Анатолий Осмоловский. "Теория искусства Клемента Гринберга" (часть 1)

Анатолий Осмоловский 12-13 февраля по приглашению "Культурного проекта" прочел в Киевском Центре театрального искусства имени Леся Курбаса три лекции по теории искусства. Вашему вниманию предлагается конспект лекций. Текст подается с незначительными сокращениями.

 

Лекция вторая. "Теория искусства Клемента Гринберга в эпоху постмодернизма. Опасения, которые оправдались"

Осмоловский:
 Эта лекция будет  посвящена теории Климента Гринберга, его соотношению с современной  ситуацией. Для начала я кратко вас ознакомлю с самой теорией  Гринберга, теорией искусства, которую он развивал с конца 30-х до, собственно, конца своей жизни, а умер он в 1989 году.

Все художественные направления прошли перед его глазами - кроме дадаизма и ранних стадий сюрреализма. Он застал и постмодернизм, и минимализм, и все что происходило в 60-80-х годах. Поэтому его мнение очень интересно. И, как мне кажется, к нему имеет смысл обратиться. Мы - группа журнала «База» - считаем, что это достаточно авторитетное мнение, из которого можно делать разные интересные выводы.

Теория, конечно, может быть не вполне релевантна. Она неплохо описывает искусство 40-60-х  годов. Для современного искусства она, наверное, не совсем уместна. Но вторая часть моего выступления будет состоять и некоего субстрата, который вытащен из текстов Гринберга, которые я свел к афоризмам, утверждениям, которые, на мой взгляд, вполне уместны и работают на данный момент.

Итак, Гринберг начал свою творческую биографию  в 1939 году, когда он написал свой первый искусствоведческий  текст "Авангард и китч", который опубликовал  журнал американских троцкистов "Партизан". Не будем углубляться в политический аспект... Гринберг был троцкистом, но троцкизм - понятие широкое. В 30-е годы в США много интеллигентов были заражены левыми идеями.

Эта статья она переведена была и опубликована в «Художественном журнале» с моими комментариями. Не помню, какой номер...

Во всех смыслах, это одна из этапных искусствоведческих статей 20 века, где впервые проводится бинарная оппозиция между авангардом и китчем, и описывается, что авангард был ответом на возникновение цивилизации репродуцирования визуальной информации, что авангард был стремлением сохранить высокое качество высокого искусства.

Идеей изобразительного искусства Гринберг называл создание плоского изображения, того, что он называл плоскосностью. Он усматривал возникновение плоскостности изображения в картине Эдуарда Мане «Олимпия».


Эдуар Мане, Олимпия, 1863

Вы можете заметить, что Олимпия как бы вываливается из этого холста. Более того, этот момент, такого, архитектонической плоскости подчеркивается тем, что впервые модель смотрит на зрителя в упор, что ранее было запрещено.

С этой картины  началась история, по мнению Гринберга, достижения плоскостности изображения. Потом это вылилось в кубизм, и, в конце концов, в абстракционизм. Почему и зачем художники стремились создавать плоское изображение? Это объяснялось просто и по-философски тонко.

Художники, начиная с конца 19-го века стремились избежать иллюзионизма. Любая картина написанная в центральной перспективе создает определенные иллюзии. Что такое картина? Это плоский объект, который висит на стене, на котором нанесены определенные краски. Чтобы подчеркнуть картинность, а не объектность картины, нужно было создавать плоское изображение.

Таким образом, можно  говорить, что сама эта линия с философской точки зрения была линией материалистической репрезентации живописи, ухода от иллюзионизма, неподлинной действительности, которую художники нач.20 века считали ложью. И, как ни парадоксально будет звучать, но самими абстракционистами воспринималось как подлинное реалистическое искусство.

А именно – если мы занимаемся расположением холстов и красок, то подлинным реализмом будет плоское изображение. Ведь мы занимаемся непосредственной физической деятельностью по созданию плоских изображений.

Итак, эта генеральная линия, которая, по мнению Гринберга, была пиком проявления в американском абстрактном экспрессионизме.

Если мы будем говорить о создании плоского изображения, то возникает масса моментов, которые нужно учитывать. Например, очевидно, что если мы хотим создать плоское изображение, то очевидно, что идет речь о безобразном искусстве. Т.е., об искусстве у которого не существует никаких образов. Соответственно, абстракционисты быстро поняли, что если мазать тупо, достаточно нерефлексивно по холсту краской, то некие образы рано или поздно возникнут. Как каждый человек может, наблюдая за разводами, увидеть в них при определенной степени воображения лики.

