сомнение и, в то же время, понимать, что уникальность существует. Но помимо уникальности художественного объекта, вторым важным аспектом (идущим еще от нонспектакулярного искусства) является то, что надо делать такие произведения, которые нельзя было бы адекватно понять через средства массовой информации, через их репродукцию. Поэтому я начал делать скульптуры, объекты. Хотя они были придуманы не через анализ: это я сейчас уже, постфактум анализирую. Я – человек нерелигиозный, можно сказать, атеист, но года четыре назад открыл для себя русскую православную икону, и был ею очень вдохновлён.

В.Л. Чем именно?

А.О. Мне кажется, что русские православные иконы – это выражение своеобразной онтологической тупости. Тупости в творческом, созидательном смысле этого слова. Монотонность, повторение, в конечном счете, неподвижность и даже оцепенение – исконные атрибуты православной иконы. Здесь можно усмотреть некий аналог политической практики, о чем я говорил несколько раньше, но отрицательный ее аналог. Поиск возвышенных образов в иконе, мне кажется, признак ее неадекватного понимания. Главное здесь – идея канона, повторения: это и есть тупость. Я хотел и свои работы сделать именно тупыми, сделать такой объект, о котором нечего было бы сказать. То есть тупость в том смысле, о котором я говорю, на самом деле, очень тонкая вещь. Это отсутствие очевидных смыслов. И отсутствие функции, однозначного понимания, зачем и кому это нужно. Здесь просто происходит медленное нащупывание какой-то данности.

Вот люди приходят, например, на выставку Дональда Джадда и совершенно теряются, не понимая, что это и зачем. А мне кажется, минимализм – одна из очень серьёзных практик, которая стремится не показывать ничего, кроме того, что в ней есть. И вот в своих последних объектах я руководствовался этим. Хотя минимализмом я не вдохновлялся, потому что в нем главное – это всё-таки пространственная геометрия.

В.Л. Возвращаясь в политике, хочу повторить твои слова о том, что она – повторяемое, необратимое действие. Но нужно также добавить, что это еще и всегда есть действие группы людей (а не одиночки) для некоторой массы людей (не для одиночек). И если эстетическая деятельность противоположна политике, то тогда она есть та самая деятельность одиночки и для одиночек. При этом известно, что в свое время радикальное изменение в искусстве было связано (по крайней мере так формулируют некоторые историки искусства) с введением в европейский обиход массовых выставок, куда зрители приходили семьями и иным группами. Отсюда идет также традиция вернисажа, нарушающая все прежние нормы художественного созерцания. При этом сегодня именно на вернисажи приходит основная, самая "правильная" публика, что, конечно же, сильно влияет на само искусство. Оно ориентируется на мгновенное считывание, предельную простоту воспроизведения и смысла и т.д. То, к чему ты сегодня приходишь, кажется противоположным этой практике. Следовательно, позиция твоя - глубоко консервативна.

А.О. В последнее время я и не хожу на вернисажи. Они не имеют никакого отношения к тем, кто хочет понимать, что такое искусство. Место и средства его производства связаны с одиночеством, что переходит в особенности художественного языка. Это очень важные координаты, которые в современном обществе практически не являются ценностью. А то, что в обиходном языке называется консервативной или прогрессивной позицией я бы вообще выбросил на помойку.

Я интерпретирую изобразительное искусство как вид остановки – в философском смысле. Это остановка изображения, остановка человека перед изображением, в отличие от того, что происходит в кинематографе или видео, где идёт постоянная смена тысяч картинок. Элементарная физическая остановка изображения радикально меняет его восприятие. И тот художник, который производит остановку, относится к автономному изображению по-другому, чем художник или кинорежиссёр, который делает тысячи картинок. Когда некий зритель оказывается перед заинтересовавшей его картиной, то происходит его физическая остановка, одновременно включается работа его мозга, фантазии, мысли. В этом смысле искусство является абсолютно антиполитической деятельностью, потому что политика, по моему убеждению, есть не что иное, как способность передвигать предметы в пространстве. У Мао Цзедуна есть отличная фраза о политике: "Стол не передвинется, если его не передвинуть".

В.Л. В связи с твоими новыми работами возникает еще одна тема – объекта и названия. Обычно, если есть предмет, вещь, то у него непременно есть название, имя. Это имя – знак функции вещи, его предназначения. А у "тупого", нефункционального объекта вроде как названия быть не должно. И движение, которое в случае искусства переводится из физически внешнего в субъективно внутреннее, может быть развернуто также в продуцирование различных названий арт-объекта, в называние. И через называние идет сообщение объекту определенного содержания. Вопрос таков: какая связь между твоим художественным объектом и его называнием-неназыванием?

