Дмитрий Гутов. Статуя в поэтической мифологии Осмоловского

Галерея "Триумф", 22 декабря 2014 в 12:09

В августе 2000 года мы с Осмоловским были приглашены новосибирскими художниками принять участие в совместном проекте на Алтае. По плану нас должны были высадить на диком берегу Телецкого озера во многих десятках километров от жилья. Там в течение двух недель вне связи с цивилизацией и возможности выбраться все должны были спорить об искусстве и заниматься импровизационным творчеством. Уже в Домодедово Толик сообщил мне, что мы едем в край энцефалитных клещей в самое опасное время. Он объяснял, как они поражают серое вещество головного мозга, и подробно описывал клиническую картину болезни в течение всего небыстрого перелета в Западную Сибирь, а потом и в автобусе (от Новосибирска до Телецкого озера езды больше 10 часов). Первое, что мы увидели на турбазе, служившей нам перевалочным пунктом, был гигантских размеров плакат, созданный местным художником, где изображение клеща размером с корову сопровождалось лапидарной надписью: «Осторожно! В лесу клещи». «Я же говорил тебе», — сказал Осмоловский. Телецкое озеро растянулось на 77 километров, и моторка долго везла нас среди мрачной красоты окружающих его гор. Мы искали, где бы пристать. Нетерпеливые новосибирские художники периодически, заметив полоску песка, кричали: «Вот отличное место», — на что Осмоловский сражал их непобиваемым аргументом: «Оно немодное». Наконец нашли подходящее, выгрузили палатки, запас гречки, спичек, тушенки. Глядя на удаляющуюся лодку, Осмоловский сказал мне: «Они уже почувствовали, что мы приплыли. Клещи ползут на тепло. Через несколько дней они будут здесь». Мы жили с ним в одной палатке. Каждый день он тщательно осматривал мою одежду и напоследок, уже ближе к концу нашего пребывания, снял-таки с меня клеща (1).

Читать дальше…

Выставка Института БАЗА «Вечно живой труп»

Дмитрий Скопинцев о выставке «Вечно живой труп» студентов и выпускников Института БАЗА.Читать дальше…

"Манифеста 3": "Больше - этики. Меньше - эстетики"

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ N°33, Рубрика: Биеннале

Виктор Мизиано

"Манифеста 3": "Больше - этики. Меньше - эстетики"

Из редакторского опыта знаю, что состоятельность любого периодического проекта оценивается по его третьему номеру. В этом году "Манифеста" - также своего рода периодический проект - достигла этого порога зрелости. А потому, пора без дебютантских скидок оценивать как этот "третий номер", так и проект в целом. Впрочем уже сейчас можно признать - проект этот состоялся, хотя, будучи одним из кураторов "Манифесты 1", готов свидетельствовать, что поначалу подобный результат был далеко не очевиден.


Читать дальше…

Harry Lehmann: Theoretical Model of Aesthetic Modernity

Письмо из Турина: искусство модернизации

Екатерина Дёготь · 08/10/2010

ЕКАТЕРИНА ДЁГОТЬ увидела лучшую заграничную выставку русского искусства за последние годы. Но почему-то впечатления от нее переплелись с мыслями об отставке Лужкова

Читать дальше…

2007 г. «Хлеба»

Повторим известное: Анатолий Осмоловский родился в Москве, учился в Высшем техническом училище ЗИЛа, организовал группу «ЭТИ», совместно с ними выложил слово «х…й» на Красной площади, был главным редактором журнала «Радек», создал революционное общество «Нецезиудик», курил на плече у бронзового Маяковского, запустил живых леопардов в галерею «Риджина», лепил жвачку с волосами на стену галереи XL, устроил баррикаду на Никитской, организовал политическое движение «Против всех», чем и закончил славные 90-е.

Читать дальше…

Политические абстракции и абстрактная политика

2004 год закончился мощным аккордом. Анатолий Осмоловский, тот самый которого почитают как отца-основателя флэш-моба и основателя всяческого радикализма, сделал выставку в супербуржуазной галерее Stella. Супербуржуазную выставку исключительной силы.Читать дальше…

Кто такой Анатолий Осмоловский

Его можно назвать политическим художником номер один в России. Вся его кипучая, могучая, никем не победимая деятельность (нововолновая заумная поэзия, кинофестиваль, перформансы, выставки, драки, лекции) сосредоточена на выявление абсурдности и самодостаточности политики, ее зависимость от языка и культуры.Читать дальше…

Периоды творчества

1985 – 1989 (литература)

1989 – 1992 (движение Э.Т.И.)

1992 – 1994 (НЕЦЕЗИУДИК)

1995 – 1997 (Индивидуальность творчества)

1997 – 2000 (Против всех)

2000 – 2002 (Нонспектакулярное искусство)

2002 – 2012 (Автономия искусства)

2013 – ... (Новые работы)


29/10/2015
29.10.2015 - Открытие выставки Анатолия Осмоловского "Авангардистская канцелярия"
Новый проект Анатолия Осмоловского обращается к метафоре канцелярской принадлежности и с долей иронии сводит на нет ее практическое применение. Представленные на выставке объекты в своей детальной проработке относят к предметам бумажного обихода, чей облик не сменялся на протяжении десятилетий и прочно врезался в память постсоветского человека. Точность в исполнении при ближайшем рассмотрении оборачивается подвохом и придает узнаваемым образам характер абсурда.