Чтобы создавать безобразное искусство, нужно было придумать сложные техники по созданию этого безобразного плоскостного изображения.

Следующей важной темой абстрактного экспрессионизма была тема технологическая. Каждый художник изобретал свою технологию создания картин. В идеале, стремление создания картины было стремлением создать объект, который создает иллюзию того, что он не создан руками человека, является природным явлением, как сталактит из пещеры... "Дыхание ангела".

Это тот момент вспышки, состояния изображения, которое сделано щелчком пальца, был важен для абстрактного экспрессионизма.

Нельзя не упомянуть о Казимире Малевиче. Впервые идею плоскостности сформулировал именно он. Читать его теоретические тексты сложно, он писал сложным языком. Ему не хватало интеллектуальных ресурсов, чтобы точно сформулировать как Гринберг. Первое плоскостное изображение - это его «Черный квадрат» и он понимал, что он сделал. Работа является этапной именно поэтому.

Здесь важно понять, что различные символические интерпретации «Черного квадрата» - "тупик", "последняя икона 20 века", "конец цивилизации" - это все метафоры, которые вполне допустимы. Но на самом деле «Черный квадрат» - это «Черный квадрат» и ничего более. Мы видим изображение и там подписано "Черный квадрат».

Собственно впервые было продемонстрировано то самое искомое - материалистическая манифестация, которой потом уже пытались добиться разными способами американские экспрессионисты. А именно - совпадение знака и определения, деннотата и коннотата в структурализме, предмета выражения и предмета изображения. 

Если мы видим изображение черного квадрата, который называется «черный квадрат», то мы видим уже предмет, вещь, которая совпадает сама с собой. Это и можно назвать самым главным достижением авангарда. Создание вещи, которая есть тем, что оно есть.



Мы видим работу Джексона Поллока. Он придумал специальный способ «дриппинг» - разливание краски без прикасания к холсту. Но вы не поймете, как она сделана, если не будете знать. Краски не смешиваются, не видно руки, непонятно, что он расстилал холст на пол и лил краски. Технология достигает того уровня, когда человеческое воображение неспособно видеть никакого образа.

Это очень интересная работа. За что стали его критиковать - за то, что он создавал плоскостное изображение, но у него оставались фон и изображенное. Мы видим, что фон - по краям - остается. Поллок вырезал изображение, но неидеально. И этот момент многими воспринимался критически. Мы тоже видим фон и изображенное.

А в поздний  период, когда он перешел к другой фазе, мы видим, как не желая того, художник может что-либо изобразить. Картины критиковали за фигуратив. Вы можете при определенных усилиях увидеть женскую фигуру, фигуру ребенка. Хотя повторяю, это все абстракция. Сама того не желая создавала определенное фигуративное впечатление.

Морис Луис. Яркий пример художника, который создавал рисунки без руки. Он работал в это же время и основная его задача была создать произведения которые создают впечатление несозданности. Он придумал систему, которую не открыл, и по этой его работе видно, что каким-то образом он расстекал краски. Есть масса предположений, но это всего лишь предположения.

Френк Стелла. Это новый этап развития постживописной абстракции. Новый этап, который Гринберг принял достаточно благосклонно. Ее смысл заключался в том, что произошло дальнейшее восприятие картины как объекта. Картина превращалась в объект.



Он придумал понятие - формат буквальный и формат изображенный. Толщина полос – равняется толщине подрамника работ. Формат буквальный - формат толщины картины, а формат изображенный - толщина полосок на картине. Он говорил, что содержанием может быть ее физическая составляющая. Потому он рисовал полоски толщины ее формата.

Вторым аспектом работы Франка Стелла - уход от той самой бинарной оппозиции, за которую критиковали Поллока: фон и изображенное. Непонятно что тут фон, и изображенного нет. Здесь нет бинарной оппозиции. Одновременно с этим ходом - форматы - была еще более подчеркнута материальная сторона картины. Картина выходила из своего зазеркалья и превращалась в объект.

Барнетт Ньюман. Тоже один из ведущих художников абстрактного экспрессионизма. Все его работы - полосы.



