Анатолий Осмоловский. "Теория искусства Клемента Гринберга" (2 часть лекции)

Анатолий Осмоловский 12-13 февраля 2010 по приглашению "Культурного проекта" прочел в Киевском Центре театрального искусства имени Леся Курбаса три лекции по теории искусства. Вашему вниманию предлагается конспект лекций. Текст подается с незначительными сокращениями.

 

Осмоловский: Дело в том, что это связано с определенным этапом 90-х годов, когда скандальные действия были нормой. Но те вещи из работ Гринберга, которые я зачитаю - они скандальны, если мы будет апеллировать к советской художественной критике, которая подчеркивала разницу между классикой и авангардом.

1. Модернизм  не означал разрыв с искусством  прошлого. Модернизм - это установка  в отношении к стандартам и  уровню эстетического качества взятых из прошлого, это стремление их превзойти.

2. Модернизм  появился как ответ на кризис  смешанных стандартов качества, вызванный романтизмом.

3. Модернизм  стремился к точности конкретному,  в противовес академизму погрязшем в расплывчастности, слишком доверяя средствам искусства прошлого.

4 Модернизм нарушил  равновесие между соревнованием  и подражанием в пользу соревнования. 

5. Соревнования  стали определяющей интенций модернизма, по необходимости вызванной вновь обновленными и учрежденными стандартами.

6. Кризис стандартов, созданный в результате работы академизма, спровоцировал модернистское стремление к новизне

7. Модернизм - это усилие по поддержанию эстетических стандартов перед угрозой, исходящей со стороны социального и материального окружения нравов эпохи, художественного рынка и требований обывателя.

8. В настоящий момент (текст написан в 1980 году) угроза эстетическим стандартам исходит изнутри от поклонников самого передового искусства

9. Восприятие... - это пропустим...

10. Потребность  в развлечении угрожает стандартам качества.

11. Страсть к  развлечению впервые появилась у Дюшана и «Дада», а также у сюрреалистов. Наиболее откровенно ее стал выражать поп-арт. (Это тот аспект, который постоянно Гринберг критиковал - страсть к развлечениям).

12. Чтобы существовать легально, страсть к развлечению смещает стандарты. Второстепенное  провозглашается как выдающееся, или же между ними не видят разницу.

13. Если стандарты качества высокого искусства снимаются, от этого страдает и второстепенное искусство.

Эти афоризмы из его статей набрасывают отношение Гринберга к модернизму и к тому, что он считал опасностью для искусства 70-80-х. То есть, из этих утверждений следует, что модернизм не был искусством, который рвал бесповоротно и радикально с классическим искусством, а был ответом  на возникшую массовую цивилизацию массового вкуса, требования обывателя, и был попыткой противопоставить себя, сохраняя высокие стандарты классического искусства, которые сохраняются и у Поллока, и у Ротко.

Единственное, что в этих работах - это высокое качество сохраняется в виде имитации. Только имитация у Гринберга - не негативная характеристика, а скорее констатация факта, что высокое качество высокое искусство в авангарде имитируется.

Я продолжу ...


Фото: Культурный проект

"Художественная ценность - только одна. Не существует множества художественных ценностей". (Это большой протест и проблематизация различных плюралистических теорий искусств).

"Поверхностная видимость  разнообразия не может отменить наличие художественной ценности, художественного вкуса, устанавливает художественный порядок. Вещи претендующие на то, чтобы быть искусством, не становятся ими прежде, чем пройдут проверку вкусом. Большинство художников стремится к тому, чтоб их артефакты избегали суждения вкуса, оставаясь при этом в контексте искусства. Эти стремления почти всегда превращает их артефакты во второсортное искусство".

Это важно, так как художники-авангардисты 60-70-х годов избегали суждения вкуса, создавая объекты, не способные пройти это суждение и Гринберг считал, что стремление уйти от вкуса превращает артефакты во второсортное искусство.

"Период существования художественного стиля -  время, в которое он доминирует - 10-15 лет. Все стили вырождаются и в процессе вырождения стиль используют для достижения пустых эффектов. Начиная с сер.50-х годов авангард  утратил своего принципиального антагониста – академизм. Академический тип импульсов и амбиций нашел себя в номинально авангардном искусстве. 