с 30 октября по 6 декабря 2015 г.
Pop/off/art gallery
ЦСИ Винзавод, 4-й Сыромятнический пер., д. 1, стр. 6, Москва

Подробнее…




26/05/2015
CURRENT, Exhibition (ATHENS, 26 May - 26 July 2015)

TERRAPOLIS

Exhibition duration | 26 May – 26 July 2015

in collaboration with the Whitechapel Gallery

Curator | Iwona Blazwick, Director, Whitechapel Gallery

FRENCH SCHOOL AT ATHENS, DIDOTOU 6

Opening Hours
Monday Closed
Tuesday - Saturday 10:00 - 21:00
Sunday 12:00 - 18:00

NEON and the Whitechapel Gallery are proud to present TERRAPOLIS, the second major collaboration in Athens between the two organizations following the presentation of ‘A Thousand Doors’ at the The Gennadius Library of the American School of Classical Studies at Athens (4 May – 30 June 2014). NEON works to widen access to contemporary art and is committed to contributing to the vital cultural activity in Athens.


Подробнее…




04/05/2015
Лекция по истории российского акционизма в ICA (London)

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system.

Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career.

Далее...



27/03/2015
Анатолий Осмоловский в Проекте "СОВРЕМЕННИКИ"

МОСКОВСКИЙ МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОЕКТ СОВРЕМЕННИКИ

Проект «Современники» — уникальная живая энциклопедия современных русских художников, герои которой представляют себя сами — в интервью-анкетах, с видеозаписями и расшифровками которых можно познакомиться на этом сайте. Анкеты состоят из намеренно простых, базовых вопросов, таких, которые именно в силу своей простоты не всегда задаются в обычных журналистских интервью — но ответы на них далеко не очевидны и часто неожиданны. Ведь даже то, к какому направлению тот или иной художник причисляет себя сам, в какой контекст в мировом искусстве он себя помещает, кого он считает своими учителями и единомышленниками, часто идет в разрез с общепринятыми классификациями.


Подробнее…


27/02/2015
Сева Новгородцев – программа БибиСева c участием Анатолия Осмоловского 27.02.2015

Сегодняшний гость БибиСевы - один из самых известных российских художников, лауреат "Премии Кандинского" и идеолог Московского акционизма Анатолий Осмоловский. Вечером он выступит с лекцией в Институте современного искусства (ICA) в Лондоне, а в 16:00 по Гринвичу не пропустите его интервью на БибиСеве!


Подробнее…


12/02/2015
Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

 Artist’s Talk: Anatoly Osmolovsky

27 Feb 2015 6:30 pm | Nash & Brandon Rooms | £8.00 to £10.00

Book Tickets

Russian artist, writer and theorist Anatoly Osmolovsky delivers a lecture examining the history of Russian Actionism and its value system. Osmolovsky began his career as a writer in the (then) Soviet Union and has been engaged in radical publishing and collective art-making throughout his career. The artist was involved with the Radek Community of the 1990s and early 2000s, collectivising Moscow Actionist-inspired artists who made a number of key public protest performances. Osmolovsky lead the younger artists in actions like Barricades (1998) and Against Everyone (1999), for which the group stormed the Lenin mausoleum, unfurling a banner with the titular words printed in large letters. Osmolovsky has since founded the independent art school Institute BAZA (2012).


Подробнее…


08/02/2015
06.02 - 19.04.2015 «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAST 2000+» в МСИ «Гараж»

  ВЫСТАВКА «ГРАММАТИКА СВОБОДЫ / ПЯТЬ УРОКОВ. РАБОТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ARTEAS 2000+»
6 февраля – 19 апреля 2015
Кураторы: Зденка Бадовинац, Снежана Кръстева и Бояна Пишкур
6 февраля вход на выставку свободный.

Выставка организована в сотрудничестве с Музеем современного искусства в Любляне



Подробнее…


02/02/2015
Анатолий Осмоловский: «К искусству я отношусь как к революционной машине»

Художник Анатолий Осмоловский в своих «Избранных текстах» анализирует московский акционизм, одним из основателей и активным участником которого он был. По этим статьям можно четко проследить формирование и развитие тех идей и вопросов, разрешение которых составляло для него серьезную проблему. T&P публикует вошедшую в каталог беседу Осмоловского с критиком Марией Чехонадских о диалектике и автономии искусства. Полная версия текста, опубликованного в каталоге фонда V-A-C, выйдет также в «Художественном журнале» №93.
Подробнее....



28/12/2014
Анатолий Осмоловский: «Они к смерти движутся — и нас всех за собой тащат»

 В галерее «Триумф» открылась выставка Анатолия Осмоловского, одного из самых известных российских художников. Он обсудил с порталом «Воздух. Афиша.ру», есть ли у отечественного искусства шанс — и куда вообще все катится


Подробнее…


25/12/2014
25.12. 2014 г. в библиотеке Ф.М.Достоевского презентация книги «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей»

Начало в 20:00
Библиотека Ф.М. Достоевского представляет новую книгу «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: cхождение параллелей / Избранные тексты Анатолия Осмоловского», состоящую из двух частей и опубликованную итальянским издательством Marsilio Editori совместно с V-A-C Foundation.


Подробнее…


22/12/2014
Анатолий Осмоловский, «Рас-членение» 25.12.2014 – 11.01.2015, Галерея «Триумф»

Анатолий Осмоловский. Это вы сделали? Нет, это вы сделали! Бакунин. Бронза, литье. 2012 Галерея «Триумф» представляет новый проект Анатолия Осмоловского, известного московского акциониста, куратора, основателя образовательного проекта для художников и искусствоведов «База».
 
Проект «Рас-членение» состоит из двух частей: серии девяти скульптурных бюстов «Головы мертвых революционеров» и новой бронзовой композиции «Украинка».