На самом деле, первой это сделала русская художница Ольга Розанова (ум. 1918)  и сделала первую абстрактную работу "Зеленая полоса", равная «Черному квадрату». «Зеленая полоса» Розановой – американцы он ней не знают - принципиально отличается от «Черного квадрата», тем, что является фрагментом большой работы. Полоса может быть продолжена, работа освободилась от проблемы фона и изображенного, нет рамы. В «Черном квадрате» есть рама. А здесь - нет законченного изображения. Эта работа может быть фрагментом любой линии. Таким образом, работа освободилась от рамы, и, конечно же, если говорить в свете предыдущей лекции, эта работа не является произведением. Это некий фрагмент большого произведения.

Барнетт прославился, а Розанова умершая в 1918 году, к сожалению, была недостаточно оценена.

Марк Ротко. Он дал свой ответ на проблему плоскостности  изображения. Его тоже критиковали за атмосферность, что видны облака, дуновение ветра, испарение какой-то жидкости.

Я закончу великий спор за плоскостность анекдотическим разрешением спора, который был продемонстрирован поп-артом в 1965 году. Тогда в США появилось направление поп-арт, которое Гринбергом было воспринято как профанация искусства. Но поп-артисты высмеяли стремление художников высокого абстракционизма достичь плоского изображения. Вышла статья, где на одной странице изобразили картину Вильгельма де Кунинга и внизу подпись: «Пролетит ли космический корабль в картину Кунинга». И там были изображены разводы, звезды. А внизу картина Джаспера Джонса «Мишень»: «А через картину Джонса точно не пролетит».

Поп-арт сказал: окей, но мы тогда должны изображать плоские вещи из нашей жизни, например, мишень». То же самое - развитие идеи - произошло в работах Уорхолла: Монро, банка супа. Мы должны понимать, что наблюдаем не фигурное изображение, а репродукцию из газет, а они - плоские. Потому искусство поп-арта таким вычурным образом продолжает линию абстрактного экспрессионизма, хотя связь между поп-артом и абстрактным экспрессионизмом не просматривается. Сам по себе эту линию поп-арта Гринберг не принял и считал, что "плоскостность изображения – это одна из линий". Но  искусство не исчерпывается этим.

Во второй части  лекции я зачитаю несколько довольно интересных для российского сознания достаточно скандальных высказываний. Я не знаю, как в Украине, в России авангардное искусство в массе воспринимает

Анатолий Осмоловский. Лекция первая. "Концепция Гарри Леманна"

Анатолий Осмоловский. Вторая часть лекции "Теория искусства Клемента Гринберга"

Анатолий Осмоловский. Лекция третья. "Система современного искусства: статус и престиж"

 

ся крайне упрощенно, вульгарно. Снял штаны, показал жопу - вот и авангард.

 

Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)

Актуальное


29/10/2015
29.10.2015 - Открытие выставки Анатолия Осмоловского "Авангардистская канцелярия"
Новый проект Анатолия Осмоловского обращается к метафоре канцелярской принадлежности и с долей иронии сводит на нет ее практическое применение. Представленные на выставке объекты в своей детальной проработке относят к предметам бумажного обихода, чей облик не сменялся на протяжении десятилетий и прочно врезался в память постсоветского человека. Точность в исполнении при ближайшем рассмотрении оборачивается подвохом и придает узнаваемым образам характер абсурда.

с 30 октября по 6 декабря 2015 г.
Pop/off/art gallery
ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Москва

Подробнее…




26/05/2015
CURRENT, Exhibition (ATHENS, 26 May - 26 July 2015)

TERRAPOLIS

Exhibition duration | 26 May – 26 July 2015

in collaboration with the Whitechapel Gallery

Curator | Iwona Blazwick, Director, Whitechapel Gallery

FRENCH SCHOOL AT ATHENS, DIDOTOU 6

Opening Hours
Monday Closed
Tuesday - Saturday 10:00 - 21:00
Sunday 12:00 - 18:00

NEON and the Whitechapel Gallery are proud to present TERRAPOLIS, the second major collaboration in Athens between the two organizations following the presentation of ‘A Thousand Doors’ at the The Gennadius Library of the American School of Classical Studies at Athens (4 May – 30 June 2014). NEON works to widen access to contemporary art and is committed to contributing to the vital cultural activity in Athens.


Подробнее…




04/05/2015
Лекция по истории российского акционизма в ICA (London)

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system.

Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career.

Далее...



