Анатолий Осмоловский. "Концепция Гарри Леманна"

Анатолий Осмоловский 12-13 февраля 2010 г.по приглашению "Культурного проекта" прочел в Киевском Центре театрального искусства имени Леся Курбаса три лекции по теории искусства. "Левый берег" предалагает вашему вниманию конспект лекций. Текст подается с незначительными сокращениями.

 

Лекция первая. "Новая историография искусства. От Нового времени к актуальному моменту. Концепция Гарри Леманна"

Осмоловский: Наша сегодняшняя встреча посвящена исторической концепции искусства, разработанной Гарри Леманном (Harry Lehmann). Мне представляется, что развитие искусства в ближайшие 20 лет будет опираться на эти его идеи.

Последний раз такая жесткая и логичная концепция искусства была представлена Климентом Гринбергом, о котором мы поговорим завтра.

В принципе, почему возникает такое стремление описать процесс искусства, жестко упорядочить и показать определенную ее логику? Такое стремление возникает, когда сама система искусства  начинает пробуксовывать и становится невозможно различить удачное и неудачное в искусстве.

Дело в том, что постмодернистская система  координат, которая возникла в сер.70-х – нач.80-х гг. была революционной, но в настоящее время не способна нас удовлетворить и не дает инструмент понимая удачности. Более того, современные  постмодернисты умышленно создают ситуацию, когда невозможно различить - где удачное, а где нет.

Развитие искусства - как и другие виды деятельности человека - подчиняются одному закону, который ранее вывел немецкий социолог Никлас Луман, на чьи работы опирается Леманн. Упрощенно этот закон сводится к тому, что как только в сознании становится возможным отличать прекрасное от безобразного, система искусства начинает автоматически дифференцироваться и разделяться на части.

Это пока вам может быть непонятно, но я потом поясню.

Таким образом, сама по себе история искусства в концепции Гарри Леманна представляет собой постоянную дифференциацию и разделение одной части от другой.

Естественно, что сама по себе идея исторической концепции ставит один из самых центральных вопросов 20 века: что в понимании современного искусства значит быть новым?

Действительно, если посмотрим на искусство и попытаемся вспомнить какие-то периоды, которые прошли у нас на глазах, например, постмодерн, то можно наблюдать, что новые направления искусства обладали идеей превосходства.

Это странное самоощущение художников, почти мистическое, сильно связанное с духом времени, и абсолютно реальное. Например, в 80-е и начале 90-х годов в московском кругу эта логика выражалась в смехе и иронии относительно художников, которые претендовали на новое слово в искусстве. Если кто-то приходил и говорил: "Я придумал новый прием", это всегда сопровождалось смехом превосходства. Мол, вы думаете, что придумали, а мы-то уже давно поняли, что нового нет, и остается только цитировать.

То же было, на самом деле, и в 30-е, и в 40-е, и в 50-е годы в США или Европе, когда у власти был абстрактный экспрессионизм. Как писал Гринберг, любой, кто не смешивал краски с песком считался лохом.

Таким образом, на кону стоит вопрос - что сейчас является новым?

Эпоха постмодерна прошла и первое, главное, что иллюстрирует его уход – то, что невозможно отличить что удачно, а что неудачно.

Напомню, что  как только система перестает быть способной отличать удачное от неудачного, так сразу начинают появляться новые теории, на авансцену выходят художники в чьих произведениях заключен новый закон, отличающий хорошее от плохого. Это закон развития системных полей Никласа Лумана. Но Луман не занимался собственно искусством. Он пытался разработать «теорию всего». А Леманн концентрируется на системе искусства.

Чтобы начать разговор, я должен нарисовать схему.


Фото: Культурный проект

По Гарри Леманну, любое искусство состоит из трех частей: медиум (М), произведение (П) и рефлексия (Р).

Медиум для нас, может, не вполне понятен. Это то, что называют «слабой связью», которая участвует в создании произведения искусства. В живописи - это центральная перспектива, закон, по которому создается произведение искусства. В музыке - это тональная система. В поэзии - чередование ударных, безударных слогов, рифма. Различая, что кто-то что-то организовал, мы можем получать эстетическое удовольствие.