А.О. Я всего лишь могу пока сказать, что когда возникает странный объект, который находится за пределами прагматического мира, прагматического применения, обыденного смысла, то логично его вообще не называть. Но, с другой стороны, человеческий мозг устроен так, что когда сталкивается с чем-то, вываливающимся из повседневности, он пытается это нечто назвать. Я свои объекты, даже в конкретном механическом смысле, делал так, что их довольно сложно отличать друг от друга. Поэтому я и называю их "Без названия", а в скобках обозначаю каким-нибудь слэнговым способом. Но для меня сейчас не вполне ясно, какую роль играет название. Думаю, что оно – первый шаг нейтрализации художественного произведения. Основной смысл, задача произведения – максимально долго оставаться неопознанным, предельно телесным, материальным объектом. А все названия – первый способ его опознания. Но в то же время мне представляется (и это уже неаналитическое убеждение, чувственное ощущение), что абстрактное искусство сейчас невозможно. Кажется, что у субъективной творческой воли сегодня не существует ресурсов, которые дали бы возможность создавать оторванные от реальности объекты…

В.Л. В силу деградации человеческого сознания?

А.О. Да, думаю, в силу деградации - не самого сознания вообще, а скажем, общественно-политической атмосферы в обществе. По крайней мере, у меня хотя и возникают мысли о каких-то абстрактных объектах, но я не нахожу у себя моральных ресурсов для их производства. Поэтому и говорю именно об имитации абстрактного искусства, поэтому для меня очень важно что-то миметическое, за которое я цепляюсь, из которого беру формы, идеи и т.д. Ну это, может быть, еще болезнь московской художественной среды. Сейчас у нас не существует моральных ресурсов, чтобы воспринимать искусство в субъективном аспекте. Поэтому речь и может идти об имитации. Но, в тоже время, это имитация не во имя ее самой (как в симуляционизме), а во имя, так сказать, образа. Основная задача заключается в том, чтобы создать возможное сейчас абстрактное искусство. Эта ниша, эта область потенциально существовала внутри поп-артовской системы, хотя там почти не показывались образы, находящиеся в мерцании между абстрактным и предметным. И вот все работы, которые я делаю сейчас, идут по этой самой границе – между "слишком абстрактностью" и "слишком предметностью".

2004 г. «Как политические позиции превращаются в форму»

Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)


29/10/2015
29.10.2015 - Открытие выставки Анатолия Осмоловского "Авангардистская канцелярия"
Новый проект Анатолия Осмоловского обращается к метафоре канцелярской принадлежности и с долей иронии сводит на нет ее практическое применение. Представленные на выставке объекты в своей детальной проработке относят к предметам бумажного обихода, чей облик не сменялся на протяжении десятилетий и прочно врезался в память постсоветского человека. Точность в исполнении при ближайшем рассмотрении оборачивается подвохом и придает узнаваемым образам характер абсурда.

с 30 октября по 6 декабря 2015 г.
Pop/off/art gallery
ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Москва

Подробнее…




26/05/2015
CURRENT, Exhibition (ATHENS, 26 May - 26 July 2015)

TERRAPOLIS

Exhibition duration | 26 May – 26 July 2015

in collaboration with the Whitechapel Gallery

Curator | Iwona Blazwick, Director, Whitechapel Gallery

FRENCH SCHOOL AT ATHENS, DIDOTOU 6

Opening Hours
Monday Closed
Tuesday - Saturday 10:00 - 21:00
Sunday 12:00 - 18:00

NEON and the Whitechapel Gallery are proud to present TERRAPOLIS, the second major collaboration in Athens between the two organizations following the presentation of ‘A Thousand Doors’ at the The Gennadius Library of the American School of Classical Studies at Athens (4 May – 30 June 2014). NEON works to widen access to contemporary art and is committed to contributing to the vital cultural activity in Athens.


Подробнее…




04/05/2015
Лекция по истории российского акционизма в ICA (London)

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system.

Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career.

Далее...