27/03/2015
Анатолий Осмоловский в Проекте "СОВРЕМЕННИКИ"

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОЕКТ СОВРЕМЕННИКИ

Проект «Современники» — уникальная живая энциклопедия современных русских художников, герои которой представляют себя сами — в интервью-анкетах, с видеозаписями и расшифровками которых можно познакомиться на этом сайте. Анкеты состоят из намеренно простых, базовых вопросов, таких, которые именно в силу своей простоты не всегда задаются в обычных журналистских интервью — но ответы на них далеко не очевидны и часто неожиданны. Ведь даже то, к какому направлению тот или иной художник причисляет себя сам, в какой контекст в мировом искусстве он себя помещает, кого он считает своими учителями и единомышленниками, часто идет в разрез с общепринятыми классификациями.


Подробнее…


27/02/2015
Сева Новгородцев – программа БибиСева c участием Анатолия Осмоловского 27.02.2015

Сегодняшний гость БибиСевы - один из самых известных российских художников, лауреат "Премии Кандинского" и идеолог Московского акционизма Анатолий Осмоловский. Вечером он выступит с лекцией в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а в 16:00 по Гринвичу не пропустите его интервью на БибиСеве!


Подробнее…


12/02/2015
Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

 Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

27 Feb 2015 6:30 pm | Nash & Brandon Rooms | £8.00 to £10.00

Book Tickets

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).


Подробнее…


08/02/2015
06.02 - 19.04.2015 «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAST 2000+» в МСИ «Гараж»

  ВЫСТАВКА «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAS 2000+»
6 февраля – 19 апреля 2015
Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур
6 февраля вход на выставку свободный.

Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне



Подробнее…


02/02/2015
Анатолий Осмоловский: «К искусству я отношусь как к революционной машине»

Художник Анатолий Осмоловский в своих «Избранных текстах» анализирует московский акционизм, одним из основателей и активным участником которого он был. По этим статьям можно четко проследить формирование и развитие тех идей и вопросов, разрешение которых составляло для него серьезную проблему. T&P публикует вошедшую в каталог беседу Осмоловского с критиком Марией Чехонадских о диалектике и автономии искусства. Полная версия текста, опубликованного в каталоге фонда V-A-C, выйдет также в «Художественном журнале» №93.
Подробнее....



28/12/2014
Анатолий Осмоловский: «Они к смерти движутся — и нас всех за собой тащат»

 В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с порталом «Воздух. Афиша.ру», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится


Подробнее…


25/12/2014
25.12. 2014 г. в библиотеке Ф.М.Достоевского презентация книги «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей»

Начало в 20:00
Библиотека Ф.М. Достоевского представляет новую книгу «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей / Избранные тексты Анатолия Осмоловского», состоящую из двух частей и опубликованную итальянским издательством Marsilio Editori совместно с V-A-C Foundation.


Подробнее…


22/12/2014
Анатолий Осмоловский, «Рас-членение» 25.12.2014 – 11.01.2015, Галерея «Триумф»

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Бакунин. Бронза, литье. 2012 Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского, известного московского акциониста, куратора, основателя образовательного проекта для художников и искусствоведов «База».
 
Проект «Рас-членение» состоит из двух частей: серии девяти скульптурных бюстов «Головы мертвых революционеров» и новой бронзовой композиции «Украинка».


Подробнее…


08/12/2014
Интервью Анатолия Осмоловского для нового проекта syg.ma

«В современной России невозможно заниматься акционизмом»: Анатолий Осмоловский о живописи, независимой критике и панк-роке

«Нужно создать интеллектуальный, академический дискурс, которого в России нет или почти нет. Без него художественное производство здесь так и останется на стадии поп-арта или того, над чем работают Дубосарский и Виноградов»

«Искусство не может быть связано с тюрьмой, не потому что «слабо», а потому что когда человек попадает в тюрьму, невозможно по поводу его действий высказывать эстетические суждения»

Читать интервью полностью



03/12/2014
Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских

Как московских художников лишают мастерских, и почему это не только плохо, но и очень хорошо Московский союз художников взывает к мэру Москвы Сергею Собянину. У художников отбирают мастерские.


Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских
Подробнее…


18/11/2014
26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)

26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)Масштабная выставка работ поп-арта из Америки, Китая, Великобритании и России в Saatchi Gallery - 300 работ 112 художников

Wed 26 November 2014 - Mon 23 February 2015 Saatchi Gallery, Duke of York's HQ, London SW3 4RY

www.saatchigallery.com  

Почему именно поп-арт из всех течений в искусстве XX века оказывает такое длительное и сильное влияние на художников по всему миру? США и Великобритания, Китай и постсоветское пространство — поп-арт жив до сих пор везде. Организаторы этой уникальной по масштабам выставки решили попытаться понять, в чем тайна его власти.