С 60-х годов 20 века инновации выродились в эффектное зрелище. Искусство может обладать поражающим эффектом, не будучи таковым. Настоящее искусство, создаваемое в любом материале, создает отношения и пропорции. (А теперь приговор постмодерну) Многообразие в пределах художественной незначительности само по себе является художественно незначительным".

И последняя порция... проблема вкуса...


Фото: Культурный проект

"1. Вкус - не колеблется, он развивается, он существует как объективная ценность. Раз достигнутый вкус не падает.

2. Развитие вкуса означает большую открытость и разносторонность.

3. Уточнение вкуса уравнивает восприятие искусств разных эпох и стран.

4. Необходимо испытывать доверие историческим заключениям вкуса (это значит, что если в истории какая-то работа считается хорошей, то надо испытывать доверие. если кто-то говорит «плевал я на Микеланджело», то не надо к нему прислушиваться).

5. Изменение искусства часто происходит от противного. Это наносит ущерб общественному вкусу. Нельзя отрицать произведение искусства на основании повторяемости (камень в адрес тех, кто говорит "это уже было...". ну и что, если оно хорошо?)

6. Суждения вкуса относятся не к направлению искусства, не к художнику, а к конкретной работе (это важно, дело в том, что в медиа часто используют клише - это упадок, это чудовищно. На самом деле все высказывания не корректны. У Пискассо есть талантливые и не очень работы. Когда мы высказываем суждения вкуса - высказываем по работам. Высказывание «Сюрреализм - плохое направление» - это абсурдное высказывание).

8. Стремление к новизне стирает различие качества. Неумение видеть различие приводит к вседозволенности. Лучшие образцы нового искусства появляются в тени, на границе нашего поля зрения".

Это писал и Теодор Адорно в "Эстетической теории", советую почитать, хотя книга не простая. Адорно писал, что если вы хотите быть современником выдающегося искусства, вы должны избегать двух искусов – самого популярного художника вашего времени и тех, кто на периферии. Лучше всего смотреть на художников среднего звена. Именно там - будущее революции. Он приводил в пример И.С.Баха, который был известен, но не был суперпопулярным, хотя оказала влияние на музыку аж до 20 века.

"Качество искусства зависит от статуса внимания к себе. Плохим искусство становится, когда требует повышенного внимания к себе. Степень осведомленности об историческом и социальном контексте не влияет на суждение вкуса".

Еще порция, связанная с вопросами искусства...

"Эстетическая дистанция предполагает разделение, поэтому искусство нельзя воспринимать как феномен в виду других феноменов из жизни. Конечная цель и средства искусства – художественное качество. Эстетическое - это одно из конечных удовольствий в жизни. Но не высшее. Жизнь стоит выше». То есть, тот, кто задумает грохнуть кого-либо - не художник.

«Искусство все превращает в средство, в т.ч. и мораль. Искусство смакующее жестокость - не искусство, так как ламает эстетическую дистанцию. Искусство служит жизни, когда успешно служит само себе. Искусство испытывает влияние со стороны жизни, но мы научились при восприятии искусства дистанцироваться от исторических обстоятельств. Искусство может пониматься и продуктивно обсуждаться само по себе без апелляций к другим областям опыта».

С Гринбергом мы закончили. 

В частности, в 90-е годы в Москве был период, когда художники переходили границы жизни и искусства. (Александр Бренер, рисовавший доллар на картине Малевича, севший в тюрьму и умерший потом). Большое заблуждение заключалось в том, что оно сокращало дистанцию между образом и действием, между высказыванием и действием. Считалось круче нарисовать доллар на картине, чем на репродукции. Это было заблуждение.

Сокращение дистанции переводит искусство в разряд политического жеста. Искусство – одно из эстетических разделений. А разделение - основа цивилизации.

Поэтому сокращение дистанции - является шизоидной линией в художественном производстве. При этом, парадоксально, за данным типом действий в России сохранилось мнение, что это подлинно революционная, подлинно прогрессивная ориентация. Она реакционная! Ведь ликвидирует искусство как инструмент. Оно, с другой стороны, создает невозможные условия коммуникации в художественной среде, когда переходим грань искусство-жизнь, приводим общество в неуравновешенное состояние. 