Произведение… С этим вопросом больше неясностей, однако общие черты видны. Прежде всего, предмет искусства - это носитель. Холст, масло, рама. Физическая локализация. Наверное, к произведению искусства относятся ограничения. Оно должно обладать рамкой - не рамой, а законченностью визуального образа. Произведение, для простоты, это носитель физический, но в то же время не всякий, а определенным образом организованный.

Рефлексия - некое определение того, что вы делаете искусством, восприятие того, что вы делаете искусством, нормативное высказывание.

Любое произведение искусства может быть описано тремя этими моментами.

Естественно, что во времена Нового времени все три эти аспекта были тесно связаны друг с другом.

Что произошло  в эпоху модерна в начале 20 века? Начиная с искусства Пикассо, медиум был удален. Пикассо, как известно, отказался от центральной перспективы и создал новую кубистическую систему, которая была новым медиумом, требующим от зрителя определенных навыков самоорганизации и понимая того, что перед ним, например, изображение человека.

Как быстро выяснилось, что способности человека к самоорганизации восприятия невелики, и кубистическая система не превратилась в такой же медиум по своей популярности, как это было с центральной перспективой. Но он был заменен на новые медиумы, и всякий раз новое искусство удаляло предыдущий медиум: кубическую живопись сменила абстрактная живопись, потом минимализм и т.д. В конце концов, в истории искусства наступил этап, когда был удален не только медиум, но и произведение искусства.

В принципе, это происходит всегда одновременно, но вопрос, когда это становится актуальным. Первыми произведение искусства удалил Дюшан, который просто выставил писсуар. Физический носитель оказался простым предметом. Но актуальным это стало в 60-е годы, а в начале, во времена Пикассо, Дюшан воспринимался как дурачок. Смыслом его работы наполнились в 60-е годы.

Наибольшим и наиболее радикальным искусством, где отсутствует медиум и произведение искусства - это концептуализм, отчасти минимализм, ленд-арт, даже перформанс, искусство присутствия.

Элемент рефлексии в искусстве остается неизменным. Можно предположить, что и от рефлексии можно отказаться, но тогда это будет отказ от системы искусства. Это будет за пределами нашего интереса. Ведь мы не можем говорить о том, что не может быть нами воспринято.

Постмодерн вернул медиум обратно. Он снял табу со всех медиумов, которые были запрещены авангардом - перспективная живопись, фигуративное искусство, но это не был возврат в ту же, прежнюю ситуацию. Все было разрешено, но с «зазором» между рефлексией (Р) и медиумом (М), при условии, что медиум будет работать против себя.

Т.е., они не будут помогать воспринимать это произведение искусства. Этот зазор можно назвать «иронией», «черным юмором». Медиум был возвращен в структуру, но с «дистанцией». Т.е., классическая сцепка составляющих частей искусства в постмодерн стала невозможной. Это был возврат медиума, но не произведения искусства.

Новый этап характеризуется возвратом произведения искусства. Сейчас трудно говорить, какой будет «зазор» между ним и другими элементами. Если в постмодерн этим «зазором» была ирония, то пока нельзя сказать, как он будет характеризоваться в будущем.

Вопрос из зала: Можно ли рассматривать этот путь как развитие - прогресс или регресс? Возможно ли тут создание шедевров, равных "Джоконде" или Сикстинской капелле?

Осмоловский: Что касается прогресса, Леманн однозначно говорит – да, есть прогресс и он связан с увеличением свободы внутри искусства. Когда мы возвращаем медиум, то получаем свободу от запрета. Ранее был запрет, а теперь «запрещается запрещать».

Что вы подразумеваете под «Мадонной»? Значимость? Шедевральность?.. Почему нет? Все пути открыты.

 


Фото: Культурный проект

Вопрос: Где грань между шарлатанством в оценке искусства и гениальностью?

Осмоловский: Любая историческая концепция возникает только тогда, когда грани стираются. Это закон развития общества. Искусство развивается, как любая практика, по принципу разделения и дифференциации. Как только она исчезает, и нельзя отделить хорошее от плохого, сразу появляются теории, чтобы это объяснить. Иначе грозит катастрофа.