Подробнее…


20/09/2014
9 сентября – 30 ноября 2014 выставка работ из коллекции Фонда V-A-C в Whitechapel Gallery (Великобритания)
 

Коллекция Фонда V-A-C
Выбор работ: Майк Нельсон

9 сентября – 30 ноября 2014, галерея Whitechapel Gallery
Время работы: вторник - воскресенье 11:00 - 18:00, четверг 11:00 - 21:00

Whitechapel Gallery, галерея 7
77-82 Whitechapel Hight Street, Лондон

Whitechapel Gallery открывает первую в Великобритании выставку работ из коллекции Фонда V-A-C, которые отобрал для показа британский художник Майк Нельсон.


Подробнее…


17/07/2014
Институт БАЗА: новый учебный год

Институт БАЗА - прием абитуриентовС 1 августа по 25 сентября в Институте «База» открыт прием заявок на следующий учебный год. Всем желающим поступить необходимо заполнить анкету в электронном виде и прислать на bazaeducation@gmail.com. По этому же адресу можно получить дополнительную информацию или задать вопросы, касающиеся процедуры поступления и образовательных программ.

В октябре 2014 года Институт открывает новую экспериментальную образовательную программу «БАЗАльт» для молодежи (16+), в рамках которой запланированы циклы лекций по истории российского и зарубежного искусства, а также практические занятия. В связи переизбытком различных творческих инициатив, основной акцент делается на определении четких границ и отличий искусства от дизайна. Программа рассчитана на год обучения. Занятия проходят три раза в неделю по будним дням с 17.00 до 19.00.

Общую информацию о поступлении можно найти здесь



17/05/2014
22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

 22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

22 мая в 17 часов в рамках программы культурной столицы Европы в рижской церкви Св. Иоанна и в 18 часов в Латвийском музее истории железной дороги открывается международная выставка современного искусства "В поисках горизонта". В выставке участвуют 39 художников из таких стран, как Латвия, США, Россия, Австрия, Нидерланды, Индия и Германия. Выставку дополняет семинар, посвященный личному опыту художников и теоретиков искусства. Семинар пройдет в Латвийском музее истории железной дороги 24 мая с 11:00 до 17:00.



Подробнее…


03/04/2014
Анатолий Осмоловский: «Искусство начинается с достоинства и самостоятельности художника»

В Музее Москвы проходит выставка «Живопись расширения» под кураторством Евгении Кикодзе (Музей Москвы) и Анатолия Осмоловского (Институт «База»). «Что такое современная живопись и где ее место в актуальных практиках искусства?» — этот вопрос все отчетливее звучит на местной сцене, и эта выставка — не исключение. Работы одиннадцати авторов — как известных современных художников, так и совсем молодых — объединены общим свойством: это живопись, которая так или иначе «расползлась» в другие контексты или жанры. О том, почему живопись обладает наибольшим потенциалом автономии и зачем эта автономия художнику нужна, Анатолий Осмоловский рассказал Ольге Данилкиной.


Подробнее…


28/12/2013
Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.

Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.Из «грязи» в князи (мира сего)

Гигантским разочарованием для меня стала пресс-конференция Pussy Riot на «Дожде». Было почти физически больно это наблюдать.

Действительно, российская пенитенциарная система обладает поистине колоссальными возможностями для «перевоспитания». Пресс-конференция показала это в такой отчетливой форме, что Путин может быть доволен. Доволен до такой степени, что, собственно, зачем ее менять-то? По крайней мере, по отношению к современным художникам она работает превосходно.


Подробнее…


15/12/2013
Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»

Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»15 декабря 2013 г.  в 16.00 на площади Краснопресненская Застава состоялся перформанс студентов Института «БАЗА» по случаю публикации книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ». Текст книги поделен на три части – «Программа минимум», «Программа максимум» и «Инструкции для боевых подруг», каждая из которых состоит из пронумерованных лозунгов и рекомендаций, организованных по особому стилистическому и фонетическому принципу. Все фразы выписаны заглавными буквами, и завершаются восклицательными знаками, создавая бесконечный мысленный поток пограничного состояния смутного времени. 


Подробнее…


18/11/2013
Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы

 "Мне нужно было сначала себя прибить, а потом уже убрать одежду, чтобы осталось тело, прибитое к брусчатке. И вокруг ничего. Оно там возникло – и всё..."