Бьет художник по морде - все говорят перформанс... Когда говорят - аннигилируют одновременно: момент, что этот худ. ударил другого человека, что этот человек подлец, а когда говорят «перформанс», то этическое плохое, на которое художник отреагировал, не важно. Гадости легализируются и одновременно производят удары по искусству.

Если все это является эстетикой, то ничего нельзя осудить, и наоборот.

Из зала: Вы же сами лезли драться к Виктору Мезиану.

Осмоловский: Безусловно я  был одним из проводников этих ложных идей. Чтобы понять, что что-то является ложным, надо было пройти до конца. Я не осуждаю Бренера... я никого не осуждаю, а говорю, что человек долен учиться на своих ошибках и российская ситуация была не достаточно развита, чтобы понять это сначала. Поэтому пришлось проходить заново.


Фото: Культурный проект

Вопросы: Что такое хорошо?

Осмоловский: Это сложный вопрос. Все искусствоведы всех времен бьются над тем, чтобы объяснить, что хорошо, а что плохо. Если вы слушали высказывания Гринберга, то кое-какие подсказки в них были. Например, «Необходимо доверять историческим высказываниям вкуса». Если будете доверять, то вы уже достаточно большое кол-во материала сможете оценить.

Оно вам не поможет в современной ситуации и актуальном искусстве… Для этого таких суждений нет.

Тогда возникает вопрос о вашем вкусе, как его развивать. Надо начинать с доверия к историческим суждениям. Если поймете, почему Рембрандт хорошо, то сможете со временем понять, почему Поллок хорошо. Я, современный художник, не понимаю, почему у людей с классическим образованием есть проблемы с современным искусством. Для меня это загадка. Если человек понимает Рембрандта, то он понимать должен и Поллока.

При этом я не утверждаю, что Поллок может конкурировать с Рембрандтом. Он проще и грубее. Но в нем сохраняются основные параметры высокого искусства.

Косвенно ответ  звучал - вы должны доверять историческим суждениям вкуса, понять почему Рембрандт, Вер Меер - хорошо. И как только поймете, проще будет понимать, что такое хорошо сейчас и здесь. 


Павел Гудимов. Фото: Культурный проект

Вопрос: Когда было сказано, что срок стиля - 10-15 лет?

Осмоловский: Вроде, 1969 год.

Вопрос: Не кажется ли, что  этот срок сократился в связи с новой  скоростью жизни?

Осмоловский: Думаю нет. Вопрос спорный, потому что нам сейчас кажется, что все направления сменяются со скоростью 7 лет. Но на самом деле происходит аберрация зрения, когда мы интегрированы в жизнь. А посмотрим со стороны и различия, которые могли бы видеть - исчезают.

Между абстрактным экспрессионизмом и постживописной абстракцией видели гигантские различия... а на самом желе различия не были радикальны. То же можно усмотреть в современной ситуации - кажется, что между Херстом и Уорхоллом разиличя. А может нет? Скорости в России снижены относительно Запада. В России время существования стиля - лет 20-25. 

Вопрос: Гринберг критиковал поп-арт за страсть к развлекательству. В чем разница между развлекательством и удовольствием, и чем отличает критика Лифшица от Гринберга?

Осмоловский: Критика Лифшица другая. Его идеал – художник, который без задних мыслей изображает реальность, «акын». Он относит свой идеал к Ренессансу, но я так не считаю, ведь тогда художники были в высшей степени рефлексивные. Представить себе художника-акына очень сложно.

С другой стороны, его позиция с философской точки зрения имеет какое-то основание. Если исходить из его концепции коммунизма - это преодоление отчуждения между делом и собой, преодоление понятия труда. Когда труд является удовольствием. В этом смысле художник ближе к коммунизму. Но тут только 10% удовольствия, остальное - труд. Художнику хотелось бы, чтобы его произведения возникали по щелчку пальца. Это стремление было в абстрактном экспрессионизме.

Коммунизм является преодолением отчуждения. И если будем развивать по-философски, и если преодоление произойдет, то и рефлексия будет отменена. Тогда и выйдет на сцену художник-«акын».

Вы задали вопрос о Гринберге – об удовольствии и развлечениях - здесь существует разница.