Разделение - это основа цивилизации. Правое и левое, казуитивный синтез - объединение в раздвоении. Когда мы разделяем палку на правое и левое - мы ее созданием. Без разделения ее не существует. Поэтому общий закон - разделение. Как только невозможно разделить - как сразу происходит обновление системы через теорию. Или через практику.

Вопрос: Является ли кино искусством?

Осмоловский: Я большой синефил. Есть ряд режиссеров, которых я люблю. Но закрадывается подозрение, что кино - не искусство. Конечно, в нем есть элементы искусства... Фильм Джона Джармуша «Мертвец» - выдающаяся вещь. Но посмотрите, например, трехчасовой немой фильм «Нибелунги» Фрица Ланга. Невозможно смотреть! Лента, которая считалась шедевром, а для синефила – и до сих пор шедевр. Но воспринимать ее за пределами исторического интереса крайне сложно.

Вообще, у Леманна об этом сказано: решающая схватка будет происходить не в технологиях, а в классических видах искусства – живописи, скульптуре. Если там будут созданы произведения искусства, то оно и будет новой фазой развития искусства.

Дело в том, что технологии обладают одной вещью - они быстро устаревают. На фоне «Аватара» «Терминатор» и «Титаник» просто старье.

Вопрос: Может сейчас возникло новое прочтение кино? Может кино нужно смотреть как литературное искусство? 

Осмоловский: Однажды у меня с Дмитрием Булатовым, который занимается научно-популярным искусством, возник спор. Булатов сказал, что есть люди, которые в космос летают, а есть такие которые коз пасут. И он поставил проблему: время бушменов, ничем не отличается от людей, которые летают в космос. У бушменов свои достижения, свои ценности. Никакой разницы и преобладания космонавтов нет.

На самом деле, это лукавая формулировка. Она на самом деле сводится к тому, что вы уравниваете бушменов с космонавтами. Если вы это делаете, то вы отказываетесь от власти и предлагаете другому сделать ценностное высказывание. И любой, кто выйдет на сцену, сможет высказаться. Вы отказываетесь от властного высказывания.

И это большое заблуждение, что власть – вещь, которая будет долго лежать бесхозной. Рано или поздно ее подберут. Кто в России подбирает эту власть? Клерикалы и мракобесы. Они подобрали эту власть при позволении интеллектуалов.

 


Фото: Культурный проект

Президент подписал указ, что церковь имеет право на возврат вещей, которые ей когда-то принадлежали. Все музеи, потенциально, которые многое сохранили и оттерли, могут быть разорены. Это будет национальной катастрофой. Почему это происходит? Потому что интеллектуалы когда-то отказались от того чтобы назвать черное черным, а белое белым. Потому что интеллектуалы отказались от права сказать, что космонавты прогрессивнее бушменов. Мы – наша группа – не страдает политкорректностью. Бушмены - это глубоко несчастные люди и желательно им помогать. Во всех планах.

Из  зала: Тут 99% - пасут  коз.

Осмоловский: Ну, смотря, что понимать под козами.

Из  зала: Те, кто в  офисах работают.

Осмоловский: Нет. Люди, которые работают в офисе - не пасут коз. Пасти коз - это пасти коз, находиться на траве с прутом в руках. А если вы работаете в офисе - вы работаете в офисе.

Вопрос: Не кажется ли, что системы хорошо/плохо – не существует?

Осмоловский: Во-первых, в определении хорошо/плохо присутствует элемент воспитания.

 


Фото: Культурный проект

Из зала: Это субъективно…

Осмоловский: Субъективизм - большой вопрос. Ведь когда у вас есть воспитание - вы освобождаетесь от субъективизма. Что такое воспитание? Это система правил. Что такое правила? Это то, что нас объединяет. Я не могу вас зарезать, вы - не можете зарезать меня когда вам вздумается.

Из зала: Воспитание усредняет?

Осмоловский: Не усредняет - возвышает. Искусство – не может поработить. Оно может возвысить. В России, кстати, в среде патриотов часто идет спор, что американское искусство убьет всю нашу традицию. Во-первых, современное искусство - не американское явление, а было изобретено в России (Малевич со товарищи). Во-вторых, невозможно искусством поработить. Ни одному человеку не приходит в голову, что центральная перспектива, придуманная в Италии в эпоху Ренессанса, может поработить кого-то.