Подробнее…


08/12/2014
Интервью Анатолия Осмоловского для нового проекта syg.ma

«В современной России невозможно заниматься акционизмом»: Анатолий Осмоловский о живописи, независимой критике и панк-роке

«Нужно создать интеллектуальный, академический дискурс, которого в России нет или почти нет. Без него художественное производство здесь так и останется на стадии поп-арта или того, над чем работают Дубосарский и Виноградов»

«Искусство не может быть связано с тюрьмой, не потому что «слабо», а потому что когда человек попадает в тюрьму, невозможно по поводу его действий высказывать эстетические суждения»

Читать интервью полностью



03/12/2014
Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских

Как московских художников лишают мастерских, и почему это не только плохо, но и очень хорошо Московский союз художников взывает к мэру Москвы Сергею Собянину. У художников отбирают мастерские.


Отобрать и поделить. Как московских художников лишают мастерских
Подробнее…


18/11/2014
26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)

26.11.2014-23.02.2015 Выставка POST POP: EAST MEETS WEST (Saatchi Gallery, London)Масштабная выставка работ поп-арта из Америки, Китая, Великобритании и России в Saatchi Gallery - 300 работ 112 художников

Wed 26 November 2014 - Mon 23 February 2015 Saatchi Gallery, Duke of York's HQ, London SW3 4RY

www.saatchigallery.com  

Почему именно поп-арт из всех течений в искусстве XX века оказывает такое длительное и сильное влияние на художников по всему миру? США и Великобритания, Китай и постсоветское пространство — поп-арт жив до сих пор везде. Организаторы этой уникальной по масштабам выставки решили попытаться понять, в чем тайна его власти.


Подробнее…


20/09/2014
9 сентября – 30 ноября 2014 выставка работ из коллекции Фонда V-A-C в Whitechapel Gallery (Великобритания)
 

Коллекция Фонда V-A-C
Выбор работ: Майк Нельсон

9 сентября – 30 ноября 2014, галерея Whitechapel Gallery
Время работы: вторник - воскресенье 11:00 - 18:00, четверг 11:00 - 21:00

Whitechapel Gallery, галерея 7
77-82 Whitechapel Hight Street, Лондон

Whitechapel Gallery открывает первую в Великобритании выставку работ из коллекции Фонда V-A-C, которые отобрал для показа британский художник Майк Нельсон.


Подробнее…


17/07/2014
Институт БАЗА: новый учебный год

Институт БАЗА - прием абитуриентовС 1 августа по 25 сентября в Институте «База» открыт прием заявок на следующий учебный год. Всем желающим поступить необходимо заполнить анкету в электронном виде и прислать на bazaeducation@gmail.com. По этому же адресу можно получить дополнительную информацию или задать вопросы, касающиеся процедуры поступления и образовательных программ.

В октябре 2014 года Институт открывает новую экспериментальную образовательную программу «БАЗАльт» для молодежи (16+), в рамках которой запланированы циклы лекций по истории российского и зарубежного искусства, а также практические занятия. В связи переизбытком различных творческих инициатив, основной акцент делается на определении четких границ и отличий искусства от дизайна. Программа рассчитана на год обучения. Занятия проходят три раза в неделю по будним дням с 17.00 до 19.00.

Общую информацию о поступлении можно найти здесь



17/05/2014
22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

 22 мая 2014 г. В рамках программы "Рига-2014" открывается выставка "В поисках горизонта"

22 мая в 17 часов в рамках программы культурной столицы Европы в рижской церкви Св. Иоанна и в 18 часов в Латвийском музее истории железной дороги открывается международная выставка современного искусства "В поисках горизонта". В выставке участвуют 39 художников из таких стран, как Латвия, США, Россия, Австрия, Нидерланды, Индия и Германия. Выставку дополняет семинар, посвященный личному опыту художников и теоретиков искусства. Семинар пройдет в Латвийском музее истории железной дороги 24 мая с 11:00 до 17:00.



Подробнее…


03/04/2014
Анатолий Осмоловский: «Искусство начинается с достоинства и самостоятельности художника»

В Музее Москвы проходит выставка «Живопись расширения» под кураторством Евгении Кикодзе (Музей Москвы) и Анатолия Осмоловского (Институт «База»). «Что такое современная живопись и где ее место в актуальных практиках искусства?» — этот вопрос все отчетливее звучит на местной сцене, и эта выставка — не исключение. Работы одиннадцати авторов — как известных современных художников, так и совсем молодых — объединены общим свойством: это живопись, которая так или иначе «расползлась» в другие контексты или жанры. О том, почему живопись обладает наибольшим потенциалом автономии и зачем эта автономия художнику нужна, Анатолий Осмоловский рассказал Ольге Данилкиной.


Подробнее…


28/12/2013
Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.

Открытое письмо Анатолия Осмоловского Марии Алехиной и Надежде Толоконниковой.Из «грязи» в князи (мира сего)

Гигантским разочарованием для меня стала пресс-конференция Pussy Riot на «Дожде». Было почти физически больно это наблюдать.

Действительно, российская пенитенциарная система обладает поистине колоссальными возможностями для «перевоспитания». Пресс-конференция показала это в такой отчетливой форме, что Путин может быть доволен. Доволен до такой степени, что, собственно, зачем ее менять-то? По крайней мере, по отношению к современным художникам она работает превосходно.


Подробнее…


15/12/2013
Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»

Перформанс студентов «Базы» по случаю публикации книги Марии Судаевой «Лозунги»15 декабря 2013 г.  в 16.00 на площади Краснопресненская Застава состоялся перформанс студентов Института «БАЗА» по случаю публикации книги Марии Судаевой «ЛОЗУНГИ». Текст книги поделен на три части – «Программа минимум», «Программа максимум» и «Инструкции для боевых подруг», каждая из которых состоит из пронумерованных лозунгов и рекомендаций, организованных по особому стилистическому и фонетическому принципу. Все фразы выписаны заглавными буквами, и завершаются восклицательными знаками, создавая бесконечный мысленный поток пограничного состояния смутного времени. 