Развлечения подразумевают отключение... развлечение в философском смысле - забвение собственной материальности. Потому, когда мы приходим развлекаться (этим занимается энтертейн, а не искусство), то приходим к тому что видим в фильмах Голливуда.

Чем занимается голливудский фильм? Он развлекает. Он создает интенсивную систему образов, что ты теряешь себя в этой истории, ты себя сублимируешь и ты проваливаешься в киноэкран.

Это приводит к забвению собственной материальности. Французская «Новая волна», тяготеющая к системе Брехта, делала приемы в кино, которые должны были выбыть человека из этого состояния. "Безумный Пьеро", где Бельмондо спорит о чем-то с героиней, а потом обращается к зрителю: «а зритель, что думает?» - это чисто брехтовский прием. 

Когда я смотрел этот фильм в детстве, он сильно повлиял на меня. Когда тебя засасывают в изображение и вдруг герой, с которым ты себя идентифицируешь, напоминает, что ты сидишь в зале, это катарсическое переживание, после чего мои взгляды изменились.

Голливуд занимается искусным манипулированием сознания и забвением нашего тела и материальности. Это происходит, потому что это является компенсацией за отчужденный труд, который мы производим на фабриках и заводах. На работе ты работаешь, а дома включаешь телик и улетаешь. Если бы можно было пользовать наркоту безболезненно, то пользовали бы наркоту. Но на место наркотиков приходит голливудский кинематограф, а Гринберг критиковал поп-арт за то, что тот заигрывает с элементами кинематографа.

Анатолий Осмоловский. Лекция первая. "Концепция Гарри Леманна"

Анатолий Осмоловский. Лекция вторая. "Теория искусства Клемента Гринберга"

Анатолий Осмоловский. Лекция третья. "Система современного искусства: статус и престиж"

 

Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)

Актуальное


29/10/2015
29.10.2015 - Открытие выставки Анатолия Осмоловского "Авангардистская канцелярия"
Новый проект Анатолия Осмоловского обращается к метафоре канцелярской принадлежности и с долей иронии сводит на нет ее практическое применение. Представленные на выставке объекты в своей детальной проработке относят к предметам бумажного обихода, чей облик не сменялся на протяжении десятилетий и прочно врезался в память постсоветского человека. Точность в исполнении при ближайшем рассмотрении оборачивается подвохом и придает узнаваемым образам характер абсурда.

с 30 октября по 6 декабря 2015 г.
Pop/off/art gallery
ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Москва

Подробнее…




26/05/2015
CURRENT, Exhibition (ATHENS, 26 May - 26 July 2015)

TERRAPOLIS

Exhibition duration | 26 May – 26 July 2015

in collaboration with the Whitechapel Gallery

Curator | Iwona Blazwick, Director, Whitechapel Gallery

FRENCH SCHOOL AT ATHENS, DIDOTOU 6

Opening Hours
Monday Closed
Tuesday - Saturday 10:00 - 21:00
Sunday 12:00 - 18:00

NEON and the Whitechapel Gallery are proud to present TERRAPOLIS, the second major collaboration in Athens between the two organizations following the presentation of ‘A Thousand Doors’ at the The Gennadius Library of the American School of Classical Studies at Athens (4 May – 30 June 2014). NEON works to widen access to contemporary art and is committed to contributing to the vital cultural activity in Athens.


Подробнее…




04/05/2015
Лекция по истории российского акционизма в ICA (London)

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system.

Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career.

Далее...



27/03/2015
Анатолий Осмоловский в Проекте "СОВРЕМЕННИКИ"

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОЕКТ СОВРЕМЕННИКИ

Проект «Современники» — уникальная живая энциклопедия современных русских художников, герои которой представляют себя сами — в интервью-анкетах, с видеозаписями и расшифровками которых можно познакомиться на этом сайте. Анкеты состоят из намеренно простых, базовых вопросов, таких, которые именно в силу своей простоты не всегда задаются в обычных журналистских интервью — но ответы на них далеко не очевидны и часто неожиданны. Ведь даже то, к какому направлению тот или иной художник причисляет себя сам, в какой контекст в мировом искусстве он себя помещает, кого он считает своими учителями и единомышленниками, часто идет в разрез с общепринятыми классификациями.