Вопрос: Может у нас доминируют стереотипы?

Осмоловский: Стереотипы предполагают хоть какое-то знание. А у нас полная безграмотность. У нас никто не знает, что происходит на Западе, потому искусство воспринимается как хаотический набор картинок. Кажется, что нет никакой закономерности и возникает искус у бизнесменов, что «мы тут бабки вложим в любого с улицы и он будет искусством».

Надо сказать, что такое постоянно происходит, и возникают постоянные скандалы. Это говорит о том, что в России недостаточно эстетической рефлексии, которая компенсируется политическим скандализмом. Если у тебя нет эстетических координат, ты восполняешь их политическими координатами. Чтобы быть заметным - вступаешь в партию. Коммунистическую или фашистскую. Становишься заметным и создается впечатление, что ты что-то сделал. А ты просто стал заметен.

Поэтому недостаток эстетических координат в России ощущается полностью. Если бы были эстетическое восприятие было развито, то многие бы ни на что не претендовали.

Вопрос: Значит ли, что искусство отражает объективное состояние страны?

Осмоловский: Объективное состояние страны - не объективное состояние искусства. Связь, конечно, есть... Но это социологический диагноз, а не диагноз художнику.

Анатолий Осмоловский. Лекция вторая. "Теория искусства Клемента Гринберга"

Анатолий Осмоловский. Вторая часть лекции "Теория искусства Клемента Гринберга"

Анатолий Осмоловский. Лекция третья. "Система современного искусства: статус и престиж"

 

Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)

Актуальное


29/10/2015
29.10.2015 - Открытие выставки Анатолия Осмоловского "Авангардистская канцелярия"
Новый проект Анатолия Осмоловского обращается к метафоре канцелярской принадлежности и с долей иронии сводит на нет ее практическое применение. Представленные на выставке объекты в своей детальной проработке относят к предметам бумажного обихода, чей облик не сменялся на протяжении десятилетий и прочно врезался в память постсоветского человека. Точность в исполнении при ближайшем рассмотрении оборачивается подвохом и придает узнаваемым образам характер абсурда.

с 30 октября по 6 декабря 2015 г.
Pop/off/art gallery
ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Москва

Подробнее…




26/05/2015
CURRENT, Exhibition (ATHENS, 26 May - 26 July 2015)

TERRAPOLIS

Exhibition duration | 26 May – 26 July 2015

in collaboration with the Whitechapel Gallery

Curator | Iwona Blazwick, Director, Whitechapel Gallery

FRENCH SCHOOL AT ATHENS, DIDOTOU 6

Opening Hours
Monday Closed
Tuesday - Saturday 10:00 - 21:00
Sunday 12:00 - 18:00

NEON and the Whitechapel Gallery are proud to present TERRAPOLIS, the second major collaboration in Athens between the two organizations following the presentation of ‘A Thousand Doors’ at the The Gennadius Library of the American School of Classical Studies at Athens (4 May – 30 June 2014). NEON works to widen access to contemporary art and is committed to contributing to the vital cultural activity in Athens.


Подробнее…




04/05/2015
Лекция по истории российского акционизма в ICA (London)

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system.

Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career.

Далее...



27/03/2015
Анатолий Осмоловский в Проекте "СОВРЕМЕННИКИ"

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОЕКТ СОВРЕМЕННИКИ

Проект «Современники» — уникальная живая энциклопедия современных русских художников, герои которой представляют себя сами — в интервью-анкетах, с видеозаписями и расшифровками которых можно познакомиться на этом сайте. Анкеты состоят из намеренно простых, базовых вопросов, таких, которые именно в силу своей простоты не всегда задаются в обычных журналистских интервью — но ответы на них далеко не очевидны и часто неожиданны. Ведь даже то, к какому направлению тот или иной художник причисляет себя сам, в какой контекст в мировом искусстве он себя помещает, кого он считает своими учителями и единомышленниками, часто идет в разрез с общепринятыми классификациями.


Подробнее…


27/02/2015
Сева Новгородцев – программа БибиСева c участием Анатолия Осмоловского 27.02.2015

Сегодняшний гость БибиСевы - один из самых известных российских художников, лауреат "Премии Кандинского" и идеолог Московского акционизма Анатолий Осмоловский. Вечером он выступит с лекцией в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а в 16:00 по Гринвичу не пропустите его интервью на БибиСеве!