27/03/2015
Анатолий Осмоловский в Проекте "СОВРЕМЕННИКИ"

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОЕКТ СОВРЕМЕННИКИ

Проект «Современники» — уникальная живая энциклопедия современных русских художников, герои которой представляют себя сами — в интервью-анкетах, с видеозаписями и расшифровками которых можно познакомиться на этом сайте. Анкеты состоят из намеренно простых, базовых вопросов, таких, которые именно в силу своей простоты не всегда задаются в обычных журналистских интервью — но ответы на них далеко не очевидны и часто неожиданны. Ведь даже то, к какому направлению тот или иной художник причисляет себя сам, в какой контекст в мировом искусстве он себя помещает, кого он считает своими учителями и единомышленниками, часто идет в разрез с общепринятыми классификациями.


Подробнее…


27/02/2015
Сева Новгородцев – программа БибиСева c участием Анатолия Осмоловского 27.02.2015

Сегодняшний гость БибиСевы - один из самых известных российских художников, лауреат "Премии Кандинского" и идеолог Московского акционизма Анатолий Осмоловский. Вечером он выступит с лекцией в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а в 16:00 по Гринвичу не пропустите его интервью на БибиСеве!


Подробнее…


12/02/2015
Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

 Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

27 Feb 2015 6:30 pm | Nash & Brandon Rooms | £8.00 to £10.00

Book Tickets

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).


Подробнее…


08/02/2015
06.02 - 19.04.2015 «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAST 2000+» в МСИ «Гараж»

  ВЫСТАВКА «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAS 2000+»
6 февраля – 19 апреля 2015
Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур
6 февраля вход на выставку свободный.

Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне



Подробнее…


02/02/2015
Анатолий Осмоловский: «К искусству я отношусь как к революционной машине»

Художник Анатолий Осмоловский в своих «Избранных текстах» анализирует московский акционизм, одним из основателей и активным участником которого он был. По этим статьям можно четко проследить формирование и развитие тех идей и вопросов, разрешение которых составляло для него серьезную проблему. T&P публикует вошедшую в каталог беседу Осмоловского с критиком Марией Чехонадских о диалектике и автономии искусства. Полная версия текста, опубликованного в каталоге фонда V-A-C, выйдет также в «Художественном журнале» №93.
Подробнее....



28/12/2014
Анатолий Осмоловский: «Они к смерти движутся — и нас всех за собой тащат»

 В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с порталом «Воздух. Афиша.ру», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится


Подробнее…


25/12/2014
25.12. 2014 г. в библиотеке Ф.М.Достоевского презентация книги «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей»

Начало в 20:00
Библиотека Ф.М. Достоевского представляет новую книгу «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей / Избранные тексты Анатолия Осмоловского», состоящую из двух частей и опубликованную итальянским издательством Marsilio Editori совместно с V-A-C Foundation.


Подробнее…


22/12/2014
Анатолий Осмоловский, «Рас-членение» 25.12.2014 – 11.01.2015, Галерея «Триумф»

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Бакунин. Бронза, литье. 2012 Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского, известного московского акциониста, куратора, основателя образовательного проекта для художников и искусствоведов «База».
 
Проект «Рас-членение» состоит из двух частей: серии девяти скульптурных бюстов «Головы мертвых революционеров» и новой бронзовой композиции «Украинка».


Подробнее…


08/12/2014
Интервью Анатолия Осмоловского для нового проекта syg.ma

«В современной России невозможно заниматься акционизмом»: Анатолий Осмоловский о живописи, независимой критике и панк-роке

«Нужно создать интеллектуальный, академический дискурс, которого в России нет или почти нет. Без него художественное производство здесь так и останется на стадии поп-арта или того, над чем работают Дубосарский и Виноградов»

«Искусство не может быть связано с тюрьмой, не потому что «слабо», а потому что когда человек попадает в тюрьму, невозможно по поводу его действий высказывать эстетические суждения»

Читать интервью полностью



03/12/2014
Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских

Как московских художников лишают мастерских, и почему это не только плохо, но и очень хорошо Московский союз художников взывает к мэру Москвы Сергею Собянину. У художников отбирают мастерские.


Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских
Подробнее…


18/11/2014
26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)

26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)Масштабная выставка работ поп-арта из Америки, Китая, Великобритании и России в Saatchi Gallery - 300 работ 112 художников

Wed 26 November 2014 - Mon 23 February 2015 Saatchi Gallery, Duke of York's HQ, London SW3 4RY

www.saatchigallery.com  

Почему именно поп-арт из всех течений в искусстве XX века оказывает такое длительное и сильное влияние на художников по всему миру? США и Великобритания, Китай и постсоветское пространство — поп-арт жив до сих пор везде. Организаторы этой уникальной по масштабам выставки решили попытаться понять, в чем тайна его власти.