Подробнее…


27/02/2015
Сева Новгородцев – программа БибиСева c участием Анатолия Осмоловского 27.02.2015

Сегодняшний гость БибиСевы - один из самых известных российских художников, лауреат "Премии Кандинского" и идеолог Московского акционизма Анатолий Осмоловский. Вечером он выступит с лекцией в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а в 16:00 по Гринвичу не пропустите его интервью на БибиСеве!


Подробнее…


12/02/2015
Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

 Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

27 Feb 2015 6:30 pm | Nash & Brandon Rooms | £8.00 to £10.00

Book Tickets

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).


Подробнее…


08/02/2015
06.02 - 19.04.2015 «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAST 2000+» в МСИ «Гараж»

  ВЫСТАВКА «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAS 2000+»
6 февраля – 19 апреля 2015
Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур
6 февраля вход на выставку свободный.

Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне



Подробнее…


02/02/2015
Анатолий Осмоловский: «К искусству я отношусь как к революционной машине»

Художник Анатолий Осмоловский в своих «Избранных текстах» анализирует московский акционизм, одним из основателей и активным участником которого он был. По этим статьям можно четко проследить формирование и развитие тех идей и вопросов, разрешение которых составляло для него серьезную проблему. T&P публикует вошедшую в каталог беседу Осмоловского с критиком Марией Чехонадских о диалектике и автономии искусства. Полная версия текста, опубликованного в каталоге фонда V-A-C, выйдет также в «Художественном журнале» №93.
Подробнее....



28/12/2014
Анатолий Осмоловский: «Они к смерти движутся — и нас всех за собой тащат»

 В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с порталом «Воздух. Афиша.ру», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится


Подробнее…


25/12/2014
25.12. 2014 г. в библиотеке Ф.М.Достоевского презентация книги «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей»

Начало в 20:00
Библиотека Ф.М. Достоевского представляет новую книгу «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей / Избранные тексты Анатолия Осмоловского», состоящую из двух частей и опубликованную итальянским издательством Marsilio Editori совместно с V-A-C Foundation.


Подробнее…


22/12/2014
Анатолий Осмоловский, «Рас-членение» 25.12.2014 – 11.01.2015, Галерея «Триумф»

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Бакунин. Бронза, литье. 2012 Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского, известного московского акциониста, куратора, основателя образовательного проекта для художников и искусствоведов «База».
 
Проект «Рас-членение» состоит из двух частей: серии девяти скульптурных бюстов «Головы мертвых революционеров» и новой бронзовой композиции «Украинка».


Подробнее…


08/12/2014
Интервью Анатолия Осмоловского для нового проекта syg.ma

«В современной России невозможно заниматься акционизмом»: Анатолий Осмоловский о живописи, независимой критике и панк-роке

«Нужно создать интеллектуальный, академический дискурс, которого в России нет или почти нет. Без него художественное производство здесь так и останется на стадии поп-арта или того, над чем работают Дубосарский и Виноградов»

«Искусство не может быть связано с тюрьмой, не потому что «слабо», а потому что когда человек попадает в тюрьму, невозможно по поводу его действий высказывать эстетические суждения»

Читать интервью полностью



03/12/2014
Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских

Как московских художников лишают мастерских, и почему это не только плохо, но и очень хорошо Московский союз художников взывает к мэру Москвы Сергею Собянину. У художников отбирают мастерские.


Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских
Подробнее…


18/11/2014
26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)

26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)Масштабная выставка работ поп-арта из Америки, Китая, Великобритании и России в Saatchi Gallery - 300 работ 112 художников

Wed 26 November 2014 - Mon 23 February 2015 Saatchi Gallery, Duke of York's HQ, London SW3 4RY

www.saatchigallery.com  

Почему именно поп-арт из всех течений в искусстве XX века оказывает такое длительное и сильное влияние на художников по всему миру? США и Великобритания, Китай и постсоветское пространство — поп-арт жив до сих пор везде. Организаторы этой уникальной по масштабам выставки решили попытаться понять, в чем тайна его власти.