Подробнее…


12/02/2015
Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

 Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

27 Feb 2015 6:30 pm | Nash & Brandon Rooms | £8.00 to £10.00

Book Tickets

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).


Подробнее…


08/02/2015
06.02 - 19.04.2015 «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAST 2000+» в МСИ «Гараж»

  ВЫСТАВКА «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAS 2000+»
6 февраля – 19 апреля 2015
Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур
6 февраля вход на выставку свободный.

Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне



Подробнее…


02/02/2015
Анатолий Осмоловский: «К искусству я отношусь как к революционной машине»

Художник Анатолий Осмоловский в своих «Избранных текстах» анализирует московский акционизм, одним из основателей и активным участником которого он был. По этим статьям можно четко проследить формирование и развитие тех идей и вопросов, разрешение которых составляло для него серьезную проблему. T&P публикует вошедшую в каталог беседу Осмоловского с критиком Марией Чехонадских о диалектике и автономии искусства. Полная версия текста, опубликованного в каталоге фонда V-A-C, выйдет также в «Художественном журнале» №93.
Подробнее....



28/12/2014
Анатолий Осмоловский: «Они к смерти движутся — и нас всех за собой тащат»

 В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с порталом «Воздух. Афиша.ру», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится


Подробнее…


25/12/2014
25.12. 2014 г. в библиотеке Ф.М.Достоевского презентация книги «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей»

Начало в 20:00
Библиотека Ф.М. Достоевского представляет новую книгу «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей / Избранные тексты Анатолия Осмоловского», состоящую из двух частей и опубликованную итальянским издательством Marsilio Editori совместно с V-A-C Foundation.


Подробнее…


22/12/2014
Анатолий Осмоловский, «Рас-членение» 25.12.2014 – 11.01.2015, Галерея «Триумф»

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Бакунин. Бронза, литье. 2012 Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского, известного московского акциониста, куратора, основателя образовательного проекта для художников и искусствоведов «База».
 
Проект «Рас-членение» состоит из двух частей: серии девяти скульптурных бюстов «Головы мертвых революционеров» и новой бронзовой композиции «Украинка».


Подробнее…


08/12/2014
Интервью Анатолия Осмоловского для нового проекта syg.ma

«В современной России невозможно заниматься акционизмом»: Анатолий Осмоловский о живописи, независимой критике и панк-роке

«Нужно создать интеллектуальный, академический дискурс, которого в России нет или почти нет. Без него художественное производство здесь так и останется на стадии поп-арта или того, над чем работают Дубосарский и Виноградов»

«Искусство не может быть связано с тюрьмой, не потому что «слабо», а потому что когда человек попадает в тюрьму, невозможно по поводу его действий высказывать эстетические суждения»

Читать интервью полностью



03/12/2014
Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских

Как московских художников лишают мастерских, и почему это не только плохо, но и очень хорошо Московский союз художников взывает к мэру Москвы Сергею Собянину. У художников отбирают мастерские.


Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских
Подробнее…


18/11/2014
26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)

26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)Масштабная выставка работ поп-арта из Америки, Китая, Великобритании и России в Saatchi Gallery - 300 работ 112 художников

Wed 26 November 2014 - Mon 23 February 2015 Saatchi Gallery, Duke of York's HQ, London SW3 4RY

www.saatchigallery.com  

Почему именно поп-арт из всех течений в искусстве XX века оказывает такое длительное и сильное влияние на художников по всему миру? США и Великобритания, Китай и постсоветское пространство — поп-арт жив до сих пор везде. Организаторы этой уникальной по масштабам выставки решили попытаться понять, в чем тайна его власти.


Подробнее…


20/09/2014
9 сентября – 30 ноября 2014 выставка работ из коллекции Фонда V-A-C в Whitechapel Gallery (Великобритания)
 

Коллекция Фонда V-A-C
Выбор работ: Майк Нельсон

9 сентября – 30 ноября 2014, галерея Whitechapel Gallery
Время работы: вторник - воскресенье 11:00 - 18:00, четверг 11:00 - 21:00

Whitechapel Gallery, галерея 7
77-82 Whitechapel Hight Street, Лондон

Whitechapel Gallery открывает первую в Великобритании выставку работ из коллекции Фонда V-A-C, которые отобрал для показа британский художник Майк Нельсон.