 

Петр Павленский обнаженным присел на брусчатку Красной площади и приковал, прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Это всё было зафиксировано на многих фотографических аппаратах. Саму эту акцию в виде фотографий и видео вы можете видеть на всех сайтах, думаю, мира, а не только России. После этого Петр Павленский был препровожден в отделение милиции, накрытый простыней или покрывалом. После этого отправились в суд. После этого дело не завели и отпустили. Но 15 числа прокуратура сказала свое слово, и уголовное дело по статье «хулиганство» все-таки было заведено.

В контексте этого события Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы провели дискуссию на тему "Современное искусство как политическая акция"


Подробнее…


12/11/2013
14 ноября 2013 г. в 20-00 лекция Анатолия Осмоловского в Solyanka VPA

/news/logo/solyanka200.jpg«Эстетические проблемы традиции акционизма в современном искусстве. Искусство или политика?»

 Осмоловский — фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его лекция — об эстетических проблемах традиции акционизма в современном искусстве

лекция состоится 14 ноября 2013 г. в 20-00
место проведения - Solyanka VPA (video/performance/animation)
ул. Солянка, 1 (вход с ул. Забелина), Москва

Вход свободный


Подробнее…


31/10/2013
7 – 17 ноября 2013 г., «НАШЕ ДЕЛО» - Первый выставочный проект Института «База»

Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров
Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко
Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус
Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года
Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18
Открытие состоится 7 ноября в 19.00

Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.


Подробнее…


05/10/2013
05.10 - 30.11.2013 «Изысканный труп и двенадцать самоубийц», Галерея Томаса Брамбиллы (Бергамо, Италия)

Анатолий Осмоловский 05/10/2013 - 30/11/2013 выставка Анатолия Осмоловского «Cadavre Exquis - Двенадцать Самоубийств» (галерея Томаса Брамбиллы, Бергамо, ИталияВремя проведения выставки: 05/10/2013 - 30/11/2013
Открытие: Суббота, 5 Октября 2013 h.18.30.
Часы работы: Вторник - Суббота с 14:00 до 19:00.

Томас Брамбилла
Via Casalino 25
24121, Бергамо, Италия
Тел: +39 035 247418
www.thomasbrambilla.com
info@thomasbrambilla.com

Галерея Thomas Брамбилла с гордостью представляет «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Cadavre Exquis and Dodici Suicidi) - персональная выставка Анатолия Осмоловского.

Название выставки, относится именно центральной работе и цитирует знаменитую практику сюрреализма - Cadavre Exquis - процесс создания коллективных текстов или изображений, в котором каждый участник пишет или рисует без знания того, каков вклад других.


Подробнее…


07/09/2013
«Против всех» на выставке RE-ALIGNED ART (Tromsø, Норвегия с 13.09.2013 по 11.2013) )

Против всех на выставке RE-ALIGNED ART С 13 сентября по ноябрь 2013 в Tromsø (Норвегия) пройдет выставка RE-ALIGNED ART. На выставке будет представлен проект Анатолия Осмоловского «Против всех»


Подробнее…


23/07/2013
Лекция Анатолия Осмоловского о 55-й Венецианской биеннале

В конце июня в институте БАЗА состоялась лекция Анатолия Осмоловского для студентов о 55-й Венецианской биеннале, основанная на собственных впечатлениях от посещения. Здесь мы публикуем аудио-запись часть 1 и часть 2 этой лекции и фотографии выставки.


Подробнее…


25/06/2013
Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre Oci

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciВ параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).


Подробнее…


06/06/2013
«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей»

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciДвое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима. 


Подробнее…


01/06/2013
«Схождение параллелей» Альтхамера и Осмоловского

Фонд V-A-C представляет выставку двух художников в Италии.

Фонд V-A-C, некоммерческая московская институция, которая занимается популяризацией и развитием русского современного искусства, летом представит итальянской публике выставку «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей». Этот проект впервые сводит вместе работы двух художников, поляка и россиянина, происходящих из того поколения, которое стало свидетелем резкой смены социальной и политической парадигмы в России и странах Варшавского договора. Это привносит в их работы множество интересных параллелей. Экспозиция ставит Альтхамера и Осмоловского в позицию постоянного диалога, который разворачивается в поле различий и сходств между их работами. Произведения обоих художников часто касаются идеи телесности и модусов восприятия.



Подробнее…


28/05/2013
Болевые точки

художник Анатолий ОсмоловскийВ преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах.
Читать полностью


English Русский