Подробнее…


18/11/2013
Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы

 "Мне нужно было сначала себя прибить, а потом уже убрать одежду, чтобы осталось тело, прибитое к брусчатке. И вокруг ничего. Оно там возникло – и всё..."

 

Петр Павленский обнаженным присел на брусчатку Красной площади и приковал, прибил гвоздем свои гениталии к брусчатке Красной площади. Это всё было зафиксировано на многих фотографических аппаратах. Саму эту акцию в виде фотографий и видео вы можете видеть на всех сайтах, думаю, мира, а не только России. После этого Петр Павленский был препровожден в отделение милиции, накрытый простыней или покрывалом. После этого отправились в суд. После этого дело не завели и отпустили. Но 15 числа прокуратура сказала свое слово, и уголовное дело по статье «хулиганство» все-таки было заведено.

В контексте этого события Анатолий Осмоловский, Марат Гельман, Андрей Архангельский и Петр Павленский в передаче "Культурный шок" на Эхо Москвы провели дискуссию на тему "Современное искусство как политическая акция"


Подробнее…


12/11/2013
14 ноября 2013 г. в 20-00 лекция Анатолия Осмоловского в Solyanka VPA

/news/logo/solyanka200.jpg«Эстетические проблемы традиции акционизма в современном искусстве. Искусство или политика?»

 Осмоловский — фигура последовательного воплощения собственной эстетической стратегии. Его лекция — об эстетических проблемах традиции акционизма в современном искусстве

лекция состоится 14 ноября 2013 г. в 20-00
место проведения - Solyanka VPA (video/performance/animation)
ул. Солянка, 1 (вход с ул. Забелина), Москва

Вход свободный


Подробнее…


31/10/2013
7 – 17 ноября 2013 г., «НАШЕ ДЕЛО» - Первый выставочный проект Института «База»

Кураторы: Анатолий Осмоловский, Константин Бохоров
Организаторы: Светлана Баскова, Анна Ильченко
Место проведения: ЦТИ «Фабрика», Зал Артхаус
Даты проведения: 7 – 17 ноября 2013 года
Адрес: м. Бауманская, Переведеновский переулок, 18
Открытие состоится 7 ноября в 19.00

Участники: Ильмира Болотян, Майма Пушкарева, Ангелина Меренкова, Наталья Кучумова, Лета Добровольская, Александр Колесников, Иван Новиков, Ирина Петракова, Соня Румянцева, Николай Сапрыкин, Никита Спиридонов.


Подробнее…


05/10/2013
05.10 - 30.11.2013 «Изысканный труп и двенадцать самоубийц», Галерея Томаса Брамбиллы (Бергамо, Италия)

Анатолий Осмоловский 05/10/2013 - 30/11/2013 выставка Анатолия Осмоловского «Cadavre Exquis - Двенадцать Самоубийств» (галерея Томаса Брамбиллы, Бергамо, ИталияВремя проведения выставки: 05/10/2013 - 30/11/2013
Открытие: Суббота, 5 Октября 2013 h.18.30.
Часы работы: Вторник - Суббота с 14:00 до 19:00.

Томас Брамбилла
Via Casalino 25
24121, Бергамо, Италия
Тел: +39 035 247418
www.thomasbrambilla.com
info@thomasbrambilla.com

Галерея Thomas Брамбилла с гордостью представляет «Изысканный труп и двенадцать самоубийц» (Cadavre Exquis and Dodici Suicidi) - персональная выставка Анатолия Осмоловского.

Название выставки, относится именно центральной работе и цитирует знаменитую практику сюрреализма - Cadavre Exquis - процесс создания коллективных текстов или изображений, в котором каждый участник пишет или рисует без знания того, каков вклад других.


Подробнее…


07/09/2013
«Против всех» на выставке RE-ALIGNED ART (Tromsø, Норвегия с 13.09.2013 по 11.2013) )

Против всех на выставке RE-ALIGNED ART С 13 сентября по ноябрь 2013 в Tromsø (Норвегия) пройдет выставка RE-ALIGNED ART. На выставке будет представлен проект Анатолия Осмоловского «Против всех»


Подробнее…


23/07/2013
Лекция Анатолия Осмоловского о 55-й Венецианской биеннале

В конце июня в институте БАЗА состоялась лекция Анатолия Осмоловского для студентов о 55-й Венецианской биеннале, основанная на собственных впечатлениях от посещения. Здесь мы публикуем аудио-запись часть 1 и часть 2 этой лекции и фотографии выставки.


Подробнее…


25/06/2013
Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre Oci

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciВ параллельной программе Венецианской биеннале открылась совместная выставка восточноевропейских художников Павла Альтхамера и Анатолия Осмоловского. Выставку «Схождение параллелей» (Parallel Convergences) курировал Николас Каллинен из Нью-Йоркского Метрополитен музея. Он — автор нескольких статей в каталогах двух недавних выставок российских художников: «Шоссе энтузиастов», прошедшей здесь же в прошлом году, и персональной выставки Арсения Жиляева «Музей пролетарской культуры». Каллинен — в прошлом сотрудник британского музея Тэйт, где он активно содействовал интересу музея к покупке работ российских и восточноевропейских авторов (в 2012 году в музее был создан комитет по закупкам в Восточной Европе и России с бюджетом около 400 тысяч долларов в год).