Подробнее…


20/09/2014
9 сентября – 30 ноября 2014 выставка работ из коллекции Фонда V-A-C в Whitechapel Gallery (Великобритания)
 

Коллекция Фонда V-A-C
Выбор работ: Майк Нельсон

9 сентября – 30 ноября 2014, галерея Whitechapel Gallery
Время работы: вторник - воскресенье 11:00 - 18:00, четверг 11:00 - 21:00

Whitechapel Gallery, галерея 7
77-82 Whitechapel Hight Street, Лондон

Whitechapel Gallery открывает первую в Великобритании выставку работ из коллекции Фонда V-A-C, которые отобрал для показа британский художник Майк Нельсон.


Подробнее…


17/07/2014
Институт БАЗА: новый учебный год

Институт БАЗА - прием абитуриентовС 1 августа по 25 сентября в Институте «База» открыт прием заявок на следующий учебный год. Всем желающим поступить необходимо заполнить анкету в электронном виде и прислать на bazaeducation@gmail.com. По этому же адресу можно получить дополнительную информацию или задать вопросы, касающиеся процедуры поступления и образовательных программ.

В октябре 2014 года Институт открывает новую экспериментальную образовательную программу «БАЗАльт» для молодежи (16+), в рамках которой запланированы циклы лекций по истории российского и зарубежного искусства, а также практические занятия. В связи переизбытком различных творческих инициатив, основной акцент делается на определении четких границ и отличий искусства от дизайна. Программа рассчитана на год обучения. Занятия проходят три раза в неделю по будним дням с 17.00 до 19.00.

Общую информацию о поступлении можно найти здесь



17/05/2014
22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

 22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

22 мая в 17 часов в рамках программы культурной столицы Европы в рижской церкви Св. Иоанна и в 18 часов в Латвийском музее истории железной дороги открывается международная выставка современного искусства "В поисках горизонта". В выставке участвуют 39 художников из таких стран, как Латвия, США, Россия, Австрия, Нидерланды, Индия и Германия. Выставку дополняет семинар, посвященный личному опыту художников и теоретиков искусства. Семинар пройдет в Латвийском музее истории железной дороги 24 мая с 11:00 до 17:00.



Подробнее…


03/04/2014
Анатолий Осмоловский: «Искусство начинается с достоинства и самостоятельности художника»

В Музее Москвы проходит выставка «Живопись расширения» под кураторством Евгении Кикодзе (Музей Москвы) и Анатолия Осмоловского (Институт «База»). «Что такое современная живопись и где ее место в актуальных практиках искусства?» — этот вопрос все отчетливее звучит на местной сцене, и эта выставка — не исключение. Работы одиннадцати авторов — как известных современных художников, так и совсем молодых — объединены общим свойством: это живопись, которая так или иначе «расползлась» в другие контексты или жанры. О том, почему живопись обладает наибольшим потенциалом автономии и зачем эта автономия художнику нужна, Анатолий Осмоловский рассказал Ольге Данилкиной.


Подробнее…


28/12/2013
Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.

Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.Из «грязи» в князи (мира сего)

Гигантским разочарованием для меня стала пресс-конференция Pussy Riot на «Дожде». Было почти физически больно это наблюдать.

Действительно, российская пенитенциарная система обладает поистине колоссальными возможностями для «перевоспитания». Пресс-конференция показала это в такой отчетливой форме, что Путин может быть доволен. Доволен до такой степени, что, собственно, зачем ее менять-то? По крайней мере, по отношению к современным художникам она работает превосходно.


Подробнее…


15/12/2013
Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»

Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»15 декабря 2013 г.  в 16.00 на площади Краснопресненская Застава состоялся перформанс студентов Института «БАЗА» по случаю публикации книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ». Текст книги поделен на три части – «Программа минимум», «Программа максимум» и «Инструкции для боевых подруг», каждая из которых состоит из пронумерованных лозунгов и рекомендаций, организованных по особому стилистическому и фонетическому принципу. Все фразы выписаны заглавными буквами, и завершаются восклицательными знаками, создавая бесконечный мысленный поток пограничного состояния смутного времени. 


Подробнее…


18/11/2013
Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы

 "Мне нужно было сначала себя прибить, а потом уже убрать одежду, чтобы осталось тело, прибитое к брусчатке. И вокруг ничего. Оно там возникло – и всё..."