Подробнее…


17/07/2014
Институт БАЗА: новый учебный год

Институт БАЗА - прием абитуриентовС 1 августа по 25 сентября в Институте «База» открыт прием заявок на следующий учебный год. Всем желающим поступить необходимо заполнить анкету в электронном виде и прислать на bazaeducation@gmail.com. По этому же адресу можно получить дополнительную информацию или задать вопросы, касающиеся процедуры поступления и образовательных программ.

В октябре 2014 года Институт открывает новую экспериментальную образовательную программу «БАЗАльт» для молодежи (16+), в рамках которой запланированы циклы лекций по истории российского и зарубежного искусства, а также практические занятия. В связи переизбытком различных творческих инициатив, основной акцент делается на определении четких границ и отличий искусства от дизайна. Программа рассчитана на год обучения. Занятия проходят три раза в неделю по будним дням с 17.00 до 19.00.

Общую информацию о поступлении можно найти здесь



17/05/2014
22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

 22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

22 мая в 17 часов в рамках программы культурной столицы Европы в рижской церкви Св. Иоанна и в 18 часов в Латвийском музее истории железной дороги открывается международная выставка современного искусства "В поисках горизонта". В выставке участвуют 39 художников из таких стран, как Латвия, США, Россия, Австрия, Нидерланды, Индия и Германия. Выставку дополняет семинар, посвященный личному опыту художников и теоретиков искусства. Семинар пройдет в Латвийском музее истории железной дороги 24 мая с 11:00 до 17:00.



Подробнее…


03/04/2014
Анатолий Осмоловский: «Искусство начинается с достоинства и самостоятельности художника»

В Музее Москвы проходит выставка «Живопись расширения» под кураторством Евгении Кикодзе (Музей Москвы) и Анатолия Осмоловского (Институт «База»). «Что такое современная живопись и где ее место в актуальных практиках искусства?» — этот вопрос все отчетливее звучит на местной сцене, и эта выставка — не исключение. Работы одиннадцати авторов — как известных современных художников, так и совсем молодых — объединены общим свойством: это живопись, которая так или иначе «расползлась» в другие контексты или жанры. О том, почему живопись обладает наибольшим потенциалом автономии и зачем эта автономия художнику нужна, Анатолий Осмоловский рассказал Ольге Данилкиной.


Подробнее…


28/12/2013
Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.

Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.Из «грязи» в князи (мира сего)

Гигантским разочарованием для меня стала пресс-конференция Pussy Riot на «Дожде». Было почти физически больно это наблюдать.

Действительно, российская пенитенциарная система обладает поистине колоссальными возможностями для «перевоспитания». Пресс-конференция показала это в такой отчетливой форме, что Путин может быть доволен. Доволен до такой степени, что, собственно, зачем ее менять-то? По крайней мере, по отношению к современным художникам она работает превосходно.


Подробнее…


15/12/2013
Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»

Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»15 декабря 2013 г.  в 16.00 на площади Краснопресненская Застава состоялся перформанс студентов Института «БАЗА» по случаю публикации книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ». Текст книги поделен на три части – «Программа минимум», «Программа максимум» и «Инструкции для боевых подруг», каждая из которых состоит из пронумерованных лозунгов и рекомендаций, организованных по особому стилистическому и фонетическому принципу. Все фразы выписаны заглавными буквами, и завершаются восклицательными знаками, создавая бесконечный мысленный поток пограничного состояния смутного времени. 


Подробнее…


18/11/2013
Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы

 "Мне нужно было сначала себя прибить, а потом уже убрать одежду, чтобы осталось тело, прибитое к брусчатке. И вокруг ничего. Оно там возникло – и всё..."

 

Петр Павленский обнаженным присел на брусчатку Красной площади и приковал, прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Это всё было зафиксировано на многих фотографических аппаратах. Саму эту акцию в виде фотографий и видео вы можете видеть на всех сайтах, думаю, мира, а не только России. После этого Петр Павленский был препровожден в отделение милиции, накрытый простыней или покрывалом. После этого отправились в суд. После этого дело не завели и отпустили. Но 15 числа прокуратура сказала свое слово, и уголовное дело по статье «хулиганство» все-таки было заведено.