Подробнее…


06/06/2013
«Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей»

Венецианский пакт: Альтхамер и Осмоловский в Casa dei Tre OciДвое важнейших художников 90-х из стран бывшего соцблока, к которым сейчас существует особенный интерес на Западе. Поляк Павел Альтхамер и бывший радикальный московский акционист Анатолий Осмоловский сойдутся в экспозиции, которую делает в Венеции фонд «Виктория». Идея в том, чтобы проследить связи между авторами, действовавшими после крушения социалистического режима. 


Подробнее…


01/06/2013
«Схождение параллелей» Альтхамера и Осмоловского

Фонд V-A-C представляет выставку двух художников в Италии.

Фонд V-A-C, некоммерческая московская институция, которая занимается популяризацией и развитием русского современного искусства, летом представит итальянской публике выставку «Павел Альтхамер и Анатолий Осмоловский: Схождение параллелей». Этот проект впервые сводит вместе работы двух художников, поляка и россиянина, происходящих из того поколения, которое стало свидетелем резкой смены социальной и политической парадигмы в России и странах Варшавского договора. Это привносит в их работы множество интересных параллелей. Экспозиция ставит Альтхамера и Осмоловского в позицию постоянного диалога, который разворачивается в поле различий и сходств между их работами. Произведения обоих художников часто касаются идеи телесности и модусов восприятия.



Подробнее…


28/05/2013
Болевые точки

художник Анатолий ОсмоловскийВ преддверии 55 Венецианской биеннале художник Анатолий Осмоловский рассказал газете Cине Фантом о будущем движении новых импрессионистов, о необходимости быть «чистым регистрирующим аппаратом» и, конечно же, о своих новых работах.
Читать полностью


НЕЦЕЗИУДИК

Командарм за работой

Независимая газета 03.12.97 (Среда, №228(1553))
Ульяна Николаева

ПРИКАЗЫ по армии «искусств» отдавал на открытии своей персональной выставки в XL галерее скандально известный художник Анатолий Осмоловский.
Парящим в воздухе вместе со своим «офисом» предстал он перед собравшейся публикой. К потолку галереи были прикреплены его стол и кресло. Снизу видны были ноги в черных, революционных сапогах, раздавался стук пишущей машинки. Время от времени выкрикивались имена бойцов армии искусств, которым адресовались приказы. Мобилизованы были все — от Бренера до Солженицына.

Дан приказ

Елена Селина

Если попытаться проанализировать состояние московской художественной ситуации на сегодняшний день, то несмотря на объективные трудности (отсутствие моральной и материальной поддержки со стороны государства и частного капитала), и как следствие, несколько подвижнический характер существования актуального искусства — очевидно, что точку ставить рано. Жизнь продолжается, и думается, что будет продолжаться и дальше. Отсюда, задачу свою ХL Галерея видит в поддержке и стимулировании ЛЮБОГО свежего решения (совершенного или эскизного) как в области идей, так и новых форм высказывания.

Толя, как тебе там, наверху?

Олег Киреев

«Общество спектакля» - этот термин Ги Дебора чем дальше, тем больше придется вспоминать обществу, которое за несколько лет из периода первоначального накопления капитала попадает прямо в поздний капитализм. «Все, что прежде жило непосредственно, теперь переходит в область репрезентации».

Итак: исследование  вместо манифестации?

А. Осмоловский о выставке «Война продолжается»

Война продолжается...

Пресс-релиз. Press-release «The War Is Going On...»

В основу идейной программы выставки, а также и творческой стратегии ее участников положены эпистемологические теории Томаса Куна, Имре Лакатоса, Пауля Фейерабена. Исходя из представления о детерминированности фактов действительности парадигмами мышления, авторы выставки видят ее как эксперементальную модель новой парадигмы, способной породить в свою очередь новые факты действительности.

«Путешествие Нецезиудика в страну Бробдингнеггов» - из каталога Российско-голландского проекта «Exchange»

Александра ОБУХОВА

Каталог Российско-голландского проекта «Exchange», сентябрь 1993 г.

Начало творческой карьеры А. Осмоловского совпало с «перестроечной» глорификацией художественного «андеграунда», и в составе скандально известной группы «ЭТИ» он испытывает на прочность равно как терпение эстетов и интеллектуалов, так и саму поверхность канонизированного стиля. В горизонте обзора возможных практик противодействия идеологической диктатуре постмодернизма (и его частного варианта в виде позднего «московского концептуализма»), он выбирает путь двойного сопротивления, раз и навсегда отказавшись от персонального опыта, — сопротивления не только модусу репрезентации, но и жесткой системе социального функционирования современного искусства.

Urban Art on the Move

The Moscow Tribune 1993, September 15
By Olga Listsova Special to The Tribune

Нецезиудик. 1993 г. «Последний манифест»

«На вопрос о теоретическом оправдании наш анархист, помня о законе неравномерного развития, будет отвечать в грубо пропагандистской манере, используя клочки аргументации.»
П. Фейерабенд

Nezesudik - A revolutionary competitive program

The contemporary art process is the sum total of individual artistic programs which variously group together into competing collective programs, having destroyed the Great Myth of the New. The hegemony of the post-structuralist program deideologized art turning it into a sort of boring, lifeless entertainment.

«Лишние» в ГУМе

Александр Кравченко

Чжаньчжэн и чжуаньчжэн — это, по-китайски, война и диктатура. Китай — родина Мао Цзэдуна. Мао Цзэдуну — 100 лет.
В воскресенье, 26-го, в 2 часа пополудни обитатели, покупатели и прочие, находившиеся в ГУМе, попали на день рождения Мао Цзэдуна. Все началось с большого черного магнитофона, который закричал вдруг около фонтана громко и экспрессивно, с надрывом: «Война! Диктатура!.. »

Ударим иконой концептуализма по зеркалу западного искусства

газета "Коммерсант-DAILY" №40. Суббота, 5 марта 1994 г.