 

Петр Павленский обнаженным присел на брусчатку Красной площади и приковал, прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Это всё было зафиксировано на многих фотографических аппаратах. Саму эту акцию в виде фотографий и видео вы можете видеть на всех сайтах, думаю, мира, а не только России. После этого Петр Павленский был препровожден в отделение милиции, накрытый простыней или покрывалом. После этого отправились в суд. После этого дело не завели и отпустили. Но 15 числа прокуратура сказала свое слово, и уголовное дело по статье «хулиганство» все-таки было заведено.

В контексте этого события Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы провели дискуссию на тему "Современное искусство как политическая акция"


Подробнее…


12/11/2013
14 ноября 2013 г. в 20-00 лекция Анатолия Осмоловского в Solyanka VPA

/news/logo/solyanka200.jpg«Эстетические проблемы традиции акционизма в современном искусстве. Искусство или политика?»

 Осмоловский — фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его лекция — об эстетических проблемах традиции акционизма в современном искусстве

лекция состоится 14 ноября 2013 г. в 20-00
место проведения - Solyanka VPA (video/performance/animation)
ул. Солянка, 1 (вход с ул. Забелина), Москва

Вход свободный


Подробнее…


31/10/2013
7 – 17 ноября 2013 г., «НАШЕ ДЕЛО» - Первый выставочный проект Института «База»

Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров
Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко
Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус
Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года
Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18
Открытие состоится 7 ноября в 19.00

Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.


Подробнее…


05/10/2013
05.10 - 30.11.2013 «Изысканный труп и двенадцать самоубийц», Галерея Томаса Брамбиллы (Бергамо, Италия)

Анатолий Осмоловский 05/10/2013 - 30/11/2013 выставка Анатолия Осмоловского «Cadavre Exquis - Двенадцать Самоубийств» (галерея Томаса Брамбиллы, Бергамо, ИталияВремя проведения выставки: 05/10/2013 - 30/11/2013
Открытие: Суббота, 5 Октября 2013 h.18.30.
Часы работы: Вторник - Суббота с 14:00 до 19:00.

Томас Брамбилла
Via Casalino 25
24121, Бергамо, Италия
Тел: +39 035 247418
www.thomasbrambilla.com
info@thomasbrambilla.com

Галерея Thomas Брамбилла с гордостью представляет «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Cadavre Exquis and Dodici Suicidi) - персональная выставка Анатолия Осмоловского.

Название выставки, относится именно центральной работе и цитирует знаменитую практику сюрреализма - Cadavre Exquis - процесс создания коллективных текстов или изображений, в котором каждый участник пишет или рисует без знания того, каков вклад других.


Подробнее…


07/09/2013
«Против всех» на выставке RE-ALIGNED ART (Tromsø, Норвегия с 13.09.2013 по 11.2013) )

Против всех на выставке RE-ALIGNED ART С 13 сентября по ноябрь 2013 в Tromsø (Норвегия) пройдет выставка RE-ALIGNED ART. На выставке будет представлен проект Анатолия Осмоловского «Против всех»


Подробнее…


23/07/2013
Лекция Анатолия Осмоловского о 55-й Венецианской биеннале

В конце июня в институте БАЗА состоялась лекция Анатолия Осмоловского для студентов о 55-й Венецианской биеннале, основанная на собственных впечатлениях от посещения. Здесь мы публикуем аудио-запись часть 1 и часть 2 этой лекции и фотографии выставки.


Подробнее…


25/06/2013
Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre Oci

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciВ параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).


Подробнее…


06/06/2013
«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей»

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciДвое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима. 


Подробнее…


01/06/2013
«Схождение параллелей» Альтхамера и Осмоловского

Фонд V-A-C представляет выставку двух художников в Италии.

Фонд V-A-C, некоммерческая московская институция, которая занимается популяризацией и развитием русского современного искусства, летом представит итальянской публике выставку «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей». Этот проект впервые сводит вместе работы двух художников, поляка и россиянина, происходящих из того поколения, которое стало свидетелем резкой смены социальной и политической парадигмы в России и странах Варшавского договора. Это привносит в их работы множество интересных параллелей. Экспозиция ставит Альтхамера и Осмоловского в позицию постоянного диалога, который разворачивается в поле различий и сходств между их работами. Произведения обоих художников часто касаются идеи телесности и модусов восприятия.



Подробнее…


28/05/2013
Болевые точки

художник Анатолий ОсмоловскийВ преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах.
Читать полностью


English Русский