В контексте этого события Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы провели дискуссию на тему "Современное искусство как политическая акция"


Подробнее…


12/11/2013
14 ноября 2013 г. в 20-00 лекция Анатолия Осмоловского в Solyanka VPA

/news/logo/solyanka200.jpg«Эстетические проблемы традиции акционизма в современном искусстве. Искусство или политика?»

 Осмоловский — фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его лекция — об эстетических проблемах традиции акционизма в современном искусстве

лекция состоится 14 ноября 2013 г. в 20-00
место проведения - Solyanka VPA (video/performance/animation)
ул. Солянка, 1 (вход с ул. Забелина), Москва

Вход свободный


Подробнее…


31/10/2013
7 – 17 ноября 2013 г., «НАШЕ ДЕЛО» - Первый выставочный проект Института «База»

Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров
Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко
Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус
Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года
Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18
Открытие состоится 7 ноября в 19.00

Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.


Подробнее…


05/10/2013
05.10 - 30.11.2013 «Изысканный труп и двенадцать самоубийц», Галерея Томаса Брамбиллы (Бергамо, Италия)

Анатолий Осмоловский 05/10/2013 - 30/11/2013 выставка Анатолия Осмоловского «Cadavre Exquis - Двенадцать Самоубийств» (галерея Томаса Брамбиллы, Бергамо, ИталияВремя проведения выставки: 05/10/2013 - 30/11/2013
Открытие: Суббота, 5 Октября 2013 h.18.30.
Часы работы: Вторник - Суббота с 14:00 до 19:00.

Томас Брамбилла
Via Casalino 25
24121, Бергамо, Италия
Тел: +39 035 247418
www.thomasbrambilla.com
info@thomasbrambilla.com

Галерея Thomas Брамбилла с гордостью представляет «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Cadavre Exquis and Dodici Suicidi) - персональная выставка Анатолия Осмоловского.

Название выставки, относится именно центральной работе и цитирует знаменитую практику сюрреализма - Cadavre Exquis - процесс создания коллективных текстов или изображений, в котором каждый участник пишет или рисует без знания того, каков вклад других.


Подробнее…


07/09/2013
«Против всех» на выставке RE-ALIGNED ART (Tromsø, Норвегия с 13.09.2013 по 11.2013) )

Против всех на выставке RE-ALIGNED ART С 13 сентября по ноябрь 2013 в Tromsø (Норвегия) пройдет выставка RE-ALIGNED ART. На выставке будет представлен проект Анатолия Осмоловского «Против всех»


Подробнее…


23/07/2013
Лекция Анатолия Осмоловского о 55-й Венецианской биеннале

В конце июня в институте БАЗА состоялась лекция Анатолия Осмоловского для студентов о 55-й Венецианской биеннале, основанная на собственных впечатлениях от посещения. Здесь мы публикуем аудио-запись часть 1 и часть 2 этой лекции и фотографии выставки.


Подробнее…


25/06/2013
Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre Oci

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciВ параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).


Подробнее…


06/06/2013
«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей»

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciДвое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима. 


Подробнее…


01/06/2013
«Схождение параллелей» Альтхамера и Осмоловского

Фонд V-A-C представляет выставку двух художников в Италии.

Фонд V-A-C, некоммерческая московская институция, которая занимается популяризацией и развитием русского современного искусства, летом представит итальянской публике выставку «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей». Этот проект впервые сводит вместе работы двух художников, поляка и россиянина, происходящих из того поколения, которое стало свидетелем резкой смены социальной и политической парадигмы в России и странах Варшавского договора. Это привносит в их работы множество интересных параллелей. Экспозиция ставит Альтхамера и Осмоловского в позицию постоянного диалога, который разворачивается в поле различий и сходств между их работами. Произведения обоих художников часто касаются идеи телесности и модусов восприятия.



Подробнее…


28/05/2013
Болевые точки

художник Анатолий ОсмоловскийВ преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах.
Читать полностью


English Русский