Как сообщал „Ъ" 2 марта, в Аахене проходит большая выставка русского искусства «Fluchtpunkt Moskau». Помимо исторического раздела, на ней представлены 10 инсталляций современных московских художников, сделанных в основном специально для Аахена. Среди них работы «патриархов» московского концептуализма — Комара и Меламида, живущих ныне в Нью-Йорке, а также Андрея Монастырского и Дмитрия Пригова. Художники следующего поколения примыкают к этой традиции, а более молодые ищут свой индивидуальный путь, от этой традиции отталкиваясь. Рассказывает ЕКАТЕРИНА ДЕГОТЬ.

А на нейтральной полосе — цветы

Независимая газета 11. 04. 95
Выставка «No man's land» в копенгагенском центре современного искусства «Николай»

Федор Ромер

Цветы на нейтральной полосе искусства

"Коммерсант" 28 марта 1995 г.

В Копенгагене в Центре современного искусства Nicolaj открылась выставка актуального русского искусства «Ничья земля» (No man's Land) с подзаголовком «Художники ближнего зарубежья». В экспозиции представлены 13 инсталляций 16 художников, живущих в России или в эмиграции. Рассказывает ЕКАТЕРИНА ДЕГОТЬ.

Фиаско скифов. Как не оплодотворили Европу.

Екатерина ДЕЕВА, Копенгаген — Москва.

На плане Копенгагена скульптура Русалочки выделена жирным черным кружком. И туристы, насмотревшиеся на двухметровые статуи королей-викингов и громады краснокирпичных соборов, ожидают увидеть на берегу залива нечто монументальное. Увы. На маленьком камешке сидит маленькая девочка. То ли с хвостиком, то ли с ножками. Грустная. И все почему-то сразу грустнеют, достают фотоаппараты и потом везут домой игрушечных Русалочек.

Русские экстремисты в Датском королевстве

Дмитрий СИЛИН

"Нет такой страны — Дании!" — такие крамольные слова кричал благим матом художник-экстремист Олег Кулик из чрева механического быка в центре Копенгагена, когда оказалось вдруг, что член не работает.

Избыточные волосы Осмоловского.

В галерее XL прошла вторая часть выставки группы «Нецезюдик» (проект Бренер—Осмоловский, куратор Елена Селина).

Согласно считалочке «Любит — не любит — плюнет — поцелует... », Анатолий Осмоловский поплевал на белые стены галереи с работами Александра Бренера и тем спровоцировал нас на анализ обозреваемой выставки. Провокативное сопоставление на деле оборачивается шуршанием каталогов и оговариванием в кулуарах «деконтекстуализированных» жестов.

История любви Николая Березкина рассказана в «Риджине»

газета "Коммерсант-DAILY" №41. Воскресенье, 6 марта 1994 г.

Вчера в галерее "Риджина" открылась выставка памяти Олега Голосия — первого художника галереи, трагически погибшего осенью прошлого года. Драматургия выставочного проекта заключалась в том, что функцию экспозиционера взамен ушедшего Олега Кулика взял на себя молодой радикальный художник Анатолий Осмоловский, известный своими провокационными акциями. Однако опасения оказались напрасными: жест ультрареволюционера по отношению к творчеству Голосия был достаточно корректен и прост – дело свелось к проекции диапозитивов с картин художника на сами же картины. Что было вполне уместно в данном случае, и к тому же это выглядело преамбулой к главному событию вечера — демонстрации фильма братьев Алейниковых, снятого по мотивам работ Голосия.

Radical Artists Scream Out the Naked Truth

The Moscow Times. Tuesday, October 4, 1994 (Вторник, 4 октября 1994)

Антифашисты об антифашизме (Антифашизм) ("Латинский квартал")

газета "Латинский квартал"

Вот уже больше полувека левая интеллигенция бьется над определением фашизма: невозможно бороться с тем, что не определено. Сталинское определение, попавшее в советские учебники («Открытая террористическая диктатура наиболее реакционных и наиболее шовинистических кругов финансового капитала... »), возможно и помогло победить фашизм Гитлера, но сейчас оно просто не отражает всего разнообразия действительности

Налево пойдешь – себя потеряешь. «Антифашизм и анти-антифашизм» в ЦСИ ("Сегодня")

газета "Сегодня" 19 октября 1996 г.
Андрей Ковалев

Левую идею все время преследуют какие-то трагикомические приключения, из-за чего левые всегда выглядят немного смешно. И героический экс-наркомвоенмор Лев Троцкий, братающийся с безумным Бретоном, и грозный воитель Че Гевара, измученный астмой и матэ, и героический шизофреник Кон-Бендит во главе парижских студиозов – все они в меру нелепы. Тем, собственно, и симпатичны, в отличие от Де Голля, Черчилля, Пиночета и прочих. Быть левым – значит вызывать снисходительные усмешки. Во времена «Мифологий» Ролан Барт, тогда еще очень левый, вскользь зафиксировал несамодостаточность и неловкость левой мифологии. Нашему брату, оформителю буржуазной мифологии, вовсе не грозит опасность оказаться смешным.

Искусство с народом и без него. Обзор новейших московских выставок (акции «Партия под ключ», «Сегодня»)

газета «Сегодня» №120(478) 30.06.95

Начавшись политической бурей, художественная жизнь к концу недели, похоже, вновь перешла на малые обороты и на тесное общение в родственном кругу. Из множества сопутствующих разговоров и текстов более прочих на цитату тянет слоган Движения умственно-политической ассенизации "Или наденьте трусики, или снимите крестик". Автор не знает, как иные художники поступят, но он бы на их месте выбрал крестик, в том смысле что политика — политикой, но лучше от греха подальше.