Подробнее…


20/09/2014
9 сентября – 30 ноября 2014 выставка работ из коллекции Фонда V-A-C в Whitechapel Gallery (Великобритания)
 

Коллекция Фонда V-A-C
Выбор работ: Майк Нельсон

9 сентября – 30 ноября 2014, галерея Whitechapel Gallery
Время работы: вторник - воскресенье 11:00 - 18:00, четверг 11:00 - 21:00

Whitechapel Gallery, галерея 7
77-82 Whitechapel Hight Street, Лондон

Whitechapel Gallery открывает первую в Великобритании выставку работ из коллекции Фонда V-A-C, которые отобрал для показа британский художник Майк Нельсон.


Подробнее…


17/07/2014
Институт БАЗА: новый учебный год

Институт БАЗА - прием абитуриентовС 1 августа по 25 сентября в Институте «База» открыт прием заявок на следующий учебный год. Всем желающим поступить необходимо заполнить анкету в электронном виде и прислать на bazaeducation@gmail.com. По этому же адресу можно получить дополнительную информацию или задать вопросы, касающиеся процедуры поступления и образовательных программ.

В октябре 2014 года Институт открывает новую экспериментальную образовательную программу «БАЗАльт» для молодежи (16+), в рамках которой запланированы циклы лекций по истории российского и зарубежного искусства, а также практические занятия. В связи переизбытком различных творческих инициатив, основной акцент делается на определении четких границ и отличий искусства от дизайна. Программа рассчитана на год обучения. Занятия проходят три раза в неделю по будним дням с 17.00 до 19.00.

Общую информацию о поступлении можно найти здесь



17/05/2014
22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

 22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

22 мая в 17 часов в рамках программы культурной столицы Европы в рижской церкви Св. Иоанна и в 18 часов в Латвийском музее истории железной дороги открывается международная выставка современного искусства "В поисках горизонта". В выставке участвуют 39 художников из таких стран, как Латвия, США, Россия, Австрия, Нидерланды, Индия и Германия. Выставку дополняет семинар, посвященный личному опыту художников и теоретиков искусства. Семинар пройдет в Латвийском музее истории железной дороги 24 мая с 11:00 до 17:00.



Подробнее…


03/04/2014
Анатолий Осмоловский: «Искусство начинается с достоинства и самостоятельности художника»

В Музее Москвы проходит выставка «Живопись расширения» под кураторством Евгении Кикодзе (Музей Москвы) и Анатолия Осмоловского (Институт «База»). «Что такое современная живопись и где ее место в актуальных практиках искусства?» — этот вопрос все отчетливее звучит на местной сцене, и эта выставка — не исключение. Работы одиннадцати авторов — как известных современных художников, так и совсем молодых — объединены общим свойством: это живопись, которая так или иначе «расползлась» в другие контексты или жанры. О том, почему живопись обладает наибольшим потенциалом автономии и зачем эта автономия художнику нужна, Анатолий Осмоловский рассказал Ольге Данилкиной.


Подробнее…


28/12/2013
Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.

Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.Из «грязи» в князи (мира сего)

Гигантским разочарованием для меня стала пресс-конференция Pussy Riot на «Дожде». Было почти физически больно это наблюдать.

Действительно, российская пенитенциарная система обладает поистине колоссальными возможностями для «перевоспитания». Пресс-конференция показала это в такой отчетливой форме, что Путин может быть доволен. Доволен до такой степени, что, собственно, зачем ее менять-то? По крайней мере, по отношению к современным художникам она работает превосходно.


Подробнее…


15/12/2013
Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»

Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»15 декабря 2013 г.  в 16.00 на площади Краснопресненская Застава состоялся перформанс студентов Института «БАЗА» по случаю публикации книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ». Текст книги поделен на три части – «Программа минимум», «Программа максимум» и «Инструкции для боевых подруг», каждая из которых состоит из пронумерованных лозунгов и рекомендаций, организованных по особому стилистическому и фонетическому принципу. Все фразы выписаны заглавными буквами, и завершаются восклицательными знаками, создавая бесконечный мысленный поток пограничного состояния смутного времени. 


Подробнее…


18/11/2013
Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы

 "Мне нужно было сначала себя прибить, а потом уже убрать одежду, чтобы осталось тело, прибитое к брусчатке. И вокруг ничего. Оно там возникло – и всё..."