В политической борьбе молодое поколение предпочитает использовать гаечный ключ (акция «Партия под ключ»)

Коммерсант 01.06.95

Галерист Марат Гельман, художественные проекты которого актуальны, как газетные заголовки, не преминул откликнуться на модную сегодня политическую тему грядущих выборов. В Политехническом музее он организовал шоу-конкурс «Партия под ключ». Вниманию аудитории был - предложен вакантный пакет регистрационных документов, право на обладание которым после выступлений соискателей, последующих дебатов и завершающего все шоу выборов должно перейти к победившему лидеру движения или партии. Призовой пакет — реальный. Этого нельзя сказать о большинстве претендентов, представлявших лишь самих себя — свои мании и фобии (афишировать которые стало ныне уместно не только в закрытых стационарах), а также художественные проекты.

MailRadek - текст № 21

Для московского художественного сообщества остается загадкой творчество художника Гии Ригвавы. Прежде всего в его работах отпугивает кажущаяся холодная рациональность. На фоне сложных интеллектуальных игр московского концептуализма и агрессивных эскапад радикального искусства его творчество кажется слишком рафинированным, слишком нейтральным, слишком холодным. Его видео работы с одной стороны отталкивают своей антизрелищностью и минимализмом, но с другой в этих работах Ригваве удивительным образом удается стереоскопически охватить ту или иную проблему.

MailRadek - текст № 22

Деятельность актуального современного искусства можно с полным правом определить как политическую. Причем речь не идет об ангажированном искусстве, но скорее об искусстве способном ангажировать. Но и этот ангажемент нельзя рассматривать как способность искусства подчинить своим задачам деятельность какой-либо политической партии или движения. Актуальное искусство не занимается большой политикой т.е. не ставит своей целью внедрение в парламент и воздействие на социальность легитимными политическими методами, наоборот оно пытается выбросить любую политическую партию из зоны легитимности и именно таким образом изменить конфигурацию социума.

MailRadek - текст № 23

текст № 23
28.02.97

История современного исскусства в России, будь она написана, могла бы дать более или менее четкое опредление существующих и существовавших конкурирующих групп, направлений, сделать обобщения, предложить дефиниции. Пока что в роли историографа выступил только С.Хрипун со справочником “Кто есть кто в современном искусстве Москвы”; попытка аналитических описаний делали В.Мизиано и Е.Деготь.

MailRadek - текст № 26

еятельность движения “Э.Т.И.” нужно рассматривать исходя из такого понятия как лайф-арт (искусство жизни и экзистенциальное формирование внутригрупповых ситуаций были главной задачей и интенцией эти-активности). Пименов, Осмоловский и Гусаров прежде всего были экзистенциальными экспериментаторами и только потом художниками. Очень интересно в архивных материалах Д. Пименова знакомиться с черновиками продуманных и распланированных до минут каких-либо намеченных встреч с одним из членов группы, в этих черновиках описаны не только необходимые жесты (типа пожатия руки или шутки), но и возможная реакция “партнера” и ответ на эту возможную реакцию автора ситуации

MailRadek - текст № 27, часть 1

На одной из "сред у Авдея" А.Ерофеев вынес приговор акции А.Бренера в Стеделик за то, художник в целях саморекламы нанес оскорбление, моральный ущерб и т.д. всем, кто хранил, любил, ценил и т.п. картину Малевича. О чем говорит А.Ерофеев?? Сотрудники голландского музея, в его представлении, напоминают сентиментальных старушек в краеведческом музее, молящихся на хранящийся у них карандашный эскиз Сурикова или Айвазовского.

MailRadek - текст № 28

Когда Георгий Литичевский писал в “Русский Телеграф” рецензию на первый номер “РАДЕКа”, ему изменили все качества критика, которыми он прежде гордился: ироничность, дипломатичность, умение одновременно польстить автору и понравиться его критикам, принцип писать “об авторе или хорошо, или ничего”. Он взял на себя роль именно того “старого пердуна”, который по традиции обязательно должен ругаться и грозиться в случае выступления “молодых”, и без него, вероятно, не получилось бы образцового архетипического театра. В случае с предыдущим номером 1994-го года эту роль сыграла Екатерина Деготь, и, если в реакции на будущие номера журнала эта традиция сохранится, то в лице наивных критиков общество наглядно покажет свою неспособность отделаться от клишированной оппозиции “мудрые старики — наглые молодые”.

MailRadek - текст № 29

Вчерашний вечер Александра Дугина в музее им. В.Маяковского, бывший одновременно и презентацией альманаха “Конец света”, является удобным поводом для разговора обо всей “элементовской” тусовке. Как и во многих случаях, наилучшим средством критики объекта станет его простое описание. Это описание должно сосредоточиться на базисных основаниях деятельности “Элементов” и его главной деятельности —  пропаганде, поскольку, как обычно,  задача пропаганды “Элементов” в том и состоит, чтобы замаскировать базисные основания.

MailRadek - текст № 30

Что есть такое государственное осуждение терроризма? В громадном количестве словесной демагогии, осуждающей терроризм, этический аспект проблемы и ссылки на христианские заповеди играют первостепенную роль. Любой самый мелкий и дрянной журналистишка считает своим долгом осудить, высмеять или пригвоздить к позорному столбу каждого человека, взявшего в руки оружие и отстаивающего свое право достойной жизни (именно достойной, а не комфортной, комфортная жизнь — это идеал и цель либерального общества). 

MailRadek - текст №31, часть 1

Весь мир охвачен волной паники по поводу президента Клинтона. Америка хочет знать, ебался ли ее президент с какими-то откуда-то вылезшими бабами. Вопрос этот форсируют буржуазные масс-медиа, спекулирующие на мещанском интересе потребителей их продукции. Весь мир повторяет показания Полы Джонс о том, что Клинтон однажды просил ее пососать, и какой формы у него тогда был член (загнутый книзу), а Монике Левински "Пентхауз" предложил 2 млн. долларов за подробную историю ее романа с президентом в сопровождении фотографий.

MailRadek - текст №31, часть 2

Я, Анатолий Осмоловский, отец двоих девятилетних детей-близнецов, девочки Ани и мальчика Алеши, могу сообщить, что подобная история произошла с моими детьми 8 февраля 1998 года, но в качестве педофила-соблазнителя выступил наш главный священнослужитель патриарх Алексий. Являясь человеком свободных взглядов, в данном вопросе я выступаю не как обвинитель самого факта соблазнения (мои дети сами способны и имеют полное право выбрать себе любого сексуального партнера), меня удивляет и возмущает тотальное лицемерие церкви, запрещающую педофилию публично, но практикующую ее приватно (во всяком случае, в отношении российского патриарха).

MailRadek - текст № 34

Не существует никаких знаний об окружающем мире, ни, тем более, какого-либо единого и общеобязательного для всех знания о мире. Так называемые “общечеловеческие ценности” и “всеобщие права человека” — это стратегия управления современным обществом со стороны Капитала (Капитал, конечно, не является какой-то метафизической данностью, он есть определенный принцип социальных отношений, регулирующий потоки желания и интереса).

MailRadek - текст № 35

26.02.1998

В современном обществе всё взаимосвязанно и всё контактирует (или потенциально способно контактировать) друг с другом, т.е. произойти может абсолютно всё что угодно. Например, на идиотский вопрос о существовании бога (или любой подобный вопрос об инопланетянах, экстрасенсах, гномах, зомби, т.д.) современный левый должен отвечать однозначно утвердительно (не исключена возможность, что завтра бог официально во всех центральных газетах объявит о своем существовании.) “Но ведь левое мышление принципиально атеистично!” — воскликнет ортодоксальный марксист. Да, но это утверждение, как это не парадоксально, совершенно не отменяет принципиальную атеистическую позицию. Современный левый — это позитивный агностик. Хотя агностицизм —  не точное определение подобной позиции, но за отсутствием точного определения уместно воспользоваться этим термином.

MailRadek - текст № 36

1 марта был Днем Неизвестного Художника, организованным группой зАиБИ (за Анонимное и Бесплатное Искусство). Эта группа сейчас является наименее известным и наиболее интересным феноменом, относящимся и к области современной (актуальной) культуры, и к области политики, и радикально отвергающим правила, по которым предлагается вести деятельность в этих областях. Инициаторы деятельности группы исходят из того изумительно простого постулата, что каждому человеку присущ ПТИ (Первичный Творческий Импульс), и каждый может реализовывать его в повседневной жизни, в любой деятельности, будь это даже исполнение работы (например, рабочего или милиционера) или просто мытье рук.

Весна — время метить новые территории.

газета "Коммерсант-DAILY" №88. Вторник, 17 мая 1994 г.

В частной экспериментальной галерее XL продолжается выставка двух лидеров, художественной программы Nezesudik — Александра Бренера и Анатолия Осмоловского.

Возмутители, общественного спокойствия отметили лабораторное пространство XL традиционно школярско-шкодливым перформансом — двухчасовым стоянием на стульях голого Александра Бренера и инсталляцией Анатолия Осмоловского — налепленными на стены галереи жевательными резинками с вкраплениями волос. Смысл акции, по всей видимости, состоял единственно, в желании авторов пометить своим присутствием новое экспозиционное пространство.

Press-release "The War Is Going On... "

The model of the aesthetic revolution in the contemporary social and cultural situation

The artists: A. BRENER, V. MARKOV, A. NIKOLAEV, D. PIMENOV, A. REVIZOROV, N. HALEZIN, V. SHUGALEI
The curator: A. OSMOLOVSKIJ
Sponsors of the exhibition: Join-stock venture "VITT"/Minsk/, Gallery "VITA NOVA"/Minsk/
The openning: 30th of March, 1993 at 6 p. m.

The exhibition is open till the 1st of May, 1993. every day - from 12 a. m. to 7 p. m. days off - Sunday, Monday

Radical Artists Scream Out the Naked Truth

The latest show at the Ridzhina Gallery looks as if the artists staged their own revolution, a quest for the genre farthest from the feel-good images of Socialist Realism. And they have succeeded: Assaulted by exhibits like screaming, tar-covered heads, viewers are not likely to come away uplifted.

1993 г. - выставка «Война продолжается»

выставка «Война продолжается...», 1993 г.
выставка «Война продолжается...», 1993 г.

1994 г. «Claustrophobia of Anarchy»

1994 г. - выставка «Клаустрофобия анархии»
1994 г. - выставка «Клаустрофобия анархии»
1994 г. - выставка «Клаустрофобия анархии»
1994 г. - выставка «Клаустрофобия анархии»
1994 г. - выставка «Клаустрофобия анархии»
1994 г. - выставка «Клаустрофобия анархии»

1996 г. Антифашизм

1996 г. - каталог выставки «Антифашизм и анти-антифашизм»
1996 г. - выставка «Антифашизм и анти-антифашизм»
1996 г. - выставка «Антифашизм и анти-антифашизм»
1996 г. - выставка «Антифашизм и анти-антифашизм»
1996 г. - выставка «Антифашизм и анти-антифашизм»
1996 г. - выставка «Антифашизм и анти-антифашизм»

акция «Позор 7 октября» 

20 октября 1993 года - акция «Позор 7 октября»
20 октября 1993 года - акция «Позор 7 октября», фотография на обложке журнала «Радек»
English Русский