 

Петр Павленский обнаженным присел на брусчатку Красной площади и приковал, прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Это всё было зафиксировано на многих фотографических аппаратах. Саму эту акцию в виде фотографий и видео вы можете видеть на всех сайтах, думаю, мира, а не только России. После этого Петр Павленский был препровожден в отделение милиции, накрытый простыней или покрывалом. После этого отправились в суд. После этого дело не завели и отпустили. Но 15 числа прокуратура сказала свое слово, и уголовное дело по статье «хулиганство» все-таки было заведено.

В контексте этого события Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы провели дискуссию на тему "Современное искусство как политическая акция"


Подробнее…


12/11/2013
14 ноября 2013 г. в 20-00 лекция Анатолия Осмоловского в Solyanka VPA

/news/logo/solyanka200.jpg«Эстетические проблемы традиции акционизма в современном искусстве. Искусство или политика?»

 Осмоловский — фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его лекция — об эстетических проблемах традиции акционизма в современном искусстве

лекция состоится 14 ноября 2013 г. в 20-00
место проведения - Solyanka VPA (video/performance/animation)
ул. Солянка, 1 (вход с ул. Забелина), Москва

Вход свободный


Подробнее…


31/10/2013
7 – 17 ноября 2013 г., «НАШЕ ДЕЛО» - Первый выставочный проект Института «База»

Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров
Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко
Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус
Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года
Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18
Открытие состоится 7 ноября в 19.00

Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.


Подробнее…


05/10/2013
05.10 - 30.11.2013 «Изысканный труп и двенадцать самоубийц», Галерея Томаса Брамбиллы (Бергамо, Италия)

Анатолий Осмоловский 05/10/2013 - 30/11/2013 выставка Анатолия Осмоловского «Cadavre Exquis - Двенадцать Самоубийств» (галерея Томаса Брамбиллы, Бергамо, ИталияВремя проведения выставки: 05/10/2013 - 30/11/2013
Открытие: Суббота, 5 Октября 2013 h.18.30.
Часы работы: Вторник - Суббота с 14:00 до 19:00.

Томас Брамбилла
Via Casalino 25
24121, Бергамо, Италия
Тел: +39 035 247418
www.thomasbrambilla.com
info@thomasbrambilla.com

Галерея Thomas Брамбилла с гордостью представляет «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Cadavre Exquis and Dodici Suicidi) - персональная выставка Анатолия Осмоловского.

Название выставки, относится именно центральной работе и цитирует знаменитую практику сюрреализма - Cadavre Exquis - процесс создания коллективных текстов или изображений, в котором каждый участник пишет или рисует без знания того, каков вклад других.


Подробнее…


07/09/2013
«Против всех» на выставке RE-ALIGNED ART (Tromsø, Норвегия с 13.09.2013 по 11.2013) )

Против всех на выставке RE-ALIGNED ART С 13 сентября по ноябрь 2013 в Tromsø (Норвегия) пройдет выставка RE-ALIGNED ART. На выставке будет представлен проект Анатолия Осмоловского «Против всех»


Подробнее…


23/07/2013
Лекция Анатолия Осмоловского о 55-й Венецианской биеннале

В конце июня в институте БАЗА состоялась лекция Анатолия Осмоловского для студентов о 55-й Венецианской биеннале, основанная на собственных впечатлениях от посещения. Здесь мы публикуем аудио-запись часть 1 и часть 2 этой лекции и фотографии выставки.


Подробнее…


25/06/2013
Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre Oci

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciВ параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).


Подробнее…


06/06/2013
«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей»

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciДвое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима. 


Подробнее…


01/06/2013
«Схождение параллелей» Альтхамера и Осмоловского

Фонд V-A-C представляет выставку двух художников в Италии.

Фонд V-A-C, некоммерческая московская институция, которая занимается популяризацией и развитием русского современного искусства, летом представит итальянской публике выставку «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей». Этот проект впервые сводит вместе работы двух художников, поляка и россиянина, происходящих из того поколения, которое стало свидетелем резкой смены социальной и политической парадигмы в России и странах Варшавского договора. Это привносит в их работы множество интересных параллелей. Экспозиция ставит Альтхамера и Осмоловского в позицию постоянного диалога, который разворачивается в поле различий и сходств между их работами. Произведения обоих художников часто касаются идеи телесности и модусов восприятия.



Подробнее…


28/05/2013
Болевые точки

художник Анатолий ОсмоловскийВ преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах.
Читать полностью


English Русский